Муниципальное образовательное учреждение
«Кадетская школа интернат г.Болгар»
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ Палагина Л.В. Протокол № ___ от
«____»____________2011 г.
| «Согласовано»
Завуч школы
__________ Журавлева Н.С. «____»____________2011 г.
| «Утверждено»
Директор
_____________Ахмадуллина З.М. Приказ № ___ от «__»_____2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«География МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»
7 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(Базовый уровень)
Составитель программы:
Ибрагимова Татьяна Сергеевна, учитель географии
|
20011 - 2012 учебный год Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.// Сборник нормативных документов География. М.: «Дрофа», 2008 г.
Методического письма о преподавании географии в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Коринская, В.А., Душина, И.В. «География материков и океанов» -М.: Дрофа, 2008.
а также дополнительных пособий:
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 224 с.
Чичерина О.В. ГИА 2010. География: сборник заданий: 9 класс/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2010. 416 с.
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы. М.: Дрофа, 1997
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. М.: ВАКО, 2005
Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов. Книга для учителя. – М: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.
Я иду на урок географии: История географических открытий. Книга для учителя. – М: Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с.
Крылова О.В. Современный урок географии: Уроки развивающего обучения. 6-7 классы. – М: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Мишняева Е.Ю. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений/ Е.Ю. Мишняева, О.Г.Котляр, С.В.Банников. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с. (Сферы).
Материалы сайтов: «Открытый класс», «Педсовет», «Первое сентября», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
Цели и задачи курса.
Цели:
создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Задачи программы обучения:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из языков международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
2. Нормативно-правовая база
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования отводит в VII по 68 часов (2 учебных часа в неделю).
4. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
5. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
6. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
1. Знать (понимать):
географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
давать характеристики материков и океанов;
характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
определять географическое положение природных объектов.
7. Перечень обязательной географической номенклатуры для 7 – го класса:
Тема «Африка»:
Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
Нил, Конго, Нигер, Замбези;
Виктория, Танганьика, Чад;
Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
Муррей, Эйр;
Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности;
Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
полуострова Флорида, Калифорния, Аляска;
Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
полуострова Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корейский;
моря Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
Финский, Ботнический, Персидский заливы;
проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;
равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан;
горы Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
реки Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
озера Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Календарно-тематический план по географии
7 класс
№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Учебно- наглядный комплекс
| Знания, умения, навыки
| Практические работы
| Домашнее задание
| Дата изучения
План Факт
| Примечание
| Введение 3 часа
| 1.
| Что изучает география материков и океанов.
| 1
| Изучения нового материала
| физическая карта мира атласы
| Называть: предмет изучения курса географии, части света, особенности построения учебника
Показывать: материки, части света, океаны, острова
| №1 Обозначение на контурной карте материков и океанов.
| §1, задание 1-3 стр.7
|
|
|
| 2.
| Как люди открывали и изучали Землю
| 1
| Комбинированный урок
| физическая карта мира атласы
| Называть: этапы освоения Земли
Показывать: маршруты путешествий
|
| §2, задание 2- 5 стр.17
|
|
|
| 3.
| Методы географических
исследований и источники
географических знаний
| 1
| Комбинированный урок
| Комплект карт, атласы
| Называть: методы географических исследование, виды карт
|
| §3, задание 1-5 стр.20
|
|
|
| Главные особенности природы Земли 14 часов
| Литосфера и рельеф Земли 3 часа
| 4.
| Происхождение материков и океанов
| 1
| Комбинированный урок
| Физ. карта
мира, карта
строения
земной коры.
| Показывать: крупные литосферные плиты, сейсмические пояса, области вулканизма
Объяснять: образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов
Прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит
| №2 Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.
| §4, задание 1- 5стр. 28
|
|
|
| 5.
| Рельеф Земли. Платформы и равнины
| 1
| Комбинированный урок
| Физ. карта
мира, карта
строения
земной коры.
| Показывать: платформы
Объяснять: существенные признаки понятий "платформа" и "рельеф", образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов
|
| §5, записи в тетради
|
|
|
| 6.
| Складчатые пояса и горы
| 1
| Комбинированный урок
| Физ. карта
мира, карта
строения
земной коры.
| Показывать: складчатые области
Объяснять: существенные признаки понятий "складчатая область" и "рельеф", образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов
|
| Записи в тетради
|
|
|
| Атмосфера и климаты Земли 3 часа
| 7.
| Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле
| 1
| Комбинированный урок
| Физ.карта по-лушарий, карта «Клима- тические поя-са и области мира».
| Определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур
| №3 Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
|
| |