Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (Авторы: доктор педагогических В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич, - М.: Просвещение, 2007 г. 4-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.).
Цели и задачи
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим, Рабочая программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• овладение школой движения;
• развитие координационных (ориентирование в пространстве, дифференцирование двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, о режиме дня, о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, избранными видами спорта в свободное время;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
На уроках физической культуры в 3 классе решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания.
Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является обучение базовым двигательным действиям, включая технику упражнений подвижных игр, основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в младшем возрасте придается решению воспитательных задач:
приобщению к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, формированию элементарных ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
В приложении к приказу Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 указывается, что третий час учебного предмета «Физическая культура» следует использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современной системы физического воспитания.
Содержание обязательных уроков физической культуры в объёме трёх часов в неделю на ступени младшего школьного физкультурного образования (2-4 классы) рекомендуется наполнить:
- учебным материалом с оздоровительной направленностью;
- подвижными и элементами спортивных игр с соревновательной направленностью
- самостоятельными занятиями физическими упражнениями;
- обучением простейшим способам самоконтроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Используя вариативную часть государственной образовательной программы (письмо управления образования и науки Белгородской области от 20.09.2007 г. №04-3483 «Рекомендации по проведению третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях области») рекомендуется проводить 3-й час в форме соревнований, спортивных праздников, показательных выступлений, спортивных конкурсов, спортивной ярмарки и т.д. в соответствие с разделами школьной программы в субботние дни (приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 17 июля 2008 г. №1537 «О совершенствовании физического воспитания в общеобразовательных школах области»).
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры (М., 2001) предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Учебно – методический комплект:
Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2007.
Лях В.И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2008
В авторскую программу изменения не внесены
Рабочая программа определяет инвариантную (базовую) и вариативную части учебного курса, конкретизирует содержание его предметных тем и дает примерное распределение учебных часов на их изучение из расчёта трёх часов в неделю в 3 классе, всего 102 часа.. Программа рассчитана на 34 учебных недели. Базовая часть (78 часов) включает в себя разделы: подвижные игры, легкоатлетические упражнения, гимнастика с элементами акробатики, лыжная подготовка. Вариативная часть (24 часов) включает разделы: подвижные, народные игры (русская лапта), соревнования и другие формы физического воспитания. На основании приказа управления образования администрации г. Белгорода от 21.08.2008 г. № 1357 «О совершенствовании процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода», во исполнение рекомендаций по проведению уроков физической культуры, соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях 3-й час физической культуры проводится в виде урока-игры или урока-соревнования.
Программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном стандарте.
Программа регламентирует объем содержания образования и разделяет его по годам обучения. Особенностью программы является то, что учащиеся на уроках физической культуры осваивают программный материал с включением в каждую учебную четверть использования народных, подвижных игр: в I - IV – «Легкая атлетика», во II – «Гимнастика», в III – «Лыжная подготовка». Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся проходят промежуточную аттестацию по окончании четверти. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачётов на уроках и заносятся в классный журнал (таблица прилагается).
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.
Контроль двигательных навыков производится на уроках в конце каждого изучаемого раздела. Оценка успеваемости по физической культуре в 3 классе производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.
Учитывая психологические особенности детей, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность ребенка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей ученика, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей. Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся, представленных в типовой комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов
Знать и иметь представление:
Легкоатлетические упражнения: об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр; о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов; о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении; о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм; о физических качествах.
Подвижные игры: названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Гимнастика: названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки.
Лыжная подготовка: основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий кроссом для укрепления здоровья и закаливания, особенности дыхания, требования к температурному режиму, понятие об обморожении, технику безопасности при занятиях лыжами.
Ритмика: основные требования к одежде и обуви во время занятий, значение занятий ритмикой для организма, понятия «ритм», «темп», названия танцевальных шагов, упражнений, технику безопасности на занятиях ритмикой.
Русская лапта: из истории развития «Русской лапты», влияние занятий «Русской лаптой» на организм, правила игры, правила техники безопасности во время занятий «Русской лаптой» - Уметь:
Легкоатлетические упражнения: правильно выполнять основы движений в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных И.П.; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 6-7 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-4 препятствий; прыгать в высоту с прямого разбега с 6-7 шагов; прыгать с поворотами на 180°, в метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и 1-3 шагов разбега из разных И.П. правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из разных И.П., метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков, 7 м для девочек.
Подвижные игры: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).
Гимнастика: составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, организовывать и проводить самостоятельные занятия; ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1кг, гантелями массой 0,5-1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене; выполнять висы, упоры, рекомендованные комплексной программой учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
Лыжная подготовка: передвигаться попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, осуществлять подъем «лесенкой», спуски в высокой и низкой стойках, передвигаться на лыжах до 2 км с равномерной скоростью.
Русская лапта: выполнять стойки подающего, стойки игроков в поле, перемещения лицом, боком, спиной вперед, ловлю мяча одной и двумя руками, броски мяча на заданное расстояние, передачу мяча на короткое, среднее и дальнее расстояние, подачу мяча (низкая, средняя, высокая) Уровень физической подготовленности учащихся 7-10лет
№
| Физические
| Контрольное
| Воз-
| Уровень
| п/п
| способности
| упражнение
| раст,
| Мальчики
| Девочки
|
|
| (тест)
| лет
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Низкий
| Средний
| Высокий
| 1
| Скорост-
| Бег 30 м, с
| 7
| 7,5 и более
| 7,3-6,2
| 5,6 и менее
| 7,6 и более
| 7,5-6,4
| 5,8 и менее
|
| ные
|
| 8
| 7,1
| 7,0-6,0
| 5,4
| 7,3
| 7,2-6,2
| 5,6
|
|
|
| 9
| 6,8
| 6,7-5,7
| 5,1
| 7,0
| 6,9^6,0
| 5,3
|
|
|
| 10
| 6,6
| 6,5-5,6
| 5,0
| 6,6
| 6,5-5,6
| 5,2
| 2
| Координа-
| Челноч-
| 7
| 11,2 и более
| 10,8-10,3
| 9,9 и менее
| 11,7 и более
| 11,3-10,6
| 10,2 и менее
|
| ционные
| ный бег
| 8
| 10,4
| 10,0-9,5
| 9,1
| 11,2
| 10,7-10,1
| 9,7
|
|
| 3х10 м, с
| 9
| 10,2
| 9,9-9,3
| 8,8
| 10,8'
| 10,3—9,7
| 9,3
|
|
|
| 10
| 9,9
| 9,5-9,0
| 8,6
| 10,4
| 10,0-9,5
| 9,1
| 3
| Скорост-
| Прыжок
| 7
| 100 и менее
| 115-135
| 155 и более
| 90 и менее
| 110-130
| 150 и более
|
| но-сило-
| в длину с
| 8
| 110
| 125-145
| 165
| 100
| 125-140
| 155
|
| вые
| места, см
| 9
| 120
| 130-150
| 175
| ПО
| 135-150
| 160
|
|
|
| 10
| 130
| 140-160
| 185
| 120
| 140-155
| 170
| 4
| Выносли-
| 6-минут-
| 7
| 700 и менее
| 730-900
| 1100 и более
| 500 и менее
| 600-800
| 900 и более
|
| вость
| ный бег, м
| 8
| 750
| 800-950
| 1150
| 550
| 650-850
| 950
|
|
|
| 9
| 800
| 850-1000
| 1200
| 600
| 700-900
| 1000
|
|
|
| 10
| 850
| 900-1050
| 1250
| 650
| 750-950
| 1050
| 5
| Гибкость
| Наклон
| 7
| 1 и менее
| 3-5
| 9 и более
| 2 и менее
| 6-9
| 11,5 и более
|
|
| вперед из
| 8
| 1
| 3-5
| 7,5
| 2
| 6-9
| 12,5
|
|
| положения
| 9
| 1
| 3—5
| 7,5
| 2
| 6-9
| 13,0
|
|
| сидя, см
| 10
| 2
| 4-6
| 8,5
| 3
| 7-10
| 14,0
|
|