Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/58
Дата публикации09.05.2014
Размер3.79 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58
УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГГУ им. М.А. Шолохова

_______________ Нечаев В.Д.

«____» ___________ 20___ г.

ПРОГРАММА

«Теология, методика преподавания»

Профессиональная переподготовка

(дополнительное образование)

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЕТНОСТЕЙ


ВИД РАБОТЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

Лекции

448

Практические занятия

54

Итоговая аттестация:

междисциплинарный государственный экзамен




ВСЕГО

502



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: подготовка специалистов богословско-педагогического направления из числа православных мирян и священнослужителей на основе церковно – государственно партнерства для выполнения задач национальной программы «Духовно – нравственная культура подрастающего поколения России» (реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала подрастающего поколения России).

Задачи:

- обеспечение знаний и повышение уровня компетентности в богословской, педагогической, психологической и методической области;

- формирование и повышение уровня педагогического мастерства;

- укрепление основ христианского мировоззрения;

- обеспечение слушателей богословской и методической учебной литературой и учебными пособиями;

- обмен опытом преподавания духовно-нравственных и богословских дисциплин.


  1. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ И СРОКИ РЕАЗИЗАЦИИ

Обучение рассчитано на 502 аудиторных часа и занимает 3,5 года


  1. ПРОГРАММА КУРСА



    1. 3.1. НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ


Краткое содержание
Лекции



  1. БИБЛЕИСТИКА

    1. Священное Писание Ветхого Завета

Тема 1. Библейская история Ветхого Завета

Предварительные сведения о Священном Писании. Сотворение мира и человека. Допотопное и послепотопное человечество. Патриархальный период истории еврейского народа. Период пребывания евреев в Египте. Период вождей. Период судей. Период царей. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах. Период вавилонского плена. Состояние ветхозаветной истории после освобождения иудеев из вавилонского плена до Рождества Иисуса Христа.

Тема 2. Исторические книги Ветхого Завета.

Исторические книги Ветхого Завета – канонические. Исторические книги Ветхого Завета – неканонические.

Тема 3. Пророческие книги Ветхого Завета

Введение. Книга пророка Исайи. Книга пророка Иеремии. Книга пророка Варуха. Книга пророка Иезекииля. Книга пророка Даниила. Книга пророка Осии. Книга пророка Иоиля. Книга пророка Амоса. Книга пророка Авдия. Книга пророка Ионы. Книга пророка Михея. Книга пророка Наума. Книга пророка Аввакума. Книга пророка Софонии. Книга пророка Аггея. Книга пророка Захарии. Книга пророка Малахии.

Тема 4. Учительные книги Ветхого Завета

Введение. Книга Иова. Книга Екклезиаста. Книга Песнь Песней. Книга Притчей. Книга Премудрости Соломона. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Псалтирь.

Тема 5. Текстология

Текстология и палеография Священного Писания Ветхого Завета.


    1. Священное Писание Нового Завета

Тема 1. Священная история Нового Завета

Понятие о Священном писании Нового Завета. Краткий обзор истории канона священных книг Нового Завета. Краткий обзор истории священного новозаветного текста.

Тема 2. Четвероевангелие.

Понятия о Евангелиях. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа. Выход Господа Иисуса Христа на общественное служение и события Его жизни до первой Пасхи. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа. Третья Пасха Общественного служения Господа Иисуса Христа. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Тема 3. Деяния апостолов.

Церковь в Иерусалиме гонения на Церковь, распространение христианского учения (Деян. 1 - 12 гл.). Три миссионерских путешествия ап. Павла. Последний период в жизни св. ап. Павла.

Тема 4. Послания апостолов.

Послание ап. Иакова. Соборные послания ап. Петра. Соборные послания апостола Иоанна Богослова. Соборное послание ап. Иуды. Послание ап. Павла к Римлянам. 1-е и 2-е послания ап. Павла к Коринфянам. Послание ап. Павла к Галатам. Послание к Ефесянам. Тайна спасения и Церкви. Послание ап. Павла к Филиппийцам. Послание ап. Павла к Колосянам. 1-е и 2-е послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Пастырские послания ап. Павла. Послание ап. Павла к Евреям.

Тема 5. Апокалипсис.

Общие положения. Послания семи Церквам. Седмеричность таинственных символов. Всеобщее воскресение и Страшный Суд. Символическое описание Нового Творения.


  1. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ




    1. Катехизис

Тема 1. Основы христианского мировоззрения

Предмет «Катехизис». Цель и задачи. Важность и значимость предмета.

Состав и методика преподавания предмета. Схематичное отображение «Основ христианского мировоззрения». Посредственное и непосредственное откровение Божие. Священное Предание и Писание их взаимосвязь.

Семь бесед о Христианском мировоззрении: о смысле жизни, вере, совести. Семь бесед о Христианском мировоззрении: о промысле Божием, спасении, частном, Страшном Суде.

Тема 2. Основы христианской нравственности

Взаимосвязь Богословия и нравственности. Заповеди Божьи с 5-й по 10-ю.

Заповедь Божья 1-я. Свойства Божьи. Заповедь Божья 2-я. Взаимосвязь мировоззрения и духовного устроения человека.

Заповеди Божьи 3-я, 4-я. Почитай Бога словом и делом.

Заповеди Блаженства как лествица добродетелей и путь восхождения в Царствие Небесное. С чего начинается духовная жизнь, и когда человек получает право на «Богословствование»?

Заповеди Блаженства с 1-й по 5-ю. Взаимосвязь добродетелей и страстей. Заповеди Блаженства с 6-й по 9-ю.

Учение о молитве. Виды молитвы. Условия, критерии правильной молитвы. Прелесть. Молитва Господня «Отче наш». Толкование: призывание, 7-ми прошений, славословия.

Тема 3. Основы православного христианского мировоззрения

Основы Православного Христианского мировоззрения. Вселенские соборы. Причины появления Символа веры. Количество соборов и основные ереси. Символ веры: толкование. Церковь: определение, свойства, Таинства.


    1. Догматическое богословие

Тема 1. Понятие о богословии. Понятие о догматах.

Значение термина "богословие", определение предмета "Догмати­ческое богословие". Вера и богословие. Богословие как слово о Боге. а) Богословие и безмолвие; б) Богословие и теория. Цель богословия. Богословие. Наука и философия. Задачи и метод богословской науки. Значение термина "догмат". Свойства догматов. Богословское мнение. Догматы и нравственность.

Тема 2. Полнота Новозаветного откровения и развитие догматическое науки, теория догматического развития.

Священное Предание. Священное Писание. Эпоха до Вселенских Соборов.

4. Эпоха Вселенских Соборов. Эпоха после Вселенских Соборов. Русская школа догматистов.

Тема 3. Вероучительные тексты Православной Церкви.

Соборные вероопределения. Исповедание веры.

Тема 4. Понятие о Богопознании.

Естественный путь Богопознания. Сверхъестественный путь Богопознания. Нравственные условия Богопознания. Вопрос о границах Богопознания. Евномианская доктрина. Святоотеческое учение о непостижимости сущности Божией и постижимости Божиих действий в мире. Доктрина Варлаама. Учение святителя Григория Паламы о различии сущности и энергии Бога. Апофатическое и катафатическое богословие.

Тема 5. Божественные свойства и их именование.

Апофатические, или отрицательные свойства: а) Самобытность, б) Неизменяемость, в) Вечность, г) Вездеприсутствие. Антропоморфизмы Священного Писания. Катафатические свойства: а) Премудрость и разум, б) Всеведение, в) Всемогущество, г) Святость, Свет, д) Правда, е) Любовь. Истинность наших представлений о Боге.

Тема 6. Политеизм и два монотеизма. Догмат о Святой Троице.

Догмат о Святой Троице – основание Христианской религии. Непостижимость догмата о Св. Троице. Аналогии Св. Троицы в мире. Троическая терминология.

Тема 7. История догмата о Святой Троице.

Доникейский период: динамисты, моделисты. Состояние учения о Святой Троице в IV веке. а) Арианская доктрина, б) Борьба Церкви с арианством и духоборчеством. Тритеисты.

Тема 8. Основные свидетельства Откровения о Троичности Бога.

Свидетельства Откровения о равенстве Божественных Лиц. Свидетельства Ветхого Завета. Свидетельства Нового Завета. Божество Отца. Божество Сына и Его равенство с Отцом. Божество Святого Духа и Его равенство с Отцом и Сыном.

Тема 9. Божественные Ипостаси и их свойства.

Единосущие Лиц Святой Троицы. Образ откровения Святой Троицы. Личность Ипостасей. Ипостасные свойства, а) Нерожденность и единоначалие Отца. б) Рождение Сына и похождение Святого Духа.

Тема 10. О Боге Творце мира и человека.

Краткий обзор философский теорий о происхождении мира. Пантеизм, дуализм, материализм. Учение Св. Писания и святых отцов о происхождении мира. Образ Божественного творения мира. Вечность Божественного замысла о мире. Творения - акт всех Лиц Святой Троицы. Творение мира "из ничего". Время и вечность. Побуждение и цель творения. Главные виды и порядок творения. Бог - творец невидимого мира. Понятие об ангелах. Время сотворения ангелов. Библейские свидетельства об ангельском мире. Краткий обзор критических возражений по вопросу о бытии духовного мира. Природа ангелов: бесплотность, отношение к пространству и времени. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Ангельская иерархия. Творение видимого мира. Шесть дней творения. Догматическое содержание шестоднева. Продолжительность дней творения. Творение человека. Человек - венец творения. Состав природы человека. Душа и тело человека. Образ и подобие Божие в человеке. Единство человеческого рода. Богоустановленный способ размножения людей. Разбор мнений о происхождении душ. Состояние первозданного мира и человека. Назначение человека.

Тема 11. О Боге Промыслителе, о мире и человеке.

Понятие о Промысле Божием. Учение Священного Писания и святых отцов о Промысле Божием. Виды и образы Божественного Промышления о мире. Промысел Божий - проявление благости и премудрости Божией. Функции Промысла. Божественный Промысел о духовном мире. Промысел Божий о добрых ангелах. Ангелы-хранители. Промысел Божий по отношению к злым духам. Бытие злых духов. Падение в мире ангельском. Искажение природы падших ангелов. Действия Промысла Божия по отношению к злым духам. Промысел Божий о человеке в раю. Грехопадение прародителей. Достоверность библейского повествования о грехопадении. Различные аспекты грехопадения. Смерть как следствие грехопадения. Признаки духовной смерти. Физические следствия грехопадения. Первородный грех. Действительность и всеобщность первородного греха. Вменение первородного греха. Промышление Божие о человеке после грехопадения. Смертность и смерть как попечение Божие о человеке после грехопадения. "Кожаные ризы". Промысел Божий и страдания. Промышление Божие о восстановлении пад­шего человека.

Тема 12. Введение в основные разделы курса по христологии, сотериологии, экклезиологии и эсхатологии.

Предварительные сведения по источникам догматического богословия указанных разделов.

Тема 13. Отличительные особенности догмата о боговоплощении.

Краткая история догмата о Лице Иисуса Христа. Искажение учения Церкви арианами, несторианами, монофизитами и монофелитами.

Тема 14. Учение Церкви о Лице Иисуса Христа.

Свидетельства о божественном и человеческом естествах /природах/ Иисуса Христа.

Особенности человеческой природы Иисуса Христа. Единство ипостаси в Иисусе Христе. Образ соединения естеств во Христе. Следствия неслитного, неизменного, нераздельного и неразлучного соединения двух естеств во Христе /общение свойств, обожение человеческой природы. Христа, единое нераздельное поклонение по божеству и человечеству, двойство воли и двойство действований во Христе/.

Тема 15. Учение Церкви о Пресвятой Богородице.

Приснодевство Божией Матери. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери.

Тема 16. Учение о Боге - Спасителе.

Необходимость и возможность спасения падшего человека Грехопадение и следствия греха. Приготовление рода человеческого к принятию Спасителя. Сущность дела спасения или искупления человека.

Тема 17. Учение о спасении, совершенным Иисусом Христом.

Схема тройственного служения Иисуса Христа как пророка, первосвященника и царя. Евангельский закон, данный Спасителем и отношение его к закону ветхозаветному. Догмат искупления. Земная жизнь Спасителя как искупительный подвиг. Смерть Спасителя как искупительная жертва. Значение искупительной жертвы Сына Божия и вменение её всем людям. Значение чудес, совершенных Иисусом Христом во время земной жизни. Свидетельства Священного Писания и учение Церкви о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над адом /время, цель и значение этого события/. Вознесение Иисуса Христа и Его вечное царствование по вознесении.

Тема 18. Учение о Боге - Освятителе. Учение о благодати.

Обращение человека. Образование веро - покаянных чувств в человеке. Оправдание и освящение человека. Необходимость благодати для человека. О всеобщности благодати и предопределении. Благодать Божия и свобода человека в деле спасения. Значение веры и добрых дел в спасении человека.

Тема 19. Учение о Церкви.

Значение слова «церковь». Основание Церкви Иисусом Христом. Цель Церкви. Христос - глава Церкви. Действие в церкви Духа Святаго. Состав Церкви и богоучрежденность иерархии. Свойства Церкви Христовой. Собор как высший орган церковной власти. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Союз между Церковью земной и небесной. Молитвы Церкви за умерших. Молитвенное призывание и почитание святых. Почитание мощей святых угодников Божиих. Почитание икон.

Тема 20. Таинства Церкви.

Определение таинства. Число таинств. Таинства и обряды. Таинства Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения.

Тема 21. Учение о Боге как судии и мздовоздателе.

Частный суд. Антихрист. Второе пришествие Христа. Воскресение мертвых. Всеобщий Суд. Кончина мира. Благодатное Царство Христово. Начало Царства Славы.

    1. Христианская антропология

Тема 1. Введение.

Христианская антропология как богословская дисциплина. Ее источники, цель, предмет, средства и методология. Взаимосвязь христианской антропологии с иными богословскими дисциплинами, с православной педагогикой и психологией. Структура и основные пособия по данному курсу.

Тема 2. Человек первозданный.

Происхождение человека. Образ и подобие Божие. Личность человека. Свобода воли первозданных людей и свобода выбора. Бессмертие человека. Происхождение и отличие человеческой души. Состав человеческой природы. Разделение полов и брак в раю.

Тема 3. Человек падший.

Зло и грех. Существование первородного греха. Сущность первородного греха. Греховные страсти. Греховное состояние человека. Жизнь за порогом смерти.

Тема 4. Человек во Христе.

Господь наш Иисус Христос – «новый Адам». Уничижение Господа. Спасение человечества во Христе. Спасение в личном смысле. Церковь – «корабль спасения». Путь духовной жизни. Воссоздание единства человечества во Христе.

Тема 5. Человек в вечности.

Жизнь будущего века. Состояние человека в вечности.


  1. ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И АСКЕТИКА




    1. Христианская этика

Тема 1. Проблема личности в нравственном богословии.

Эмпирическая, социальная и теологическая теории происхождения личности. Божественное Откровение как источник для построения фундаментальной богословской теории личности. Богословская интерпретация личности и ее принципиальное отличие от эволюционистско-гуманистической интерпретации.

Тема 2. Развитие и формирование личности.

Проблема личности в системе религиозного нравственного учения. Нравственное начало в становлении личности. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Формирование религиозного сознания. Формирование ценностного сознания. Развитие личности в среднем возрасте. Стадии развития личности.

Тема 3.Нравственная природа человека.

Нравственное начало в духовной природе человека. Человека как носитель природного, разумного и божественного начала. Стыд, жалость и альтруизм как основа нравственного начала человеческой природы в интерпретации В.С. Соловьева. Эмоционально-потребностная сфера в структуре личности. Учение о потребностях в теориях Э.Фромма и А.Маслоу.

Тема 4. Естественный нравственный закон.

Реальность естественного нравственного закона. Естественный нравственный закон в учении святого апостола Павла. Естественный нравственный закон в учении отцов Церкви. Содержание естественного нравственного закона. Теории нравственной санкции. Автономная этика. Естественный нравственный закон и православная этика.

Тема 5. Свобода нравственного самоопределения.

Тема свободы в христианском учении. Свобода как основа нравственного становления личности. Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире. Самовыявление твари через форму, индивидуальность и ипостась. Свобода богозданного человека. Нравственная свобода личности.

Тема 6. Детерминизм и индетерминизм.

Свобода самоопределения и феноменология зла. Детерминация поведения личности, проблема свободы и нравственной ответственности.

Тема 7. Виды нравственной свободы.

Эмпирическая и трансцендентальная свобода. Формальная, реальная и идеальная свобода. Борьба мотивов в ситуации морального выбора.

Тема 8. Грех и феноменология отчуждения личности.

Потеря духовной свободы и грех. Взгляд на грех в Священном Писании. Грех как ошибка в духовном самоопределении человека. Причины греха. Нечистые, злые и власфемические помыслы. Развитие страстного помысла и грех. Последствия греха. Природный эгоизм и проблема личного соперничества.

Тема 9. Предопределение Божие и свобода человеческой личности.

Состояние человека в Раю. Нравственный смысл райского запрета. Причины и следствия нарушения Адамом Божественной заповеди. Предвечность Божественного всеведения и неприкосновенность человеческой свободы.

Тема 10. Нравственное сознание в структуре личности.

Этос и нравственность в их отношении к реальности бытия. Проявление нравственного сознания в функционировании ума, чувства и воли. Основные функции нравственного сознания.

Тема 11. Стыд и совесть как феномен нравственного сознания.

Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания. Стыд как переживание вины и экзистенциальной исключительности. Стыд и несостоятельность ложной надежды. Совесть как категория нравственного сознания. История термина «совесть» в античной и христианской письменности. Взгляд на совесть в патристической письменности. Теории совести. Функционирование совести. Основные функции совести. Состояния совести. Освящение совести. Воспитание совести.

Тема 12. Долг и ответственность как важнейшие понятия нравственного богословия. Воздаяние как онтологический принцип.

Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспекты должного. Интерпретация долга в философии И.Канта и Н.Ф.Федорова. Долг как сознание нравственной необходимости. Практическая деонтология Запада и православная этика. Обязанность как требование нравственного закона. Определение и содержание понятия ответственности. Ответственность как принцип отношения к жизни. Нравственная ответственность и проблема личной виновности. Универсальное значение ответственности как формы нравственного сознания. Понятие воздаяния в Священном Писании. Сознание воздаяния в личной жизни.

    1. Христианская аскетика

Тема 1. Основы христианского аскетизма и его отличие от античной аскетики.

Учение Нового Завета о воздержании. Антропология и аскетика св. апостола Павла. Православная монашеская аскетика.

Тема 2. Понятие о деятельной и созерцательной жизни.

Святоотеческая интерпретация евангельских образов Марфы и Марии. Деятельная борьба с грехом и деятельное исполнение евангельских заповедей как основание восхождения души к Божественному созерцанию.

Тема 3.Святоотеческое учение о помыслах.

Помыслы плотские и помыслы духовные. Классификация помыслов. Понятие страсти и прелести.

Тема 4. Развитие страстного помысла и грех.

Основные этапы развития страстного помысла: прилог, внимание, услаждение, желание, пленение.

Тема 5. Учение о покаянии.

Покаяние и добродетельная жизнь. Святоотеческое учение о добродетелях. Учение о добродетелях как важнейший аспект христианской аксиологии.

Тема 6. Православное учение об умном делании.

Молитва и созерцание. Святоотеческое учение об Иисусовой молитве и «кратких поучениях». Молитва как необходимое условие достижения обожения.

Тема 7. Святоотеческое учение о страстях.

Седмиричная схема страстей и ее историческое происхождение. Основные плотские страсти: чревоугодие и блуд. Сребролюбие как служебная страсть. Учение о духовных страстях: гнев, уныние, гордость, тщеславие.


  1. ЛИТУРГИКА

4.1. Богослужебный устав.

Тема 1. Богослужебное время.

Некоторые сведения из истории Устава. Общественные и монашеские службы. Дневной круг. Суточный круг. Седмичный круг. Годичный круг.

Тема 2. Богослужебные книги.

Минея месячная, праздничная, общая. Триодь Постная, Цветная. Октоих, Часослов, Служебник, Типикон, Следованная Псалтирь. Ирмологий. Календарь. Прочие богослужебные указания.

Тема 3. Богослужебные тексты.

Виды и типы богослужебных текстов.

Тема 4. Знаки праздников месяцеслова. Часы обычные.

Классификация праздников Месяцеслова. Типикон – глава 47-я. Виды вечерни. Виды утрени. Разбор значения знаков. Виды часов, случаи их совершения. Литургические темы часов. Чинопоследование обычных часов.

Тема 5. Будничные богослужения. Вечерня.

Типикон, глава 9-я. Чтение, комментарий. Темы вечерни. Изменяемые и неизменяемые части вечерни. Чинопоследование вечерни. Чин отпуста.

Тема 6. Будничные богослужения. Утреня.

Типикон, глава 9-я. Чтение, комментарий. Темы утрени. Изменяемые и неизменяемые части утрени. Чинопоследование утрени. Структура и состав канона. Общее сравнение чинопоследований вечерни и утрени.

Тема 7. Воскресное богослужение. Великая вечерня.

Изменяемые и неизменяемые части вечерни воскресного богослужения. Чинопоследование вечерни воскресного богослужения. Прокимен. Чин отпуста.

Тема 8 . Воскресное богослужение. Утреня.

Изменяемые и неизменяемые части утрени воскресного богослужения. Чинопоследование утрени воскресного богослужения. Структура и состав канона воскресного богослужения.

Тема 9. Великопостное богослужение. Вечерня в неделю и будние дни.

Особенности чинопоследования вечерни во время Великого поста. Общее сравнение чинопоследований вечерни в неделю и будние дни.

Тема 10. Великопостное богослужение. Утреня с аллилуиа.

Особенности чинопоследования утрени во время Великого поста.

Тема 11. Общие понятия православного учения о Таинствах.

Понятие о Церкви и её значении для спасения. Необходимость иерархии и внешних форм. Храм и его устройство. Алтарь. Священные сосуды. Таинства в межконфессиональных отношениях. Учение о семи таинствах.

Тема 12. Первые Таинства (Таинства Крещения и Миропомазание)

Определение Таинства. Рождение в жизнь вечную. Смысл таинства как духовного рождения. Понятие о первородном грехе и его последствиях. Благодатные действия Таинства. Происхождение таинства. Установление Христом Спасителем. Символика воды. Ветхозаветные прообразы. Крещение в ранней Церкви. Роль и значение восприемников (крестных).

"Личная Пятидесятница". Значение сошествия Святого Духа и Его действие в Церкви. Отличие действия Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания. Значение Таинства Миропомазания для спасения. Практика возложения рук в ранней Церкви. Догматическое учение о таинствах Крещения и Миропомазания. Крещение, совершаемое мирянином. Чин Крещения «страха ради смертнаго». Институт оглашения и практика Крещения и Миропомазания в Византии.

Тема 13. Таинства Покаяния и Елеосвящения.

Православное понимание покаяния. Определение Таинства. Понятие греха и его последствий. Смертные и не смертные грехи. Понятие "немощи". Грех и болезнь. Невозможность грешить для христианина. Таинство Покаяния как воссоединение с Церковью. Установление Таинства Покаяния. Благодатные действия Таинства Покаяния. Отличие покаяния от Таинства Покаяния. Споры в Древней Церкви о возможности "второго покаяния". Смысл епитимьи. Разряды кающихся.

Различные формы совершения Таинства Покаяния.

Смысл Таинства Елеосвящения. Символика елея и его употребление в Древнем мире. Смысл новозаветных текстов. Различные наименования таинства. Византийское чинопоследование. Таинство Последнего помазания в Католической Церкви. Современная православная практика. Покаянное значение чина и его связь с Великим постом.

Тема 14. Таинство Евхаристии.

Определение Таинства. Установление Таинства. Образы в Ветхом и Новом Завете. Литургия и ее различные названия. Деление Литургии на Части. Части Литургии и их содержание. Подготовка к Божественной Литургии.

Тема 15. Таинство Брака.

Определение Таинства. Установление брака. Отношение Церкви к языческим бракам. Цель брака. Подготовка к браку. Обязанности мужа и жены в браке. Брак и девство. Канонические правила о Браке. Второбрачие. Смешанные браки. Современное чинопоследование таинства Брака. Время совершения чина. Обряды обручения и венчания. Содержание брачных молитв. Чин разрешения венцов. Семья как малая (домашняя) Церковь.

Тема 16. Таинство Священства.

Определение Таинства. Церковная иерархия. Хиротония и Хиротесия. Православное учение о таинстве Священства. Канонические препятствия к принятию сана. Чинопоследование Хиротонии диакона, священника, епископа. Время и место.
4.2. Гимнография.

Тема 1. Малые жанры церковной поэзии.

О терминах «гимнография», «гимнология», «гимнодия». О целях и задачах курса «Гимнография». Рассмотрение сочетания поэтики Псалтири и ветхозаветных гимнов с греко-византийской традицией. Круг православного богослужения (по пророчеству Давида – «вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой», Пс.54:17): малые службы (часы) и всенощная с литургией.

Тропарь, кондак, стихира, икос, светилен (эксапостиларий), ирмос, седален, прокимен, ипакои, аллилуарий. Их происхождение, поэтическое устроение, богослужебная роль.

Тема 2. Воскресные тропари восьми гласов. Тропари и кондаки двунадесятым праздникам.

Изучение воскресных тропарей восьми гласов, тропарей и кондаков двунадесятым праздникам: устроение стиха, содержание, композиция. Связь содержания и напева; общность иконографической символики.

Тема 3. Величание, его виды.

Величание общее, преподобным, особые.

Тема 4. Канон, его происхождение, композиция.

Изучение композиции и происхождения канона. Библейские песни в каноне, создание из них новых поэтических текстов (ирмосы). Количество песней, композиция каждой песни: ирмос, катавасия, возглашение, тропарь. Великий канон св. Андрея Критского.

Тема 5. Панихида: структура, жанры, ее составляющие.

Жанры панихиды и структура, ее составляющие. Панихида как служба пасхального типа. Христоцентричность Панихиды. Богородичная тема. Сакральное пространство Царствия Небесного. Псалмы 50, 90, 118. Каноны Панихиды. «Житейское море» 6-й песни канона шестого гласа в церковной гимнографии и русской поэзии.

Тема 6. Акафист: его возникновение. Поэтика акафиста.

Акафист. Возникновение акафиста. Поэтика акафиста. Символика и образность Великого (Богородичного) Акафиста; типология Богородичных акафистов. Тематическое разнообразие акафистов: Христу, праздникам, святым. Судьба акафиста в России. Народный характер акафиста и его современное состояние. Связь акафиста с житием, службой, иконой празднику, святому.

Тема 7. Обзор поэтики литургии.

Литургия – главное богослужение Православной Церкви. Символика, жанрово-текстовый состав.


    1. Церковное пение

Тема 1. Основные положения теории и истории богослужебного пения.

История возникновения пения в ветхозаветные времена. Пение – искусство культурное и культовое. Песни Ветхого Завета и Нового Завета, ставшие основой церковного канона (Всенощное бдение). Новозаветная история богослужебного пения, литургия времен апостольских. Святые отцы - песнотворцы. Октоих св. Иоанна Дамаскина. Осмогласие в Восточной Церкви. Система русского богослужебного пения. Богослужебные пенснопения, композиторы. Колокольные звоны.

Тема 2. Появление музыки и пения в истории человечества. Певческая традиция: культурная и культовая.

Ветхозаветная история: первое появление культурной и культовой традиции в допотопные времена. Возникновение культуры у потомков Каина (Бытие 4, 21-24). Иувал: изобретение музыкальных инструментов. Ламех: самая древняя первобытная поэма - воспевание убийства. Появление богослужебного пения. Благодарственная песнь, воспетая Моисеем с мужами и затем его сестрой Мариам с женами, при переходе через Чермное море (Исх. 14,30; 15, 1-18). Смысл гимна: Господь есть единственный Владыка мира и истории. Музыка и пение во времена Ветхого Завета не были искусством, они принадлежали религии, богослужению. Областью их была не область художественного творчества, а область религиозного вдохновения. Творцы религиозных песен - пророки.

Тема 3. Богослужебное пение в Новом Завете и в апостольский век.

Сам Господь Иисус Христос освятил традицию богослужебного пения. Совершив последнюю в Своей земной жизни пасхальную вечерю, Спаситель с учениками, «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф.26,30). Так положено было начало пению в Церкви Христовой; его богослужебное применение освятил Личным примером Сам Божественный Основатель ее. Забота апостолов о богослужебном пении. Ветхозаветные песни и гимны-песни, воспетые на заре Нового Завета. Песнь Богородицы «Величит душа моя Господа»; песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев»; песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши». Песнопения трех родов в богослужении времени апостольского: псалмы, гимны и песни духовные. Основа технического построения песнопений - чередование их с известными строфами из псалмов и других библейских песней.

Общедоступность – главное условие пения в практике Церкви. Храмовое пение иудеев и традиции античной языческой культуры - два источника христианского пения. Псалмы Давида и их литургическое употребление. Краткие элементы песнопений: аминь, аллилуиа, осанна. Молитвенные восклицания христианского происхождения, которые впоследствии вошли в состав церковных песней: малое и великое славословия и воззвание «Господи помилуй». Ипофонический способ исполнения песнопений в древней церкви. Виды пения в I веке: а) пение отвещательное; б) припевочное; в) попеременное, или антифонное. Респонсорное пение – «вопрос» – «ответ». Ипофонное – после возглашения чтеца, хор поет аллилуиа. Эпифонное пение – постоянно повторяющийся припев поет хор после чтеца («эпи» – после). Чинопоследование церковных служб к IV веку. Участие народа в отправлении церковного пения и специально обученные певцы, из которых стали образовываться отдельные хоры, или лики, правого и левого клиросов.

Тема 4. Святые отцы - песнотворцы. Октоих св. Иоанна Дамаскина.

Муч. Иустин в книге «Певец»: «Петь Богу на бездушных инструментах не допущено, как все свойственное детям или несовершенным в разуме».

Церковь новозаветная, по примеру Спасителя и святых апостолов, установила исполнение песнопений при богослужении только вокальное, без сопровождения музыкальных инструментов. Основание этому заключается в самой природе человеческого голоса, способного выражать самые различные, глубочайшие и тончайшие движения человеческого чувства.

Период времени Вселенских Соборов - самый благотворный по своим последствиям для церковного пения, когда оно получило определенное устройство, твердые начала, ясный характер и благолепие. Св. Иоанн Златоуст благоустрояет пение Церкви Константинопольской, св. Василия Великий - в Кесарии Малоазийской, св. Афанасий Великий – в Церкви Александрийской. Необходимость бороться с возникавшими ересями и лжеучениями. Крестные ходы и всенощные бдения.

Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский, писал воскресные стихиры на восемь гласов; также на восемь гласов составлял кондаки и икосы святой Роман Сладкопевец (V век). В VII веке на восемь гласов писал песнопения в Неделю вайи святитель Иаков, епископ Эдесский. Но полное завершение как твердо установленная система и как основной закон церковного пения осмогласие получило в Октоихе Иоанна Дамаскина в середине VIII века.

На православном Востоке в этот период окончательно установлен и получил всеобщее распространение способ нотного письма – крюкового, введенного в Октоихе Иоанном Дамаскиным. Происхождение этого письма относят к Ефрему Сирину.

Главные деятели церковного пения во II – IV веках.

Св. Иустин Философ, автор книги «Певец», в которой сделано обозрение христианских гимнов и даны указания о порядке их исполнения.

Св. Климент Александрийский, составитель гимнов и песней.

Св. Амвросий Медиоланский боролся с арианством, и в честь победы над арианством составлена им песнь «Тебе Бога хвалим».

Св. Ефрем Сирин. Автор множества гимнов и до 1200 песен против еретиков-гностиков.

Св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, гимнограф. Им впервые организован был певческий хор под управлением придворного музыканта, принимавший участие в литургиях и всенощных бдениях.

Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, ученик и преемник по кафедре Иоанна Златоуста, автор «Трисвятого».

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский: его песнопения «Единородный Сыне», «Достойно есть», «Богородице, Дево» и др.

Святой Роман Сладкопевец, диакон: творец кондаков, которых он написал до 1000; из них: «Дева днесь», «В молитвах неусыпающую», «Душе моя» и другие.

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, автор многих тропарей и осмогласных стихир, в том числе водосвятных на Богоявление: «Глас Господень» и др.

Святитель Андрей Критский, епископ: творец Великого канона.

Хирономия – от «хиро» – рука, «номос» – закон.

Тема 5. Осмогласие Восточной Церкви. Ектении. Трисвятое.

Св. Иоанн Дамаскин (676-780 гг.). Октоих Иоанна Дамаскина содержит в себе собрания воскресных стихир, тропарей и канонов, написанных в разное время различными песнотворцами, в значительной мере, и самим Иоанном, и распределенных на восемь групп, соответственно числу певческих гласов, или ладов. Св. Иоанн Дамаскин написал службу на святую Пасху, 64 канона, множество стихир. Первые стихиры каждого гласа и первые тропари каждого канона имеют нотные знаки (крюки) поверх текста, так что эти стихиры и тропари (ирмосы) явились образцом для пропевания следующих за ними стихир и тропарей. В этом смысле им и были присвоены наименования самогласных, или самопесных, а также самоподобных и подобных, тогда как прочие стихиры назывались несамогласными, то есть имевшими не свой особый напев, а заимствованный, подобный образцу. Вследствие этого Октоих получил значение подлинной школы осмогласия, настоящего музыкально-певческого руководства по изучению его вместе с высокой ценностью литературного сборника. Коллективное творчество многих поколений и отдельных народов трудами св. Иоанна Дамаскина было сведено к тому единству, в образе которого оно стало действительным столпом пения всей Церкви Восточной.

Род гласов в Октоихе св. Иоанна Дамаскина – диатонический. В церковной певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей образцом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся.

Ектении. Все православное богослужение наполнено ектениями. Ектении были известны с глубокой древности. Ектении возникли из диаконских возгласов, сопровождающих евхаристические молитвы, и ответов народа. Большинство древних литургий включало одну ектению. Появление первых ектений в богослужении относится к III-IV веку. Судьба ектении в богослужении Восточной и Западной церкви - различия. Великая, малая, сугубая и просительная ектении, заупокойная и благодарственная ектения по Святом Причащении.

О Трисвятом. «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Первым услышал эти святые слова пророк Исайя, который жил почти за восемь столетий до Рождества Христова. В своей книге пророчеств он так описывает это событие: “В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь Храм. Вокруг Его стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: “свят, свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!”. Заключительные слова Трисвятой песни “помилуй нас” добавили позднее и она была введена в богослужение.

Тема 6. Пение в Русской Православной Церкви. Колокольные звоны.

«Идти на пение» – идти на богослужение, - говорили в древней Руси.

Особенность русского богослужебного чтения - «чтение нараспев», т.е. находящееся где-то посередине между строгим псалмодическим речитативом и силлабическим (слог-звук) пением. Русское чтение нараспев – это национальная традиция богослужебного чтения, имеющая глубокие корни. В строгих монастырских Уставах полагалось почти всю службу проводить чтением нараспев. Хоровые припевы ектений имеют простой и короткий текст – «Господи помилуй», «Подай Господи», «Тебе Господи». Аминь».

Понятие о «православной церковной музыке». Богослужение состоит из слова, только оно дает музыкальным звукам определенный, точно словом высказываемый смысл молитвы. В богослужебном пении именно слова ясно выражают те идеи, которые содержаться в молитву, поучении, догмате. Слово, соединенное с музыкальным элементом придает эмоциональную окраску песнопению.

Русское церковное пение занимает особое место в истории нашей культуры, церковное пение имеет за собой 10-вековую историю.

С XV века в певчих рукописях появились небольшие азбучки с изображением отдельных крюков.. Демественному распеву придается значение лучшего, наиболее торжественного пения, в отличие от старого неизменного знаменного распева. К концу XVI века Иван Акимович Шайдуров, новгородский певец при крюках стал писать пометы, которые наиболее точно определяли высоту звука. Они писались киноварью, в отличие от крюков, которые писались черным цветом, и вошли в употребление под названием согласных киноварных помет.

Влияние западной музыки, партесное пение.

Напевы, как таковые, на Востоке и Западе были разные, но те и другие одинаково были подчинены одному и тому же музыкально-теоретическому закону осмогласия и были одинаково зафиксированы – во имя единообразия певческой практики – в октоихе святого Иоанна Дамаскина и в Антифонарии Папы Григория Великого. Запад открывает новую эру в истории пения и музыки вообще. Приспособление к новым формам полифонии. Церковное пение, таким образом, оказалось увлеченным на путь искусства. Этот путь, привел к расцвету европейской музыки и пения, но вместе с тем он порвал и многие нити, связывающие пение Западной Церкви с общецерковной музыкальной традицией.

Колокольные звоны.

Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола. Назначение колоколов.

Било, клепало, кампан, тяжкая, звоны. Праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный или будничный. Различают, главным образом, два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется звон, когда ударяют в один колокол, или несколько колоколов, но не вместе, а поочередно в каждый колокол, тогда благовест называют перезвоном перебором. Собственно звоном называется звон, когда ударяют в колокола вместе. Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется «три - звоном», или трезвоном. Звон к богослужению в храме бывает посредством благовеста – в один колокол, в который ударяют в продолжение некоторого времени перед началом службы. Церковный звон, являющийся звоном в церковь, к службе Божией, всегда возвещает радостную, благую весть, поэтому он назван благовестом. Колокольный звон был известен на Руси уже в X веке. Колокола пришли к нам не из Византии, а с Запада. Слово колокол произошло от старинного русского «коло» – круг, окружность.



  1. ПАТРОЛОГИЯ


5.1. Патрология.

Тема 1. Введение.

Предмет и задачи патрологии. Понятие о святых отцах. Периодизация. История патрологии.

Тема 2. Писания мужей апостольских.

Общая характеристика. Дидахи. Св. Климент Римский и послания, связанные с его именем. Жизнь и писания св. Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Папия Иерапольского и других мужей апостольских.

Тема 3. Древнехристианские апологеты.

Возникновение и задачи греческой апологетики. Первые апологеты. Св. Иустин Философ, его жизнь и писания. Обзор деятельности апологетов: Татиана, Афинагора, Феофила, Мелитона.

Тема 4. Противогностическая письменность.

Понятие гностицизма. Учение гностиков. Св. Ириней Лионский, его жизнь и письменное наследие.

Тема 5. Возникновение научного богословия.

Тертуллиан, его жизнь, творения и учение. Монтанизм Тертуллиана. Св. Киприан Карфагенский, сведения о его жизни, основные сочинения и учение.

Тема 6. Александрийская и Антиохийская богословские школы.

Александрийское училище. Пантен, Климент Александрийский. Ориген, его жизнь и богословская система. Ученики Оригена. Антиохийская богословская школа.

Тема 7. Никейская патрология. Золотой век святоотеческой письменности.

Тринитарные споры, ересь Ария. Св. Афанасий Александрийский, его жизнь учение, богословие. Св. Кирилл Иерусалимский и его Огасительные и Тайноводственные поучения. Отцы-каппадокийцы и их богословие. Святитель Иоанн Златоуст, его жизнь, служения, корпус сочинений, нравственно-аскетическое учение. Западные церковные авторы. Св. Кирилл Александрийский и его богословие.

Тема 8. Монашеская письменность древности.

Отцы-аскеты раннемонашеской письменности: прпп. Антоний Великий, Макарий Египетский. Отцы-аскеты VII-XI вв.
5.2. Русская патрология.

Тема 1. Труды святителя Феофана Затворника.

“Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?”. “Основы православного воспитания”

Тема 2. Труды святителя Игнатия Брянчанинова.

“Слово о человеке”, “Письма к мирянам”


  1. ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ


6.1. История религиозной философии Запада.

Тема 1. Предмет философии и структура истории философии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск