Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»





Скачать 126.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Дата публикации09.10.2014
Размер126.95 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Составила и провела Червякова Светлана Валерьевна,

учитель МОУ «НОШ № 37» г. Сыктывкара

Модуль: «Основы светской этики»


Постановка проблемы: Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершая поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих других людей вокруг.

В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребёнку. Мы с детства знаем, что сказка замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.

Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.

Изучая тему «добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».


Тема: Добродетель и порок


Выбор технологии – этический диалог


Возраст, класс – 10 - 11 лет, 4 класс.


Оборудование: УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.

3. Диск по курсу ОРКСЭ

4. Карточки с опорными слова

5. 2 ватмана, цветные карандаши, фломастеры



Цель: Формирование ценностного отношения к понятиям «добродетель» и «порок».


Задачи:

  1. Предметные:

  1. Раскрыть сущность понятий «добродетель» и «порок».

  1. Подвести к осознанию учащимися ценности добродетели в человеческой жизни.




  1. Метапредметные:

  1. Способствовать формированию умения анализировать поступки с точки зрения нравственных ценностей.

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества в процессе групповой работы.

  1. Способствовать формированию умения слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.




  1. Личностные:

  1. Способствовать формированию эмоционально-чувственных переживаний.




Ход занятия


1. Организационный момент.

Я спешу сказать вам – Здравствуйте,

Что бы пожелать здоровья доброго,

Я спешу сказать вам – Благости,

Что бы пожелать счастья нового,

Я спешу сказать вам – Радости,

Что бы пожелать удач, успехов и везенья.

Чтоб пожелать всем на уроке

прекраснейшего настроения!


2. Проверка домашнего задания (аукцион)


- С какими понятиями этики познакомились на прошлом уроке?

(Добро и зло)

- Назовите, какие сказки о добре и зле вы вспомнили вчера с родителями?

- Соберите пословицы о добре и зле / Распределите понятия в две группы, дополните каждую группу своими понятиями.

(Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Лихо помнится, а добро век не забудется.

Злой не верит, что есть добрые люди)

- Почему знание о добре и зле важно для людей?

(Всю жизнь человек стоит перед выбором поступков добрых или ….)


3. Актуализация опорных знаний.

- Послушайте внимательно притчу.

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда, какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

- Кто герой этой притчи?

- Какими качествами характера он обладал?

- Что вы о нём можете сказать?

- Как вы понимаете слова Ангела в конце притчи?

Весы с качествами характера благодетели и порока

- Что обозначает слово «порок»?

- Можно ли слова чаши весов «добродетель» услышать, потрогать руками?

(нет, они живут в сердце, в душе человека)

- Можно ли увидеть «порок» и «добродетель»?

(Увидеть можно только в поступках человека, в его действиях)

Что заметили в слове «добродетель»?

(оно состоит из 2 слов – добро делать)

- Поработаем в группах.

1 группа - найти в словаре Ожегова объяснение слова «добродетель»

(ДОБРОДЕТЕЛЬ, -и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-нибудь)

2 группа найти объяснение слова «добродетель» в учебнике с.16-17 (Стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая для него является образцом, отдельное положительное качество человека)

3 группа - найти в словаре Ожегова объяснение слова «порок»

(ПОРОК, -а, м. 1. Тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство. Лживость - большой порок. 2. ед. Развратное поведение. Предаться пороку. 3. Аномалия, отклонение от нормального вида, состояния. Пороки речи. Пороки сердца. Пороки древесины.)

4 группа - найти объяснение слова «порок» в учебнике с.16-17 (Порок – действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям, порок – предосудительный недостаток человека, свойство характера, которое его позорит)

5 группа – подумайте, какие цвета вы возьмёте, чтобы закрасить слово и почему/найти в словаре Даля объяснение слова «порок»

(Порок (этика) — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.)

6 группа - подумайте, какие цвета вы возьмёте, чтобы закрасить слово и почему /найти в словаре Даля объяснение слова «добродетель»

(Доброде́тель — означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.)

Игра «Магнит».

- Каждое из этих слов притягивает к себе другие слова. Подумайте и найдите у себя на партах слова, которые потянутся и окажутся рядом с каждым из этих слов.

(жадность, трудолюбие, лень, работоспособность, ложь, вежливость, зазнайство, сочувствие, злость, доброта, любовь, ненависть, хвастовство, благожелательный, приветливый, мужество, трусость, отвага, трусость,)


4.Перенос ситуации на себя.

- Для вас каким быть легче – добродетельным человеком или человеком, совершающим порочные поступки?

- Каким станет мир, если все люди станут совершать только порочные поступки?

- Легко ли стать добродетельным?

- Что такое добродетельный человек? Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?/ Как победить порок? Что нужно делать, чтобы стать добродетельным?

- Попробуем ответить на эти совсем непростые вопросы.

Игра «Два мира» (работа в группах).

-Перед вами карты 2-х миров (листы ватмана), вам надо изобразить 2 разных мира: мир добродетели/я и мир порока. Дать названия островам, морям, лесам, горам, заливам в соответствии с данным миром.

(Например: мир добродетели: остров милосердия, залив счастья, леса улыбок, озёра радости, поля трудолюбия, улицы вежливости, равнины сопереживания, море мужества; мир порока: горы зла, заливы разочарований, болото мелочности, скала непонимания, впадины зависти, __________жадности, _____________лени, _____________хвастовства, ____________лживости, ________ _зазнайства и т.д.) – опорные слова раздать группам.

- В каком мире бы вы хотели жить? А легко ли в нём жить?

- Как вы думаете, человек рождается благодетельным или становится им?

Самостоятельное чтение с.18-19

- Прочитайте абзац, начинающийся с вопроса (7-й абзац). Расскажите, как происходит моральное развитие человека. Приведите пример того, в чем проявляется очередной шаг морального развития человека (на своем примере или примере других людей)

- Прочитайте следующий абзац. Что является главным на пути морального совершенствования? Приведите примеры принятия или непринятия интересов других людей. Объясните, с

чем вы согласны, а с чем не согласны в изложенной ситуации.

- Прочитайте последний абзац текста. Как вы считаете, можно ли стать полностью добродетельным? Встречали ли вы таких людей в жизни? Нужно ли стремиться стать полностью добродетельным? Расскажите о человеке, про которого можно сказать: «Вот настоящий человек, на которого можно положиться».

- Что можно сказать про путь к добродетели?

( с.19 трудный, долгий, нужно быть готовым к тому, что окружающие будут избегать общения с вами, не захотят с вами дружить, любить вас, ни один человек не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения)

- Я хочу пожелать вам, чтобы вы жили в добродетельном мире и очень редко оказывались в порочном мире.

- Вспомните, какую добродетель по отношению к вам совершили люди?


5.Разрешение ситуации.

- Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать тропинку – добродетеля или порока? Оказать помощь нуждающемуся или пройти мимо. Обсудите ситуации и поделитесь – как бы вы поступили?

1 группа – притча-рассказ «Урод»

А у нас во дворе кот жил. Обычный, беспородный, только жизнь его здорово потрепала, как и людей. Когда-то он потерял часть хвоста - остался лишь короткий обрубок. Левое ухо было порвано, срослось плохо. Один глаз из-за шрама не открывался, а только щурился. Бывало, смотришь на кота, а он на тебя. И кажется - будто зверюга в тебя целится. Только ружья нет.
На самом деле кот этот был добрый. На людей никогда не злился, хотя люди его не жаловали. И звали его - Уродом. Не Васькой, не Барсиком - Уродом. Да, впрочем, выглядел он страшно, сам понимаешь.
Однажды кто-то натравил на Урода соседских собак. Кот не смог убежать. Я был в комнате, услышал его крики, почти человеческие. Выбежал на улицу, отогнал дворняг - озлобленных, грязных, Урод лежал в луже крови, неподвижно. Я поднял его на руки, осторожно, бережно. Нес домой, очень боясь, что причиню боль, ведь он ужасно страдал. Вошел в комнату, сам не зная, что делать. Он хрипел и задыхался. Я сел на стул, аккуратно положил его на колени. Попробовал погладить по голове, опасаясь, что причиню новую боль.
А Урод вдруг попытался замурлыкать. Да! Он не хрипел и не выл, он пытался мурлыкать! Благодарил за то, что приласкали. Человек дал ему капельку тепла, пусть и перед смертью - зверь пытался благодарить за это чудо, забыв о собственной боли.
Кот умер у меня на коленях. Потянулся головой, потереться о ладонь. Вытянулся в полный рост и замер.

- По отношению к кому надо проявлять добродетельные поступки?

- Как можно помочь таким животным?

2 группа – «Осколки доброты»

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- По отношению к кому проявляла добродетель эта маленькая старушка?

3 группа – «Прогулка»

Брат с сестрой гуляют с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинают с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

- Что можно посоветовать маме и детям?

- По отношению к кому здесь надо проявлять добродетель?

- «Если все сорвать цветы, не будет в мире доброты»

4 группа – Мальчик в инвалидном кресле

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело.

- По отношению к кому здесь надо проявить добродетель?

- Чему надо научить этих детей?


6.Развязка.

- Мы много говорили о добродетели, а теперь хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе занятия, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1,3 группа изобразить добродетель в виде рисунка

2,4 группа сочинить «синквейн» о добродетели

(см. приложение)


7.Рефлексия.

- Как вы думаете можно ли стать добродетельным за 1 урок?

- Добрые поступки надо совершать каждый день, пусть они будут совсем маленькими, как та пуговица.

8.Домашнее задание.




9.Итог урока.

- Любите и делайте добро тем, кто находится рядом с вами и вы почувствуете, что сами становитесь добрее, внимательнее и счастливее.


Приложение

Синквейн

Прилагательные:

Бескорыстная

Безвозмедная

Душевная

Добровольная

Сердечная

Светлая

Тёплая

Ласковая

Милая

Нужная

Необходимая

Глаголы:

Спасает

Помогает

Облегчает

Поддерживает

Прощает

Согревает

Жалеет

Любит

Лечит

Оберегает

Дарит


Предложения:

  1. Добродетель - это здоровье души. Жозеф Жубер

  2. Вера в ценность добродетели уже сама по себе есть добродетель: негодяи не верят в неё, поэтому и не стремятся её иметь.Драган М. Еремич

  3. Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. Аристотель

  4. Любовь к родителям — основа всех добродетелей.

  5. Все, обладающие добродетелью, счастливы. Цицерон

  6. Стремление человека к добру.

  7. Положительное нравственное качество.




Ключевое слово:

  1. Спасательный круг

  2. Радость

  3. Здоровье души

  4. Ценность

  5. Счастье








Сочинить синквейн о добродетели

1 строка – существительное, обозначающее тему урока

2 строка – 2 прилагательных, раскрывающих интересные признаки предмета

3 строка – 3 глагола, раскрывающих действия, свойственных данному предмету

4 строка – фраза, раскрывающая суть явления

5 строка – существительное, подводящее итог, вывод

1.

2.

3.

4.

5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКонспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconШевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных...
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа учебного курса «Основы светской этики»
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской...
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по модулю «Основы светской этики» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconДепартамент образования администрации кстовского муниципального района
«Основы религиозных культур и светской этики», с приказом департамента образования администрации Кстовского муниципального района...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных...
Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» iconРабочая тетрадь слушателя курсов «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск