Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы





Скачать 127.89 Kb.
НазваниеПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Дата публикации23.09.2014
Размер127.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
7. Программа формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни
Цель программы: создать благоприятные условия, обеспечивающие возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.

Задачи программы:

  1. Cформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  2. Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  3. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  4. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  6. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

  7. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  8. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  9. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  10. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  11. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

  • актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство обучающихся с наиболее важной гигиенической информацией.

  • доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.

  • положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

  • последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.

  • системности. Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.

  • сознательности и активности. Направлен на повышение активности обучающихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни МБОУ «СОШ №2» представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:



Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ «СОШ №2» включает:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений МОУ «СОШ №2» санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- наличие и необходимое оснащение столовой для питания обучающихся;

- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;

- оснащённость кабинетов начальных классов соответствующей мебелью, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

- наличие медицинского кабинета, оснащенного необходимым оборудованием;

-наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учитель физической культуры, психолог, социальный педагог, школьный врач).

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для УМК «Гармония» характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса.

Используемый в учебном процессе МБОУ «СОШ №2» в качестве средства обучения УМК «Гармония» и «Школа России» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

- организацию занятий по лечебной физкультуре;

- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 м и 4 м уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов и т. п.).
Реализация дополнительных образовательных программ:

- работа МБОУ «СОШ №2» осуществляется по программам, направленным на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

- проведение дней здоровья, экскурсий, спортивных конкурсов и праздников;

- занятия обучающихся в кружках и спортивных секциях.


Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

- лекции, семинары, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т.п. в рамках родительского лектория;

-совместную работу педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, занятий по профилактике вредных привычек.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы


Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни


1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни


– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность


1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма.

– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.


Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа


1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта, спартакиады, дни здоровья и т.п.

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми тренеров спортивных секций, родителей.


Примерное программное содержание по классам


Ступень образования

Содержательные линии

1 класс

Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью; правильный режим дня: зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни.

2 класс

Мы за здоровый образ жизни; особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек; основные способы закаливания; спорт в моей жизни, в моей семье; правила безопасного поведения.

3 класс

Осознанно о правильном и здоровом питании; витамины в моей жизни; правила оказания первой медицинской помощи; правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни; нет вредным привычкам; роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета; быть здоровым – это здорово!


Деятельность по реализации программы
Творческие конкурсы:

- рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкуль-ура!»;

- поделок «Золотые руки не знают скуки»;

- фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

- стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

- сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
Работа клуба «Культура здоровья»

1-й год.

  • Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

  • Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.

  • В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.

  • Надежная защита организма. Забота о коже.

  • Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

  • «Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).

  • Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

  • Если хочешь быть здоров – закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

2-й год.

  • Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

  • Сон – лучшее лекарство.

  • Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

  • Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

  • Физкультура в молодости – здоровье в старости.

  • Движение и здоровье.

  • Подвижные игры.

  • Народные игры.

  • Доктора природы.

3-й год.

  • Расти здоровым. Правила ЗОЖ..

  • Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

  • Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

  • Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

  • Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

  • Красоты души и тела.

  • Учение с увлечением.

  • Лучший отдых – любимое занятие.

  • Умей организовывать свой отдых.

4-й год.

  • Как помочь себе сохранить здоровье?

  • Что зависит от моего решения?

  • Почему некоторые привычки называют вредными.

  • Зло – табак.

  • Зло – алкоголь.

  • Зло – наркотик.

  • Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.

  • Телевизор и компьютер – друзья или враги?

  • Будем делать хорошо и не будем плохо.


Праздники здоровья

1-й класс – «Друзья Мойдодыра» (утренник).

2-й класс – «С режимом дня мы друзья!» (устный журнал).

3-й класс – «Парад увлечений» (форум).

4-й класс – «Нет вредным привычкам!» (марафон).
Работа с родителями. Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний

1-й год.

Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция).

Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).

2-й год.

Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп).

Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

3-й год

Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол).

Эмоциональное состояние.

4-й год

Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)
Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений обучающихся.
Тематика консультативных встреч

  • Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.

  • Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

  • От чего зависит работоспособность младших школьников.

  • Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

  • Профилактика близорукости.

  • Профилактика нарушения осанки.

  • Упражнения на развития внимания.

  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

  • Упражнения на развитие логического мышления.

  • Предупреждение неврозов.


Циклограмма работы класса

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.

Еженедельно

Работа в кружках, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе.

Ежемесячно

Заседание клуба « Культура здоровья», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания.

Один раз в полугодие

Дни открытых дверей (для родителей).

Один раз в год

Медицинский осмотр, заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья


Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: учитель физкультуры, школьный врач, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
Внешние: детская библиотека, школьные спортивные секции, секции ДСЮШ.
Критерии результативности:

- автоматизм навыков личной гигиены;

- эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья обучающихся; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для обучающихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).
Предполагаемый результат реализации программы:

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • активизация интереса детей к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы
Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников»
Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа», с. Березичский стеклозавод Козельского...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Цель программы iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск