Информационная карта программы





Скачать 112.5 Kb.
НазваниеИнформационная карта программы
Дата публикации11.07.2013
Размер112.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
программа

«Психология общения»

Возрастной диапазон: 12 – 14 лет

срок реализации – 1 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ





  • Тип программы

авторская, адаптированная

  • По целевой установке

учебно-познавательная

  • Образовательная область

культурная

  • Направление деятельности

социально-педагогическая

Способ освоения содержания образования

репродуктивная; алгоритмическая

  • Уровень освоения содержания образования

общекультурный

  • Уровень реализации программы

основное общее образование

  • Форма реализации программы

групповая

  • Продолжительность реализации программы

одногодичная

  • По полу:

смешанное

  • По возрасту:

12 – 14 лет

«Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения».

А.Сент-Экзюпери.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для развития коммуникативных способностей и мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков.

Актуальность программы

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством, в процессе общения индивид «присваивает» те духовные богатства, которые созданы другими людьми, и вместе с тем привносит в них то, что накопил в своем индивидуальном опыте. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Умению общаться необходимо учиться в течение всей жизни. С возрастом человек должен овладевать этим умением на все более высоком уровне. Особенно эта проблема актуальна в подростковом возрасте, т.к. центральным моментом в этом возрасте становится общение со сверстниками, взрослыми. На этом возрастном этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Мотивация межличностных отношений определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья. Мотивационно-смысловая система школьников 12-14 лет еще не сформирована и открыта позитивным изменениям.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала, занятия строятся в основном из практических заданий, тренинговых упражнений, самонаблюдений, самоанализов, что позволяет детям приобретать практические навыки в области психологии.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей, мотивов межличностных отношений.

Задачи:

  • формирование умений и навыков в области коммуникативной компетентности;

  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;

  • позитивное развитие мотивов межличностных отношений.


Структура программы

Представленная программа состоит из четырех разделов:

  1. "Приятно с вами познакомиться"

Задачи раздела:

  • Формировать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности,
    понимание индивидуальных особенностей других людей.

  1. "Язык жестов и мимики"

Задачи раздела:

  • Учить понимать состояние и настроение других людей, обращая внимание на невербальные средства общения.

  • Развивать умение использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

  1. "Давай поговорим"

Задачи раздела:

  • Познакомить детей с некоторыми психологическими правилами ведения разговора; приемами, способствующими достижению понимания между собеседниками.

  • Развивать умение слушать собеседника.

  • Формировать уверенное, убеждающее поведение.

  • Развивать выдержку, способность управлять своим поведением.

  • Обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях.

  1. "Мир чувств"

Задачи раздела:

  • Учить детей осознавать и контролировать свои эмоции.

  • Формировать у детей умение распознавать эмоциональную реакцию других людей.

  • Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям.


Методы и формы обучения:

  • лекции, беседы, обсуждения, дискуссии;

  • имитационные, ролевые, деловые игры;

  • метод «репетиции поведения»;

  • элементы психогимнастики;

  • «мозговой штурм»;

  • психологическое тестирование;

  • техники и приемы саморегуляции;

  • метод направленного воображения.


Общие методические принципы работы по данной программе:

  • Занятия проводятся один раз в неделю.

  • Форма работы: групповая. Выбор данной формы обусловлен тем, что психологические проблемы ребенка (неумение общаться, конфликтность, замкнутость, агрессивность и т.д.) проявляются прежде всего в общении со сверстниками, и в этом же общении формируются полезные психологические навыки.

  • Продолжительность занятий - 45 минут с 15-минутным перерывом.

  • Набор в группу осуществляется на добровольной основе с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Наполняемость группы не более 28 человек.

  • На занятиях необходимо особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками.

  • Данная программа составлена для подростков 12 – 14 лет.

  • Программа одногодичная рассчитана на 36 часов. Теоретический курс составляет 6,5 часов. Практический курс - 29,5 часов.


Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо:

  • Отдельное помещение. Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

  • Мебель (парты, стулья).

  • Ручки.

  • Бумага для рисования и для записей.

  • Цветные карандаши.

  • Магнитофон.

  • Записи с релаксационной музыкой.

  • Раздаточный материал (фотографии людей с различными эмоциональными состояниями, пиктограммы, карточки, листы с правилами и т.д.).

  • Методическая литература.


Учебно-тематический план






Наименование темы

кол-во часов

в том числе

теория

практика

"Приятно с вами познакомиться"


1

Вводное занятие. ТБ.

1

1

0

"Язык жестов и мимики"


2

Невербальные средства общения.

3

1

2

3

Внимание к поведению другого

2

0

2

"Давай поговорим"


4

Речевые средства общения

1

0

1

5

Умение слушать.

3

1

2

6

Умение вести разговор.

3

1

2

7

Умение говорить комплименты

1

0,5

0,5

8

Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

3

0

3

9

Конструктивное преодоление конфликтов

5

1

4

"Мир чувств"


10

Эмоции и чувства

4

1

3

11

Методы и приемы саморегуляции

3

0

3

12

Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности.

2

0

2

13

Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми.

4

0

4

14

Итоговое занятие.

1

0

1

Итого

36

6,5

29,5



Содержание курса

"Приятно с вами познакомиться"

    1. Введение

Понятие общения.

Сообщение цели, задач программы.

Знакомство с правилами поведения на занятиях.

Упражнения: «Пересядьте все те, кто…», «Я и мое имя», «Ассоциации», «Футболка с надписью»

"Язык жестов и мимики"

    1. Невербальные средства общения

Понятия: общение вербальное и невербальное. Невербальные средства общения: мимика, жесты, позы, походка, межличностное пространство..

Упражнения: «Автобус», «Через стекло», «Таможня», «Крокодил», «Шериф».

    1. Внимание к поведению другого человека

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов»

Упражнения: «Вживание в образ», «Продемонстрируй состояние», «Узнай по фотографии»

Анализ ситуаций

"Давай поговорим"

    1. Речевые средства общения

Понятия: речевые средства общения: интонация, темп и громкость речи, форма изложения.

Упражнения: «Эмоциональная фраза», «Скажи, как…»

    1. Умение слушать

Понятия: методы активного слушания: перефразирование, отражение чувств, резюмирование.

Упражнения: «Испорченный телефон», «Аквариум» «Спина к спине», «С закрытыми глазами».

    1. Умение вести разговор

Правила ведения разговора. Приемы, способствующие достижению понимания между собеседниками.

Упражнения: «Установление контакта», «Разговор», «Телефонный разговор»

    1. Умение говорить комплименты

Понятие: комплимент.

Знакомство с «правилами» комплимента

Упражнения: «Комплимент», «Просьба».

    1. Поведение уверенное, неуверенное, агрессивное

Упражнение: «Перевоплощение», «Умение говорить «нет».

Разыгрывание ситуаций.

    1. Конструктивное преодоление конфликтов

Понятия: конфликт, стили разрешения конфликтов: конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс.

Тест «Стили разрешения конфликтов»

Анализ, разыгрывание ситуаций

Упражнения: «Выбор тактики», «Разногласие», «Репетиция поведения».

"Мир чувств"

    1. Эмоции и чувства

Понятия: Эмоции, настроение, чувства, аффекты.

Роль эмоций и чувств в жизни человека

Источники настроения.

Упражнения: «Островок чувств», «Рисуем чувства», «Скульптор», «Пиктограммы», «Что я чувствую», «Замороженный и реаниматор»

    1. Методы и приемы саморегуляции

Понятие: психическая саморегуляция. Методы саморегуляции.

Упражнения: «Очищающее дыхание», «Водопад», «Путешествие на облаке», «Избавление от негативных мыслей», «Поза кучера».

    1. Чем мы обязаны другим. Чувство благодарности

Притча «Дерево».

Упражнения: «Особые дары», «Благодарность без слов», «Волшебный магазин», «Благодарность», «Давать и получать».

    1. Чувство эмпатии. Толерантность в отношениях с людьми

Понятия: эмпатия, толерантность.

Упражнения: «Паутина», «Я – реальный, идеальный, глазами других», «Как все», «Различия, которые объединяют», «Синхронные движения», «Зеркало», «Живые руки», «Передача эмоций»

    1. Итоговое занятие

Подведение итогов работы за год.

Упражнения: «Листок за спиной», «Чемодан в дорогу», «Подарок».

По окончании обучения учащиеся
должны знать:

  • понятие общения, его виды

  • роль эмоций и чувств в жизни человека, о природе эмоций, о влиянии эмоций и чувств на здоровье человека

  • разнообразные методы саморегуляции

  • нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими

  • стили разрешения конфликта

должны уметь:

  • вступать в контакт и вести разговор

  • слушать собеседника

  • высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию

  • распознавать эмоциональную реакцию других людей и осознавать свои эмоции

  • использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей

  • владеть приемами саморегуляции



Список литературы
Для педагога:

    1. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Ленинград: Наука,1990.

    2. Бодина Е. Давайте говорить друг другу комплименты!... А как? //Воспитание школьников № 2, 1997.

    3. Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. Петрусинского В.В. - М.: Новая школа, 1994.

    4. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: 3нание, 1974.

    5. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков – СПб.: Питер, 2002

    6. Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12 -15 лет // Воспитание школьников №2, 1997.

    7. Психогимнастика в тренинге /под ред. Н.Ю. Хрящевой – Спб.: Речь, Институт тренинга, 2002

    8. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. /Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр «Академия», 1998

    9. Родионов В.А. Я и все-все-все: тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов – Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2002

    10. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг: практическое применение. – СПб.: РЕЧЬ,2001

    11. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий /авт.-сост. Ю.А. Голубева и др.- Волгоград: Учитель, 2009

    12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006

    13. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.


Для учащихся

  1. Аллан Пиз. Язык телодвижений. – Н.Новгород: Ай Кью, 1996

  2. Воловик В.А. Тайны жеста. – М.: Астрель-АСТ, 2001

  3. Леви В. Л. Искусство быть другим. - М.: Знание, 1981.

  4. Мы живем среди людей: кодекс поведения. /автор-составитель ДубровинаИ.В. - М.: Политиздат, 1989.

  5. Школа этикета. /Сост. Лихачева Л.С. - Екатеринбург: Средн.-Урал. Кн. Изд-во, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационная карта программы iconСогласована «Утверждаю»
Информационная карта программы Краткие сведения о школе, ее основных достижениях и проблемах
Информационная карта программы iconIii информационная карта электронного аукциона
В части III "информационная карта электронного аукциона" содержится информация для данного конкретного электронного аукциона, которая...
Информационная карта программы iconУрока: Нефть. Цель: познакомить с учащихся с составом, свойствами, переработкой нефти. Задачи
Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна», мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира
Информационная карта программы iconПаспорт программы Введение Информационная карта моу для детей дошкольного...
Основной образовательной программы по специальности «Маркетинг» (061500 / оксо 080111)
Информационная карта программы iconИнформационная карта программы (для формирования открытого банка...
Воронин Игорь Вадимович, начальник отдела информационных технологий Института Проблем Лазерных технологий ран
Информационная карта программы iconИнформационная карта

Информационная карта программы iconПояснительная записка Информационная карта Муниципальное бюджетное...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Информационная карта программы icon5013 Информационная карта

Информационная карта программы icon5013 Информационная карта

Информационная карта программы icon5013 Информационная карта диссертации

Информационная карта программы iconФорма 9
Информационная карта общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное учреждение
Информационная карта программы iconИнформационная карта базовой дошкольной образовательной организации №49 мо город Новороссийск

Информационная карта программы iconИнформационная карта инновационного опыта
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Информационная карта программы iconИнформационная карта историко-краеведческого музея
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Информационная карта программы iconИнформационная карта по результатам самообследования
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №3»
Информационная карта программы iconИнформационная карта
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск