Скачать 2.3 Mb.
|
Рабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики» Общий объем – 65 стр. СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания 2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4. Содержательные аспекты изучения отдельных модулей курса 5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики» 7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ 8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации Приложение Управление образования и науки Тамбовской области Институт повышения квалификации работников образования Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Рабочая тетрадь Тамбов 2010 Авторы-составители: Клемешова И.В., Кирсанов И.Н., Лубянкина Р.Х., Серёгина А.В., Дерябина Ю.Г., Шаталова О.В., Дорошина Л.М, Чичканова Е.Л. Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая тетрадь слушателя курсов. – Тамбов, ТОИПКРО, 2010. - 146 с. Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект для подготовки учителей комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», которым предстоит преподавать данный предмет в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области. Содержание тетради включает базовый учебный материал, практические задания и упражнения, призванные помочь педагогам в освоении специфики курса «Основы религиозных культур и светской этики» и овладении навыками проектирования учебных занятий с учащимися 4-5 класса. Оно рассчитано на использование в рамках курсов системы дополнительного профессионального образования. При создании рабочей тетради использованы материалы УМК для тренеров-преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики», подготовленные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2010 году. © ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в области духовно-нравственного воспитания 2. Цели, задачи и принципы построения курса «Основы религиозных культур и светской этики» 3. Тематическое и поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4. Содержательные аспекты изучения отдельных модулей курса 5. Образовательные технологии, формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» 6. Проектирование учебных занятий на основе комплексного учебного плана курса «Основы религиозных культур и светской этики» 7. Внеурочная работа по курсу ОРКСЭ 8. Организация взаимодействия с родителями, членами семей обучающихся в процессе преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» 9. Требования к итоговым работам слушателей курсов повышения квалификации Приложение
в области духовно-нравственного воспитания
Ключевые понятия:
Одним из приоритетов современной государственной политики в области образования является духовно-нравственное воспитание личности. Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в IV и V классах общеобразовательных школ следует рассматривать именно в этом контексте, т.е. как составную часть усилий, направленных на воссоздание системы нравственных ценностей российского общества. В послании Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2007 году подчеркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Озабоченность государства ролью образования в решении проблем духовной консолидации общества отразилась в ряде нормативных документов последних лет. Так, в декабре 2007 г. в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым образование, в числе прочих задач, должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности легло в основу работы над образовательным стандартом второго поколения. В рамках подготовки нового образовательного стандарта коллективом под руководством А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова разработан проект Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Концепция определяет:
В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Задачи духовно-нравственного развития детей раскрываются в Концепции следующим образом: «В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
Сопоставив данный раздел Концепции с примерной программой курса «Основы религиозных культур и светской этики», можно заметить, что содержание данного курса отчетливо ориентировано на решение многих обозначенных здесь задач. Разработчики Концепции постарались выделить и обозначить базовые национальные ценности, освоение которых подрастающим поколением должно способствовать духовной консолидации российского общества (см. задание 2). Подразумевается, что они должны быть положены в основу уклада школьной жизни, представляющего собой целостное пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Для организации полноценного функционирования такого пространства требуются согласованные усилия семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России рассматривается как одна из основ проектирования и реализации образовательного стандарта нового поколения. Ее положения получили отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373). В 2010 г. ожидается принятие стандартов для основной и старшей школы. С 1 сентября 2011 года новые ФГОС в полном объеме должны вступить в действие. С точки зрения задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует обратить внимание на положение нового стандарта о том, что на ступени начального общего образования осуществляется: - становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; - духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; - укрепление духовного здоровья обучающихся. Новый образовательный стандарт определяет не только предметные и метапредметные, но и личностные результаты освоения основной образовательной программы. Для ступени начального общего образования они включают в себя, в частности: «1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; […] 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Стандарт предусматривает наличие в образовательном плане особой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на реализацию данной предметной области. Важным компонентом нормативно-методического обеспечения образовательного стандарта нового поколения является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст. 14, пункт 5; ст. 32, пункт 7), общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу. Согласно положениям нового стандарта, она в обязательном порядке должна включать не только программы отдельных учебных предметов, курсов, но и Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для каждой ступени образования. Данная программа, реализуемая в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, разрабатывается образовательным учреждением на основе вышеуказанной Примерной программы. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вполне укладывается в ее задачи и логику.
правовые аспекты взаимодействия В процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» важно иметь четкое представление о правовых аспектах взаимодействия государства, религии и образования в Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 14), Россия является светским государством. Никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. (Более полное и конкретное раскрытие принципа отделения религиозных объединений от государства содержится в Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» - см. Приложение). Статьей 28 Конституции РФ каждому человеку (в т.ч. – не гражданам РФ) гарантируется свобода совести и вероисповедания. Свобода совести и вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения человека к религии не допускается. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства […] запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом». Об этих нормах нельзя забывать в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». В российском законодательстве зафиксирована норма, согласно которой государство в РФ «не вмешивается […] в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания» (ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Нормы международного права, признанные РФ, также признают за родителями соответствующее право. Протокол № 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод провозглашает, например, в качестве международной правовой нормы следующий принцип: «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям». В связи с этим важной задачей при введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» является обеспечение: а) строгой добровольности выбора конкретного модуля курса родителями; б) полноценного учета сделанного выбора. Закон РФ «Об образовании» (ст.2), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 4) закрепляют «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Данная норма не позволяет вести обучение религии (т.е. преподавать основы вероучения) в государственных и муниципальных школах. В рамках образовательных программ, однако, речь может идти об изучении культурологических основ или истории религий. Знакомство с историческими и культурными основами религий призвано решать три взаимосвязанных между собой задачи: - формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры; - являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности; - способствовать осознанному выбору мировоззрения. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» построен на основе реализации одного из этих подходов - культурологического. Вместе с тем, российское законодательство предоставляет родителям потенциальную возможность обучать детей религии на базе государственных и муниципальных образовательных учреждений вне рамок образовательных программ. В пункте 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Эта норма подкреплена приказом Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». Однако этим правом религиозные объединения на сегодняшний день пользуются не очень широко. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается деятельность религиозных движений и организаций (объединений) (ст. 1 Закона РФ «Об образовании»).
С апреля 2010 года в 19 субъектах РФ начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», рассчитанного на изучение в течение последней четверти IV и первой четверти V класса. Введения в школьную программу этого курса следует рассматривать в русле общих усилий государственной образовательной политики, направленных на решение проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Идея курса базируется на представлении о том, что надлежащим образом организованное знакомство младших подростков с культурным наследием традиционно распространенных в России религий может оказаться полезным для формирования системы нравственных ценностей личности и консолидации на их основе многонационального народа Российской Федерации. Непосредственной нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) являются: - Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632). В документе дано поручение Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (с 2010 года в 18 субъектах РФ, а с 2012 года – во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики – для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)». - Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). Документом утверждены: 1) план мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"; 2) перечень 19 субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010 - 2011 годах в апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики". Министерству образования РФ предписано: 1) заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; 2) обеспечить координацию и контроль реализации плана. 7 декабря 2009 г. на заседании Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" была утверждена структура комплексного учебного курса ОРКСЭ. Задания |
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | ||
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса... | Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | ||
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | ||
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный... | Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» ... | ||
Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тракторозаводского района введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», преподавание ведется по... |