Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.





Скачать 350.35 Kb.
НазваниеПрограмма по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Дата публикации01.11.2014
Размер350.35 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании НМС замдиректора по УВР директор МОУ СОШ №18

протокол № _____ __________________ _______________________

от «____» _______2013 г. «____» ____________2013 г. «____» ___________2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСКУССТВУ

8– 9КЛАССЫ
Учитель: Колесникова Светлана Владимировна

2013-2014 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего за учебный год – 70 часов

на I полугодие – 16

на II полугодие - 17

НЕРЮНГРИ

2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Введение


Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

Искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.- (Стандарты второго поколения) и на основе авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов» под руководством академика РАО и РАХ Б.М, Неменского – М.: Просвещение, 2011.

Учебный предмет «Искусство» имеет интегративный характер, включает основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах.

Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (1—7 классы), раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у школьников представления о различных видах искусства в целом.

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе (8— 9 классы) ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Освоение учебного предмета на данном этапе имеет преимущественно деятельностный характер, что обусловлено возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникационных технологий в приобщении учащихся к различным видам искусства. Музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство — рассматриваются в курсе как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.



  1. На изучение курса изобразительного искусства отводится по 1 часу в неделю;

в 8-ом классе – 35 часов;

в 9-ом классе – 35 часов;



  1. Формы контроля:

СР – самостоятельная работа

Н – наблюдение

УО – устное ответ (сообщение)

Р – реферат

П – проект


  1. Прохождение практической части программы:

Предмет имеет практико-ориентированную направленность на всех уроках.


  1. Основные цели обучения в организации учебного процесса в 8-9 классах:


Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьники как неотъемлемой части его общей духовной культуры; он овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;

  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;

  • обогащение эмоционально-духовной сферы школьником в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;

  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти; (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;

  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;

  • расширение опыта художественно-творческой деятельности

  • в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

В контексте обозначенных целей изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих ключевых задач:

  • обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;

  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;

  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, симпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;

  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;

  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

Эффективность реализации приоритетных целей и задач определяется познанием искусства во взаимосвязи с жизнью, восприятием и рассмотрением художественных явлений в культурном контексте эпохи, единымидля всех искусств основными видами учебной деятельности учащихся.
Главная идея программы по изобразительному искусству

Значение данного учебного предмета в основной школе состоит в раскрытии воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влиянии на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров. Постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусства ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к [ Отечеству и родной природе, сопричастности к явлениям искусства и жизни, ответственности за будущее культурное наследие.

Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся на протяжении предыдущего обучения в школе, дополняются, расширяются и углубляются за счет ознакомления с другими видами искусства, понимания их взаимосвязи, освоения характерных особенностей и основных выразительных средств.

Следующая ступень — VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Тема IX класса является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня

господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.


  1. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по искусству по данной программе

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского и д.р


Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для 7—8 кл. (2010);

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство: Учебник для 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996.- 80с.: цв.ил.

Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7—8 класс (2010).


  1. Принципы и подходы к формированию программы. Концептуальные положения.

Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Так, программа (при определенных потерях) может быть выполнена при 35 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 70 учебных часов в год. При опоре на методические материалы к программе изучение каждой ее темы может быть углублено при большем количестве часов в школах художественно-эстетического направления. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем.

Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России. Однако нужно постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы, основные цели и задачи каждого этапа обучения, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.

У подростков расширяются представления о современных искусствах, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества на примерах исторических стилей в развитии художественной культуры.

Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. Подростки учатся понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира, рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства, анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего. В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом, овладевают разнообразными видами художественного творчества, оценивают произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества. Эмоционально воспринимая духовное наследие, высказывая собственное мнение о сущности различных явлений культуры и участвуя в многообразных видах художественною творчества, подростки тем самым включаются в процесс познания и творческого освоения мира.

Примерная программа по искусству составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Концепции художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. Программа определяет содержание учебного курса «Искусство» для основной школы, которое должно найти отражение в данной рабочей программе по этому предмету.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры;

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные

в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания.

Принцип единства восприятия и созидания.Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условия постижения искусства

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основаэстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

  • наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

  • фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.




  1. Место курса «Искусство» в базисном учебном (образовательном) плане

Примерные программы основного общего образования по искусству составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8—9 классах в объеме не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе).

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Искусство» в 8-9 классах основной школы отводится всего 70 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 8 учебных часов на 2 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.



  1. Результаты изучения предмета«Изобразительное искусство и художественный труд»

Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:

  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

  • обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;

  • инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;

  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, симпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

  • соответствующий возрасту уровень культуры восприятии искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;

  • сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

  • контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;

  • активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;

  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

  • развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

  • самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;

  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;

  • оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;

  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

  • обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

  • освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

  • многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

  • участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении



11. Требования к уровню подготовки учащихся за курс искусства 8-9 классов.

Учащиеся8-ого класса должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

  • моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Для учащихся 9-ого класса

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;

  • понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;

  • формирование художественно-творческой активности.

Учащиеся должны:

  • учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

  • развивать навыки создания собственных композиционных работ;

  • учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;

  • освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту;

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;

  • усвоить принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда — раскадровки; усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах;

  • усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;

  • иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;

  • выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в течение IV четверти в любом из выбранных видов пластических искусств, а также по искусствоведению.


12. Состав участников образовательного процесса

Особенности обучающихся:

8классы:

  • Возраст –14-15 лет,

  • уровень мотивации - средний,

  • уровень подготовки - средний,

  • количество обучающихся – 25 чел.

9 классы:

  • Возраст –15-16 лет,

  • уровень мотивации - средний,

  • уровень подготовки - средний,

  • количество обучающихся - 25 чел.

Специальные (коррекционные) классы 7 вида:

8в, 9в

  • Возраст –14-17 лет,

  • уровень мотивации - низкий,

  • уровень подготовки - низкий,

количество обучающихся от 10 до 11 чел.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8-9 классы



Наименование раздела

Всего часов

1

Искусство как духовный опыт человечества

35 часов

2

Современные технологии в искусстве

35 часов

8

Итого: 70 часов




8 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека



Наименование раздела

Всего часов



Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

8 часов



Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

8 часов



Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

12 часов



Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

7 часов

всего: 35 часов


9 класс

Изобразительное творчество и синтетические искусства



Наименование раздела

Всего часов



Изобразительное язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств.

8 часов



Эволюция изобразительных искусств и выразительных искусств

8 часов



Азбука экранного искусства

12 часов



Художник – зритель - современность

7 часов

всего: 35 часов


Содержание курса

Основу программы составляет высокохудожественное мировое наследие в области народного искусства, литературы и музыки (временных искусств), живописи, скульптуры, графики, фотоискусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна (пространственных искусств), кино, театра и хореографии (пространственно-временных искусств). Особое внимание уделяется современным музыкально-компьютерным и графическим электронным технологиям в искусстве; отдельно рассматривается мультимедийное искусство и его выразительные средства. Все изучаемые виды прошлого и современного отечественного и зарубежного искусства различных стилей и жанров рассматриваются в широком социокультурном контексте с позиции духовного наследия человечества, эталона эстетической и нравственной составляющей современного общества.

Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших свою «вторую жизнь» в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе, М. И. Глинки, П. И. Чайковского,

П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского, И. Ф. Стравинского, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И. С. Баха, В.-А. Моцарта, JI. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Б. Бриттена, К. Орфа, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллиной, Э. В. Денисова и др.

Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основные стили и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских (А. Рублев, Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, И. П. Мартос, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский и др.) и зарубежных (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанарроти, Тициан, П. Брейгель, Эль Греко, А. Дюрер, Д. Арчимбольдо, М.. Караваджо и др.) художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм).

Подростки получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства (Ч. Чаплин, У. Дисней, С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, С. Ф. Бондарчук, А. А. Тарковский и др.), театра (Б. Брехт, Б. Шоу, И. Бергман, П. Брук, П. Штайн, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко,Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров и др.), хореографии (М. Бежар, Д. Ноймайер, М. Петипа, Ю. Григорович и др.). Народное искусство раскрывается во всем интонационном и жанровом многообразии самобытных культурных традиций (фольклор народов России и других стран, региональные традиции). В процессе обучения у школьников накапливаются знания о всемирно известных исполнителях (Р. Тибальди, Л. Паваротти, Г. фон Караян, Е. Ф. Светланов, Л. А. Русланова, Л. Г. Зыкина, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Л. Б. Коган, Э. Г. Гилельс, Г. П. Вишневская, М. Л. Ростропович и др.), актерах театра и кино (Г. Гарбо, Г. Пек, А. Делон,Л. Орлова, В. Марецкая, Н. Черкасов, М. Ульянов, В. Тихонов, Н. Мордюкова и др.), артистах балета и выдающихся танцовщиках (А. Истомина, А. Павлова, В. Нижинский, А. Дункан, Г. Уланова, Р. Нуреев, М. Эсамбаев, В. Васильев, М. Плисецкая и др.), исполнительских коллективах современности (Венский хор мальчиков, Бостонский симфонический оркестр, Камерный оркестр Гидона Кремера, Голландский королевский оркестр Концертгебау, Фольклорный ансамбль Д. Покровского, Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева и др.).

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе. Построение программы допускает различные варианты для изложения содержания учебников, распределения учебного материала и времени его изучения.

Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания в изделиях народного искусства. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современно!! культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, эстетическое воздействие слов и музыкальных звуков на человека. Особенности воплощения вечных проблем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Современность в музыке и литературе.

Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Эмоциональное воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: кЬмпьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Отличия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. История появления и особенности звучания. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Электронные музыкальные инструменты: общее представлениеовозникновении и способах звучания. Выразительные средства и возможности электронных музыкальных инструментов в передаче художественного образа. Современное электронное музыкальное творчество.

Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объема. Эстетическое воздействие телевидения на человека.

Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия. Взаимодополнение выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Класс

Учебник

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен)

Методические материалы

Дидактические материалы

Интернет-ресурсы

8-9классы

Горяева Н. А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2010);

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека: Учебник для 6 кл. (2010);

Питерских А. С., Гуров Г. Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для 7—8 кл. (2010);

рекомендованы Министерством образования и науки РФ


Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. (2010), Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Методическое пособие. 5 класс» (2010);

Изобразительное искусство. Поурочные планы 5-6 классы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 классы ( с краткими метод. рекомендациями) / Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2011.

Гуров Г. Е., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Методическое пособие. 7—8 класс (2010).

Алехин А.Д., Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя.- М,: Просвещение, 1986.

Мелик-Пашаев А. А., Художник в каждом ребенке : цели и методы худож. образования: метод.пособие / - М. : Просвещение,2008.

Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к русской народной культуре: Программа. Учебно-методическое .пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб,: Детство-Пресс, 1999.

Агеева И. Д., Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Хворостов А.С., декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981

Журналы «Юный художник». Журнал   «ИЗО в школе». Газета   «Первое сентября». ИЗО.

Порте П., Учимся рисовать окружающий мир/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «ТД «издательство Мир книги», 2006.

Порте П., Учимся рисовать диких животных/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «ТД «издательство Мир книги», 2006.

Порте П., Учимся рисовать человека/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «ТД «издательство Мир книги», 2006.

Порте П., Учимся рисовать Зверей, рыб и птиц/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «ТД «издательство Мир книги», 2006

Порте П., Учимся рисовать от А доЯ/ Пер. с фр. Э.А. Болдиной. – М.: ООО «ТД «издательство Мир книги», 2006.

Агеева И. Д., Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Репродукции картин

сайты:

academic.ru – художественная энциклопедия;

historic.ru – исторический портал;

museum.ru. muzei-mira.com – музеи мира;

wikipedia.org –список музеев мира;

art-urok.ru – детям о живописи;

artsait.ru – обширный материал о русской живописи;

диски:

«Шедевры русской живописи» - 33 интерактивных видеоурока.

«Шедевры архитектуры» - увлекательные рассказы об архитектуре.

«Эрмитаж. Искусство западной Европы» - художественная энциклопедия.

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» - тематические экскурсии, музеи, жанры и стили.

«Искусство авангарда» - В. Кандинский, К Малевич, Л. Попова, Втатлин, П. Филонов.

«Древнерусская икона» новое понимание мира через образ.

«Что такое искусство…» - о важности изучения языка искусства.

«Художественная культура первобытного мира» - об истоках культуры человека.

«Знаменитые музеи Санкт-Петербурга» - увлекательные экскурсии по 5-ти крупнейшим музеям города.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»- мультимедийное энциклопедическое издание.

Изобразительное искусство. Поурочные планы 5-6 классы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд : 1-9 классы (с краткими метод. рекомендациями) / Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2011.
Кинофильмы

Медиапрезентации уроков


Формы и средства контроля


п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

1

Художественный язык архитектуры

Иметь представление о исторических аспектах развития художественного языка конструктивных искусств

Викторина

2

Дизайн и архитектура моего сада

Принципы организации и членения в архитектурно-дизайнерских проектах.

Дизайн-проект

3

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства

Использование фотографии как способа передачи видимого мира и как новая художественная условность.

Дизайн-проект в форме презентации

4

Фотопортрет

Умение использовать своеобразие художественной образности фотопортрета

Выставка

5

Фильм! Фильм! Фильм!

Умение создавать сценарий, режиссировать, руководить проектом.

Проект в форме синтетических видов искусств.



АННОТАЦИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ

Интегрированный характер данного курса на второй ступени образования определил целостное, единое для всех искусств понимание основных, взаимосвязанных между собой, видов учебной деятельности учащихся. Такой подход обусловлен родством художественных образов, неделимой природой и взаимопроникновением искусств, единым источником их происхождения и развития — жизнью. Учебная деятельность направлена на художественное восприятие, познание и творчество, неотделимые друг от друга. Она разнообразна но форме — от бесед по поводу искусства и подбора художественного материала по заданным направлениям до индивидуальной или коллективной проектной деятельности, в том числе подготовки компьютерных презентаций на различные темы (например, «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»), постановки и оформления спектакля или школьного праздника. Постижение многообразия искусств на основе единых видов учебной деятельности способствует формированию у школьников целостного представления об изучаемой области, содержательному общению учащихся с мировым культурным наследием, полноценному духовному и разностороннему развитию растущего человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

Журнал   «ИЗО в школе».

Газета   «Первое сентября». ИЗО

Изобразительное искусство. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О.Я Воробьева и др.- Волгоград : Учитель. 2012.

Для учащихся:

Штрихи времени: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: «Росмэн», 1994.

Иллюстрированная мировая история: Научно-познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – М.: «Росмэн», 1994.

Журналы«Юный художник».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по изобразительному искусству раз­работана с учетом межпредметных...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на...
Фгос, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по окружающему миру (264ч)
Умк «Развивающая система Л. В. Занкова», авторской программы по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова с учетом межпредметных...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
«Технология» 2 класс (О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова) умк «Планета знаний» 2 класс с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 класс
О. А. Куревиной и Е. Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по технологии
Н. А. Цирулика, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПояснительная записка программа разработана на основе Стандарта с...
Логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconУчебная литература
Н. А. Цирулика Трудовое обучение с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма рассмотрена на «Утверждено»
Шапошниковой Т. Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по обучению грамоте
Умк «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе...
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс
Мо рф, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconРабочая программа по курсу «Технология»
«Технология. Ступеньки к мастерству» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования...
Программа по искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она расчитана для реализации содержания образовательного стандарта по окружающему миру во 2 классе с учетом межпредметных и внутрипредметных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск