02-01 Рассмотрено на заседании Утверждаю.
педагогического совета № 1 от 30.08.2013г. Директор МБОУ «Порымская
Приказ № 55 от 30.08.2013г. основная общеобразовательная
школа» ____________
Г.Г.Епанешникова
Образовательная
программа
МБОУ «Порымская основная
общеобразовательная школа»
2013-2014 учебный год
Содержание Образовательной программы
Введение. Информационная справка
Образовательная программа
Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы
Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса
Раздел 3. Учебный план
Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса
Раздел 5. Организация промежуточной аттестации
Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения
Раздел 7. Организация дополнительного образования
Раздел 8. Основные подходы к организации воспитательной работы
Раздел 9. Организация научно-исследовательской деятельности
Раздел 10. Система мониторинговых исследований
Раздел 11. «Модель выпускника»
Раздел 12. Приложения
1. Образовательная программа
Нормативно-правовое обоснование образовательной программы
Образовательная программа - это нормативный документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Образовательная программа МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа» строится на основе правовых актов:
Международная «Конвенция о правах ребенка»,
Конституция РФ,
Федеральный Закон РФ «Об образовании»,
Типовое положение об общеобразовательных учреждениях,
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Порымская основная общеобразовательная школа».
В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования соответствующих уровней и их ступеней». (гл.З, ст.18, п.1)
«Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культурно-личностной адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности», (ст. 18, п.2, гл.3).
В МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа» накоплен опыт организации деятельности образовательного учреждения. Несмотря на изменение содержания, образовательная программа на 2013-2014 год строится с учетом принципов, заложенных в предыдущих образовательных программах.
Это принципы:
дифференциации и индивидуализации обучения;
демократизации управления;
гуманизации образовательного процесса.
Такой подход позволяет сохранить преемственность в организации образовательного процесса, побуждает к творческой деятельности педагогический коллектив, создает условия для внедрения инновационных технологий, способствующих достижению учащимися с различными возможностями федеральных и региональных стандартов.
Назначение образовательной программы:
Это внутренний образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества образования.
Для педагогического коллектива образовательная программа определяет главное в содержании образования и способствует координации деятельности всех учителей.
Образовательная программа регламентирует организацию всех видов деятельности обучающихся, их всестороннее образование.
Образовательная программа является основанием для определения качества выполнения государственных стандартов.
В связи с тем, что образовательная программа направлена на все субъекты образовательного процесса, обучающихся, учителей, родителей, то и создается она коллегиально. В разработке данного документа принимали участие администрация ОУ, представители родительской общественности, обучающиеся.
Общие положения
Личностно-ориентированный и компетентностный подход в обучении и воспитании - это главная идея в программе.
В образовательной программе представлена стратегия и тактика образования с учетом целей и задач развития ОУ.
Каждый раздел в образовательной программе имеет свое назначение, дополняя своим содержанием другие и делая этот нормативно-управленческий документ целостным и динамичным.
Разделы образовательной программы:
Цели и задачи образовательной программы ОУ.
Образовательное пространство как условие эффективности образовательного процесса.
Характеристика специфики содержания образования (учебный план МБОУ «Порымская основная общеобразовательная школа») Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы.
Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Педагогические технологии, формы и методы обучения.
Организация дополнительного образования.
Основные подходы к организации воспитания.
Научно-исследовательская деятельность .
Система мониторинговых исследований.
Модель выпускника.
Система управления
План основных мероприятий по выполнению данной программы.
Раздел 1. Цели и задачи образовательной программы
Цели образовательной программы: создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие группы задач:
Обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям:
Развивать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию и самообразованию;
Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные особенности учащегося;
Создать творческую атмосферу в ОУ путем организации системы факультативов, элективных курсов, кружков, спортивных секций;
Формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Продолжить работу по организации и становлению предпрофильного обучения в ОУ;
Формировать творчески работающий коллектив педагогов:
совершенствовать работу методического объединения;
организовать изучение, внедрение и совершенствование технологий и
методик диагностики качества образования;
продолжить учебу педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса:
Совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;
Развивать дифференциацию обучения, технологию проблемного обучения;
Внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции.
Формировать физически здоровую личность:
не допускать перегрузок учащихся в учебных ситуациях;
организовать рабочий день учащегося с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей учащегося;
реализовать программу «Здоровье»;
обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
Направления деятельности
• реализация общеобразовательных программ основного общего образования;
• компетентностный подход в образовании, обеспечивающий вариативность и разноуровневость предлагаемых учебных программ и образовательных услуг;
• предоставление возможности получения учащимися широкого спектра дополнительного образования ;
• повышение качества образования за счет внедрения эффективных педагогических технологий, расширения спектра образовательных услуг;
• обеспечение высокого уровня социальной компетентности и образованности выпускников, как результата традиционно высокого качества образования;
• воспитание здорового образа жизни – программа «Здоровье»;
• информатизация учебного процесса;
• укрепление материально-технической базы.
Раздел 2. Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса.
Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, его создании, компонентах очень актуален на данном этапе развития образовательного учреждения.
Образовательная среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование личности, способной к активному творческому труду в различных областях фундаментальных наук.
Такая среда призвана создать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта.
Образовательная среда, по мнению субъектов образовательного процесса, должна иметь следующие составляющие:
гуманитарная развивающая среда;
интеллектуальная образовательная и развивающая среда;
информационная обучающая среда.
Несмотря на то, что каждая среда несет свою определенную нагрузку, все составляющие взаимосвязаны, что не исключает интеграции.
Основой образовательной среды является социальный компонент.
К нему относятся:
традиции ОУ;
взаимоответственность;
морально-эмоциональный климат;
общие дела;
атмосфера доброжелательности;
имидж ОУ.
Сюда же относится внеучебная деятельность, которая в ОУ многообразна (творческие коллективы, и т.д.). Именно данная деятельность служит неким стержнем нравственного личностного и профессионального развития обучающихся.
Гуманитарная развивающая среда - взаимосвязь условий, обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, который реализует более мощный гуманитарный потенциал, позволяет развиваться.
Интеллектуальная образовательная и развивающая среда - взаимосвязь условий, позволяющих обучающимся формировать и проявлять свои свойства обеспечивающих личностно-ориентированный образовательный процесс, развиваться интеллектуально,
Современная парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Структура интеллектуально-развивающей среды ОУ включает следующие составляющие:
Общеобразовательные классы. Используют средства, формы и методы работы, направленные на развитие интеллектуальной личности. Развивающее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития.
Система факультативов - содержит дополнительную информацию, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии).
Элективные курсы - направлены на узко запрограммированный результат - приобретение знаний по определенной теме.
Система интеллектуальных конкурсов различных уровней: предметные и межпредметные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные викторины, игры и т.д. Их уровень, привлекательность, цели, а также охват учащихся весьма разнообразны. В ОУ традиционно проходят олимпиады и научно-практические конференции, конкурсы, ребята активно участвуют во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог», «Кенгуру» и т.д.
Существует система работы с одаренными детьми, которая позволяет организовать деятельность педагогов с группами детей, способных к интеллектуальному труду.
Все составляющие структуры интеллектуально-развивающей среды открыты. Учащиеся имеют возможность реализовать себя в любой составляющей, поэтому стремление ребят к участию во всех интеллектуальных делах ОУ весьма велико, что приводит к повышению мотивации к учебной деятельности, отрабатывает коммуникативные навыки.
Информационно-обучающая среда - системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей.
Информационная среда учебной деятельности формируется:
- учителем - он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.
- педагогическим коллективом ОУ, который определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции ОУ, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.
- государством как общественным институтом. Именно оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов.
Информационная обучающая среда складывается из пяти блоков:
ценностно-целевого,
коммуникационного,
программно-методического,
информационно-аналитического;
технологического.
Особенностью информационной среды является то, что она представляет возможность получения необходимых данных, сведений, теорий, умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения.
Образовательная среда ОУ позволяет обучающимся чувствовать себя эмоционально комфортно от сознания собственной ценности через доброжелательное принятие
другим (в первую очередь учителем) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.
Таким образом, коллектив ОУ создает такие условия воспитательно-образовательного процесса, при которых «воспитывает не только сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом». (А.С. Макаренко)
Раздел 4. Принципы построения учебно-воспитательного процесса и режим работы
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежат следующие принципы:
принцип преемственности в содержании и в структуре;
принцип приоритетности здоровья, соблюдения санитарно-гигиенических норм;
принцип активного деятельностного участия ребенка в учебном процессе;
принцип дифференцированного подхода к обучению;
принцип индивидуального подхода к каждому ребенку на основе анализа его развития;
принцип приоритетности творческой, исследовательской деятельности в урочной и внеурочной работе:
принцип интегрирования учебных предметов внутри и вне образовательных областей;
принцип взаимосвязи обязательных предметов и факультативных, элективных курсов;
принцип контроля, прежде всего, за уровнем развития учащихся;
принцип взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
На основе данных принципов организуется учебно-воспитательный процесс. Расписание уроков
Расписание учебных занятий в ОУ составляется с учетом санитарно-гигиенических норм. Рационально составленное расписание - это снижение и ликвидация перегрузок учащихся, повышение работоспособности и высокое качество процесса обучения; оно преследует прежде всего цель оптимизации условий обучения учащихся и работы учителя. Расписание занятий обеспечивает выполнение следующих требований:
гигиена умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневная и недельная динамика их работоспособности;
учет сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого дня и всей недели;
выполнение норм, регулирующих нагрузку учащихся;
обеспечение единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся;
возможность «окон» для рационального использования сил педагогов;
учет психологического настроя учителя при чередовании параллелей и классов;
координация действий учителей и классных руководителей, воспитателя ГПД;
учет требований нормативных документов, регулирующих деятельность ОУ.
Организация расписания в 1-4 классах требует выполнения определенных условий: обязательное чередование сложных предметов уроками эмоциональной и физической разгрузки. После первого и четвертого урока проводится большая перемена для организации питания учащихся. После третьего урока обязательное проведение физкультпаузы.
Раздел 5. Организация промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Оценка знаний и умений обучающихся 2-9 классов производится по пятибалльной системе.
во 2-х – 4-х классах по предметам русский язык и математика, проводится два раза в год (декабрь, май) в форме контрольной работы;
в 5-7 классах по предметам русский язык и математика в форме контрольной работы или устного ответа на вопросы;
в 8 классе по предметам русский язык и математика в форме контрольной работы и одному выборному предмету (не более трех в зачетную неделю).
У учащихся 2-9 классов аттестация четвертная и годовая.
Форма оценивания знаний, умений, навыков учащихся - оценочно-отметочная.
Родителям (законным представителям) обеспечивается возможность ознакомления с результатами успеваемости учащегося.
Учащиеся, освоившие программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Перевод учащегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета ОУ.
Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) - оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения другого образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету- переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Обучающиеся на дому аттестуются на общих основаниях.
Раздел 6. Педагогические технологии, формы и методы обучения
Ведущая задача образовательного учреждения повышенного статуса, — предоставить обучающимся возможность реализовать свое право на получение качественного современного образования и развитие повышенного уровня посредством создания соответствующей педагогической среды в школе. Одно из важнейших мест в создании такой среды занимает технология обучения.
Главным результатом образования коллектив считает не объем фактических знаний, полученный ребенком в процессе обучения, а его способность к самостоятельному добыванию и применению для дальнейшего познания и преобразования действительности, в том числе и самого себя.
Знание, по мнению педагогов, не должно выступать в виде готового результата или формулы, подлежащей заучиванию. Оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности. Эта деятельность и ее способы являются в учебном процессе ОУ предметом освоения через активное их воспроизведение в сотрудничестве с учащимися.
Учитель в процессе познания с помощью разнообразных учебных средств выполняет организующую и направляющую функцию. В ОУ накоплен достаточно большой опыт применения разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения.
Это технологии развивающего обучения:
технология развивающего обучения – направлена на развитие различных способностей обучающихся;
технология разноуровневого обучения - исходит из того, что уровень обучаемости детей зависит, прежде всего, от времени, необходимого для усвоения учебного материала;
технология проблемно-диалогового обучения - ребенок находится в позиции «первооткрывателя» знаний, обеспечивает познавательные потребности ребенка в соответствии с его возможностями;
технология проектного обучения - способствующая организации самостоятельной деятельности обучающихся и другие.
Инновационные технологии, безусловно, способствуют приобретению учащимися собственного опыта научной и культурной деятельности, отработке своего метода и меры активности в образовательном процессе.
Наряду с технологиями развивающего обучения в ОУ достаточно широко используются технологии формирующего обучения:
объяснительно-иллюстративное обучение;
обучение, ориентированное на результат (технология «полного усвоения»);
классическое лекционное обучение;
классно-урочная система + самостоятельная работа с книгой и т.д.
Технологии формирующего обучения направлены на:
накопление и закрепление базовых знаний, умений, навыков;
накопление и закрепление новых знаний и умений;
формирование нового опыта.
Все это является хорошей базой для интеграции формирующего обучения в технологии развивающего обучения. Перспективное направление в работе педагогического коллектива – реализация компетентностного подхода, основанного на личностно-ориентированном образовании.
Педагогический коллектив считает, что обучающиеся, реализуя свое право на образование, должен иметь возможность выбора не только содержания образования, но и технологии его овладения. И формирующие, и развивающие технологии, и личностно-ориентированные необходимо реализовывать в оптимальном сочетании на основе интеграции. Форма и степень интеграции технологии будет зависеть от общих доминирующих и конкретных дидактических целей, особенностей обучающихся, учителя, социального и личностного заказа.
Формы организации УВП:
Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач. Одной из важнейших является задача развития самостоятельности учащихся в процессе образования.
Самостоятельная работа – это средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленность на непрерывное самообразование;
деятельность учащихся, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а также в часы самостоятельной подготовки вне школы.
Развитие навыков самостоятельной работы учителя ОУ видят в использовании различных форм организации УВП:
уроки формирования навыков слушать лекции, вести записи их содержания;
уроки формирования навыков и умений разрабатывать дидактические материалы к изучению темы: опорных конспектов, таблиц, графических средств, наглядности;
кино, теле- и видеоуроки;
уроки-презентации;
работа в группах;
уроки диагностики знаний и умений (в основном контрольно-проверочный характер):
тестирование;
решение кроссвордов;
письменная работа;
взаимопроверка;
устный ответ.
Достойное место в многообразии форм организации УВП занимает дискуссия, упорядоченный и целенаправленный процесс обмена идеями, мнениями в группе, ради поиска истины.
Использование данных форм при освоении содержания образования позволяет создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе их самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: многообразие форм организации УВП расширяет возможности обучающихся в присвоении ими качественных знаний и развитии их творческих способностей.
Раздел 7. Организация дополнительного образования
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение ДОД – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Дополнительного образования детей опирается на следующие приоритетные принципы:
1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4. Единство обучения, воспитания, развития.
5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:
1 Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.
2 Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.
3 Овладение навыками учебной деятельности.
4 Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.
5 Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.
6 Формирование ответственности.
7 Развитие познавательной активности.
8 Компенсация дефицита игровой деятельности.
Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:
Функция социализации
Развивающая функция
Обучающая функция
Воспитательная функция
Социокультурная функция
Особенности функции социализации состоят в том, что она направлена на:
создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству;
обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;
оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
|