Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка





Скачать 180.83 Kb.
НазваниеПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Дата публикации19.02.2015
Размер180.83 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Программа

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни
Пояснительная записка

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что, в свою очередь, обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,

выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению. По данным исследований НИИ педиатрии России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. А большая динамичность жизни, её напряженность, резкое возрастание объема получаемой информации, вызывает выраженный дисбаланс нагрузок, усиливает дезадаптацию к ним. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда, и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников.

Поэтому, начало тысячелетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни.

Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Цель программы:
развитие личности младшего школьника, психофизически, духовно и социально здоровой, владеющей теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Задачи программы:


  • формирование, укрепление и сохранение здоровья младших школьников на основе поддержания материально- технической базы образовательного учреждения и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;




  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;



Основание для разработки программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации выстроена на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Это:

  • Конституция РФ

  • Закон РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51).

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.

Структура программы

  1. Медицинское обеспечение

  2. Психолого-педагогическая служба

Медицинское обеспечение включает:

  • распределение учащихся по группам здоровья;

  • медицинское обслуживание учащихся (работа стоматологического кабинета, процедурного кабинета);

  • санитарно- просветительская работа (участие в родительских собраниях, регулярные беседы с учениками о здоровом образе жизни);

  • профилактические прививки учащихся;

  • регулярные медицинские осмотры, профилактические осмотры по предотвращению инфекционных заболеваний;

  • организация рационального питания;

  • контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм;

  • контроль температурного режима в классах;

  • контроль режима проветривания;

  • регулярная проверка учащихся на выявление заболеваемости педикулезом;

Школьная психолого-педагогическая служба включает:

  • общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен)

  • расписание полного учебного дня по всем классам с учетом

  • рациональная организация урока (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, использование технических средств обучения, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядов)

  • содержание обучения: психофизические особенности организма, основы здорового образа жизни, полноценное питание и отдых, учебные нагрузки и правильная организация режима дня, вредные привычки, правило поведения по сохранению и укрепления здоровья, физическое «Я», психическое «Я», эмоциональная разгрузка, стремление к физическому совершенству

  • двигательный режим учащихся

  • санитарно-гигиенические условие обучения и воспитания

  • оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;

  • характер и режим питания. Обеспеченность обучающихся доброкачественной питьевой водой (кулеры в каждом классе, наличие чистых стаканов).

  • Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное и каникулярное время (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья);

  • вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников;

  • психолого-педагогическое обследование детей 1 класса;

  • систематическое наблюдение за детьми в ходе занятий на протяжении их обучения в начальной школе;

  • психолого-педагогическая характеристика класса;

  • социально-психологическая помощь детям, педагогам, родителям;

  • обследование учащихся на МПК;

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Виды и формы деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Урочная

утренняя гимнастика (перед уроками)

утренняя гимнастика (перед уроками)

утренняя гимнастика (перед уроками)

утренняя гимнастика (перед уроками)

контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью

контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью

контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью

контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью

охват горячим питанием

охват горячим питанием

охват горячим питанием

охват горячим питанием

выполнение динамических, релаксационных пауз

выполнение динамических, релаксационных пауз

выполнение динамических, релаксационных пауз

выполнение динамических, релаксационных пауз

выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, применение массажных ковриков по методике В.Ф.Базарнова)

выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, применение массажных ковриков по методике В.Ф.Базарнова)

выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика)

выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика)

Динамический час

Динамический час

Динамический час

Динамический час










Проектная деятельность на уроках окружающего мира при изучении раздела « Человек»

Внеурочная

Оформление классных уголков здоровья.

Оформление классных уголков здоровья.

Оформление классных уголков здоровья.

Оформление классных уголков здоровья.

Классные часы













1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.

2. “Мы теперь ученики”.

Беседа о режиме дня школьника с элементами игры (что изменилось в жизни, какой распорядок дня должен быть у школьника, понятие режим дня, в игре показать весь режим дня). 3. “Переменки и урок”.

Беседа о правилах безопасного поведения в школе с элементами тренинга (правильная осанка, гигиена позвоночника, ходьба по лестнице и коридору).

4. “Мою руки чисто – чисто”.

Практическое занятие (правила мытья рук).

5. “Когда я ем, я глух и нем”.

Правила поведения за столом дома и в столовой (тренинг).


1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.

2.“Вот и кончились каникулы”.

Обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.), формирование понятия здоровый образ жизни.

3. Режим дня школьника. (Составление режима дня школьника)

4.“Рассказ об одежде и обуви”.

Тематический классный час о значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой с практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка и глажка пиджака; беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте с практическим заданием – чистка школьной обуви).

5. “Что я уже знаю о ЗОЖ”.

Выставки рисунков, рефератов и др.


1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.

2. “Физическая культура и здоровье”.

Обсуждение (групповое) зависимости состояния здоровья от занятий физкультурой. Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса. Правила, с которыми согласился весь класс, вывешиваются в классном уголке.

3. “Питание и здоровье”.

Приглашение школьного медицинского работника. 7. “Азбука здоровья”.

4.Аукцион продуктов питания, богатых витаминами. Дети готовятся заранее, по результатам составляется плакат “Азбука здоровья”.

5. “Ядовитая азбука”.

Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах. Составление плаката с изображением ядовитых растений.


1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.

2. “Вредные привычки и здоровье”.

Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей, составление портрета здорового человека.

3. “Я в школе и дома”.

Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек. Составление банка игра и занятий для школы и дома.

4. “Что нужно знать о лекарствах”.

Встреча со школьным медицинским работником (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).

5. “Травматизм и его профилактика”. Формирование понятия травматизм, составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах (тренинг).


Праздники здоровья

«Друзья Мойдодыра» (утренник).


«С режимом дня друзья!» (устный журнал).


«Парад увлечений» (форум).


«Нет вредным привычкам!» (марафон).


Викторина « Береги здоровье смолоду!»


Викторина « Береги здоровье смолоду!»

Викторина « Береги здоровье смолоду!»

Викторина « Береги здоровье смолоду!»

Спортивные мероприятия


1. “Быстрее, дальше, выше”.

Самооценка физического развития (соревнования между учениками в беге, прыжках, метания мяча, приседаниях и др. по типу сдачи норм ГТО). Результаты заносятся в листы индивидуальных достижений и хранятся у учителя.

2. “Весёлые старты”.

Соревнования между параллельными классами.

3. Соревнования по метанию снежков в цель на личное первенство.

4. “Утки и охотники”. Игровые соревнования между командами класса.


1. “День здоровья”.

Участие в общешкольной спортивной эстафете.

2. “Час игры”.

Игры на свежем воздухе.

3. “Эх, прокачусь!”

Катание на санках с горы.

4. “Веревочка”.

Классные соревнования по прыжкам через скакалку.


1. “День здоровья”.

Участие в общешкольной спортивной эстафете.

2. “Быстрые, смелые, ловкие”.

Соревнования между параллелями.

3. “Саночный турнир”.

Парные соревнования на санках среди учащихся класса.

4. “Весёлые старты”.


1. “День здоровья”.

Участие в общешкольной спортивной эстафете.

2. «Резиночка». Соревнования по прыжкам через резинку.

3. “Лыжня румяных”. Лыжная эстафета.

4. “Весёлые старты”.


Творческие конкурсы:


 рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

 поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;

 рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

 стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

 сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

  • сообщения- рефераты на тему « Мы и наше здоровье"




 рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

 поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;

 рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

 стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

 сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

  • проект на тему « Влияние физических упражнений на организм человека»




 рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

 поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;

 рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

 стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

 сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

  • Проект на тему « Здоровый образ жизни в семье»




 рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

 поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;

 рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

 стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

 сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

  • Проект на тему « Спорт в моей жизни»

Экскурсии

По безопасному маршруту от дома в школу»

в аптеку

в пожарную часть


в аптеку

в пожарную часть


в аптеку

в пожарную часть


Работа с родителями.


Родительские собрания:

Тема: здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция).

Тема: режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).

Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.

Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».


Родительские собрания:

Тема: путь к здоровью (собрание-калейдоскоп).

Тема: что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).

Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.

Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».


Родительские собрания:

Тема: спортивные традиции нашей семьи (круглый стол).

Тема: эмоциональное состояние.

Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.

Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».


Родительские собрания:

Тема: как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).

Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.

Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».


Ожидаемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:         

  • о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

  • о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

  • о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

  • о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

  • о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

  • об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

  • о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;

  • правила гигиены и здорового режима дня.

Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:

  • сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;

  • спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;

  • соблюдения правил гигиены и здорового режима дня.

  • подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, культуры здорового...
Мплексная программа формирования основ экологической культуры, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся мбоу...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу школы №79
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа обеспечивает: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся это комплексная программа формирования знаний, установок,...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconОбразовательная программа 1-4 классы 1
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconОбразовательная программа начального общего образования
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – 123-129


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск