РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Начальный курс географии»
6 класс
Педай Ларисы Витальевны
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень).
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа».
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи,решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Используемый УМК:
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон
№
п\п урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид контроля
| Д/з
| Дата проведения
| План
| Фактич.
| Раздел Введение.
| 1
| География как наука
| 1
| Изучение нового материала
| Устный опрос
| § 1
|
|
| 2
| Путешествия и географические открытия. Практическая работа. На контурной карте нанести маршруты путешествий Ф.Магеллана, Х.Колумба, надписать названия материков и океанов
| 1
| Изучение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с картой
| § 2
|
|
| 3
| Земля-планета Солнечной системы
| 1
| Изучение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов
| § 3
|
|
| Раздел I. Виды изображения земной поверхности.
Тема 1. План местности
| 4
| Понятие о плане местности.
Практическая работа. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с картой, работа по карточкам
| § 4
|
|
| 5
| Масштаб плана
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов
| § 5, учить определения
|
|
| 6
| Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа. Ориентирование на местности
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, выполнение практической работы
| § 6
|
|
| 7
| Азимут
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, работа по карточкам
| § 6
|
|
| 8
| Высота абсолютная и относительная
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, работа по карточкам
| § 7
|
|
| 9
| Съемка местности
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, работа по карточкам
| § 8
|
|
| 10
| Глазомерная полярная съемка местности. Практическая работа. Глазомерная съемка небольшого участка местности
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, выполнение практической работы
| § 8
|
|
| 11
| Обобщение знаний
| 1
| Топографический диктант
|
|
|
|
| Раздел I. Виды изображения земной поверхности.
Тема 2. Географическая карта
| 12
| Форма и размеры Земли. Практическая работа. Обучение приёмам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи объектов
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, выполнение практической работы
| §9
|
|
| 13
| Географическая карта. Градусная сеть.
Практическая работа. Обучение определению направлению по карте, определению географических координат
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, выполнение практической работы
| §10,11
|
|
| 14
| Географические координаты
Практическая работа. Обучение определению географических координат
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, выполнение практической работы
| §12,13
|
|
| 15
| Особенности изображения земной поверхности на карте
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов
| §14
|
|
| 16
| Урок практических умений
| 1
| Тестирование, вопросы, карточки
|
|
|
|
| 17
| Обобщающее повторение
| 1
| Тестирование, вопросы, карточки
|
|
|
|
| Раздел I.Оболочки.
тема 3. Литосфера
| 18
| Внутреннее строение Земли
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §16
|
|
| 19
| Породы, слагающие земную кору. Практическая работа. Изучение свойств горных пород и минералов
| 1
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек, выполнение практической работы
| §17
|
|
| 20
| Урок практических умений
| 1
| повторение
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек,
|
|
|
| 21
| Движения земной коры. Землетрясения
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек,
| §18
|
|
| 22
| Вулканы. Горячие источники. Гейзеры
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек,
| §19
|
|
| 23-24
| Основные формы рельефа Земли. Практическая работа. Обозначение на контурной карте объектов рельефа, описание земной коры
| 2
| объяснение нового материала, выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек, выполнение практической работы
| §20,21
|
|
| 25
| Рельеф дна Мирового океана
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §22
|
|
| 26
| Контрольный урок по теме "Литосфера"
| 1
| Контрольная работа
| Тесты, вопросы, карточки
|
|
|
| Раздел I. Оболочки.
тема 4. Гидросфера
| 27
| Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §23, учить определения
|
|
| 28
| Составные части гидросферы. Практическая работа. Составление круговой диаграммы «Основные части гидросферы»
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §24, учить определения
|
|
| 29
| Свойства вод Мирового океана. Практическая работа. Определение глубин Мирового океана по карте
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §25
|
|
| 30
| Движение вод в Мировом океане. Практическая работа. Изучение картосхемы «Морские течения в океане»
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §26,27
|
|
| 31
| Жизнь в океане. Изучение океана
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §28
|
|
| 32
| Воды суши
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §29
|
|
| 33
| Реки
Практическая работа. Определение географического положения реки (по выбору), обозначение их на контурной карте
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §30,учить определения
|
|
| 34
| Озера. Искусственные водоемы.
Практическая работа. Определение географического положения озёр, обозначение их на контурной карте
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §31-33
|
|
| 35
| урок повторения
| 1
| повторение
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 36
| Контрольная работа
| 1
| Контрольная работа
| тестирование
|
|
|
| Раздел I. Оболочки.
тема 5. Атмосфера
| 37
| Атмосфера и ее состав
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §35
|
|
| 38
| Атмосферное давление
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §38
|
|
| 39
| Суточный и годовой ход температур
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §36, 37
|
|
| 40
| Ветер
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §39
|
|
| 41
| Урок практических умений
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 42
| Водяной пар в воздухе. Облака. Атмосферные осадки.
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §40,41
|
|
| 43
| Распределение солнечного тепла и света на Земле
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §44
|
|
| 44
| Погода. Климат. Практическая работа. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц)
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §42,43
|
|
| 45
| Зависимость климата от географических факторов
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §45
|
|
| 46
| Зависимость климата от географических факторов. Практическая работа. Описание климата своей местности
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| Подгот. к пров. работе
|
|
| 47
| Обобщающий урок
| 1
| повторение
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| Подгот. к контр.раб.
|
|
| 48
| контрольная работа
| 1
| Контрольная работа
| тестирование
|
|
|
| Раздел I. Оболочки.
тема 6. Биосфера
| 49
| Области распространения живых организмов. Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §46,47
|
|
| 50
| Растительная масса Земли
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §48
|
|
| 51
| Влияние живых организмов на оболочки Земли
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §49
|
|
| Раздел I. Оболочки.
тема 7. Взаимосвязь компонентов природы
| 52
| Географическая оболочка. Природные комплексы
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §50
|
|
| 53
| Природные комплексы нашей местности. Практическая работа. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком
| 1
| объяснение нового материала выполнение практической работы
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек выполнение практической работы
| §50
|
|
| 54
| Влияние деятельности людей на природные комплексы
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §50
|
|
| 55
| Урок повторения по теме "Оболочки Земли"
| 1
| повторение
| Тестирование, работа по карточкам
| Подгот. к контр.работе
|
|
| 56
| Контрольная работа
| 1
| Контрольная работа
| тестирование
|
|
|
| Раздел I. Оболочки.
тема 8. Человек на Земле
| 57
| Численность населения Земли. Человеческие расы
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §51,52
|
|
| 58
| Населенные пункты. Виды хозяйственной деятельности людей
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §53
|
|
| 59
| Население Жигаловского района
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 60
| Население Жигаловского района
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 61
| Народы мира
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| §54
|
|
| 62
| Политическая карта мира
| 1
| объяснение нового материала
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 63
| Урок практических умений
| 1
| повторение
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
|
|
|
| 64-65
| Экскурсия на реку Лена
| 2
| объяснение нового материала
экскурсия
| экскурсия
Устный опрос, беседа
|
|
|
| 66
| Обобщение приемов работы на карте и плане местности
| 1
| повторение
| Устный опрос, работа с учебником, беседа, решение тестов, карточек
| Подгот. к контр.работе
|
|
| 67
| Годовая контрольная работа
| 1
| Контрольная работа
| тестирование
|
|
|
| 68
| Интеллектуальный марафон
| 1
| повторение
| Тестирование, разные задания
|
|
|
| |