Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год





Скачать 105.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год
Дата публикации22.07.2013
Размер105.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чувашско –Сорминская средняя общеобразовательная школа» Аликовского района


Рассмотрена на заседании ШМО

учителей естествознания

Руководитель ШМО

____________________

Протокол № _________

____________________

Согласовано: Заместитель директора

по УР: _______(Васильева А.М.)

от « »______2012 года

Утверждено:

Приказ №____

Директор школы: _______(Давыдова Н.К.) от « »______2012года




Рабочая программа по

природоведению

для 5 класса

( основного общего образования)

Срок действия: 2012– 2013 учебный год

Учитель: Алексеева С. А.

с. Чувашская Сорма - 2012
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования 2004 года. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся.

УМК:

  • Т.С.Сухова, В.И.Строганов . Природоведение. 5 класс (учебник). М. издательский центр «Вентана - Граф» 2007 ;



Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных

учреждений отводит 34 учебных часов для обязательного изучения

природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 1 час в неделю.

Содержание курса

1.Введение. Что тебя окружает. (3часа, из них 1 час – экскурсия.)


Живая и неживая природа. Единство живой и неживой природы. Загадки природы. Изменяется ли окружающий нас мир. Могут ли в живых организмах происходить физические и химические изменения.

Основные понятия. Живые организмы. Методы исследования живой и неживой природы. Органические и неорганические вещества. Состав веществ. Историческое развитие организмов. Природные явления.

Лабораторные работы. Знакомство с лабораторным оборудованием. Составление молекул веществ. Химические явления происходящие в организме.

Экскурсия. Живая и неживая природа.

Опыт в домашних условиях. Испарение воды(опыты 1,2,3)
2.Многообразие природных явлений. (2 часа)

Все течет и все изменяется. Чем различаются химические и физические явления.

Основные понятия. Физические и химические изменения.

Лабораторные работы. Изменение цвета, формы. Обугливание сахара.
3. Химические явления в живой и неживой природе. (2 часа)

Химические реакции и условия , влияющих на них. Вещества, образуемые растениями.

Подведение итогов

Основные понятия. Химические реакции и условия необходимые для реакций горения. Образование нового вещества. Признаки химических реакций. Фитонциды, витамины.

Лабораторные работы. Влияние температуры на скорость химических реакций.
4. Физические явления в живой и неживой природе.

(4 часа, из них 1 час лабораторная работа)

Что необходимо знать, изучая физические явления? Магнитные и электрические явления. Механическое движение в живой и неживой природе. Световые явления в живой и неживой природе. Свет в жизни живых организмов. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги.

Основные понятия. Биофизика- наука изучающая физические явления, происходящих в живой природе. Механические, звуковые, тепловые, световые, электрические, магнитные явления в живой природе..

Лабораторные работы. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями (практическая работа). Звуковые общения животных и их значение в жизни.

Опыт в домашних условиях. Распространение света в пространстве. Звуковые явления (стр. 73 учебника.)

5.Биологические явления (2 часа, из них 1 час лабораторная работа)

Размножение живых организмов. Размножение животных. Живое и неживое под микроскопом.


Основные понятия. Биология - наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка - единица строения и размножения живых организмов.

Лабораторные работы. Знакомство с микроскопом. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе.
6. Особенности живого организма (15 часов, из них 3 часа

лабораторные работы и 1 час обобщение по теме).

Размножение живых организмов. Размножение животных. Размножение растений. Строение семени. Размножение растений без семян и их распространение.

Неблагоприятные условия и способы выживания живых организмов в данных условиях.

Питание животных и растений. Питание паразитов. Значение минеральных солей и воды в жизни живых организмов. Питание живых организмов. Запасание живыми организмами питательных веществ.

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Круговорот веществ в живых организмах. Подведем итоги.


Дыхание живых организмов и выведение ненужных веществ из организма.

Основные понятия. Размножение живых организмов. Однополые и обоеполые организмы. Яйцеклетка, спермии, Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод.

Половое и бесполое размножение. Способы распространения растений. Что такое среда обитания. Хищник . Паразит. Взаимосвязь живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество. Пища - источник энергии. Солнце - источник энергии. Растения – создатели органического вещества. Животные и человек - потребители органического вещества. Вода – растворитель. Нитраты. Дыхание - признак всех живых организмов. Газообмен(внешнее дыхание). Клеточное дыхание.

Лабораторные работы. Строение семени фасоли. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. Рассматривание корней растений. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Практическая работа. Уход за комнатными растениями и вегетативное размножение растений. Подкармливание птиц зимой.

Опыт в домашних условиях. Проращивание семян в разных условиях. Изучение испарения воды листьями. Изучение направления движения побега и корня.

Демонстрационный опыт: Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды. Опыт доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

7.Движение в сферах планеты и в космосе

(4 часа , из них 1 час лабораторная работа)


Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы, гидросферы, атмосферы. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.

Основные понятия. Изменения живого мира в истории Земли. Биосфера – живая оболочка Земли. Гидросфера. Литосфера. Атмосфера. Землетрясения. Вулканы. Ветер, бриз, муссоны, ураган , торнадо(смерчь). Цунами, приливы отливы. Горные породы. Разрушение горных пород. Взаимосвязь живой и неживой природы. Солнечная система. Планета, астероид, комета, метеор, метеориты .Движение Земли вокруг Солнца.

Лабораторные работы. Знакомство с горными породами биогенного происхождения.
8. Освоение человеком природы(2 часа)

Человек - часть природы. Влияние человека на биосферу.

Основные понятия. Естественные науки и их значение в жизни человека. Экология – наука о взаимосвязи организма и среды обитания.

Лабораторные работы.

Экскурсия. Изучение структуры и состава широколиственного леса.

Задания на лето. Наблюдения за явлениями в природе: ростом и развитием растений, некоторых животных. По необходимости сделать зарисовки и снять фотографии. Выполнить любое задание со стр. 208 -20) учебника.
Учебно-тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Лаб. и практ. работы

Экскурсии

1.

Введение. Что тебя окружает.


3

2

1

2

Многообразие природных явлений.

2

2




3


Химические явления в живой и неживой природе.

2


1




4

Физические явления в живой и неживой природе.

4


2




5

Биологические явления

2

2




6

Особенности живого организма

15

5




7

Движение в сферах планеты и в космосе.

4


1




8

Освоение человеком природы

2





1

Итого

34

15

2


Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс.

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и природных явлений ;отдельных методах изучения природы;

  • об особенностях размножения живых организмов;

  • cтроение живой клетки (главные части);

  • о способах питания живых организмов;

  • строении одноклеточных и многоклеточных организмов;

  • изменение облика Земли и живых организмов;

  • круговорот веществ в природе;

  • роли современной науки в жизни человека, влиянии человека на биосферу.

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;

  • приводить примеры физических, химических и биологических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических и химических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • размножения растений вегетативными органами;

  • соблюдения гигиенических правил, чтобы не заразиться различными паразитами;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.



Основная литература :
Т.С.Сухова, В.И.Строганов . Природоведение. 5 класс (учебник).

М. издательский центр «Вентана - Граф» 2007 .


Дополнительная литература:


  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.




  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.




  1. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.


Методическая литература:


  1. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.


2. Интернет ресурсы.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005. 72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования....
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению класс 5
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального...
...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconСагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный...
Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Пример­ной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению составлена на основе федерального...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа учебного предмета «физика» для учащихся 7б класса
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Москва «Дрофа» 20007г); примерной программы...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии...
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по алгебре для 9А класса на 2012-2013 учебный год...
Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012- 2013 учебный год iconРабочая программа по математике для 5-6 классов Учебный год: 2012-2014...
Примерной программе основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск