Образовательная программа «Скрапбукинг»





Скачать 257.72 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Скрапбукинг»
Дата публикации02.09.2014
Размер257.72 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа


П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И СК А
Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность. В процессе обучения дети получат особый творческий заряд любви к художественно-прикладной деятельности и сумеют почувствовать себя созидателями прекрасного.

Образовательная программа «Скрапбукинг» рассчитана как дополнение к программам основного образования и расширение художественно – эстетической деятельности учащихся школы, обеспечивая целостность и непрерывность образовательного процесса, и может быть использована в условиях кружковой, студийной деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Развитие самой программы предполагает обучение детей умению превращать частички окружающего мира в материалы художественные, когда простое красочное пятно превращается в художественный образ: монотипия, текстильный материал, камешки, нитки и т.д. Деятельность детей организуется через погружение эмпирического (жизненного) опыта в художественные образы.

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы в рамках развития детского творчества в настоящее время состоит из важнейшего условия формирования своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественная деятельность человека во все времена, как среда, созданная человеком, выступает как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Сохранение и продолжение культурных традиций имеет такое же значение для личности подрастающего человека, духовной и нравственной жизни будущего поколения, как сохранение окружающей среды.

Скрапбукинг является тем предметом, который позволяет человеку наслаждаться искусством и ощущать свою принадлежность к опыту своих предков, что послужит средством духовного возрождения России.

Программа содержит установку на познание многообразия свойств разных предметов, которые используются в скрапбукинге, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Скрапбукинг – вид хобби, ручного творчества, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг это своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй, с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа.

Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Ярким примером «русского скрапбукинга» являются так называемые «дембельские альбомы», которые состоят из фотографий, коллажей, рисунков, карикатур, календариков с зачеркнутыми днями, адресов и пожеланий сослуживцев.

В последнее время появляется все больше желающих заниматься скрапбукингом. Распространению этого вида ручного творчества способствуют информационно – компьютерные технологии.

Каждый Мастер отличается своим стилем работы, неповторимостью изделий, имеет свои секреты технологии. Работа с материалами и владение разными техниками дают ему творческие силы, средства к существованию, продляет активную жизнь.

Дети охотно занимаются скрапбукингом. Их фантазия, настойчивость в достижении поставленной цели безграничны. Человеку, особенно в раннем возрасте, чрезвычайно важно на деле ощутить себя творцом. Это дает необходимый эмоциональный заряд на всю жизнь, какую бы профессию он потом не избрал.

Занимаясь по данной программе, дети овладевают различными техниками и технологиями изготовления открыток, фотоальбомов, коллажей, панно, используя разные материалы (ленточки, бусинки, пуговки, цветочки, рамочки, уголки и т. д.), при этом учитываются наклонности и способности каждого обучающегося.

На занятиях дети осваивают не только тайны ремесла, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций различных народов в изготовлении декоративно – прикладных изделий из разных материалов и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологий работы с разными материалами, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из материала и заканчивая его представлением на выставках.

Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Отличительная особенность настоящей программы заключается в том, что она, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, опирается на идею создания художественного образа. Художественный образ предмета может рассматриваться только в связи с природой, бытом, историей, национальными художественными традициями. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами декоративно – прикладного искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную деятельность.

Таким образом, традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективе развития декоративно – прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности,

контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная деятельность, связанная с организацией предметного пространства по законам красоты и целесообразности.

Целью обучения по Программе, является не простое овладение элементами проектирования, а высвобождение спрятанных в ребенке возможностей, сила которых в обычных условиях остается незадействованной. При этом ученик легко и естественно социализируется, осваивает принципы добра, человечности, разумного отношения к миру природы и окружающей искусственной среды. Одновременно он учится очень дефицитному в нашем мире умению самостоятельно ставить и решать задачи.

Программа «Скрапбукинг» очень гибкая, что позволяет руководителю кружка использовать элементы из разных учебных пособий, методик, журналов. Стержневыми остаются три основных блока: «Изобразительная грамота», «Материаловедение» и «Проектирование».

Выделение темы «Материаловедение» в отдельный блок связано со спецификой Программы кружка скрапбукинга: необходимо хорошо знать свойства и возможности материала, который выбран в переработку, а также о его взаимодействии с другими материалами. Такое выделение темы «Материаловедение» в отдельный раздел – нововведение данной Программы. Для тщательного исследования выбраны такие доступные подручные материалы, как бумага, картон, ткань, пенопласт, полиэтилен, проволока, пластик и др. В практической деятельности кружковцев предусмотрен постепенный переход от сравнительно простых упражнений с этими материалами к более сложному их объединению. Наличие материалов обеспечивает руководитель кружка, дети и их родители. Это вещи, которые вышли из употребления и существуют в каждом доме и постоянно прибывают с ростом благосостояния семьи.

Цель:

- создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:
Обучающие:

*закреплять и расширять знания, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т. д., и способствовать их систематизации;

*знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, графики, цветоведения и декоративно – прикладного искусства;

*продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза и объемных форм;

*совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке других материалов;

*приобретение навыков учебно – исследовательской работы.
Развивающие:

*пробуждать любознательность в области декоративно – прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

*развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

*формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности:

*развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях:

*развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:

*осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников:

*воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям:

*добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Направления:

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями в технике скрапбукинга.

  2. Материаловедение.

  3. Знакомство с некоторыми технологиями декоративно – прикладного творчества.

  4. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.


Обучение и художественное воспитание учащихся в кружке формирует представления о многообразии и увлекательности художественного творчества архитекторов, дизайнеров, конструкторов.


Организация деятельности кружка
Программа работы объединения рассчитана на двухгодичное обучение, для детей от 9 до 16 лет. Занятия в первой группе (2 – 5 кл.) проводятся два раза в неделю по два часа. Наполняемость группы 8 – 10 человек. Всего 144 часа (72 занятия в учебном году). Занятия во второй группе (6 – 10 классы) проводятся индивидуально, одно занятие в неделю по одному часу. Всего 36 часов в году.
Предполагаемый результат:
*дети имеют представление о скрапбукинге как о виде хобби, ручном творчестве, заключающемся в изготовлении и оформлении различных изделий: закладок, открыток, коллажей, фотоколлажей и пр.

*умеют различать изделия разных промыслов;

*приобретают практические умения по работе с различными материалами;

*у детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа. Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и памятные вещи на длительный срок для будущих поколений.

*развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, свое эмоциональное отношение через свое творчество. Каждое изделие, выполненное в технике скрапбукинга, представляет законченную мысль, выраженную коллажем;

*приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть мастерством.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества; участие в конкурсах декоративно – прикладного творчества, развлечениях, досуговых мероприятиях, праздниках.

Тематический план

(младшая группа 9–12 лет)






п/п



Наименование и содержание

темы

Количество часов

(1 год обучения)

Количество часов

(2 год обучения)


Теор.



Практ.



Всего


Теор.



Практ.



Всего

1.

Вводное занятие.

Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».

1

1

2

1

2

3

2.

Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполняемых в технике скрапбукинг:

-рисунок,

-живопись,

-композиция.

8


28

36

13

38

52

3.

Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг»:

-бумага;

- ткань;

- другие материалы.


14

20

34

16

30

46

4.

Знакомство с художественными техниками, применяемыми в работе кружка «Скрапбукинг»:

6

28

34

6

18

24



-художественное вырезание,

-аппликация,

-мозаика,

-оригами,

-тестопластика,

-квиллинг.















5.

Изготовление изделий в технике скрапбукинга

4

12

16

2

8

10

6.

Проектирование в технике скрапбукинг:

-открытки,

-рамки для фото,

-елочные украшения,

-игрушки.


4

10

14

1

5

4

7.

Конкурсы, выставки, досуговые мероприятия,

игры – тренинги.

1

5

6

1

3

4

8.

Подведение итогов.

2




2







2

9.

Всего

40

104

144

40

104

144


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (младшая группа 9-12 лет)
1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».

Содержание работы кружка на учебный год. История возникновения скрапбукинга. «Дембельский альбом» - это ярчайший пример «русского скрапбукинга». Знакомство с составными техниками, используемыми в работе. Организационные вопросы. Правила поведения в кружке.

Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.

2. Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполняемых в технике скрапбукинг:

- РИСУНОК:

Линия и ее возможности. Линии разной толщины.

Упражнения – тренинги: «Дорисуй изображение», «Есть ли у линии характер?» и др. Рисование зимних деревьев. Выполнение рисунков из геометрических фигур (изображения из квадратиков на тему: автомобиль, дом, животное и т. д.).

-ЖИВОПИСЬ:

Теплые и холодные цвета. Яркость. Роль контраста.

Упражнения – тренинги.

-КОМПОЗИЦИЯ:

Заполнение плоскости листа. Целое и его часть. Основные геометрические фигуры и тела. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: выразительным силуэтом, размером, размещением.

Упражнения – тренинги. Развивающие игры. Выполнение заданий разными художественными материалами: графическими, живописными, прикладными. Украшение силуэтной формы декором. Составление изображения из геометрических фигур.
3. Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг».

-материал БУМАГА. Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т. д. Способы соединения бумаги: с помощью клея, степплера, скотча, а также плетение и пр.

Упражнения тренинги. Изготовление несложных игрушек – самоделок из бумаги.

-материал ТКАНЬ. Приемы работы с мягкими тканями. Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).

Упражнения – тренинги. Выполнение несложных самоделок.

-ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ.
4. Знакомство с художественными техниками, применяемыми в работе кружка «Скрапбукинг»:

- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРЕЗАНИЕ. Работа с бумагой. Плоскостные композиции из бумаги. Объемное конструирование. Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.

Упражнения тренинги. Изготовление игрушек – самоделок.

- АППЛИКАЦИЯ. Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Осенний вернисаж». Текстильная аппликация. Использование в работе фольги, сухих растений, пуговиц и прочее.

- МОЗАИКА. Составление заданной композиции из нескольких фотоизображений.

- ОРИГАМИ. Приемы работы: сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т. п.

Упражнения – тренинги. Изготовление игрушек – самоделок.

- ТЕСТОПЛАСТИКА. Способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, ленточный, круговой налеп, выбирание глины стекой.

Упражнения – тренинги. Изготовление игрушек – самоделок.

- КВИЛЛИНГ. Приемы работы: вырезание, скручивание, склеивание.

Упражнения – тренинги. Изготовление несложных снежинок, цветов, листиков.
5. Изготовление изделий в технике скрапбукинга.

Изготовление закладок, открыток, фоторамок. Материалы разные.
6. Проектирование изделий в технике скрапбукинг: открытки, рамки для фото, елочные украшения, игрушки.
7. Конкурсы, выставки, досуговые мероприятия, игры – тренинги.

Досуговая часть: игры – тренинги, выставки творческих работ и изделий, выполненных по проектам.

Участие детей в районных, областных конкурсах.
8. Подведение итогов.

Итоговое мероприятие «Наши достижения».


2-й год обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».

Знакомство с содержанием работы кружка «Скрапбукинг». Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Инструктаж по технике безопасности.
2. Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполненных в технике скрапбукинга6:

-РИСУНОК:

Рисунок – основа творческой деятельности. Понятие формы. Свет и тень в рисунке. Объемное изображение. Понятие линейной перспективы: точка схода, точка зрения.

Упражнения – тренинги: рисование светотеневых изображений простых бытовых предметов. Наброски фигуры человека в покое и в движении. Иллюстрации к русским народным сказкам.

-ЖИВОПИСЬ:

Упражнения – эксперименты: в технике «по – сырому» (растяжка цвета от более насыщенного к слабонасыщенному, «вливание» одного цвета в другой, переход от теплого к холодному), «лессировка» (прозрачное письмо). Нетрадиционные техники предоставляют возможность создания интересных фактур (резервирование воском, резервирование белых участков жидким клеем, использование белой гуаши, соль, ретуширование водой).

-КОМПОЗИЦИЯ:

Композиционные законы ритма, пропорциональности, симметрии и ассиметрии. Замысел в композиции.

Упражнения – тренинги. Ритм и движение из пятен (композиции, построенные на комбинациях: элементы пятновой графики и точечного изображения. Силуэтная техника. После прослушивания народной хороводной песни выполняется декоративная ассоциативная композиция.
3. Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг».

-материал КАРТОН. Разновидности картона (тонкий, плотный, гофрокартон). Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и пр. Способы соединения картона с разными материалами.

Упражнения – тренинги. Выполнение несложных игрушек – самоделок.

-материал ТКАНЬ. Приемы работы с тканями, которые «не сыпятся». Способы их соединения (сшивание, склеивание, плетение, связывание).

Упражнения – тренинги. Выполнение несложных самоделок: декоративное панно. подвеска – кулон, тряпичная кукла.

-ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: Пластиковая бутылка. Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.

Упражнения – тренинги. Изготовление игрушек – самоделок.

4. Знакомство с художественными техниками, применяемыми в работе кружка «Скрапбукинг»:

- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРЕЗАНИЕ. Работа с картоном. Плоскостные композиции из картона. Объемное конструирование. Приемы работы: резание, прорезание отверстий, нарезка спиралью, кольцами и пр.

Упражнения – тренинги. Изготовление игрушек – самоделок.

-АППЛИКАЦИЯ. Плоскостные композиции из бумаги, картона, текстиля и пр.Упражнения – тренинги. Изготовление панно.

- МОЗАИКА. Плоскостные композиции из бумаги. Составление композиции из нескольких фотоизображений.

- ОРИГАМИ. Модульное оригами.

Упражнения – тренинги. Изготовление кусудамы.

- ТЕСТОПЛАСТИКА. Изготовление котов из соленого теста.

- КВИЛЛИНГ. Упражнения – тренинги. Изготовление несложных игрушек – самоделок, цветов.
5. Изготовление изделий в технике скрапбукинга:

Материалы разные. Изготовление фоторамок, открыток, панно, коллажей.
6. Проектирование изделий в технике скрапбукинга:

Изготовление сказочных персонажей в избранной конструктивной пластической манере.
7. Конкурсы, выставки, досуговые мероприятия, игры – тренинги.

Досуговая часть: игры – тренинги, выставки творческих работ и изделий, выполненных по проектам.

Участие детей в районных, областных конкурсах.


8. Подведение итогов .

Итоговое мероприятие «Наши увлечения».

Тематический план

(старшая группа, 13 – 16 лет)



Номер

темы



Темы занятий



Количество часов


1 год обучения


2 год обучения


1.


Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».



2


4


2.




Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполненных в технике скрапбукинга:

рисунок,

живопись,

композиция.



9




6




3.


Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг»:

картон,

бумага,

ткань,

другие материалы.



6


6


4.


Проектирование изделий в технике скрапбукинга:

открытки,

рамки для фото,

елочные украшения,

игрушки,

сказочные персонажи,

декоративное панно,

коллажи.



6


6


5.


Изготовление изделий в технике скрапбукинга.



10


10


6.


Конкурсы, выставки, игры – тренинги, праздники. Подведение итогов.



3


4


7.


Всего:



36


36


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 – й год обучения (старшая группа 13 – 16 лет).
1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».

Содержание работы кружка с к р а п б у к и н г а. Знакомство с историей появления скрапбукинга в творческой деятельности разных стран. Организационные вопросы. Правила поведения в кружке. Правила техники безопасности. Маршруты эвакуации. Действия при чрезвычайных ситуациях.
2. Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполняемых в технике скрапбукинг:

- РИСУНОК.

Линия и ее возможности. Линии разной толщины. Практические занятия. Упражнения – тренинги: «Дорисуй изображение», «Что напоминают несколько точек, произвольно размещенных на листе?», «Есть ли у линии характер?» и др. Рисование зимних деревьев. Выполнение рисунков из геометрических фигур (построение изображений из квадратиков на тему: автомобиль, дом, завод).

-ЖИВОПИСЬ.

-КОМПОЗИЦИЯ.

Заполнение плоскости листа. Целое и его часть. Понятие «формы»: основные геометрические фигуры и тела. Детальное изучение природных форм, их рассматривание. Соответствие силуэтной формы и декора. Выявление композиционного центра: размером, размещением, выразительным силуэтом.

Практические занятия. Упражнения – тренинги: развивающие игры «Какой фигуры не хватает?» и «На что похожа эта фигура?». Упражнение «Разбитый кувшин». Выполнение заданий разными художественными материалами: графическими (фломастеры, карандаши, тушь – перо, мел и др.), живописными (гуашь, акварель), прикладными (аппликация, коллаж, живое разрисовывание пальцами) Обогащение силуэтной формы декором «Украсим посуду, полотенце». Составление изображения из геометрических фигур или из природных элементов. Создание объемных композиций на основе простых геометрических тел (разнообразные коробки) на тему:транспорт, крепость и пр.
3. Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг»:

-КАРТОН. Разновидности картона. Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и прочее.

- БУМАГА. Приемы работы с бумагой: сгибание, отрывание, отрезание и т.д. Способы соединения бумаги: с помощью клея,

степплера, скотча, а также щелевое соединение, плетение и пр.

Упражнения – тренинги: «Что напоминаетсмятая бумага?». Изучение основ техники «оригами». Изготовление несложных игрушек–самоделок, открыток, рамок для фото, цветов из бумаги.

-ТКАНЬ. Приемы работы с мягкими тканями, которые

«не сыпятся». Способы их соединения (сшивание, склеивание,

плетение, связывание).

Практические занятия.Упражнения–тренинги. Выполнение несложных

самоделок: декоративное панно, подвеска–кулон, тряпочная кукла

и пр.
4. Проектирование изделий в технике Скрапбукинг.

Знакомство с традициями празднования Нового года в России, с особенностями изготовления кукол. Распространение скрапбукинга в России.

Практические занятия: изготовление открыток, рамок для фото, елочных украшений, игрушек, сказочных персонажей, декоративных панно, коллажей, календарей. Использование различных материалов, шаблонов.
5. Изготовление изделий в технике скрапбукинг.

После приобретения опыта работы с различными видами художественных материалов в конце изучения каждой темы учащиеся выполняют контрольную творческую работу.
6. Конкурсы, выставки, игры – тренинги, праздники. Подведение итогов.

ВЫСТАВКА изделий по проектам, которые учащиеся выполняли по выбору.

УЧАСТИЕ детей в районных, областных ярмарках, конкурсах и выставках является подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы.

2 –й год обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с работой кружка «Скрапбукинг».

Знакомство с содержанием работы кружка скрапбукинга.

Организационные вопросы. Правила техники безопасности.
2. Изобразительная грамота как основа проектирования изделий, выполняемых в технике Скрапбукинг:

-РИСУНОК:

Рисунок – основа творческой деятельности дизайнера. Понятие

формы. Умение видеть и понимать особенности строения той или

иной формы.

Понятие линейной перспективы: точка схода, точка зрения.

Практические занятия. Упражнения–тренинги: рисование светотеневых

изображений простых бытовых предметов, иллюстрации к русским

народным сказкам.

-ЖИВОПИСЬ,

-КОМПОЗИЦИЯ:

Целое и его часть. Зависимость основной формы от пропорций

отдельных частей. Симметричные формы: роль оси симметрии в

построении формы.

Практические занятия. Упражнения – тренинги с использованием

игры. Декоративная композиция «Коврик». Монотипия с графической

доработкой.
3. Материаловедение. Свойства и возможности материалов, которые используются в работе кружка «Скрапбукинг»:

- КАРТОН. Разновидности картона (тонкий, плотный,

гафрокартон). Приемы работы: сгибание, отрывание, вырезание и

пр. Способы соединения картона с разними материалами.

Практические занятия. Упражнения – тренинги. Выполнение несложных игрушек – самоделок из картона и с использованием

других материалов (пуговицы, ткань, паралон и пр.).

-ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ.
4. Проектирование изделий в технике скрапбукинг: Знакомство с традиционными техниками скрапбукинга разных стран. Выразительные возможности сконструированной объемной формы. Связь основной формы и деталей.

Практические занятия. Изготовление коллажей, календарей,

открыток и т. д.
5. Изготовление изделий в технике Скрапбукинг.

После приобретения опыта с различными видами художественных материалов в конце изучения каждой темы выполняются контрольные творческие работы.
6. Конкурсы, выставки, игры – тренинги, праздники. Подведение итогов:

ВЫСТАВКА творческих работ и изделий, выполненных по проектам.

УЧАСТИЕ детей в районных, областных ярмарках, конкурсах, выставках.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В данной образовательной программе особое внимание уделено учету важнейших ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ:

Принцип актуальности: призван обеспечить учащихся наиболее важной информацией. Он отражает насущные проблемы, связанные с эстетическим развитием детей, культурными, социальными нормами и ценностями.

Принцип доступности: предлагает оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип положительного ориентирования: уделяется внимание позитивным, с точки зрения искусства, стилям жизни, их благотворному влиянию на развитие. Реализация принципа, т. е. показ положительных примеров более эффективен чем показ отрицательных последствий негативного в отношении искусства и поведения.

Принцип активного обучения: способствует устойчивому закреплению знаний и навыков. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования. моделирования, творчества.

Принцип иллюстративности: предполагает сочетание изложения художественной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что способствует доходчивому и убедительному изложению материала, улучшает его восприятие.

Принцип последовательности: предусматривает выделение основных этапов, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.

Принцип системности: определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания, имеющие отношение к искусству, в виде целостной системы.

Принцип стимулирования сознательности и активности: направлен на повышение активности учащихся в вопросах декоративно – прикладного искусства. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения искусства и стилей жизни.
Учебный материал подается по мере возрастания, усложнения именно духовного, эмоционально – ценностного художественного его содержания.

Важной частью Программы является развитие способности к комбинаторике – умение комбинировать готовые формы, с целью получения качественно новых форм. В предлагаемом цикле занятий отведено место и комбинаторной деятельности.

Разработанные занятия предусматривают беседы по истории архитектуры и декоративного искусства, об истоках дизайна, о художественных промыслах, о современных материалах, применяемых в строительстве, декоративно – прикладном творчестве.

Для занятий необходимо помещение с достаточным дневным и вечерним освещением. В кабинете должна быть настенная доска для графических зарисовок. Должно быть отведено место для экспонирования творческих работ учащихся и образцов.
Формы работы:

*беседы;

*рассматривание подлинных изделий скрапбукинга, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

*выставки в мини – галерее изделий скрапбукинга;

*выставки детских работ;

*просмотр видеофильмов;

*экскурсии;

*дидактические игры;

*использование силуэтного моделирования;

*экспериментирование с различными художественными материалами;

*соревнования, развлечения, посиделки:

*сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

*использование физкультминуток;

*создание изделий в технике скрапбукинга;

*изготовление игрушек;

*создание полезных самоделок из подручного материала;

*«мусорный дизайн»;

*изучение основ техники «оригами»;

*упражнения – тренинги;

*работа с тканью;

*работа с проволокой;

*художественное конструирование.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

*на тему, предложенную педагогом (освоение нового материала, повторение пройденного);

*на тему, выбранную ребенком (по его замыслу);

*проектная деятельность (проектирование изделия);

*исследовательская деятельность (исследование бумаги, картона, ткани, пенопласта, полиэтилена, проволоки, пластика и др.);

*дизайн (художественная деятельность).
Методы оценки результативности программы:

*количественный анализ;

*посещаемость;

*фиксация занятий в рабочем журнале;

*отслеживание результатов работы каждого ребенка;

*практические материалы.
Качественный анализ:

*формирование новых навыков и умений;

*анализ успешности деятельности и достижение целей;
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению со скрапбукингом проводится для того, чтобы:

*выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к творческой деятельности, учитывая его индивидуальные способности;

*определить возможные перспективы работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);

*спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей;

*спланировать работу по проектной деятельности для обучающихся старшей группы.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к творческой деятельности.
Работа с родителями:

*индивидуальные консультации;

*беседы;

*изготовление буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности изготовления изделий);

*разработка правил работы различными изобразительными материалами и инструментами.

Список литературы

  1. Филиппенко Ю. А. Коллаж на занятиях ДПИ. Журнал «ИЗО» №2 – 2003 год.

  2. Лахман Т. Н. Рамки для любимых фотографий.

  3. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. Ташкент. 1988 год.

  4. Джексон Джун. Поделки из бумаги. «Росмэн». Москва. 1996 год.

  5. Полунина В. Н. Искусство и дети. «Просвещение». Москва. 1982 год.

  6. Врона А. П., Лапина Е. Г., Пузанов В. Н. Макетные материалы и их применение. Бумага. Подготовительные и вспомогательные работы.

  7. «Техническая эстетика». 1985 год. № 4.

  8. Даниленко В. Я. Краткосрочные учебные задания – средства активизации творческой интуиции. «Техническая эстетика». 1984 год. № 5.

  9. Мелик – Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. «Искусство в школе». Москва. 1995 год.

  10. Скрипко Л. Е. Текстильная аппликация на плоскости.

  11. Латышина Д. И. Живая Русь (2 части). Москва. «Просвещение». 1994 год.

  12. Смирнов В. Г. Художественное краеведение в школе. Москва. «Просвещение». 1987 год.

  13. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. Москва. «Просвещение». 1987 год.

  14. Претте М., Капальдо А. Творчество и выражение. Москва. «Советский художник». 1985 год.

  15. Устинов А. Дизайн в японской школе. Москва. «Техническая эстетика». 1988 год. № 6.

  16. Бертон П., Кейв В. Игрушки. Москва. «Росмэн». 1996

  17. Гибсон Р. Поделки. Папье – маше. Бумажные цветы. «Росмэн». Москва. 1996 год.

  18. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. «Росмэн». Москва. 1996 год.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Скрапбукинг» iconРукоделие к аминская, С. А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов
Каминская, С. А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов / Е. А. Каминская. М.: Рипол-классик, 2012. 256 с ил....
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconМероприятие Сроки Место проведения 28 октября
Творческая мастерская «Осенняя рапсодия» – изготовление открытки в технике «скрапбукинг»
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28»
Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного...
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconПояснительная записка Данная образовательная программа имеет
Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности....
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа чем для нас является образовательная программа...
«преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образова­тельного процесса в техникуме;...
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных...
Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconГ. Г. Епанешникова Образовательная
Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа по реализации фгос волгоград
Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа. Цели и задачи образовательной программы
Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная
Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconОбразовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014...
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская...
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconУчебная образовательная программа «Углубленное изучение географии...
Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая
Образовательная программа «Скрапбукинг» iconЖилинская Наталья Владимировна образовательная программа
Образовательная программа, к которой разработан учебно-методический комплекс «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск