Скачать 266.43 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА" учителя истории и обществознания Вислогузовой Екатерины Сергеевны для 6 А класса предмет « ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» образовательная область «Православная культура» 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т. В. Рыжовой, О. Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 62 с. Цель Рабочей программы: приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре Православия как общечеловеческого духовного наследия и как традиционной, неотъемлемой части русской культуры; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций православной культуры Отечества. Задачи Рабочей программы:
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование: авторская программа «Православная культура» рассчитана на 33 часа в год, 1 час в неделю. Но в соответствии с годовым календарным учебным графиком, продолжительность учебного года в 6 классах - 35 учебных недель, т.е. на изучение православной культуры в 6 классах отводится 35 часов. Таким образом, Рабочая программа по православной культуре составлена с учетом письма Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». 2 часа добавлены для организации изучения регионального компонента (Закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» от 3 июля 2006 г. N 57, Закон Белгородской области от 04 июня 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»), материал подбирается учителем самостоятельно, поэтому в календарно-тематическом планировании отражены темы: 1 ч. - «Выдающиеся люди земли Белгородской. Просветительская деятельность святителя Иоасафа Белгородского»; 1 ч. - «Храмы Старого Оскола». Рабочая программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: - В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, Н.В. Кобец Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 372 с.; - Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см; - Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 174 с.: илл. ISBN 5903101100. Рабочая программа по православной культуре для 6 классов рассчитана на 35 недель, 1 час в неделю. Формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником. Работа с документами, школьная лекция, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. А так же миниисследования, решение кроссвордов, графические работы (рисунки, схемы), самостоятельная работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. Содержание предлагаемой программы носит исключительно светский характер, имеет культурологическую и социально-гуманитарную направленность. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с программой учебного предмета «Православная культура» В. Д. Скоробогатова, Т. В. Рыжовой, О. Н. Кобец изданной ИНФОФОНДОМ в Ульяновске в 2006 году. Учащийся должен знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события явления, понятия): - по содержательной линии «Православная христианская картина мира» - по содержательной линии «История православной религии и культуры» - по содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)» - по содержательной линии «Православие — традиционная религия русского народа» Учащийся должен уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры): - по содержательной линии «Православная христианская картина мира» - по содержательной линии «История православной религии и культуры» - по содержательной линии «Письменная культура православия (православная словесность)» - по содержательной линии «Православный образ жизни» - по содержательной линии «Православие — традиционная религия русского народа» Учащийся должен иметь навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного предмета Крещение Руси Распространение христианского учения на территориях славянских племен.Повторение. Апостол Андрей Первозданный и его миссионерское путешествие на земли славянских племен с проповедью учения Иисуса Христа. Княгиня Ольга и ее вклад в распространение христианской веры в Киевской Руси. Принятие решения о крещении Руси. Повторение. Необходимость объединения разрозненных языческих славянских племен. Попытка князя Владимира объединить славянские племена путем создания Пантеона богов. Неспособность славянского язычества для исполнения функции единой государственной религии. Поиск князем единой государственной религии для Киевской Руси среди мировых религий того времени. Как была крещена Русь Крещение князя Владимира Красное Солнышко. Владимир. Добрыня. Софийский Собор в Константинополе. История крещения князя Владимира в Константинопале. Христианское бракосочетание князя Владимира с принцессой Анной. Крещение киевлян в Крещатике. Крещение Киева и Новгорода. «Фотиево» крещение. Ольга. Аскольд и Дир. Насильственное крещение жителей Новгорода и северных земель Киевской Руси. Новокрещенная Русь. Первые христианские храмы Киева. Роль Десятинной церкви в просвещении Киевской Руси. Начало просвещения Киевской Руси, открытие первых школ по обучению дете й грамоте. Смерть князя Владимира. История мученической смерти его сыновей – Бориса и Глеба. Как ярчайший пример следования нравственным христианским законам. Храмостроительство в новокрещенной Киевской Руси. Постройка и освящение Десятинной церкви. Святые Иоанн и Феодор. Зарождение на Руси новой христианской духовности. Первые школы. 10 Заповедей. Любовь. Владимир. «Повесть временных лет». Смерть князя Владимира. История братоубийства сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба. Повторение предыдущего материала. Первые русские святые. Прославление князем Ярославом Мудрым Бориса и Глеба невинноубиенных братьев. Конец Святополка Окаянного. «Крещение Руси». Повторение главы Расцвет культуры на Руси в ХI веке. Первые русские святые Смысл понятия «просвещение». Просвещение Киевской Руси во время правления Ярослава Мудрого: открытие новых школ по обучению грамоте, развитие книгоописания. Основание первых русских монастырей. Киево-Печерская лавра и вклад Лавры в православно-просветительскую деятельность Киевской Руси. Просвещение Руси при Ярославе Мудром. Развитие просвещения в период княжения Ярослава Мудрого. Храмостроительство при Ярославе Мудром. Софийский Собор в Киеве. Строительство Софийского собора в Киеве и его значение для Киевской Руси. Печенеги Софийский Собор. Избрание первого русского митрополита. «Слово о законе и благодати». Избрание первого русского митрополита. Иларион. Укрепление Киева. Строительство Золотых ворот. Благовещенская церковь. Киево-Печерский монастырь. Становление государственности Руси. Преподобный Антоний и Феодосий Печерские. Врач-монах Агапит. Завещание Ярослава Мудрого его сыновьями. Христианская основа этого завещания. Расцвет православной культуры в период княжения сыновей Ярослава Мудрого. «Расцвет культуры на Руси». Повторение главы. Расцвет культуры на Руси. Самостоятельная работа. Защита рефератов. Начало славянской письменности. Создатели славянской письменности – святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий Детские и юношеские годы Константина Философа и Мефодия, научная богословская и миссионерская деятельность Константина Философа. Миссия Константина и Мефодия в Хазарии. Защита святыми братьями права славянских народов на совершение богослужения на славянском языке. Детство и юность Константина Философа. Начало славянской письменности. Кирилл и Мефодий. История создания славянской азбуки. Восприятие славянского текста через совместное чтение на уроке фрагментов учебного пособия из «Повести временных лет» и других древнерусских первоисточников. Защита братьями Кириллом и Мефодием славянского языка. О создателях славянской письменности. История создания славянской азбуки. Повторение. Славянский алфавит – кириллица Славянские азбуки кириллица и глаголица. Начертание и цифровое значение букв кириллицы. Устное письмо. Смысловое значение букв кириллицы в церковнославянском языке. Реформы церковнославянского языка Петра I, гражданский алфавит, современный русский алфавит. Славянские азбуки – кириллица и глаголица. Сообщить учащимся сведения о первых славянских азбуках – кириллице и глаголице. «Сказание о письменах черноризца Храбра». Новые сведения об истории создания славянской азбуки. Перевод святыми братьями на славянский язык Псалтыря, Евангелия и Апостола. Повторение. Славянский и церковнославянский языки. Чтение на старославянском языке. Гражданский алфавит и современный русский язык. Сравнительное чтение текста на старославянском и церковнославянском языках. Первые книги на славянском языке Описание книг священного Писания и значение Библии для человечества. Евангелие – первая книга, переведенная на славянский язык святыми равноапостальными братьями Кириллом и Мефодием. Апостол и его содержание. Евангелие и Апостол – первые книги Библии. Сведения о первых книгах на славянском языке. Псалтырь. Сведения о Псалтыре. Чтение псалмов на церковнославянском языке. Остромирово Евангелие. Систематизировать знания учащихся о первых книгах на славянском языке Повторение главы «Первые книги на славянском языке» Повторение главы «Первые книги на славянском языке Формы и средства контроля Рабочая программа предусматривает, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п.. На уроках используется фронтальная формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог. Основными формами текущего контроля являются контрольные и творческие работы. 1. Контрольное тестирование по теме: «Крещение Руси» 1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение: а) Ярослав б) Рюрик в) Владимир г) Олег 2. В каком храме крестился князь Владимир: а) соборе святой Софии б) Благовещенском соборе в) соборе святого Василия г) соборе святого Владимира 3. Что означает фраза « …противен мне да будет»? а) противен до отвращения б) будет мне врагом в) пойдет против меня 4. О крещении какого города сохранилась пословица «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»? а) Суздаля б) Славутича в) Новгороде г) Киева 5. Какой собор был построен на месте крещения князя Владимира: а) собор Христа Спасителя б) Богоявленский собор в) собор святого Василия г) собор святого Владимира 6. В каком городе крестился князь Владимир: а) Киев б) Херсонес в)Новгороде г) Константинополь 7. Кто руководил крещением в Новгороде? а) Владимир б) Путята в) Добрыня г) Вышата 8. Кто такой Соловей? а) священник, приехавший из Византии б) помощник Добрыни в крещении новгородцев в) волхв, призывавший новгородцев не принимать крещение г) древнерусский летописец ключ:
2. Контрольное тестирование по теме «Начало славянской письменности» 1.В каком городе родились создатели славянской письменности святые Кирилл и Мефодий а) Киеве б) Солуни в) Херсонесе 2.В какой день прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия а) 14 сентября в) 21 января б) 24 мая г) 19 августа 3.К кому обращались братья за разрешением вести православные церковные службы на славянском языке а) патриарху Константину в) Митрополиту Кириллу б) царю Византии Михаилу г) Епископу Римскому 4.Чьи книги изучал Константин Философ в детстве А) Г.Амартола Б) Г. Богослова В) Патриарха Фотия 5.Укажи дату кончины святого Кирилла А) 14 февраля 859 Б)4 февраля 869 В) 14 февраля 869 6.Храм, в котором был похоронен святой Кирилл А)Церковь св. Софии в Константинополе Б) Церковь св. Климента в Риме В) Церковь св.Василия в Корсуни 7.На сколько лет пережил своего брата св. Мефодий А) 8 Б) 5 В) 6 8. Укажи имена создателей славянской письменности: А) Летописец Нестор Б) Патриарх Фотий В) Константин Философ Г) Святой Мефодий Д) Митрополит Илларион 9. Какие из памятников древнерусской письменности посвящено жизнеописанию создателям славянской письменности А) Сказание о Борисе и Глебе Б) Лаврентьевская летопись В) Пространное житие Мефодия Г) Похвальное слово Кириллу и Мефодию Д) Пространное житие Константина Философа Ключ:
3.Итоговое тестирование за курс 6-го класса 1. Церковное новолетие
2. Апостол – первый проповедник христианства на Руси
3. Святой – защитник иконопочитания, автор иконы «Троеручница»
4. Первая православная княгиня Руси
5. День рождения Церкви 1) Пятидесятница 3) Рождество Иисуса Христа 2) Пасха 4) Богоявление 6. Апостол Любви
7. Первый митрополит Русской церкви
8. «Яблоневым спасом» называют
9. Родители Иоанна Крестителя
10. Иконописец – автор Владимирской иконы Божией Матери
Критерии оценки письменных заданий по предмету «Православная культура» 90% правильных ответов – 5; 70% правильных ответов – 4; 55% правильных ответов – 3. Темы письменных творческих работ: «Новокрещенная Русь», «Начало славянской письменности» Критерии оценивания рефератов учащихся 1. Оформление рефератов учащимися: - реферат должен быть представлен в печатном варианте; -структура реферата должна быть выдержана. 2. Написание рефератов предполагает использование учащимися всех учебно-методических материалов комплекса и материалов сайтов, поэтому рекомендуются следующие критерии оценивания рефератов : - при использовании только материалов учебного пособия – «удовлетворительно»; -при частичном использовании, помимо материалов учебного пособия, информационных материалов диска – «хорошо» - при использовании всех имеющих в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов – «отлично» Перечень учебно-методических средств обучения Основная литература: 1. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см; 2. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 174 с.: илл. ISBN 5903101100; 3. Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец Н.В. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 372 с. Дополнительная литература: 1. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5-6 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см; 2.Храмы Святого Белогорья [Фотоальбом] – посвящен 100-ю со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского. - Белгород, 2011 г. - 324 с. 3.Книга о церкви. Священник Андрей Лоргус, священник Михаил Дудко.-М.: «Паломник», 2005г.-380с. Интернет – ресурсы:
Оборудование и приборы: Мультимедийный проектор -1 Экран -1 Компьютер - 1 |
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Учебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Кравченко «Программа курса. 8-9 классы»,... | Учебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа... | ||
Учебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой... Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л.... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 4 класса... «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... | Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием... Авторы Скоробогатова В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного... |