Скачать 184.56 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по «СОЦИОЛОГИИ» для студентов ЗФО I. Темы семинарских анятий Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация (2 ч.) 1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества. 2. Марксистская концепция социальной структуры общества. 3. Немарксистские концепции социальной структуры и социальной стратификации. 4. «Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина 5. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе. Литература 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. И.Г.Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономика», 2004. 2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. - Глава 3. – С.62-101. 3. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебник для вузов. – Казань, Изд-во «Карпол», 1997. – Главы 9 и 10. – С.109-150. 4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. 2-й т. – М.: Инфра-М, 2000. Глава 1. – С.3-75. 5. Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология: курс лекций - Казань: Изд-во ИЭУП, 1999. – Лекция 7. – С.117-129. 6. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: Юнити-Дана, 2002. 7. Маргинальность в современной России. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. (электронная версия этой коллективной монографии имеется на сайте: www.auditorium.ru) 8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992 .Тема 6. Социальные институты и социальные организации (2 ч.)
Литература 1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. И.Г.Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономика», 2004. 2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – Глава 6. – С.190-227 3. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебник для вузов. – Казань, Изд-во «Карпол», 1997. – Глава 8. – С. 98-108. 4. Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология: курс лекций - Казань: Изд-во ИЭУП, 1999. – Лекция 9. – С.145-164 5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. 3-й т. – М.: Инфра-М, 2000. Глава 4.- С.135-176. II. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. Объект, предмет и метод социологии
Тема 2. История становления и развития социологии
Тема 3. Общество как социокультурная система
Тема 4. Социологическая теория личности
Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация
Тема 6. Социальные институты и социальные организации
Тема 7. Социальные конфликты
Тема 8. Девиация и социальный контроль
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»
7. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ» 1. Рассматривал общество как огромную мастерскую, призванную осуществлять господство человека над природой: А) О. Конт В) Ч. Дарвин С) Г. Спенсер D) М. Вебер 2. Согласно "атомистической" теории общество понимается как: A) совокупность действующих личностей и отношений между ними B) совокупность различных пересекающихся групп людей C) совокупность индивидов, принимающих социально значимые решения D) система частей, объединенных в единое целое 3.Общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации, называется обществом: закрытым
С) традиционным D) открытым 4. Деление обществ на открытые и закрытые предложил:
5. Рассматривал общество как непрерывное взаимодействие индивидов:
С) Г Спенсер D) О Конт 6. Несмотря на различия в понимании общества, все социологи рассматривают его как: совокупность социальных групп и общностей
7. Сложное общество с основанным на промышленном способе хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества, называется обществом: A) закрытым B) индустриальным C) открытым D) постиндустриальным 8. Реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая субъектом исторического процесса, - это: А) социальная общность В )нация C) социальная группа D) народность 9. Теорию неравенства, основанную на понятии «статусных групп», разрабатывал:
10. Совокупность иерархически расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (страт) можно назвать: А) социальным неравенством В) социальной дифференциацией
D) социальной стратификацией 11. Условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам, таким как деньги, власть, престиж – это:
12.Из перечисленных измерений стратификации: 1) доход, 2) власть, 3) образование, 4) престиж - к главным можно отнести:
D) доход, власть 13. Автором теории социальной стратификации и социальной мобильности является: A) Сорокин П.А. B) К.Маркс C) Т.Парсонс D) М Вебер 14. Схематично в виде ромба, где самым многочисленным является средний класс, можно представить стратификационную систему: A) советскую B) восточную C) западную D) смешанную 15. Из перечисленных видов мобильности: 1) групповая, 2) горизонтальная, 3) восходящая, 4) нисходящая – к вертикальной мобильности можно отнести: А) восходящая, нисходящая B) групповая, восходящая, нисходящая C) групповая, горизонтальная, восходящая, нисходящая D) групповая 16. Пестроту, разнородность, богатство оттенков общества характеризует понятие:
17. Основной проблемой сторонники психоаналитической ориентации в социологии считают проблему: А) конфликта человека и общества В) голода
18.Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде, - это: A) социальная реформа B) инновация C) социальный прогресс D) социальная революция 19. Объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества является: А) социальным взаимодействием В) тенденцией
20. Процесс эволюционного развития культуры в форме ее циклического воспроизведения называется: A) культурным наследием B) сохранением культуры C) воспроизводством культуры D) экспансией культуры 21. Социализация длится: A) с начала подросткового возраста B) до окончания формирования человека как личности
22. Социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения, - это: A) социальные ценности B) социальные нормы C) образцы поведения D) идеалы 23. Совокупность связанных друг с другом идей, сфокусированных вокруг нескольких основополагающих ценностей, - это: A) социальные нормы B) идеология C) ценностные ориентации D) идеалы 24. Воспринятый из прошлого, привычный для членов общества образец поведения, позволяющий людям наилучшим образом осуществлять взаимодействия, - это: А) привычка В) традиция C) ритуал D) обычай 25. Взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени, это A) социальные связи B) социальные отношения C) социальный контакт D) социальные функции 26. Исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности, - это: A) социальный институт B) общество C) социальные группы D) культура 27.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих устойчивых элементов и отношений между ними это: A) социальная группа B) социальные отношения C) структура общества D) социальный институт 28. Форма построения социальной организации, когда социальные позиции и роли «нижнего» уровня контролируются "верхними", - это: A) формальная организация B) социальный институт C) социальная иерархия D) социальная стратификация 29. Совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для них социальными явлениями, называется: А) ритуалом В) традицией С) привычкой D)социальной нормой 30.Из перечисленных пунктов: 1) нормы, 2) санкции, 3) рефлексивное управление, 4) социальный порядок – к понятию "социальный контроль" относятся: А) санкции
31. Правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от членов группы или общества и которые поддерживаются с помощью санкций, называются: А) социальными нормами B) этикетом C) социальными ценностями D) законами 32. Стандартизированная обязательная норма поведения, формально одобренная обществом и санкционированная государством, обеспеченная его принудительной силой, зафиксированная в текстах законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами, называется: A) традицией B) правовой нормой C) обычаем D) формальной нормой 33. Наблюдаемые явления, порождающие различные отклонения от общепринятых норм, правил и создающие угрозу стабильности общества, - это: A) дисфункции B) кризис C) конфликты D) противодействие 34. Массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно, - это: А) культурное течение B) социальная установка C) социальное движение D) коллективное поведение 35. Разрешение социального конфликта возможно лишь при: A) завершении инцидента B) изменении конфликтной ситуации C) прекращении открытых действий D) прекращении скрытых действий 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСАОсновная литература:
Дополнительная литература:
|
Лекции по методологии социологических исследований учебник для студентов... Владимир Кинелев, Владимир Щадриков, Валерий Меськов, Теодор Шанин, Дэн Дэвидсон, Виктор Галичин | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | ||
Мгу им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте. Для студентов,... Ш95 Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. с. 277 | Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев аспент пресс Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит вузов и учащихся лицеев. — 2-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 207... | ||
Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2003 Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов университетов и других учебных заведений, готовящих журналистов | Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2002 ... | ||
Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 4-е изд., испр и доп. М.: Аспект... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Учебник для вузов «Введение в социальную философию. Учебник для вузов»: Аспект Пресс; 1996 Он стремится совместить философскую традицию с новейшей методологией обществознания. Автор выстраивает социальную философию недокринального... | ||
Роберт Дилтс Коучинг с помощью нлп санкт-Петербург «прайм-еврознак»... Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | СавюкЛ. К. Правовая статистика: Учебник.— М.: Юристъ, 2004. — 588 с Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 383 с; isbn 5-7567-0150-8 Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по... | Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. (Серия «Учебник для вузов») ... | ||
Leading The Leaders Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Автореферат разослан Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | ||
Лаборатория Судьбы Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с | Alkaline phosphatase Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. — 4-е изд., испр и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.— 368 с |