Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура





Скачать 180.52 Kb.
НазваниеРабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура
Дата публикации22.08.2014
Размер180.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Министерство общего и профессионального образования СО

Управление образования администрации Ирбитского МО

МКОУ «Зайковская средняя общеобразовательная школа № 2»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Зайковская СОШ №2»

__________________ М.Н. Жукова

Заместитель директора по УВР

__________________Т.Ю. Федорченко

«_____»___________________ 2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Для учащихся 4-5 классов)

Предметная область «Духовно-нравственная культура

народов России»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской

этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Составитель: Яшина Марина Васильевна,

учитель русского языка и литературы, ВКК,

учитель-тренер по ОРКСЭ

ЗАЙКОВО - 2012

Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для 4-5-х классов «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Данилюк А.Я.

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, обязательного минимума содержания образования, учебно-тематического планирования, требований ГОСа ( с корректировкой из ФГОСа НОО второго поколения).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа: в 4-ом классе-17 часов, в 5-ом классе-17 часов. Количество часов в неделю – 2 часа. Преподавание ведётся по УМК:

* Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. – 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.;

* Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / (Б.Х. Бгажноков и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010;

* электронное пособие к курсу ОРКСЭ по модулю «ОПК».

Дополнительно используется «Основы православной культуры. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации/ Авт.Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г/ - М., АПК и ППРО, 2010».

В качестве основных подходов к преподаванию модуля «ОПК» курса ОРКСЭ определены культуроведческий и коммуникативный.

Цели изучения учебного курса:

* формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:
* познакомить учащихся с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;

* развивать представление младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

* развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

* обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе.
В курсе ОРКСЭ ведущими технологиями в обучении младших школьников 4-5 класса будут диалоговые, игровые, информационно-коммуникационные.

Формы и виды учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения:

*словесные

*наглядные

*практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы

*репродуктивные

*индуктивно-дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

Работа в группе, взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д.

Кроме этого, в качестве материально-технического обеспечения курса планируется использование технических средств обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран; экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса; энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса; печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы.

Курс безоценочный. Мониторинг развития младших школьников с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся: работа в группах, участие в дискуссиях, беседах, подготовка и выступление с сообщением, выполнение творческих проектов, работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.)

Обязательный минимум содержания образования курса ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Россия-наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15
Урок 16
Урок 17
Урок 18
Урок 19
Урок 20
Урок 21
Урок 22

Урок 23
Урок 24
Урок 25
Урок 26
Урок 27
Урок 28
Урок 29
Урок 30
Уроки 31-34





Россия-наша Родина
Культура и религия
Человек и Бог в православии

Православная молитва
Библия и Евангелие
Проповедь Христа
Христос и Его Крест
Пасха
Православное учение о человеке

Совесть и раскаяние
Заповеди
Милосердие и сострадание

Золотое правило этики
Храм
Икона
Творческие работы учащихся

Подведение итогов
Как христианство пришло на Русь

Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина
Православие о Божием суде

Таинство Причастия
Монастырь
Отношение христианина к природе

Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству

Итоговая презентация творческих проектов учащихся, подготовка и проведение урока-праздника (мероприятия)



Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Изучают основы духовной традиции православия.

Дают определение основных понятий православной культуры.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием истории православной культуры в России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.).

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.
Учатся приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам.


Требования к результатам освоения учебного курса ОРКСЭ
Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике. Религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

Предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»





Пояснительная записка

Рабочая программа курса ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для 4-5-х классов «Основы религиозных культур и светской этики» под редакцией Данилюк А.Я.

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, обязательного минимума содержания образования, учебно-тематического планирования, требований ГОСа ( с корректировкой из ФГОСа НОО второго поколения).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час. Преподавание ведётся по УМК:

* Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. – 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / (А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов). – М.: Просвещение, 2010.;

* Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для общеобразоват. учреждений / (Б.Х. Бгажноков и др.); под ред. В.А.Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010;

* электронное пособие к курсу ОРКСЭ по модулю «ОМРК».

Дополнительно используется «Основы мировых религиозных культур. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации/ Авт. Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. - М.: АПК и ППРО,2010».

В качестве основных подходов к преподаванию модуля «ОМРК» курса ОРКСЭ определены культуроведческий и коммуникативный.

Цели изучения учебного курса:

* формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
* познакомить учащихся с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;

* развивать представление младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

* развивать способности младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;

* обобщить знания, представления о духовной культуре и морали, полученные в начальной школе.
В курсе ОРКСЭ ведущими технологиями в обучении младших школьников 4 класса будут диалоговые, игровые, информационно-коммуникационные.

Формы и виды учебной деятельности в курсе ОРКСЭ основаны на сочетании различных методов обучения:

*словесные

*наглядные

*практические, проблемно-поисковые и метод самостоятельной работы

*репродуктивные

*индуктивно-дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

Работа в группе, взаимовопросы и ответы, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация и т.д.

Кроме этого, в качестве материально-технического обеспечения курса планируется использование технических средств обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, экран; экранно-звуковых пособий: дополнительных мультимедийных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов (материалы с официальных сайтов религиозных конфессий России), аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; библиотечного фонда: научно-популярных книг, содержащих познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанных с содержанием курса; энциклопедическая и справочная литература, тематически связанные с содержанием курса; печатных пособий: иллюстративные материалы экскурсионных маршрутов по родному краю из музея школы.

Курс безоценочный. Мониторинг развития младших школьников с точки зрения духовно-нравственного воспитания ведётся по учебно-творческим работам учащихся: работа в группах, участие в дискуссиях, беседах, подготовка и выступление с сообщением, выполнение творческих проектов, работ (рисунки, поделки, фотоработы, презентации и т.п.)

Обязательный минимум содержания образования курса ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия-наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно-тематическое планирование


№ урока

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Урок 1


Урок 2-3
Урок 4-5

Урок 6-7
Урок 8

Урок 9-10

Урок 11

Урок 12-13

Урок 14-15
Урок 16-17

Урок 18-19
Урок 20-21
Урок 22
Урок 23-24
Урок 25-26

Урок 27
Урок 28

Урок 29
Урок 30

Уроки 31-34





Россия-наша Родина


Культура и религия
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Священные книги религий мира

Хранители предания в религиях мира
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Человек в религиозных традициях мира
Священные сооружения

Искусство в религиозной культуре

Творческие работы учащихся

Подведение итогов
История религий в России

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Паломничества и святыни

Праздники и календари

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Семья


Долг, свобода, ответственность, труд

Любовь и уважение к Отечеству
Итоговая презентация творческих проектов учащихся, подготовка и проведение урока-праздника (мероприятия)



Знакомятся с историей возникновения и особенностями религиозных культур.

Изучают основы разных религиозных традиций.

Дают определение основных понятий религиозных культур.
Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь.

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Учатся приводить примеры явлений религиозной традиции и светской культуры и сравнивать их.
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам.


Требования к результатам освоения учебного курса ОРКСЭ
Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике. Религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности человеческой жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconРабочая программа по предмету «Православная культура»
Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд....
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconРабочая программа по физической культуре 1-4 классы
Рабочая программа предназначена для учащихся 1-4 классов мбоу оош с. Отрадное. Сроки реализации программы 2013-2017 гг. Предмет «Физическая...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПлан подготовки курсантов по программе духовно нравственная культура...
Содержание: Древние катакомбы, как храмы. Места мученических кончин святых. Виды Храмов
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПрограмма кружка «Народная кукла»
Народная культура всё больше осознается, как духовно-нравственная основа воспитания человека в силу присущей ей способности формировать...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconРабочая программа по физической культуры Уровень образования
Рабочая программа учебного курса физической культуры для 5 9 классов (далее рабочая программа) разработана на основе авторской программы...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура icon«Автономное существование человека в природе» Тип
Предметная область: обж с использованием межпредметных связей (информатика, география, биология, экология, технология, физическая...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и на основе комплексной программы физического...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconРабочая программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся...
Ние представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconМодуль «основы светской этики» как важная духовно-нравственная составляющая...
На сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПрограмма для 8 класса общеобразовательных школ "Культура края"
В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconУчебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск
К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : боудпо «ирооо», 2009. –...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconУчебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Рабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Юго-Западе». Работы учащихся начальных классов награждены дипломами в различных номинациях; работа учащихся 9, 11 классов «Сравнительный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск