Программа
формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность создания такой программы объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность ее самореализации. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что, в свою очередь, обусловливает невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего, и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).
Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни,
выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Сегодня среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10% и около 50% будущих учащихся не обладают функциональной готовностью к школьному обучению. По данным исследований НИИ педиатрии России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость. Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. А большая динамичность жизни, её напряженность, резкое возрастание объема получаемой информации, вызывает выраженный дисбаланс нагрузок, усиливает дезадаптацию к ним. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда, и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников.
Поэтому, начало тысячелетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни.
Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
Цель программы: развитие личности младшего школьника, психофизически, духовно и социально здоровой, владеющей теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Задачи программы:
формирование, укрепление и сохранение здоровья младших школьников на основе поддержания материально- технической базы образовательного учреждения и рациональной организации образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
Основание для разработки программы Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации выстроена на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Это: Закон РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51).
Конвенция о правах ребенка.
Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы”. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.
Структура программы
Медицинское обеспечение
Психолого-педагогическая служба
Медицинское обеспечение включает:
распределение учащихся по группам здоровья;
медицинское обслуживание учащихся (работа стоматологического кабинета, процедурного кабинета);
санитарно- просветительская работа (участие в родительских собраниях, регулярные беседы с учениками о здоровом образе жизни);
профилактические прививки учащихся;
регулярные медицинские осмотры, профилактические осмотры по предотвращению инфекционных заболеваний;
организация рационального питания;
контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм;
контроль температурного режима в классах;
контроль режима проветривания;
регулярная проверка учащихся на выявление заболеваемости педикулезом;
Школьная психолого-педагогическая служба включает:
общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, продолжительность уроков и перемен)
расписание полного учебного дня по всем классам с учетом
рациональная организация урока (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, использование технических средств обучения, наличие физкультминуток, эмоциональных разрядов)
содержание обучения: психофизические особенности организма, основы здорового образа жизни, полноценное питание и отдых, учебные нагрузки и правильная организация режима дня, вредные привычки, правило поведения по сохранению и укрепления здоровья, физическое «Я», психическое «Я», эмоциональная разгрузка, стремление к физическому совершенству
двигательный режим учащихся
санитарно-гигиенические условие обучения и воспитания
оформление школы и учебных кабинетов наглядной агитацией по вопросам гигиены и охраны здоровья и формирования здорового образа жизни;
характер и режим питания. Обеспеченность обучающихся доброкачественной питьевой водой (кулеры в каждом классе, наличие чистых стаканов).
Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное и каникулярное время (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья);
вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников;
психолого-педагогическое обследование детей 1 класса;
систематическое наблюдение за детьми в ходе занятий на протяжении их обучения в начальной школе;
психолого-педагогическая характеристика класса;
социально-психологическая помощь детям, педагогам, родителям;
обследование учащихся на МПК;
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Виды и формы деятельности
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| Урочная
| утренняя гимнастика (перед уроками)
| утренняя гимнастика (перед уроками)
| утренняя гимнастика (перед уроками)
| утренняя гимнастика (перед уроками)
| контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью
| контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью
| контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью
| контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью
| охват горячим питанием
| охват горячим питанием
| охват горячим питанием
| охват горячим питанием
| выполнение динамических, релаксационных пауз
| выполнение динамических, релаксационных пауз
| выполнение динамических, релаксационных пауз
| выполнение динамических, релаксационных пауз
| выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, применение массажных ковриков по методике В.Ф.Базарнова)
| выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика, применение массажных ковриков по методике В.Ф.Базарнова)
| выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика)
| выполнение профилактических упражнений и самомассажа на уроках (упражнения для глаз, пальчиковая гимнастика)
| Динамический час
| Динамический час
| Динамический час
| Динамический час
|
|
|
| Проектная деятельность на уроках окружающего мира при изучении раздела « Человек»
| Внеурочная
| Оформление классных уголков здоровья.
| Оформление классных уголков здоровья.
| Оформление классных уголков здоровья.
| Оформление классных уголков здоровья.
| Классные часы
|
|
|
|
| 1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.
2. “Мы теперь ученики”.
Беседа о режиме дня школьника с элементами игры (что изменилось в жизни, какой распорядок дня должен быть у школьника, понятие режим дня, в игре показать весь режим дня). 3. “Переменки и урок”.
Беседа о правилах безопасного поведения в школе с элементами тренинга (правильная осанка, гигиена позвоночника, ходьба по лестнице и коридору).
4. “Мою руки чисто – чисто”.
Практическое занятие (правила мытья рук).
5. “Когда я ем, я глух и нем”.
Правила поведения за столом дома и в столовой (тренинг).
| 1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.
2.“Вот и кончились каникулы”.
Обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.), формирование понятия здоровый образ жизни.
3. Режим дня школьника. (Составление режима дня школьника)
4.“Рассказ об одежде и обуви”.
Тематический классный час о значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой с практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка и глажка пиджака; беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте с практическим заданием – чистка школьной обуви).
5. “Что я уже знаю о ЗОЖ”.
Выставки рисунков, рефератов и др.
| 1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.
2. “Физическая культура и здоровье”.
Обсуждение (групповое) зависимости состояния здоровья от занятий физкультурой. Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса. Правила, с которыми согласился весь класс, вывешиваются в классном уголке.
3. “Питание и здоровье”.
Приглашение школьного медицинского работника. 7. “Азбука здоровья”.
4.Аукцион продуктов питания, богатых витаминами. Дети готовятся заранее, по результатам составляется плакат “Азбука здоровья”.
5. “Ядовитая азбука”.
Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах. Составление плаката с изображением ядовитых растений.
| 1. Соблюдение правил техники безопасности на уроках и во внеурочное время.
2. “Вредные привычки и здоровье”.
Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей, составление портрета здорового человека.
3. “Я в школе и дома”.
Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек. Составление банка игра и занятий для школы и дома.
4. “Что нужно знать о лекарствах”.
Встреча со школьным медицинским работником (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).
5. “Травматизм и его профилактика”. Формирование понятия травматизм, составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах (тренинг).
| Праздники здоровья
| «Друзья Мойдодыра» (утренник).
| «С режимом дня друзья!» (устный журнал).
| «Парад увлечений» (форум).
| «Нет вредным привычкам!» (марафон).
| Викторина « Береги здоровье смолоду!»
| Викторина « Береги здоровье смолоду!»
| Викторина « Береги здоровье смолоду!»
| Викторина « Береги здоровье смолоду!»
| Спортивные мероприятия
| 1. “Быстрее, дальше, выше”.
Самооценка физического развития (соревнования между учениками в беге, прыжках, метания мяча, приседаниях и др. по типу сдачи норм ГТО). Результаты заносятся в листы индивидуальных достижений и хранятся у учителя.
2. “Весёлые старты”.
Соревнования между параллельными классами.
3. Соревнования по метанию снежков в цель на личное первенство.
4. “Утки и охотники”. Игровые соревнования между командами класса.
| 1. “День здоровья”.
Участие в общешкольной спортивной эстафете.
2. “Час игры”.
Игры на свежем воздухе.
3. “Эх, прокачусь!”
Катание на санках с горы.
4. “Веревочка”.
Классные соревнования по прыжкам через скакалку.
| 1. “День здоровья”.
Участие в общешкольной спортивной эстафете.
2. “Быстрые, смелые, ловкие”.
Соревнования между параллелями.
3. “Саночный турнир”.
Парные соревнования на санках среди учащихся класса.
4. “Весёлые старты”.
| 1. “День здоровья”.
Участие в общешкольной спортивной эстафете.
2. «Резиночка». Соревнования по прыжкам через резинку.
3. “Лыжня румяных”. Лыжная эстафета.
4. “Весёлые старты”.
| Творческие конкурсы:
| рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;
рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
сообщения- рефераты на тему « Мы и наше здоровье"
| рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;
рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
проект на тему « Влияние физических упражнений на организм человека»
| рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;
рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
Проект на тему « Здоровый образ жизни в семье»
| рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;
рассказов «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
Проект на тему « Спорт в моей жизни»
| Экскурсии
| По безопасному маршруту от дома в школу»
| в аптеку
в пожарную часть
| в аптеку
в пожарную часть
| в аптеку
в пожарную часть
| Работа с родителями.
| Родительские собрания:
Тема: здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция).
Тема: режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.
Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».
| Родительские собрания:
Тема: путь к здоровью (собрание-калейдоскоп).
Тема: что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.
Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».
| Родительские собрания:
Тема: спортивные традиции нашей семьи (круглый стол).
Тема: эмоциональное состояние.
Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.
Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».
| Родительские собрания:
Тема: как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек).
Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. Консультативные встречи с медработниками.
Веселые старты «Папа, мама и я, спортивная семья».
| Ожидаемые результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут знать:
о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
об отрицательной оценке неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
о влиянии слова на физическое состояние, настроение человека;
правила гигиены и здорового режима дня.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы приобретут индивидуальные навыки:
сохранения своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
спортивных занятий для сохранения и укрепления здоровья;
соблюдения правил гигиены и здорового режима дня.
подвижного образа жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
|