Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»





Скачать 161.15 Kb.
НазваниеПрограмма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации21.08.2014
Размер161.15 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе развития МОУСОШ №37 г. Буя на 2009 – 2012 гг.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №37 городского округа город Буй Костромской области
УТВЕРЖДАЮ

Директор школы: ___________ (Соловьева Л.В.)

Приказ № 22/1 от 19.04.2010
ПРОГРАММА ВВЕДЕНИЯ

изучения предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

в МОУСОШ №37 г.Буя
«Нравственность. Духовность. Гуманизм»

Рассмотрена и одобрена педагогическим советом МОУСОШ №37 г.Буя, протокол № 5 , от 26.03.2010

г. Буй

2010 год
1.Паспорт программы

Наименование программы – Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в МОУСОШ №37 г.Буя «Нравственность. Духовность. Гуманизм».

Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578 – р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», распоряжение Администрации Костромской области от 26.11.2009 года № 373 – ра, приказ Департамента образования и науки Костромской области от 12.03.2010 № 469/1, приказ Отдела образования администрации городского округа город Буй №24/2 от 29.03.2010 «Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», Устав МОУСОШ №37 г.Буя, Программа развития МОУСОШ №37 г.Буя на 2009 – 2012 гг.

Заказчик программы Администрация МОУСОШ №37 г.Буя

Разработчик программы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Наталья Валерьевна

Управление программой - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В.

Организационно-педагогическую работу на школьном уровне - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В., руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Барабанова Т.В.

Ответственный за выполнение программы - ответственность за выполнение программы несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В.

Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МОУСОШ №37 г.Буя.

Этапы реализации программы – январь - март 2010 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МОУСОШ №37 г.Буя; апрель 2010 – май 2011 годы – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2011 года – анализ и обобщение результатов.

Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы.
2.Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

3.Цель программы

Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы светской этики» в условиях МОУСОШ №37 г.Буя, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей.

4.Задачи программы

1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества.

2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями.

3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий.

4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС.

3.Общая характеристика учебного курса

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы

  • развитие способностей младших школьников к общению

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры

  2. Основы исламской культуры

  3. Основы буддийской культуры

  4. Основы иудейской культуры

  5. Основы мировых религиозных культур

  6. Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса.

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

4.Описание модуля «Основы светской этики»

Данный модуль является частью курса ОРКС, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.

Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Примерная программа комплексного учебного курса

«ОРКСЭ» (34 часа)

Основы светской этики

4 класс, четвертая четверть (17 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)

Урок 2. Что такое светская этика

Урок 3. Культура и мораль

Урок 4. Особенности морали

Урок 5 – 6 Добро и зло

Урок 7 – 8 Добродетель и порок

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Урок 10. Свобода и ответственность

Урок 11. Моральный долг

Урок 12. Справедливость

Урок 13. Альтруизм и эгоизм

Урок 14. Дружба

Урок 15. Что значит быть моральным

Урок 16 -17. Подведение итогов.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов)

Урок 18. Род и семья – исток нравственных отношений

Урок 19. Нравственный поступок

Урок 20. Золотое правило нравственности

Урок 21. Стыд, вина и извинения

Урок 22. Честь

Урок 23. Совесть

Урок 24 – 25. Образцы нравственности

Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Урок 27. Этикет

Урок 28. Семейные праздники

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часа)

Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок 31 – 32. Подготовка творческих проектов

Урок 33 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


5.Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010

  2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

  3. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

  4. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

  5. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

  6. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

  7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010

  8. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010


6.План мероприятий по апробации введения учебного курса в МОУСОШ №37 г.Буя

«Основы религиозных культур и светской этики»

№ п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Организационные мероприятия

1.

Организация работы с учащимися и родителями (законными представителями) по выбору ими для изучения одной из составных частей комплексного учебного курса в МОУСОШ №37 г.Буя «Основы религиозных культур и светской этики».

Январь, февраль 2010 года

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

2.

Участие в семинарах, совещаниях по введению ОРКС в школах города.

В течение всего эксперимента

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса


Работа с педагогическими кадрами

1.

Создание методического пакета и сопровождения по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Январь – март, 2010 года

Заместитель директора по УВР

2.

Обучение педагога, который будет вести ОРКС на курсах повышения квалификации на базе КОИРО.

Март, 2010

Заместитель директора по УВР

3.

Участие в работе межрегиональных научно- практических конференций по обмену опытом и результатах апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Ноябрь 2010 – 2011 годы

Отдел образования

Руководители ОУ

4.

Участие в работе круглого стола по вопросам апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в рамках областной учительской конференции педагогических работников.

Август 2010-2011 года

Отдел образования

Директор школы

5.

Создание творческой группы учителей, участвующих в пилотном проекте по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

2010-2011 годы

Отдел образования

ИМЦ

6.

Выявление и обобщение лучшего педагогического опыта по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

2010-2011 годы

Директор школы

ИМЦ

Работа с родителями

1.

Проведение родительских собраний по информированию родительской общественности об участии МОУСОШ №37 г.Буя в федеральном эксперименте.

2010-2011 годы

Директор школы

2.

Проведение анкетирования родителей по выбору модуля для изучения в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Январь 2010 года

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

3.

Проведение открытых уроков для родителей по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

2010-2011 годы

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

Информационно – аналитическая и издательская деятельность

1.

Участие в социологических исследованиях и опросах по ходу апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в МОУСОШ №37 г. Буя.

2010-2011 годы

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

2.

Освещение хода апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте МОУСОШ №37 г.Буя.

2010-2011 годы

Заместитель директора по ИКТ, классный руководитель 4-го класса

3.

Освещение хода апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в средствах массовой информации г. Буя.

2010-2011 годы

Директор школы, классный руководитель 4-го класса

4.

Участие в подготовке сборника методических материалов по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Ноябрь – декабрь 2010-2011 годы

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

5.

Подготовка информации в Отдел образования по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Июнь 2010-2011 годы

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса

6.

Подготовка итогового отчета по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Ноябрь 2011 года

Заместитель директора по УВР, классный руководитель 4-го класса


7. Этапы реализации программы

Январь 2010 – март 2011 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МОУСОШ №37 г.Буя:

  • разработка нормативно-правового обеспечения программы

  • проведение анкетирования родителей, с целью выявления модуля обучения

  • приведение условий образовательного процесса в соответствие с введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

  • разработка программы для введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

  • проведение курсов повышения квалификации для педагогов по переходу к изучению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

  • обсуждение проблем перехода начальной ступени школы на работу по введению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Апрель 2010 – май 2011 года –введение и апробация курса ОРКСЭ

Июнь 2011 года – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы.

  • проведение мониторинговых исследований

  • подготовка методических рекомендаций по введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МОУСОШ №37 г.Буя

  • участие в социологических исследованиях и опросах по ходу апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в МОУСОШ №37 г. Буя

  • Подготовка информации в Отдел образования по апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ.

8.Ресурсное обеспечение

  • Управление программой введения изучения предмета ОРКСЭ в МОУСОШ №37 г.Буя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В.

  • Нормативное, финансовое и кадровое обеспечение программы осуществляется директором МОУСОШ №37 г.Буя Соловьевой Л.В.

  • Организационно-педагогическую работу на школьном уровне осуществляет руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Барабанова Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» icon«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных...
Ульяновская область не вошла в состав тех регионов, где шла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», но Министерство...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск