Скачать 269.62 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О ПРЕПОДАВАНИИ курса «основы безопасности жизнедеятельности» Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер, В.Я. Сюньков, А.Е. Врагова, А.Л. Семенов, О.Б. Логинова, Н.Г. Шелахина, Курс Обеспечение безопасности жизнедеятельности, введенный в российские школах восемь лет назад, представляет собой один из немногих массово реализованных сегодня интегративных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью, общей воспитательной направленностью. Курс "Обеспечение безопасности жизнедеятельности» включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «Нет» вредным привычкам. Велика роль курса, направленного на последовательное формирование принципов достойной жизни, взаимоотношений с окружающими, на ознакомление со способами защиты от стрессов (в том числе педагогических) и от многих других негативных психических воздействий. Один из важнейших разделов курса – безопасное поведение человека в техногенных и природных чрезвычайных ситуациях – тесно переплетается с формированием навыков грамотного экологического поведения. Курс старшей школы во многом способствует формированию гражданской позиции, патриотизма, готовности и способности к обеспечению безопасности граждан, общества, государства. Москва относится к числу немногих регионов, где разработано содержание ОБЖ, концепции и программы, используются учебные пособия по ОБЖ для всех классов школы. Отчетливо просматривается результативность этого курса. В настоящее время в московской системе образования идет процесс формирования системы методической поддержки ОБЖ. Приняты важные решения Коллегии Комитета образования по этому вопросу. Вместе с тем, ряд проблем остается нерешенными: недостаточно кадровое обеспечение, не закончено формирование системы методической поддержки, практически отсутствует материальная база, требуют дальнейшего совершенствования учебно-методические комплексы, как в направлении включения ряда важных разделов, так и в направлении сокращения объема содержания, воспринимаемого учащимися формально, недостаточно понятного и наглядного. В практике работы общеобразовательных учреждений в течение последних лет курс ОБЖ изучался:
Учитывая опыт преподавания курса ОБЖ, а также определенные проблемы, связанные со становлением этой области знания, рекомендуется: В общеобразовательных учреждениях, обеспеченных кадрами по ОБЖ, не допускать сокращения часов на преподавание этой области (1 час в неделю в 5 – 9, и 11 классах, 2 ч/нед в 10 классе с учетом интенсивных, блочно-модульных курсов); В тех общеобразовательных учреждений, где кадровое обеспечение ОБЖ недостаточно, принять меры к привлечению педагогов по ОБЖ, интегративному включению материала курса ОБЖ в другие курсы, контролю за его реальным преподаванием; не допускать формального подхода, формирующего негативное отношение учащихся; обеспечить в первоочередном порядке преподавание разделов, связанных с военно-патриотическим воспитанием учащихся; обеспечить в 11 классе итоговую аттестацию по курсу ОБЖ, включающему подготовку к воинской службе. Изучение курса ОБЖ как самостоятельной дисциплины предполагает разработку рабочего учебного плана и тематического планирования и может быть реализовано в следующих вариантах:
Важнейшей проблемой разработки тематического планирования является рациональное сочетание теоретических и практических занятий с учетом опыта работы образовательного учреждения, специфики его образовательной программы. Целесообразно, не снижая внимания к вопросам теории, сократить объем теоретической части курса с пропорциональным увеличением времени, отводимого на практические занятия. Практические занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, в условиях шестидневной учебной недели – в шестой развивающий день, использовать резервы в организации внеклассной и внешкольной деятельности. Наиболее удачная форма проведения практических занятий – ролевые и сюжетные игры. Целесообразно использовать возможности музейной педагогики – планировать занятия на базе военно-исторических музеев, музеев Боевой Славы действующих воинских частей. Рекомендуется также проведение части практических занятий на полигонах ГО и ЧС. Целесообразна организация тематических выездов в каникулярное время в военно-спортивные лагеря труда и отдыха. Например:
Важно отметить, что оплата работы преподавателя при этом не требует никаких изменений по сравнению с традиционной схемой. Преимущества предлагаемой организации изучения курса как самостоятельного предмета связаны с созданием условий для частичной разгрузки учебно-воспитательного процесса, с повышением мотивации изучения курса и как следствие – с более осознанным освоением материала. Изучение курса ОБЖ на основе частичной и полной интеграции с другими образовательными областями и базовыми учебными предметами требует самостоятельной разработки образовательным учреждением:
При составлении тематического планирования необходимо тщательно следить за тем, чтобы интегрированный курс полностью включал содержание обязательного минимума и обеспечивал достижение выпускниками начальной и основной школы необходимого уровня подготовки по курсу ОБЖ, предусмотренного нормативными документами для данной ступени обучения. Для учета прохождения материала курса ОБЖ учащимися с целью облегчения их последующей аттестации рекомендуется выделить в классном журнале отдельную страницу «Основы безопасности жизнедеятельности», на которой необходимо сделать пометку «Не подлежит рассмотрению при учете рабочего времени». На ней указывается:
Если материал курса ОБЖ изучается в рамках нескольких учебных предметов, аттестацию учащихся по этому курсу в соответствии с решением педагогического совета школы может проводить, например, классный руководитель. Рассмотрим возможности интеграции содержания курса ОБЖ с содержанием других учебных предметов на примере начальной школы. В соответствии с «Примерными программами начального общего образования»1, подготовленными на основе обязательного минимума содержания начального общего образования, утвержденного Приказом Минообразования РФ от 19.05. 1998, № 1235, содержание курса «Основ безопасности жизнедеятельности» представлено в образовательном компоненте «Окружающий мир»2. В его состав входят следующие элементы: «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. Человек и его здоровье, безопасность жизнедеятельности. Здоровье – главное богатство человека. Понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, уравновешенность, жизнерадостность). Самовоспитание и здоровье. Правила здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха, занятие физической культурой и спортом. Осанка тела. Наша пища. Полезные и вредные привычки. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. Предупреждение простудных заболеваний. Правила безопасного поведения на водоемах, в лесу. Оказание первой помощи при небольших травмах, ожогах. Практические работы и экскурсии: составление режима дня для учеников 1–4 класса (для будних и воскресных дней); оказание первой помощи при легких травмах (ожогах, обморожении, небольших ранениях и ушибах); подсчет ударов пулься в спокойном состоянии и после физических упражнений; определение своего веса, роста.» (там же, с. 32) «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Человек и его безопасность. Правила безопасного поведения в повседневной жизни. Правила противопожарной безопасности. Безопасный путь от дома до школы. Правила поведения на дорогах. Транспорт города (села). Наземный, подземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы и перекрестка. Опасная и безопасная дорога (движение). Практические работы и экскурсии: экскурсии по улицам города (села); безопасные маршруты в школу и домой; правила дорожного движения.» (там же, с. 34) Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы в отношении освоения курса «Основ безопасности жизнедеятельности» представлены в разделе «Решать практические задачи» и включают следующие умения:
Анализ наиболее распространенных учебных программ и учебников для начальной школы показывает, что все эти элементы отражены в системе основных учебных предметов начальной школы: «Окружающий мир», «Трудовое обучение», «Физическая культура». Содержание названных предметов, как показывает таблица 1 «Сопоставление содержания курсов «Окружающий мир», «Трудовое обучение», «Физическая культура» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (с. 109), включает все темы и основные понятия, обычно входящие в программы различных курсов «Основ безопасности жизнедеятельности» для начальной школы. Таблица 1. Сопоставление содержания курсов «Окружающий мир», «Трудовое обучение», «Физическая культура» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
В приложении (с. с. 111 – 120) приводится вариант тематического планирования учебного материала курса ОБЖ в системе предметов «Окружающий мир» (с опорой на учебник А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан), москвоведение, трудовое обучение, физическое воспитание, предусматривающий интеграцию содержания всех названных курсов. Аналогично, в основной школе в программу физической культуры естественным образом встраиваются такие вопросы курса ОБЖ, как элементы строевой подготовки, правила поведения на воде, на снегу, на солнце, на льду, основы здорового образа жизни и др. В программе курса географии изначально предусмотрено время на подробное описание и изучение значительного числа чрезвычайных ситуациях природного характера. Поэтому при небольшом изменении тематического планирования, направленного на более компактное изучение курса географии, вполне возможно освоить теоретические основы поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера даже без выделения на это специального времени. Программа курса биологии практически полностью перекрывает тему «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» за исключением некоторых вопросов оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях. При комплексном планировании этот материал целесообразно включить в программу курсов физики и химии основной школы. Теоретический материал раздела «Основы военной службы» значительно обогащается при интеграции с материалом курсов истории, обществоведения или граждановедения. Отработка же практических умений и навыков может проводиться во время учебных сборов, при выездах в лагеря, воинские части, в ходе ролевых игр так, как это было рекомендовано выше. В настоящее время нуждается в более глубокой проработке, как содержательной, так и методической, отражение в курсе проблем формирования принципов достойной жизни, взаимоотношений с окружающими, ознакомления учащихся со способами защиты от стрессов (в том числе педагогических) и других негативных психических воздействий. На старшей ступени школы курс ОБЖ в соответствии с региональным базисным учебным планом изучается как самостоятельный предмет в объеме 2 ч/нед в 10-м классе и 1 ч/нед в 11-м классе. Составной частью курса является раздел «Основы военной службы». Этот раздел остается главным направлением в подготовке к военной службе учащихся общеобразовательных учреждений. В ходе изучения раздела учащиеся получают первичные знания о составе и назначении Вооруженных сил РФ. В нем закрепляются основы военно-патриотического сознания, формируется морально-психологическая и физическая готовность к личному участию в защите отечества. Министерство образования России разработало примерную программу курса ОБЖ для учащихся 10-11-х классов, предусматривающую изучение следующих вопросов3:
В конце 10 класса предусмотрено проведение 40-часовых сборов на базе воинских частей, где учащиеся знакомятся с реальными условиями армейской жизни, учатся выполнять требования распорядка дня, воинской дисциплины и устава, изучают теоретические вопросы по строевой, огневой и тактической подготовке, закрепляют полученные знания на практике. Сборы организуются силами военных комиссариатов и окружных управлений образования. Преподавание курса ОБЖ, включающего раздел «Основы военной службы» ведет преподаватель-организатор ОБЖ, имеющий подготовку, соответствующую тарифно-квалификационным требованиям. Определенным совместным приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета по высшему образованию от 31.08.95., № 463/1268. Приложение |
Методическое письмо о преподавании предмета «Основы безопасности... Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться... | Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности... Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения" | ||
Рабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11... «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,... | Методическое письмо «О преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж) «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ||
Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» для... «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.... | С углубленным изучением отдельных предметов Разработана в соответствии с программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: «Программы общеобразовательных учреждений.... | ||
Программа построена по концентрическому принципу В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная... | Пояснительная записка Занятия по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Основы безопасности жизнедеятельности в I-XI классах» авторы А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова и др., учебника авторы А. Т. Смирнов,... |