Скачать 161.15 Kb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к Программе развития МОУСОШ №37 г. Буя на 2009 – 2012 гг. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 городского округа город Буй Костромской области УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ (Соловьева Л.В.) Приказ № 22/1 от 19.04.2010 ПРОГРАММА ВВЕДЕНИЯ изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МОУСОШ №37 г.Буя «Нравственность. Духовность. Гуманизм» Рассмотрена и одобрена педагогическим советом МОУСОШ №37 г.Буя, протокол № 5 , от 26.03.2010 г. Буй 2010 год 1.Паспорт программы Наименование программы – Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в МОУСОШ №37 г.Буя «Нравственность. Духовность. Гуманизм». Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578 – р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», распоряжение Администрации Костромской области от 26.11.2009 года № 373 – ра, приказ Департамента образования и науки Костромской области от 12.03.2010 № 469/1, приказ Отдела образования администрации городского округа город Буй №24/2 от 29.03.2010 «Об апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», Устав МОУСОШ №37 г.Буя, Программа развития МОУСОШ №37 г.Буя на 2009 – 2012 гг. Заказчик программы Администрация МОУСОШ №37 г.Буя Разработчик программы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Наталья Валерьевна Управление программой - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В. Организационно-педагогическую работу на школьном уровне - осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В., руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов Барабанова Т.В. Ответственный за выполнение программы - ответственность за выполнение программы несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Смирнова Н.В. Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МОУСОШ №37 г.Буя. Этапы реализации программы – январь - март 2010 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МОУСОШ №37 г.Буя; апрель 2010 – май 2011 годы – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2011 года – анализ и обобщение результатов. Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы. 2.Пояснительная записка Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 3.Цель программы Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы светской этики» в условиях МОУСОШ №37 г.Буя, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей. 4.Задачи программы 1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества. 2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями. 3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий. 4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС. 3.Общая характеристика учебного курса Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определило для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики». 4.Описание модуля «Основы светской этики» Данный модуль является частью курса ОРКС, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками. Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Примерная программа комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (34 часа)
5.Учебно-методическое обеспечение курса
6.План мероприятий по апробации введения учебного курса в МОУСОШ №37 г.Буя «Основы религиозных культур и светской этики»
7. Этапы реализации программы Январь 2010 – март 2011 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МОУСОШ №37 г.Буя:
Апрель 2010 – май 2011 года –введение и апробация курса ОРКСЭ Июнь 2011 года – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы.
8.Ресурсное обеспечение
|
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | ||
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный... | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный... | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего... | ||
«Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных... Ульяновская область не вошла в состав тех регионов, где шла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», но Министерство... | Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | ||
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | ||
Рабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... |