Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю





Скачать 368.58 Kb.
НазваниеРабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю
страница1/4
Дата публикации14.07.2013
Размер368.58 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2007, -62., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7 ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.

УМК:

  • Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2007.

  • Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)

  • Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005

Содержание курса

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных (34ч)

Простейшие. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа. Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные. Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа. Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа. Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы. Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

3. Индивидуальное развитие животных (3ч)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

4. Развитие животного мира на Земле (2ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5. Закономерности размещения животных на Земле (2ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (2ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • Оказания первой помощи при укусах животных

  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде

  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Перечень учебно-методическое обеспечения -

  • Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.

  • Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные» М.: Школьная пресса. 2003.

  • Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.

  • Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. М.: 1999

  • Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

Число часов в неделю – 2, Всего 70 часов

Календарно-тематическое планирование




п\п

Наименование

раздела программы (кол-во часов)

Тема урока

Кол-во

час.

Метод урока

Задачи урока

Основные понятия

Демонстрац. материал

Домашнее задание

Контроль

Национал. регионал.

компонент

Дата

факт

план

1

Введение ( 2 часа)

История развития экологии

1

Объяснительно-иллюстративный

- Выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

- познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

- нидерландского ученого Антонии Ван Левенгука;

- выделить заслуги К.Линея в развитии биологической науки.

Заслуги Линнея, отличительные особенности систематики животного мира

Чучела животных, коллекции членистоногих

Прочитать инструкцию с.3,

§1

Устный опрос

Заказник «Спасский»







2




Современная зоология

1

Объяснительно-иллюстративный

- Раскрыть роль зоологии в жизни общества;

- доказать необходимость изучения зоологии для каждого человека;

- указать черты сходства животных от растений;

- выделить основные отличия животных от растений.




Комнатные растения

§2

Устный опрос










3

Многообразие животных. Простейшие (2 часа)

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

1

Практический. Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших».

- Рассмотреть особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы обыкновенной как одноклеточного животного;

- Познакомиться с представителями различных систематических групп простейших;

- Выделить особенность паразитического образа жизни споровиков, объяснить причины возникновения малярии.

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

Микропрепараты амебы обыкновенной

§3

Фронтальный опрос

Простейшие Татарстана







4




Жгутиконосцы. Инфузории

1

Частично-поисковый

- Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности эвглены зеленой;

- ознакомиться с характерными чертами организации вольвокса как колониального простейшего, занимающего промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными.




Микропрепараты эвглены зеленой. Инфузории туфельки

§4, подготовить сообщение о паразитических простейших

Индивидуальный опрос

Простейшие Татарстана







5

Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (16 часов)

Тип губки.

1




- Установить, какие животные появились на Земле вслед за колониальными жгутиковыми;

- Вызвать у учеников интерес к изучаемой группе животных: их строению, образу жизни, размножению;

- Познакомить с многообразием морских губок, их ролью в природе и в жизни человека.

Строение, образ жизни, многообразие губок

Иллюстрации « Губки», рисунки морских губок.

§ 5

Фронтальный опрос

Животные Татарстана







6




Тип кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

Объяснительно-иллюстративный

- Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры, их связь со средой обитания;

- Познакомить с представителями классов Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;

- Дать понятие о чередовании поколений и явлении регенерации.

внешнее и внутреннее строение пресноводной гидры

Микроскоп

§ 6 подготовить сообщение об особенностях строения представителей кишечнополостных

Индивидуальный опрос

Животные Татарстана







7




Тип плоские черви

1

Объяснительно-иллюстративный

- Раскрыть особенности строения плоских червей на примере свободноживущей белой планарии и паразитических червей сосальщиков и ленточных червей;

- Выделить черты приспособленности к паразитизму;

- Раскрыть отрицательную роль червей паразитов в животноводстве, медицине;

- Дать необходимые знания для гигиенического воспитания учащихся, раскрыть пути профилактики гельминтозных заболеваний.




Таблицы «тип Плоские черви»

§ 7

Фронтальный опрос

Животные Татарстана







8




Тип Круглые черви

1

Практический. Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

- Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности представителя типа Круглые черви – человеческой аскариды;

- Показать вред аскариды, меры профилактики заражений ею;

- Обобщить и систематизировать знания о паразитических червях.

Вред аскариды, меры профилактики заражений ею

Влажный препарат «Аскариды»

§ 8

Фронтальный опрос

Животные Татарстана







9




Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

1

Объяснительно-иллюстративный

- Дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении – сегментации;

- дать характеристику среды обитания. Познакомить со строением и значением в природе многощетинковых кольчатых червей.







§ 9

Устный опрос

Животные Татарстана







10




Классы Олигохеты и Пиявки

1

Практический. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя»

- Выяснить особенности внешнего строения указанных классов животных;

- Выявить их более сложное строение по сравнению с изученными типами червей;

- Показать роль олигохет в природе, жизни человека.




Таблица «Дождевой червь»

§ 10

Фронтальный опрос

Животные Татарстана







11




Тип Моллюски

1

Практический. Лабораторная работа №4 «Особенности строения и образа жизни моллюсков»

- Познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания.




Раковины морских и пресноводных моллюсков

§ 11

Устный опрос

Животные Татарстана







12




Классы моллюсков

1

Объяснительно-иллюстративный

- Выделить особенности строения и приспособленность к условиям обитания брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков;

- расширить знания о разнообразии моллюсков, показать их роль в природе и практическое значение для человека.




Раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков

§ 12

Устный опрос

Животные Татарстана







13




Тип Иглокожие

1

Объяснительно-иллюстративный

- Выделить особенности внешнего и внутреннего строения иглокожих;

- Дать представление о классах морских лилий, морских звезд и др

- Определить их роль в природе и жизни человека.

Морские лилии, ежи, офиуры, голотурий

Иллюстрации с изображением представителей типа иглокожих

§ 13

Тест

Животные Татарстана







14




Тип Членистоногие. Класс Ракообрзные, Паукообразные

1

Практический. Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными» с. 58

- Ознакомить уч-ся с общими признаками членистоногих;

- Выяснить особенности внешнего строения ракообразных, дать представление о связях со средой обитания;

- Раскрыть характерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика, показать особенности его строения.




Таблицы «Тип Членистоногие», «Класс Ракообразные»

§ 14

Устный опрос

Красная книга РТ. Животные Татарстана







15




Класс Насекомых

1

Практический. Лабораторная работа № 6 «Изучение представителей отряда насекомых» с.65

- Расширить и углубить знания о типе членистоногих путем изучения строения насекомых;

- познакомить с внешним и внутренним строением насекомых, их приспособленностью к среде обитания.




Таблицы насекомых

§ 15

Тест

Красная книга РТ. Животные Татарстана







16




Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

1

Объяснительно-иллюстративный

- Познакомить с особенностями строения, среды обитания тараканов, кузнечиков, сверчков. кобылок;

- Раскрыть роль этих насекомых в жизни человека и их значение в природе, особо остановиться на вредителях сельскохозяйственных культур и видах, оказывающих вредное воздействие на человека.




Таблицы насекомых

§ 16

Подготовить сообщение «Медведка – сверчок – крот»

Устный опрос

Красная книга РТ. Животные Татарстана







17




Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

1

Объяснительно-иллюстративный

- Раскрыть характерные признаки жуков, стрекоз, вшей;

- Показать связь между внешним строением насекомого и средой обитания;

- Выяснить влияние этих насекомых на другие живые организмы, определить их роль в жизни человека.







§ 17

Подготовить сообщение «Священный скоробей»

Тест

Красная книга РТ. Животные Татарстана






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии...
Рабочая программа курса биологии 9 класса (общеобразовательного) на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа по биологии для 8 класса базовый уровень
М.: Дрофа, 2006,-с. 172//, полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 класс
Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 – 172.// с учётом сокращения количества часов, отводимых на изучение биологии в новом...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 8-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю,...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю,...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2006), учебного плана школы на 2013-2014 учебный год. Согласно действующему Базисному...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 6-ого класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 6 го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю
Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6 – 11 классы М., Дрофа, 2008, (авт. Морзунова И. Б.),...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю
«Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э. Д. Днепров,...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2009//., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии...
«Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина. В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 час неделю в течение 1 учебного года


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск