Пояснительная записка:
Преподаватель: Кисленко С.А.
| автор
| название
| Издательство/ год издания
| Утверждено/рекомендовано
| программа
| В.П. Дронов
| География России. Природа
| М.:Дрофа, 2010
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
| учебник
| Дронов В.П.,Ром В.Я.
| География России: Население и хозяйство 9 класс.
| М.:Дрофа, 2010
| Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
|
Программа рассчитана на 72 часа в 8 классе (2 часа в неделю, 36 учебных недель) и 68 часов в 9 классе ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели). Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Баринова И.И. География России: Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2006.
Дронов В.П., Ром В. – Кн.2: География России: население и хозяйство. 9 класс. - М.: Дрофа, 2001.
Баринов И.И. , В.Я. Ром География России, методическое пособие 8-9 классы, М.,Дрофа 1997 год
Баринова И.И. Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс, М.,Дрофа 1998
Баринова И.И. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс, М.,Дрофа 1999
Яковлева Н.В., Моргунова А.Б. и др. География 6-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
География. Тесты. 6-9 классы. Волгоград, Издательство: «Учитель» 2009
Атлас по географии с комплектом контурных карт. 8 – 9 классы. 2011
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
УМК:
№
|
| Практические работы 8 класс
| 1
| оценочная
| Характеристика ГП РФ. Сравнение ГП РФ с ГП других стран.
| 2
|
| Определение поясного времени для разных пунктов РФ
| 3
| оценочная
| Заполнение таблицы «Заселение России»
| 4
| оценочная
| Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от тектонического строения
| 5
|
| Определение по картам закономерностей распределения солнечной энергии, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков
| 6
|
| Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения
| 7
| оценочная
| Характеристика одной из рек России
| 8
|
| Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений.
| 9
|
| Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России
| 10
| оценочная
| Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия
| 11
|
| Составление прогнозов изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса
| 12
| оценочная
| Сравнительная характеристика двух природных зон (по выбору)
| 13
|
| Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России
| 14
| оценочная
| Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
| 15
|
| Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
| 16
| оценочная
| Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.
| 17
| оценочная
| Составление карты «Природные уникумы России»
| 18
| оценочная
| Характеристика экологического состояния одного из регионов России
| Календарно – тематическое планирование за 8 класс курсу «География – природа России»
№ урока
| № урока в теме
| дата
| Тема урока
| Практическая работа
|
| Введение (5 часов)
| 1
| 1
|
| Что изучает физическая география России. Источники географических знаний
|
| 2
| 2
|
| Географическое положение России
| Практическая работа №1
| 3
| 3
|
| Моря, омывающие территорию России
|
| 4
| 4
|
| Различия во времени на территории России
| Практическая работа №2
| 5
| 5
|
| Как осваивали и изучали территорию России
| Практическая работа №3
| Особенности природы и природные ресурсы России (35 часов)
| 6
| 1
|
| Особенности рельефа России
|
| 7
| 2
|
| Геологическое строение территории России. Строение земной коры
|
| 8
| 3
|
| Развитие форм рельефа
|
| 9
| 4
|
| Полезные ископаемые России
|
| 10
| 5
|
| Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от тектонического строения
| Практическая работа №4
| 11
| 6
|
| Итоговый урок по теме : «Рельеф России»
|
| 12
| 7
|
| Климатообразующие факторы и формирование климата
|
| 13
| 8
|
| Циркуляция воздуха. Циклоны и антициклоны
|
| 14
| 9
|
| Распределение основных элементов климата на территории России
| Практическая работа №5
| 15
| 10
|
| Типы климата
|
| 16
| 11
|
| Влияние климатических условий на жизнь человека
|
| 17
| 12
|
| Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условийжизни и хозяйственной деятельности населения
| Практическая работа №6
| 18
| 13
|
| Итоговый урок по теме «Климат»
|
| 19
| 14
|
| Внутренние воды России. Речные системы
|
| 20
| 15
|
| Описание речных систем
| Практическая работа №7
| 21
| 16
|
| Озера и болота на территории России
|
| 22
| 17
|
| Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота
|
| 23
| 18
|
| Водные ресурсы России
|
| 24
| 19
|
| Стихийные бедствия, связанные с водами, предупреждение их последствий
| Практическая работа №8
| 25
| 20
|
| Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности
| Практическая работа №9
| 26
| 21
|
| Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
|
| 27
| 22
|
| Почва – особый компонент природы
|
| 28
| 23
|
| Главные типы почв России. Закономерности их размещения
|
| 29
| 24
|
| Почвообразование
| Практическая работа №10
| 30
| 25
|
| Земельные и почвенные ресурсы
|
| 31
| 26
|
| Изменение почв в процессе их хозяйственного использования
|
| 32
| 27
|
| Итоговый урок по теме «Почвы России»
|
| 33
| 28
|
| Растительный и животный мир России. Природные сообщества
|
| 34
| 29
|
| Особенности растительности и животного мира природных зон России
|
| 35
| 30
|
| Биологические ресурсы
|
| 36
| 31
|
| Меры по охране растительного и животного мира
|
| 37
| 32
|
| Растительный и животный мир своего региона
|
| 38
| 33
|
| ООПТ, памятники природы, природно-ресурсные потенциал России
|
| 39
| 34
|
| Составление прогнозов изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса
| Практическая работа №11
| 40
| 35
|
| Итоговый урок по теме «Растительный и животный мир»
|
| Природные комплексы России (27 часов)
| 41
| 1
|
| Формирование природных комплексов
|
| 42
| 2
|
| Разнообразие природных комплексов России
| Практическая работа №13
| 43
| 2
|
| Природные зоны России
| Практическая работа №12
| 44
| 3
|
| Арктические пустыни, тундры, лесотундры
|
| 45
| 4
|
| Леса России
|
| 46
| 5
|
| Безлесные зоны юга России
|
| 47
| 6
|
| Высотная поясность
|
| 48
| 7
|
| Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы
|
| 49
| 8
|
| Заповедные территории России
|
| 50
| 9
|
| Природная зона своей местности, ее экологические проблемы
|
| 51
| 10
|
| Итоговый урок по теме «Природное районирование»
|
| 52
| 11
|
| Русская равнина: географическое положение, особенности природы.
|
| 53
| 12
|
| Климат, внутренние воды и природные зоны Русской равнины
|
| 54
| 13
|
| Проблемы рационального использования. Природные уникумы и природные богатства Русской равнины
| Практическая работа № 17
| 55
| 14
|
| Северный Кавказ: географическое положение, геологическое строение и рельеф.
|
| 56
| 15
|
| Природные комплексы Северного Кавказа
|
| 57
| 16
|
| Урал. Своеобразие природы
|
| 58
| 17
|
| Итоговый урок по темам: «Русская равнина, Северный Кавказ, Урал»
|
| 59
| 18
|
| Западно – Сибирская равнина: географическое положение, рельеф, климат
|
| 60
| 19
|
| Западно – Сибирская равнина: природные зоны, природные ресурсы и их освоение
|
| 61
| 20
|
| Оценка природных условий и ресурсов на основе анализа общегеографических и тематических карт
| Практическая работа №14
| 62
| 21
|
| Специфика природы Средней Сибири, Северо - Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири.
|
| 63
| 22
|
| Природные районы
|
| 64
| 23
|
| Крупнейшие реки России
|
| 65
| 24
|
| Жемчужина Сибири - Байкал
|
| 66
| 25
|
| Дальний Восток: географическое положение, рельеф, климат.
| Практическая работа №15
| 67
| 26
|
| Природные комплексы Дальнего Востока. Ресурсы и их использование.
|
| 68
| 27
|
| Итоговый урок по теме «Природа регионов России»
|
| Человек и природа (3 часа)
| 69
| 1
|
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
| Практическая работа №16
| 70
| 2
|
| Антропогенное воздействие на природу, рациональное природопользование
|
| 71
| 3
|
| Экологическая ситуация в России
| Практическая работа №18
| 72
| 1
|
| Итоговый урок по курсу «География России. Природа»
|
|
|
| Практические работы 9 класс
| 1
| оценочная
| Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам
| 2
|
| Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам
| 3
| оценочная
| Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
| 4
|
| Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам
| 5
| оценочная
| Определение факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия
| 6
| оценочная
| Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
| 7
| оценочная
| Определение по картам районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
| 8
|
| Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.
| 9
|
| Моделирование вариантов нового районирования России
| 10
|
| Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга
| 11
| оценочная
| Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России
| 12
|
| Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России
| 13
|
| Составление и анализ хозяйственных связей Двино - Печорского подрайона
| 14
| оценочная
| Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера
| 15
|
| Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения
| 16
| оценочная
| Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.
| 17
|
| Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Картосхема.
| 18
| оценочная
| Оценить экологическую обстановку в разных частях Урала. Предложить пути решения проблем
| 19
| оценочная
| Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.
| 20
|
| Характеристика нефтяного (газового) комплекса
| 21
|
| Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных и хозяйственных объектов региона
| 22
| оценочная
| Составление характеристики Норильского промышленного узла: ГП, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры
| 23
| оценочная
| Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе
| 24
| оценочная
| Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока
| 25
|
| Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.
| |