Конспект урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Составила и провела Червякова Светлана Валерьевна,
учитель МОУ «НОШ № 37» г. Сыктывкара
| Модуль: «Основы светской этики»
| Постановка проблемы: Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершая поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих других людей вокруг.
В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребёнку. Мы с детства знаем, что сказка замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Изучая тему «добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
| Тема: Добродетель и порок
| Выбор технологии – этический диалог
| Возраст, класс – 10 - 11 лет, 4 класс.
| Оборудование: УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Диск по курсу ОРКСЭ
4. Карточки с опорными слова
5. 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры
| Цель: Формирование ценностного отношения к понятиям «добродетель» и «порок».
| Задачи:
| Предметные:
| Раскрыть сущность понятий «добродетель» и «порок».
| Подвести к осознанию учащимися ценности добродетели в человеческой жизни.
| Метапредметные:
| Способствовать формированию умения анализировать поступки с точки зрения нравственных ценностей.
| Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.
| Способствовать формированию умения слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
| Личностные:
| Способствовать формированию эмоционально-чувственных переживаний.
| Ход занятия
| 1. Организационный момент.
| Я спешу сказать вам – Здравствуйте,
Что бы пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам – Благости,
Что бы пожелать счастья нового,
Я спешу сказать вам – Радости,
Что бы пожелать удач, успехов и везенья.
Чтоб пожелать всем на уроке
прекраснейшего настроения!
| 2. Проверка домашнего задания (аукцион)
| - С какими понятиями этики познакомились на прошлом уроке?
(Добро и зло)
- Назовите, какие сказки о добре и зле вы вспомнили вчера с родителями?
- Соберите пословицы о добре и зле / Распределите понятия в две группы, дополните каждую группу своими понятиями.
(Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Злой не верит, что есть добрые люди)
- Почему знание о добре и зле важно для людей?
(Всю жизнь человек стоит перед выбором поступков добрых или ….)
| 3. Актуализация опорных знаний.
| - Послушайте внимательно притчу.
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда, какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
- Кто герой этой притчи?
- Какими качествами характера он обладал?
- Что вы о нём можете сказать?
- Как вы понимаете слова Ангела в конце притчи?
Весы с качествами характера благодетели и порока
- Что обозначает слово «порок»?
- Можно ли слова чаши весов «добродетель» услышать, потрогать руками?
(нет, они живут в сердце, в душе человека)
- Можно ли увидеть «порок» и «добродетель»?
(Увидеть можно только в поступках человека, в его действиях)
Что заметили в слове «добродетель»?
(оно состоит из 2 слов – добро делать)
- Поработаем в группах.
1 группа - найти в словаре Ожегова объяснение слова «добродетель»
(ДОБРОДЕТЕЛЬ, -и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-нибудь)
2 группа найти объяснение слова «добродетель» в учебнике с.16-17 (Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая для него является образцом, отдельное положительное качество человека)
3 группа - найти в словаре Ожегова объяснение слова «порок»
(ПОРОК, -а, м. 1. Тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Лживость - большой порок. 2. ед. Развратное поведение. Предаться пороку. 3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния. Пороки речи. Пороки сердца. Пороки древесины.)
4 группа - найти объяснение слова «порок» в учебнике с.16-17 (Порок – действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям, порок – предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое его позорит)
5 группа – подумайте, какие цвета вы возьмёте, чтобы закрасить слово и почему/найти в словаре Даля объяснение слова «порок»
(Порок (этика) — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.)
6 группа - подумайте, какие цвета вы возьмёте, чтобы закрасить слово и почему /найти в словаре Даля объяснение слова «добродетель»
(Доброде́тель — означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.)
Игра «Магнит».
- Каждое из этих слов притягивает к себе другие слова. Подумайте и найдите у себя на партах слова, которые потянутся и окажутся рядом с каждым из этих слов.
(жадность, трудолюбие, лень, работоспособность, ложь, вежливость, зазнайство, сочувствие, злость, доброта, любовь, ненависть, хвастовство, благожелательный, приветливый, мужество, трусость, отвага, трусость,)
| 4.Перенос ситуации на себя.
| - Для вас каким быть легче – добродетельным человеком или человеком, совершающим порочные поступки?
- Каким станет мир, если все люди станут совершать только порочные поступки?
- Легко ли стать добродетельным?
- Что такое добродетельный человек? Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?/ Как победить порок? Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?
- Попробуем ответить на эти совсем непростые вопросы.
Игра «Два мира» (работа в группах).
-Перед вами карты 2-х миров (листы ватмана), вам надо изобразить 2 разных мира: мир добродетели/я и мир порока. Дать названия островам, морям, лесам, горам, заливам в соответствии с данным миром.
(Например: мир добродетели: остров милосердия, залив счастья, леса улыбок, озёра радости, поля трудолюбия, улицы вежливости, равнины сопереживания, море мужества; мир порока: горы зла, заливы разочарований, болото мелочности, скала непонимания, впадины зависти, __________жадности, _____________лени, _____________хвастовства, ____________лживости, ________ _зазнайства и т.д.) – опорные слова раздать группам.
- В каком мире бы вы хотели жить? А легко ли в нём жить?
- Как вы думаете, человек рождается благодетельным или становится им?
Самостоятельное чтение с.18-19
- Прочитайте абзац, начинающийся с вопроса (7-й абзац). Расскажите, как происходит моральное развитие человека. Приведите пример того, в чем проявляется очередной шаг морального развития человека (на своем примере или примере других людей)
- Прочитайте следующий абзац. Что является главным на пути морального совершенствования? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей. Объясните, с
чем вы согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации.
- Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться».
- Что можно сказать про путь к добродетели?
( с.19 трудный, долгий, нужно быть готовым к тому, что окружающие будут избегать общения с вами, не захотят с вами дружить, любить вас, ни один человек не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения)
- Я хочу пожелать вам, чтобы вы жили в добродетельном мире и очень редко оказывались в порочном мире.
- Вспомните, какую добродетель по отношению к вам совершили люди?
| 5.Разрешение ситуации.
| - Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку – добродетеля или порока? Оказать помощь нуждающемуся или пройти мимо. Обсудите ситуации и поделитесь – как бы вы поступили?
1 группа – притча-рассказ «Урод»
А у нас во дворе кот жил. Обычный, беспородный, только жизнь его здорово потрепала, как и людей. Когда-то он потерял часть хвоста - остался лишь короткий обрубок. Левое ухо было порвано, срослось плохо. Один глаз из-за шрама не открывался, а только щурился. Бывало, смотришь на кота, а он на тебя. И кажется - будто зверюга в тебя целится. Только ружья нет. На самом деле кот этот был добрый. На людей никогда не злился, хотя люди его не жаловали. И звали его - Уродом. Не Васькой, не Барсиком - Уродом. Да, впрочем, выглядел он страшно, сам понимаешь. Однажды кто-то натравил на Урода соседских собак. Кот не смог убежать. Я был в комнате, услышал его крики, почти человеческие. Выбежал на улицу, отогнал дворняг - озлобленных, грязных, Урод лежал в луже крови, неподвижно. Я поднял его на руки, осторожно, бережно. Нес домой, очень боясь, что причиню боль, ведь он ужасно страдал. Вошел в комнату, сам не зная, что делать. Он хрипел и задыхался. Я сел на стул, аккуратно положил его на колени. Попробовал погладить по голове, опасаясь, что причиню новую боль. А Урод вдруг попытался замурлыкать. Да! Он не хрипел и не выл, он пытался мурлыкать! Благодарил за то, что приласкали. Человек дал ему капельку тепла, пусть и перед смертью - зверь пытался благодарить за это чудо, забыв о собственной боли. Кот умер у меня на коленях. Потянулся головой, потереться о ладонь. Вытянулся в полный рост и замер.
- По отношению к кому надо проявлять добродетельные поступки?
- Как можно помочь таким животным?
2 группа – «Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- По отношению к кому проявляла добродетель эта маленькая старушка?
3 группа – «Прогулка»
Брат с сестрой гуляют с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинают с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.
- Что можно посоветовать маме и детям?
- По отношению к кому здесь надо проявлять добродетель?
- «Если все сорвать цветы, не будет в мире доброты»
4 группа – Мальчик в инвалидном кресле
Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело.
- По отношению к кому здесь надо проявить добродетель?
- Чему надо научить этих детей?
| 6.Развязка.
| - Мы много говорили о добродетели, а теперь хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе занятия, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.
Творческая работа по группам.
1,3 группа изобразить добродетель в виде рисунка
2,4 группа сочинить «синквейн» о добродетели
(см. приложение)
| 7.Рефлексия.
| - Как вы думаете можно ли стать добродетельным за 1 урок?
- Добрые поступки надо совершать каждый день, пусть они будут совсем маленькими, как та пуговица.
| 8.Домашнее задание.
|
| 9.Итог урока.
| - Любите и делайте добро тем, кто находится рядом с вами и вы почувствуете, что сами становитесь добрее, внимательнее и счастливее.
|
Приложение
Синквейн
Прилагательные:
Бескорыстная
Безвозмедная
Душевная
Добровольная
Сердечная
Светлая
Тёплая
Ласковая
Милая
Нужная
Необходимая
| Глаголы:
Спасает
Помогает
Облегчает
Поддерживает
Прощает
Согревает
Жалеет
Любит
Лечит
Оберегает
Дарит
| Предложения:
Добродетель - это здоровье души. Жозеф Жубер
Вера в ценность добродетели уже сама по себе есть добродетель: негодяи не верят в неё, поэтому и не стремятся её иметь.Драган М. Еремич
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Аристотель
Любовь к родителям — основа всех добродетелей.
Все, обладающие добродетелью, счастливы. Цицерон
Стремление человека к добру.
Положительное нравственное качество.
| Ключевое слово:
Спасательный круг
Радость
Здоровье души
Ценность
Счастье
|
|
Сочинить синквейн о добродетели
1 строка – существительное, обозначающее тему урока
2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих интересные признаки предмета
3 строка – 3 глагола, раскрывающих действия, свойственных данному предмету
4 строка – фраза, раскрывающая суть явления
5 строка – существительное, подводящее итог, вывод
1.
2.
3.
4.
5. |