Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»





Скачать 409.3 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
страница1/4
Дата публикации27.08.2014
Размер409.3 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Российская Федерация

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

«Утверждаю»:

Директор института

____________ /Л.В. Демина/

«____»___________ 2011 г.

Основы музыкального воспитания

учебно-методический комплекс

для студентов специальности

070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»

очной и заочной форм обучения

«Подготовлено к изданию»:

Составитель ________________/А.М. Жукова (Шевцова)/

«___»_____________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры теории музыки и музыкального образования «____»__________________2011 г., протокол № ______

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«Рекомендовано к электронному изданию»

Объем ________ страниц

Заведующий кафедрой __________________/Н.В. Грузинцева/

«___»_____________2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК института музыки, театра и хореографии «____»__________________ 2011 г., протокол № ______

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«Согласовано»:

Председатель УМК ___________________/В.В. Петрова/

«___»_____________2011 г.
«Согласовано»:

Директор научной библиотеки ТГАКИСТ ________________/Н.П. Соколова/

«___»_____________2011 г.
Тюмень

2011

Российская Федерация

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Основы музыкального воспитания
учебно-методический комплекс

для студентов специальности

070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»

очной и заочной форм обучения

Составитель:

А.М. Жукова (Шевцова),

преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования
Рецензенты:

И.В. Прокофьева,

канд. пед. наук, доцент кафедры теории музыки и музыкального образования ТГАКИСТ
Е.Н. Головинская,

заслуженный работник культуры РФ, доцент, заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников ТГАКИСТ
Тюмень

2011

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………...4

Тематический план для студентов очной формы обучения……………………..10

Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………...12

Содержание дисциплины…………………………………………………………..14

Перечень теоретических вопросов и практических заданий к зачёту ………….20

Список основной литературы……………………………………………………...25

Список дополнительной литературы……………………………………………...26

Перечень мультимедийных и технических средств обучения…………………..28

Дополнительные материалы:

Тестовые задания для самоконтроля……………………………………………...29

Словарь терминов…………………………………………………………………..35

Пояснительная записка

Многие выдающиеся театральные педагоги прошлого и современности (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, И. Шароев, Л.М. Марголин, И.Э. Горюнова и другие) говорили и продолжают говорить о значительной драматургической роли музыки в различных видах зрелищного искусства и необходимости детальной разработки технологии применения музыки в них. Также они отмечают крайнюю необходимость в системной организации музыкального воспитания представителей театральных профессий – будущих актеров и режиссеров, которое позволит им в полной мере реализовывать те функции музыки в театре и театрализованном представлении, которыми она наделена.

Несколько острее потребность в разработке теоретико-практической основы музыкального оформления и в формировании музыкальной образованности специалистов проявляется в сфере театрализованных представлений и праздников. Это связано, во-первых, с одной из специфических особенностей театрализованного представления. В отличие от драматического спектакля, где у режиссера есть достаточные средства и время для детальной разработки образов и характеров, в театрализованном представлении эти возможности ограничены и музыка является весомым выразительным средством, компенсирующим сжатые для этого постановочные условия. А также обусловлено тем, что взаимодействие музыки и театрализованного представления имеет длительную историю и проявляется в двух направлениях: музыка как художественно-выразительное средство, наряду с живописью, хореографией и музыка как структурный элемент представления (литературно-музыкальная композиция). Музыка как художественно-выразительное средство обогащает арсенал режиссерский средств и возможностей, при этом, не приобретая самостоятельной роли в театрализованном представлении. Выступая же структурным компонентом всей режиссерской постановки, музыка наравне с литературным материалом становится драматургическим элементом.

Знание музыкального искусства, его законов и принципов применения в театрализованном представлении является одним из средств повышения качества постановки данного жанра.

Всё это обуславливает потребность во введении дисциплины «Основы музыкального воспитания» в программу подготовки студентов по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Цель дисциплины: формирование готовности будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников к осмысленному и художественно-обоснованному применению музыкального искусства в театрализованных постановках и праздниках.

Задачи дисциплины:

  1. Раскрытие особенностей музыкальной драматургии в театрализованном представлении и сущности драматургических функций музыки в нем.

  2. Формирование представлений об основных музыкальных понятиях, необходимых для осуществления музыкально-постановочной деятельности.

  3. Развитие практических навыков самостоятельного решения режиссерских задач средствами музыкальной выразительности.

  4. Стимулирование проявления личностно-творческой индивидуальности и ценностного отношения к музыкальному искусству в процессе создания музыкальной драматургии театрализованного представления.

  5. Развитие навыков осуществления музыкально-режиссерского анализа произведений музыкального искусства.

Место дисциплины в базовом учебном плане:

Принципы отбора и структурирования учебного материала опираются на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), содержащий требования к уровню подготовки студента по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

Согласно ГОС ВПО по данной специальности «Основы музыкального воспитания» реализуется в блоке специальных дисциплин, соответствующих квалификации: «режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель», в рамках федерального компонента и ограничивается следующим содержанием:

СД.Ф.02. Основы музыкального воспитания ***72

Музыкальная грамота. Музыкальная драматургия: создание музыкальных иллюстраций и музыкальных инсценировок к произведениям литературы, живописи, графики, скульптуры; составление музыкальной партитуры номера, эпизода, представления.

Музыкальная основа звукорежиссуры.

Методика музыкального воспитания.

На изучение данной дисциплины в базовом учебном плане по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», разработанном ТГАКИСТ, отводится 72 часа в третьем и четвертом семестрах. Из них – при очной форме обучения 35 часов приходится на аудиторные занятия и 37 часов на самостоятельную работу студентов. При заочной форме обучения аудиторные занятия проводятся в объеме 4 часов, 68 часов распределяются на самостоятельную работу студентов.

Требования к уровню подготовки студентов для освоения дисциплины:

Для изучения и успешного освоения дисциплины «Основы музыкального воспитания» студентам по специальности 070209.65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» необходимо приступить к овладению установленным ГОС ВПО объемом знаний по дисциплинам общепрофессионального блока, таким как: «История и теория театра», «История и теория массовых праздников» и специальным дисциплинам: «Теоретические аспекты и специфические особенности режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников».

Учебный материал по данной дисциплине является основой более осмысленного и художественно-обоснованного музыкального оформления театрализованных представлений и праздников.

В результате изучения дисциплины «Основы музыкального воспитания» студент должен:

Знать:

  • основные музыкально-теоретические понятия;

  • особенности взаимодействия музыки и театрализованного представления;

  • особенности музыкальной драматургии в театрализованном представлении и драматургические функции музыки в нем;

  • музыкальные основы звукорежиссуры;

  • методы музыкального воспитания, применимые в практике театральной педагогики;

  • компоненты музыкально-режиссерского анализа произведений музыкального искусства;

  • алгоритм музыкального оформления театрализованного представления;

  • структуру музыкально-шумовой партитуры.

Уметь:

  • провести музыкально-режиссерский анализ произведений музыкального искусства;

  • создать музыкальную инсценировку или иллюстрацию на основе произведений других видов искусств;

  • применить алгоритм музыкального оформления театрализованного представления в музыкально-постановочной деятельности;

  • проявить личностно-творческую индивидуальность в процессе создания музыкальной драматургии театрализованного представления;

  • использовать воспитательно-терапевтические возможности музыкального искусства в театрализованной постановке;

  • организовать процесс музыкального воспитания в работе

Текущая аттестация качества усвоения знаний:

Контроль над качеством усвоения знаний в ходе изучения дисциплины осуществляется в форме тестов различного вида, индивидуальных и подгрупповых теоретико-практических заданий, устных и письменных опросов. Содержанием перечисленных выше форм контроля являются задания, направленные на выявление уровня усвоения студентами музыкально-теоретических, музыкально-режиссерских знаний и музыкально-постановочных и педагогических умений.

Текущая аттестация качества усвоения знаний позволяет отслеживать степень понимания студентами изучаемого материала, а также дает возможность корректировать процесс преподавания и проводить его в условиях диалога субъектов.

Итоговая аттестация по дисциплине:

Дисциплина завершается зачетом, на котором выявляется готовность студентов к решению разнообразных профессиональных задач, связанных с музыкально-постановочной деятельностью. Зачет состоит из двух этапов – теоретического и практического. Теоретический этап проводится в традиционной форме индивидуального устного опроса по определенным заранее вопросам к зачету. Практический этап, соответственно, направлен на демонстрацию результатов выполнения заданий практической направленности.

Основное содержание дисциплины:

В соответствии с целевыми установками и задачами дисциплины весь учебный материал можно разделить на пять разделов:

  1. Введение.

  2. Музыкально-теоретическая подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников.

  3. Элементы практического осуществления музыкального оформления театрализованного представления.

  4. Музыкальные основы звукорежиссуры.

  5. Методика музыкального воспитания.

Каждый из разделов в свою очередь содержит один или несколько тематических блоков и завершается итоговым заданием.

Содержательная наполняемость разделов отражена в тематических планах дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения.

Учебно-методический комплекс составлен на основе следующих материалов:

  1. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / сост. О. Лоза. – Москва : АСТ; АСТ МОСКВА ; Полиграфиздат ; Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 192 с.

  2. Горюнова, И. Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных представлений : лекции и сценарии / И. Э. Горюнова.  СанктПетербург : Композитор, 2009.  208 с.

  3. Лензон, В. М. Музыкальный анализ в профессиональной подготовке режиссера : учеб. пособие / В.М. Лензон.  Москва : МГУК, 1998.  240 с.

  4. Марголин, Л. М. Музыка в театрализованном представлении / Л. М. Марголин. – Москва : Советская Россия, 1981. – 86 с.

  5. Маслова, Л. П. Педагогика искусства : теория и практика. – Новосибирск : НИПКиПРО, 1997. – 136 с., ил.

  6. Панова, Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки : учеб. пособ. для учащихся музыкальных школ / Н. В. Панова. – Москва : ООО «Престо», 2009. – 104 с.

  7. Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах : полный курс обучения : учеб. пособ. / Д. Сорокотягин. – 2-е изд., стереотип. – Ростов на Дону : Феникс, 2010. – 221 с.

Тематический план

для студентов очной формы обучения



п/п

Наименование темы / раздела дисциплины

Количество часов

лекции

практические

СРС

Всего

1

Введение

-

3

3

6

1.1

Музыка как вид искусства

-

1

1

2

1.2

Связь музыки и театрализованного представления: исторический аспект

-

1

1

2

1.3

Роль музыкального воспитания в становлении профессиональных качеств режиссера

-

1

1

2

2

Музыкально-теоретическая подготовка режиссеров театрализованных представлений и праздников

-

18

18

36

2.1

Основы музыкальной грамоты

-

15

15

30

2.1.1

Основные средства музыкальной выразительности

-

3

3

6

2.1.2

Типология музыкальных произведений

-

1

1

2

2.1.3

Стиль в музыке

-

4

4

8

2.1.4

Музыкальные жанры

-

2

2

4

2.1.5

Музыкальные формы

-

2

2

4

2.1.6

Музыкальные инструменты и оркестры

-

2

2

4

2.1.7

Певческие голоса и хор

-

1

1

2

2.2

Основы музыкально-режиссерских знаний

-

3

3

6

2.2.1

Музыкальная драматургия и драматургические функции музыки в театрализованном представлении

-

1

1

2

2.2.2

Принципы музыкального оформления

-

1

1

2

2.2.3

Виды музыкальных номеров

-

1

1

2

3

Элементы практического осуществления музыкального оформления театрализованного представления

-

10

12

22

3.1

Сущность музыкальной иллюстрации и технология её создания

-

4

4

8

3.2

Сущность музыкальной инсценировки и технология её проведения

-

4

4

8

3.3

Структура музыкально-шумовой партитуры и её практическое составление в рамках эпизода, номера и всего театрализованного представления

-

2

4

6

4

Музыкальные основы звукорежиссуры

-

2

2

4

5

Методика музыкального воспитания

-

2

2

4

Итого за год

-

35

37

72

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconУчебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра...
Основная образовательная программа подготовки по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений,...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconПрограмма предназначена для студентов дневного и заочного отделений...
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconЛитература периода республики (III век 30-й год до н э.)
...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений,...
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconОсновной образовательной программы по направлению подготовки 071400...
Дворцы спорта, концертные залы, культурно-досуговые центры различных форм собственности и другие учреждения, осуществляющие культурно-зрелищную...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по дисциплине
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconГосударственный образовательный стандарт
Общая характеристика специальности 053300 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconАннотации по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров Направления...
Изучение предмета базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе получения среднего образования по предметам История...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Режиссура культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений» для студентов 1 курса вид: Организация и постановка...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconПояснительная записка курс «Сценография»
«Народное художественное творчество». Данная дисциплина является составной частью специализации «Организация и постановка массовых...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconАнализ учебно-методической работы школы за 2010 2011 учебный год
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconКонтрольная работа №2 По предмету: «Режиссура театрализованных представлений»
Взятые из музыкального лексикона термины темп и ритм прочно вошли в сценическую практику и педагогику для обозначения определенных...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconКонспект занятия-презентации по проекту «Великое Королевство»
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconГосударственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное...
Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» iconИспользование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи
Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск