Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Зам. директора по УР Директор МБОУ
________ Багаутдинова Л.В. МБОУ «Русско-Акташская СОШ» «Русско-Акташская СОШ»
протокол № _____________ ___________ Миронова Т.В _________ Вечкитова Т.А.
от «___»________________
Приказ № _____ от «____» ________________ 2012 г.
Рабочая программа
по учебному курсу «География. Начальный курс.» для 6 класса
учителя географии Ионовой Светланы Александровны Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____
от «____» _________2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;
Примерной программы по географии (базовый уровень) для образовательных учреждений;
Базисного учебного плана Республики Татарстан, утвержден приказом Министерства Образования и науки РТ «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования» от 10.07.2012 № 4165\12;
Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год;
Положение о рабочей программе МБОУ «Русско-Акташской СОШ»
Учебный план МБОУ предусматривает изучение предмета «География» в 6 классе в количестве 1 час в неделю ( 35 часов в год)
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Содержание программы
№п\п
| Содержание темы
| По примерной программе
| По факту
| Контрольные работы
| Практические работы
| 1
| Развитие географических знаний о Земле
| 10
| 6
|
| 3
| 2
| Природа Земли
| 30
| 29
|
| 7
| 3
| - внутренне строение Земли
|
| 5
|
| 2
| 4
| -рельеф Земли
|
| 4
| 1
| 2
| 5
| - атмосфера
|
| 6
| 1
| 1
| 6
| -гидросфера
|
| 7
| 1
| 1
| 7
| -биосфера
|
| 3
|
| 1
| 8
| - географическая оболочка
|
| 4
| 1
|
| 9
| ИТОГО:
|
| 35
| 4
| 10
|
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение. 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
И.И. Баринова, В.Г Суслов Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „ География . Начальный курс. (Землеведение) “. 6 класс – М.: Экзамен, 2010.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6 класс.
Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа по теме «Рельеф»
Контрольная работа по теме «Атмосфера»
Контрольная работа по теме «Гидросфера»
Тест по теме «Почвы»
Итоговый тест по курсу 6 класса
Практические работы №1,3, 8, 10- оцениваются полностью.
Практические работы № 2,4,5,6,7,9 являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Календарно-тематический план
-
№ п\п
| № урока
| Тема урока
| Практические работы
| Элементы обязательного минимума образования
| Формы контроля
| Дата по плану
| Дата фактически
| Домашнее задание
| 1
| 1
| РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ.
Что изучает география? Вращение Земли и ее следствие.
|
| География – как наука о Земле.
| Фронтальный опрос.
| 4.09
|
| П. 1,2,3,4,5,6 читать, отвечать на вопросы
| 2
| 1
| Изображение Земли на глобусе и карте.
План местности. Условные знаки. Масштаб.
|
| Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Масштаб, виды масштабов.
| Топографический диктант
| 11.09
|
| П. 7,9 читать, пересказывать, выучить условные знаки.
| 3
| 2
| Ориентирование на местности. Компас. Азимут.
Практическая работа №1
| Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, расстояний на местности и плане.
| Способы определения сторон горизонта, азимут
| Фронтальный , индивидуальный опрос
| 18.09
|
| П.10, конспект урока читать,
| 4
| 3
| Географические координаты (широта, долгота)
Практическая работа №2
| Определение географических координат
| Географические координаты: географическая долгота, географическая широта
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 25.09
|
| П. 8 читать
| 5
| 4
| Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.
| Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте
| Географическая карта. Градусная сеть.
| Индивидуальный опрос
| 02.10
|
| П. 9-10 читать
| 6
| 5
| Работа с картой (урок-практикум.)
Практическая работа № 3
| Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте
|
| Индивидуальный опрос, практическая работа
| 09.10
|
| Учиться определять координаты
| 7
| 1
| ПРИРОДА ЗЕМЛИ.
Как устроена наша планета.
Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.
Практическая работа № 4
| Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры. Подписывание на контурной карте географических объектов
| Материки и океаны
| Индивидуальный опрос
| 16.10
|
| Нанести на к\карту названия материков и океанов
| 8
| 2
| Внутреннее строение Земли.
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.
|
| Земная кора, литосфера
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 23.10
|
| П. 11 читать
| 9
| 3
| Горные породы, слагающие земную кору.
Практическая работа № 5
| Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.
| Магматические, метаморфические, осадочные горные породы
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 30.10
|
| П. 12 читать, Р.Т. с 20 № 1,2
| 10
| 4
| Движение литосферных плит. Землетрясения.
| Определение по карте сейсмически активных районов земного шара.
| Виды движений земной коры, эпицентр, очаг землетрясения, землетрясение.
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 13.11
|
| П. 15,16 читать, отвечать на вопоросы
| 11
| 5
| Вулканы, горячие источники, гейзеры.
| Определение по карте основных зон вулканизма
| Вулканы, строение вулкана, гейзеры
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 20.11
|
| П. 17, Р.Т. с. 20 № 4
| 12
| 1
| Рельеф.
Внешние силы, изменяющие рельеф.
| .
| Выветривание химическое, биологическое, физическое, ледники, барханы, дюны.
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 27.11
|
| 18-19 читать, отвечать на вопросы
| 13
| 2
| Основные формы земного рельефа. Горы и равнины суши.
Практическая работа № 6
| Описание по карте географического положения гор и равнин, определение высоты гор и равнин, нанесение на к\карты элементов географической номенклатуры.
| Равнины, горы, классификация по высоте
| Описание горной системы и равнины по плану
| 04.12
|
| П.20 читать, отвечать на вопросы параграфа
| 14
| 3
| Рельеф дна океанов.
Практическая работа № 7
| Описание по карте географического положение СОХ, глубоководных желобов, впадин.
| Срединно-океанический хребет, глубоководный желоб
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 11.12
|
| П. 21-22 читать, повторить раздел
| 15
| 4
| Урок обобщение и контроля знаний по теме «Природа Земли. Рельеф»
|
|
| Контрольная работа.
| 18.12
|
|
| 16
| 1
| Атмосфера и климат Земли.
Атмосферный воздух
Температура воздуха.
|
| Атмосфера, тропосфера, стратосфера, амплитуда колебания температуры воздуха, многолетняя температура, средняя годовая температура
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 25.12
|
| П. 24,25 изучить
| 17
| 2
| Атмосферное давление. Ветер.
| Построение розы ветров, составление таблицы «Ветры земного шара»
| Атмосферное давление, барометр, ветер, муссон, бриз, роза ветров, флюгер
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 15.01
|
| П. 28,29 читать, Р.Т. с.33 № 1-4
| 18
| 3
| Атмосферные осадки. Облака.
|
| Содержание водяного пара в воздухе, виды осадков и облаков, причины образования осадков, единицы измерения, осадкомер, гигрометр.
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 22.01
|
| П. 26,27 изучить, вопросы к параграфу.
| 19
| 4
| Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.
|
| Погода, климат, воздушная масса, типы погоды, климатообразующие факторы.
| Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 29.01
|
| П. 30,31,32 читать, вопросы к параграфу, Р.Т. с. 34 № 6,7,8
| 20
| 5
| Циркуляция атмосферы. Наблюдение за погодой. Практическая работа №8 „Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов “.
| Построение графиков температур, вычисление среднемесячной температуры, построение розы ветров.
| .
| Индивидуальный опрос, практическая работа
|
05.02
|
| Подготовиться к контрольной работе
| 21
| 6
| Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера»
|
|
| Контрольная работа
| 12.02
|
|
| 22
| 1
| Гидросфера.
Гидросфера.
Круговорот воды в природе.
|
| Гидросфера, круговорот воды в природа
| Фронтальный
| 19.02
|
| П. 33 изучить
| 23
| 2
| Мировой океан. Свойства вод мирового океана.
| Определение по карте глубин морей о океанов
| Мировой океан, море, залив, пролив, цвет, прозрачность и температура воды, соленость.
| Фронтальный , индивидуальный опрос
| 26.02
|
| П. 34, 35 читать
| 24
| 3
| Движение вод в Мировом океане. Течения.
| Определение по карте направлений морских течений
| Волны, течение, приливы, отливы, цунами, течения, причины возникновения течений
| Работа с картами
| 5.03
|
|
| 25
| 4
| Внутренние воды. Река.
Практическая работа № 9
| Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.
| Река, речная система, питание, режим реки.
| Работа с контурными картами
| 12.03
|
|
| 26
| 5
| Озера и болота. Подземные воды.
| Нанесение на к\карты элементов географической номенклатуры
| Озеро, сточное, бессточное озеро, болото, ледники, виды ледников и причины их образования
| Работа с контурными картами
| 19.03
|
|
| 27
| 6
| Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.
|
| Ледники, горные покровные
| Индивидуальный и фронтальный опрос
| 2.04
|
|
| 28
| 7
| Урок обобщения и контроля знаний по теме «Гидросфера»
|
|
| Контрольная работа.
| 9.04
|
|
| 29
| 1
| Биосфера.
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане.
|
| Биосфера, границы и значение биосферы, биологический круговорот, приспособление живых организмов к среде обитания.
| Фронтальный и индивидуальный опрос.
| 16.04
|
|
| 30
| 2
| Жизнь на поверхности суши. Взаимодействие человека и природы.
|
| Приспособление живых организмов к условиям среды обитания, антропогенное воздействие на природу.
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| 23.04
|
|
| 31
| 3
| Почва, почвообразование,
свойства почвы. Практическая работа № 10
| Описание почв своей местности по образцам и картам.
| Почва, условия формирования почв, типы почв, плодородие, гумус.
| Тест
| 30.04
|
|
| 32
| 1
| Географическая оболочка.
Состав и особенности географической оболочки.
Территориальные комплексы.
|
| Географическая оболочка, её составные части . Роль рельефа и климата в формировании природных комплексов.
| Фронтальный и индивидуальный опрос
| 7.05
|
|
| 33
| 2
| Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
|
| Природная зона, широтная зональность, высотная поясность.
| Фронтальный, индивидуальный опрос
| 14.05
|
| Подготовиься к контрольной работе
| 34
| 3
| Итоговая контрольная работа по курсу 6 класса
|
| Применение полученных знаний и умений
| тест
| 21.05
|
|
| 35
| 4
| Анализ контрольной работы
|
|
| Фронтальный опрос
| 28.05
|
|
| |