Скачать 180.52 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования СО Управление образования администрации Ирбитского МО МКОУ «Зайковская средняя общеобразовательная школа № 2» УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Зайковская СОШ №2» __________________ М.Н. Жукова Заместитель директора по УВР __________________Т.Ю. Федорченко «_____»___________________ 2012 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Модуль «Основы мировых религиозных культур» Составитель: Яшина Марина Васильевна, учитель русского языка и литературы, ВКК, учитель-тренер по ОРКСЭ ЗАЙКОВО - 2012 Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Пояснительная записка Рабочая программа курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для 4-5-х классов «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Данилюк А.Я. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, обязательного минимума содержания образования, учебно-тематического планирования, требований ГОСа ( с корректировкой из ФГОСа НОО второго поколения). Рабочая программа рассчитана на 34 часа: в 4-ом классе-17 часов, в 5-ом классе-17 часов. Количество часов в неделю – 2 часа. Преподавание ведётся по УМК: * Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.; * Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / (Б.Х. Бгажноков и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010; * электронное пособие к курсу ОРКСЭ по модулю «ОПК». Дополнительно используется «Основы православной культуры. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации/ Авт.Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г/ - М., АПК и ППРО, 2010». В качестве основных подходов к преподаванию модуля «ОПК» курса ОРКСЭ определены культуроведческий и коммуникативный. Цели изучения учебного курса: * формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: * познакомить учащихся с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»; * развивать представление младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; * развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; * обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе. В курсе ОРКСЭ ведущими технологиями в обучении младших школьников 4-5 класса будут диалоговые, игровые, информационно-коммуникационные. Формы и виды учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения: *словесные *наглядные *практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы *репродуктивные *индуктивно-дедуктивные Виды деятельности учащихся: Работа в группе, взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д. Кроме этого, в качестве материально-технического обеспечения курса планируется использование технических средств обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран; экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса; энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса; печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы. Курс безоценочный. Мониторинг развития младших школьников с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся: работа в группах, участие в дискуссиях, беседах, подготовка и выступление с сообщением, выполнение творческих проектов, работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.) Обязательный минимум содержания образования курса ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Россия-наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебно-тематическое планирование
Требования к результатам освоения учебного курса ОРКСЭ Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регулятора морального поведения; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике. Религиозной культуре и их роли в истории и современности России; - осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни. Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы мировых религиозных культур» Пояснительная записка Рабочая программа курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для 4-5-х классов «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Данилюк А.Я. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, обязательного минимума содержания образования, учебно-тематического планирования, требований ГОСа ( с корректировкой из ФГОСа НОО второго поколения). Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Преподавание ведётся по УМК: * Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / (А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов). – М.: Просвещение, 2010.; * Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / (Б.Х. Бгажноков и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010; * электронное пособие к курсу ОРКСЭ по модулю «ОМРК». Дополнительно используется «Основы мировых религиозных культур. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации/ Авт. Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. - М.: АПК и ППРО,2010». В качестве основных подходов к преподаванию модуля «ОМРК» курса ОРКСЭ определены культуроведческий и коммуникативный. Цели изучения учебного курса: * формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи курса: * познакомить учащихся с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»; * развивать представление младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; * развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; * обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе. В курсе ОРКСЭ ведущими технологиями в обучении младших школьников 4 класса будут диалоговые, игровые, информационно-коммуникационные. Формы и виды учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения: *словесные *наглядные *практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы *репродуктивные *индуктивно-дедуктивные Виды деятельности учащихся: Работа в группе, взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д. Кроме этого, в качестве материально-технического обеспечения курса планируется использование технических средств обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран; экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса; энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса; печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы. Курс безоценочный. Мониторинг развития младших школьников с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся: работа в группах, участие в дискуссиях, беседах, подготовка и выступление с сообщением, выполнение творческих проектов, работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.) Обязательный минимум содержания образования курса ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия-наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Учебно-тематическое планирование
Требования к результатам освоения учебного курса ОРКСЭ Требования к личностным результатам: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств как регулятора морального поведения; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; - формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности; - адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; - формирование первоначальных представлений о светской этике. Религиозной культуре и их роли в истории и современности России; - осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни. |
Рабочая программа по предмету «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд.... | Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы Рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов мбоу оош с. Отрадное. Сроки реализации программы 2013-2017 гг. Предмет «Физическая... | ||
План подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура... Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов | Программа кружка «Народная кукла» Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать... | ||
Рабочая программа по физической культуры Уровень образования Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 9 классов (далее рабочая программа) разработана на основе авторской программы... | «Автономное существование человека в природе» Тип Предметная область: обж с использованием межпредметных связей (информатика, география, биология, экология, технология, физическая... | ||
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического... | ||
Рабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся... Ние представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные... | Модуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая... На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной... | ||
Доклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция... | Программа для 8 класса общеобразовательных школ "Культура края" В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная... | ||
Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : боудпо «ирооо», 2009. –... | Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | ||
Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Юго-Западе». Работы учащихся начальных классов награждены дипломами в различных номинациях; работа учащихся 9, 11 классов «Сравнительный... |