Скачать 172.34 Kb.
|
Пояснительная запискаРабочая программа курса «Православная культура» для 6 класса составлена на основе Программы учебного предмета «Православная культура» для 5-го года обучения (2007г.)1 Целями обучения православной культуре являются:
Задачи:
5 год обучения – это смысловые понятия программы, позволяющие представить феномены православной культуры в проблемной форме через систему понятий, отражающих основной смысл христианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближним, к миру, к себе, выстроенных на основе системы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье – ценности жизни христиан, позволяющие раскрыть их применительно к возрастным возможностям школьников средних классов. Ведущей темой программы 5-го года обучения является интегрированная тема «История христианской Церкви в житиях её святых». Учебное пособие 5-го года включает: Введение. Основы православной культуры (основные понятия предмета). Раздел I. История христианской Церкви в житиях её святых. Это отражается в динамике раскрытия интегрированных тем четвертей:
Такое структурирование курса позволяет развивать нравственные чувства, нравственное сознание, нравственное поведение на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Программа рассчитана на 34 часа в году. В основе методики преподавания предмета «Православная культура» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
Материалы к уроку разных образовательных линий могут быть представлены для объяснения – базовым блоком, для закрепления – проблемным блоком, дополнительным расширяющим блоком с рубриками: «Знаешь ли ты?», «Как называется?», «Перечислите…», «Укажите…», «Дайте определение», «Что означает…?». Материалы рубрик способствуют формированию нравственных и эстетических представлений, личностного отношения детей к феноменам православной культуры. В соответствии с возрастными особенностями материал этих рубрик может быть изучен с помощью метода обучения «беседа», позволяющего активизировать самостоятельность учащихся в выделении узловых понятий православной культуры. Для этого материал рубрики представлен в виде цепочки последовательных вопросов. Некоторые материалы данной программы содержат в себе краеведческие материалы, которые позволяют узнать о центрах христианской православной культуры (монастыри), о храмах города, о религиозной живописи, об истории жизни святых, о праздниках на Белгородчине, связанных с именами святых. Это даёт возможность расширить рамки занятий и объёмнее изучить материалы о родном крае. За счёт краеведческой направленности и акцента на жизненный духовно-нравственный ориентир программы предполагается достижение результатов, обеспечивающих развивающую, деятельную и творческую направленности учебного процесса, создаются возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, учёта познавательных интересов и склонностей учащихся, доступность обучения, актуальность и связь изучаемого материала с жизнью. Проверочные и контрольные задания представлены в методическом пособии Шевченко Л.Л. Православная культура. 5 год обучения. Основные требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:К концу обучения в 6 классе учащиеся должны:
Учебный план на год
Содержание учебного курса Тема 1. О чём рассказывает православная культура. 10 часов.
Духовность, культура, религиозная культура. Определение добра и зла. Отечество. Отчий дом.
Когда возникла христианская религия. Библия как источник религиозного знания и культуры. Изложение учения Иисуса Христа в Евангелиях. Притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее – как раскрывающие путь спасения. Евангелисты.
Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Чему Христос учил людей. Бог спасал людей: десять заповедей. Крестная Жертва - Искупление человека. Воскресение Христово. Создание Церкви.
Грехопадение. Чудеса Спасителя. Чему Христос учил людей: заповеди блаженства. Притча о зерне горчичном. Евангелие – о христианском понимании будущего людей и мира.
Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. Монастыри и имена святых, с ними связанные.
Церковный характер христианского искусства. Творец и его творения. Два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Туринская Плащаница. Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Как христиане понимают почитание святыни?
Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. История создания храмов. Правила поведения в храме.
Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Фреска. Мозаика. Иконография Христа и Богородицы.
Церковнославянский язык. Церковнославянская азбука. Её создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Духовный смысл буквиц. Псалтирь, Евангелие – первые книги на Руси. Остромирово Евангелие. По каким книгам обучались грамоте дети в Древней Руси?
Духовная культура. Её характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Любовь к Родине. Тема 2. Золотая цепь святых. 8 часов.
Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование Церкви. Схождение Святого духа на апостолов. Труды апостолов. Христианские праздники.
Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
О святых мученицах Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. О святой деве Татиане. Христианские добродетели. Размышления о духовной красоте.
Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Притчи Христа о Царствии небесном. Христианская мудрость. Священное Писание – о премудрости мира. Духовная поэзия размышляет о человеческой мудрости. Тема 3. Утверждение христианской веры. 10 часов.
Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик Севастиан. Воинская доблесть. О почитании святых воинов. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах – дарах Бога человеку. Размышления о Божиих дарах святым при чтении Священного Писания.
Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. 7 Вселенских соборов. Святой Иоанн Дамаскин. Церковнославянские тексты рассказывают о почитании христианами Креста. Что такое святыня? Храм святой Софии – Премудрости Божией.
Почему потребовалось защищать учение Церкви? Кого называют православными христианами? О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Смысл слов «благодарение» и «благословение».
Смысл монашества. Разные пути спасения. Как устроена жизнь древних монастырей? Лавры, скиты. Почему монашество называют ангельским чином? Путешествие по святым местам – древним монастырям Святой Земли. Тема 4. Путь к спасению 6 часов.
Промысел Божий в деле спасения человека. Пути: монашеский, семейная жизнь, иные. Христианские добродетели, проявленные святыми на пути спасения. Великой Пост в жизни христиан. Священное Писание – о преодолении страстей.
Как может спастись христианин. Искупительная Жертва, принесенная Христом за людей. Притча о милосердном самаритянине.
Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Азбука глаголица и кириллица. Преемственность апостольского подвига в утверждении христианской веры в мире: апостолы Христа – Вселенские учителя веры – просветители славянские Кирилл и Мефодий. Формы и средства контроля. Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории. Для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников. Для проверки выполнения требований Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» могут использоваться следующие виды контрольных заданий:
Учебно-методические средства обучения Основная литература
Дополнительная литература
Приложение №1 Календарно-тематическое планирование уроков православной культуры 6 класса на 2012-2013 учебный год
1 Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. – 176 с. |
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | Рабочая программа по православной культуре для 10 класса разработана... Цели и задачи рабочей программы изучения курса «Православная культура» на базовом уровне в 10 классе | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» Л. Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1-е изд.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» и на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Православная культура» // Православная культура. Концепция... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Руководство по поурочному планированию при организации изучения предмета... Рабочая программа составлена на основе авторской Программы «Православная культура» для основной школы |