Скачать 112.5 Kb.
|
программа «Психология общения» Возрастной диапазон: 12 – 14 лет срок реализации – 1 год ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
авторская, адаптированная
учебно-познавательная
культурная
социально-педагогическая Способ освоения содержания образования репродуктивная; алгоритмическая
общекультурный
основное общее образование
групповая
одногодичная
смешанное
12 – 14 лет «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». А.Сент-Экзюпери. Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков. Актуальность программы Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством, в процессе общения индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми, и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Умению общаться необходимо учиться в течение всей жизни. С возрастом человек должен овладевать этим умением на все более высоком уровне. Особенно эта проблема актуальна в подростковом возрасте, т.к. центральным моментом в этом возрасте становится общение со сверстниками, взрослыми. На этом возрастном этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Мотивация межличностных отношений определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья. Мотивационно-смысловая система школьников 12-14 лет еще не сформирована и открыта позитивным изменениям. Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала, занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии. Цель программы: развитие коммуникативных способностей, мотивов межличностных отношений. Задачи:
Структура программы Представленная программа состоит из четырех разделов:
Задачи раздела:
Задачи раздела:
Задачи раздела:
Задачи раздела:
Методы и формы обучения:
Общие методические принципы работы по данной программе:
Материально-техническое обеспечение Для проведения занятий необходимо:
Учебно-тематический план
Содержание курса "Приятно с вами познакомиться"
Понятие общения. Сообщение цели, задач программы. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью» "Язык жестов и мимики"
Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство.. Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф».
Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов» Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии» Анализ ситуаций "Давай поговорим"
Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения. Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…»
Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование. Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами».
Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками. Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор»
Понятие: комплимент. Знакомство с «правилами» комплимента Упражнения: «Комплимент», «Просьба».
Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет». Разыгрывание ситуаций.
Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс. Тест «Стили разрешения конфликтов» Анализ, разыгрывание ситуаций Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения». "Мир чувств"
Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты. Роль эмоций и чувств в жизни человека Источники настроения. Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор»
Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции. Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера».
Притча «Дерево». Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать».
Понятия: эмпатия, толерантность. Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций»
Подведение итогов работы за год. Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок». По окончании обучения учащиеся должны знать:
должны уметь:
Список литературы Для педагога:
Для учащихся
|
Согласована «Утверждаю» Информационная карта программы Краткие сведения о школе, ее основных достижениях и проблемах | Iii информационная карта электронного аукциона В части III "информационная карта электронного аукциона" содержится информация для данного конкретного электронного аукциона, которая... | ||
Урока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира | Паспорт программы Введение Информационная карта моу для детей дошкольного... Основной образовательной программы по специальности «Маркетинг» (061500 / оксо 080111) | ||
Информационная карта программы (для формирования открытого банка... Воронин Игорь Вадимович, начальник отдела информационных технологий Института Проблем Лазерных технологий ран | Информационная карта | ||
Пояснительная записка Информационная карта Муниципальное бюджетное... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | 5013 Информационная карта | ||
5013 Информационная карта | 5013 Информационная карта диссертации | ||
Форма 9 Информационная карта общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение | Информационная карта базовой дошкольной образовательной организации №49 мо город Новороссийск | ||
Информационная карта инновационного опыта Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | Информационная карта историко-краеведческого музея Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» | ||
Информационная карта по результатам самообследования Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №3» | Информационная карта Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному... |