Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии





НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
страница1/9
Дата публикации08.03.2015
Размер0.57 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет

Социологии



МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для направления 040200.62 "Социология"

(подготовки бакалавра)

Автор программы: Даудрих Н.И.


Рекомендована секцией УМС

______________________________
Председатель

______________________________

«_____» __________________ 200 г.


Одобрена на заседании кафедры

Методов сбора и анализа социологической информации

Зав. кафедрой

д.с.н., проф. Толстова Ю.Н.

«_____» __________________ 200 г.

Утверждена УС

факультета Социологии

Ученый секретарь

______________________________

«_____» __________________ 200 г.






Москва

Содержание


Содержание 2

Автор: ДАУДРИХ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА. daudrikh@mtu-net.ru 11

1. Формат курса 11

2. Темы лекций 13

3. Основная литература по курсу 14

1. Аверьянов Л. Социология: искусство задавать вопросы. М., 1998. 14

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. 14

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2 / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. 14

5. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993. 14

6. Основы прикладной социологии / Под ред. М. Горшкова, Ф. Шереги. М.: Интерфакс, 1996. 14

7. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 14

8. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М.: Стратегия, 1998. 14

9. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998. 14

10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003 г. 14

11. Ackroyd S., Hughes J. Data collection in context. New York-London: Longman, 1992. 14

12. Answering questions / Ed. by N. Schwarz, S. Sudman. San Francisco. Jossey-Bass publishers, 1996. 14

13. Babbie E. Survey research methods. Belmont. Wodsworth publishing company, 1990. 14

14. Baker J.L. Doing social research. 2nd ed. New York: McGraw-Hill inc., 1994 (1988). 14

15. Converse J.N., Presser S. Survey questions. Handcrafting the standardized questionnaire. Newbury Park. Sage, 1986. 14

16. Dillman P.A. Mail and telephone surveys. The total design method. Washington. Washington state university, 1978. 14

17. Frankfort-Nachmias C., Nachmias D. Research methods in the social sciences. London. St.Martin’s press, 1992. 14

18. Hoinville G., Jowell R. and associates. Survey research practice. Gower publishing company ltd., 1985. 14

19. May T. Social research. Issues, methods and process. Buckingham. Open university press, 1993. 14

20. Sociological research methods. An introduction / Ed. by M. Bulmer. London. Macmillan press ltd., 1977. 14

21. Базовый учебник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2003 г. 14

4. Содержание лекций, вопросы и литература к семинарам 15

Лекция 1. Методология социологического исследования. Программа социологического исследования 15

Лекция 2. Интерпретация и операционализация основных концептов исследования 15

Лекция 3. Шкалирование. Виды шкал 18

Лекция 4. Критерии качества измерения. 18

Лекция 5. Опрос как метод сбора данных. Виды, методика проведения опроса 20

Лекция 6. Анкета как исследовательский инструмент. Классификация вопросов 20

Лекция 7. Требования к формулировкам вопросов 23

Лекция 8. Интервью как метод сбора социальной информации 23

Подготовка блока вопросов для формализованного интервью 23

Провести интервью с представителями разных социально-демографических групп с использованием разных «стилей интервью» 23

Лекция 9. Пилотажное исследование 26

Лекция 10. Принципы работы с интервьюерами 26

Подготовить инструкцию общих правил поведения интервьюера в ходе следующих видов опроса: а) телефонное интервью, б) личное интервью по месту жительства респондента. 27

Лекция 11. Экспертный опрос 29

Лекция 12. Социометрический метод 29

Расчет основных социометрических индексов по материалам опроса на семинаре, построение социограмм (по 2 групповых и 2 индивидуальных индекса) 29

1. Докторов Б.З. Экспертный опрос как метод изучения общественного мнения // Социологические исследования. 1985. № 4. 30

2. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: усвоение через забвение // Социологические исследования. 2002. № 4. URL:  30

3. Луков В.А. Социальная экспертиза. М.: Институт молодежи, 1996. 30

4. Морено Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 30

5. Основы прикладной социологии / Под ред. М. Горшкова, Ф. Шереги. М.: Интерфакс, 1996. 30

6. Dexter L.A. Elite and Specialized Interviewing. Evangton: Northwestern University press, 1970. 30

Лекция 13. Основы выборки 32

Лекция 14. Построение территориальной выборки 32

Подготовить дизайн выборки по теме курсовой работы. 32

Изучить дизайн общероссийской выборки, разработанной Фондом «Общественное мнение» (см. на сайте www.fom.ru). 32

Определить объем выборки и ошибку выборки для исследования в рамках курсовой работы. 32

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 32

2. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 1999. 33

3. Косолапов М.С. Принципы построения многоступенчатой вероятностной выборки для субъектов РФ // Социологические исследования. 1997. № 10. 33

4. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993. 33

5. Черчиль Г. Маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2000. 33

6. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев: Наукова думка, 1986. 33

7. Hansen H., Hurwitz N., Madow G. Sample survey. Methods and theory. New York: Sage, 1993. 33

8. Henry G. Practical sampling. London: Sage, 1990. 33

9. Kish L. Survey sampling. NY: John Wiley & Sons, 1965. 33

1. Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки // Социологические исследования. 1989. № 5. с. 100-105. 33

2. Жабский М.И. Обоснование репрезентативности социологического исследования // Социологические исследования. 1982. № 2. 33

3. Качанов Ю.Л. Алгоритм построения представительной территориальной выборки при ограничении на стоимость исследования // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. 33

4. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 33

5. Королев Ю.Г. Выборочный метод в социологии, М.: Финансы и статистика, 1975. 33

6. Основы прикладной социологии / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М.: Интерфакс, 1996. 33

7. Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев: Наукова думка, 1986. 33

8. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М.: Наука, 1984. 33

9. Территориальная выборка в социологических исследованиях / И.Б. Мучник и др.; Отв. ред. Т.В. Рябушкин. М.: Наука, 1980. 33

10. Шереги Ф.Э. Применение метода квот в выборочном социологическом исследовании // Социологические исследования. 1975. №3. 33

11. Шляпентох В.Э. Проблема репрезентативности социологической информации: случайная и неслучайная выборка в социологии. М.: Статистика, 1976. 33

12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. 34

13. Black T.R. Evaluating social science research. An introduction. London, Sage, 1993. 34

14. Brooks K.K. Sampling: Theory, Designs, and Issues in Marketing Research Practices // Marketing Research. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2000. URL:  34

Лекция 15. Метод фокус групп 34

Лекция 16. Модератор, техники управления фокус-группой, анализ результатов 34

Доработка гайдов, подготовка к модерированию фокус-групп на семинаре. 34

Написать краткий отчет по результатам проведенных фокус-групп. 35

1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Магистр, 1998. 35

2. Богомолова Н., Фоломеева Т. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997. 35

3. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 35

4. Greenbaum Th.L. Moderating focus groups: A practical guide for group facilitation. Thousand Oaks: Sage Publication, 2000. 35

5. Krueger R. Focus groups. Newbury Park: Sage publication, 1988. 35

6. Morgan D.L. Planning Focus Groups: Kit 2.Thousand Oaks: Sage Publication, 1998. 35

7. Morgan D.L. The Focus Group Guidebook. Focus Group: Kit 1.Thousand Oaks: Sage Publication, 1998. 35

Лекция 17. Проективные методики в социологии 37

Лекция 18. Семантический дифференциал 37

Заполнение разработанной анкеты СД. Обработка результатов: выделение критериев формирования образа (метод факторного анализа) и построение карты восприятия профессий. 37

Лекция 19. Контент-анализ текстов 39

Лекция 20. Эксперимент как метод социологического исследования 39

Провести пилотаж карточки для контент-анализа по выбранной на семинаре теме. 39

Подготовить рабочий план эксперимента в рамках темы курсовой работы. 39

1. Алексеев А.Н., Дудченко В.С. Контент-анализ как специфический способ «прочтения» текстов // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976. 39

2. Богомолова Н.Н. Контент-анализ // Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1979. 40

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990 С.39-150. 40

4. Родионов К.Л. Опыт контент-анализа интервью // Социологические исследования. 1978. № 6. 40

5. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир. 2001. С.93-140. 40

6. Berelson B. Content-analysis in communication research. Glencoe Ill: Free Press, 1952. 40

7. Janis I., Fadner R., Janowitz M. Reliability of a Content Analysis Technique // Public opinion Quarterly. 1943. Vol. 7. № 2. P. 293-296. 40

8. Krippendorf K. Content Analysis: An Introduction to its Methodology. Newbury Park, 1985. 40

9. Text analysis for social sciences: methods for drawing statistical inferences from texts and transcripts / Ed. by C.W. Roberts. New York: Lawrence Erlbaum Associates. 1996. 40

Лекция 21. Наблюдение как метод социологического исследования 42

Лекция 22. Глубинное интервью. Биографический метод 42

Проведение пилотажного наблюдения (заполнение разработанной карточки наблюдения). 42

Проведение пробного глубинного интервью с помощью подготовленных гайдов. 43

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1998. 43

2. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990. 43

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросвет. 2001. 43

4. Atkin Ch.K. Observation of Parent-Child Interaction in Supermarket Decision Making // Journal of Marketing. 1978. October. № 42. P. 41-45. 43

5. Lorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. Newbury Park: Sage Publications, 1989. 43

Лекция 23. Оформление результатов, написание отчета 46

Лекция 24. Презентация результатов исследования 46

5. Темы специальных семинаров 47

6. Вопросы для обсуждения и литература к круглым столам 48

1. Количественное и качественное: метод или методология 48

2. Проективные методики 49

1. Агапова И.Ю. Восприятие рекламы: методика использования «репертуарных решеток» для формирования биполярных шкал семантического дифференциала // Социология 4М. 1999. № 11. 49

2. Александрова И.Ю. Психосемантический анализ имплицитной теории рекламы студенческой аудитории // Социология: 4М. 2000. № 12. 49

3. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. № 3-4. С. 55-64. 49

4. Гурджи И. Проективные методики в качественных исследованиях // Практический маркетинг. 2000. № 1. 49

5. Климов И.А. Комплексное использование семантического дифференциала и контент-анализа открытых вопросов для изучения культурных феноменов // Социология 4М. 1998. № 10. 49

6. Ольшанский В.Б. Становление метода неоконченных предложений в советском союзе 70-х годов // Социология 4М. 1997. № 9. 49

7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Издательство СГУ, 1997. 49

8. Родионова Н.В. Семантический дифференциал (обзор литературы) // Социология: 4М. 1996, № 7. С. 175-200. 49

9. Саркисян Н.А. «Лоскутное одеяло» для политического сознания // Социология 4М. 1997. № 9. 49

3. Телефонный опрос 49

1. Особенности ведения телефонного интервью для интервьюера. 49

2. Организация телефонного интервью: выборка, инструктаж, контроль. 49

3. Проблема «длинных» списков вариантов ответа в телефонном интервью: варианты решения. 49

1. Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998. 50

2. Воронкова О.А. Взаимопонимание в телефонном интервью: социолог – интервьюер – респондент // Социология: 4М. 1996. № 7. с. 131-140. 50

3. Исупова О.Г. Телефонное интервью. Заметки организатора опроса // Социология: 4М. 1996. № 7. с. 141-159. 50

4. Стацевич Т.Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах // Социологические исследования. 1993. № 7. C. 83-88. 50

5. Садмэн С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. 50

4. Методы работы с сензитивными вопросами 50

1. Вопросы о социально желательном поведении и вызывающие опасения: методы повышения достоверности получаемой информации. 50

2. Методики рэндомизированных ответов. 50

3. Метод «запечатанного буклета». 50

4. Безличные и косвенные вопросы. 50

1. Гайдис В.А. Сравнительный анализ различных вариантов вопросов для получения информации об образовании респондента // Проблемы сравнительных исследований в социологии: Методы сбора данных / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: ИСИ АН СССР, 1988. С. 121–144. 50

2. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.: Изд-во ИС РАН, 1992. 50

3. Мягков А.Ю. «Запечатанный буклет»: альтернативный метод сбора данных в опросах по сенситивной проблематике // Социологический журнал. 2001. № 4. 50

4. Мягков А.И. Шкала лжи из опросника MMPI: опыт экспериментальной валидизации // Социологические исследования. 2002. № 7. 50

5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: «спираль молчания». 50

6. Brannen J. The Study of Sensitive Subjects // Sociological Review. 1988. Vol. 36. No 3. P. 552-563. 50

7. Tracy P.E., Fox J.A. The Validity of Randomized Response for Sensitive Measurements // American Sociological Review. 1981. Vol. 46. No 2. P. 187-200. 50

8. Warner S.M. Randomized Response: a Survey Technique for Eliminating Evasive Answer Bias // Journal of the American Statistical Association. 1965. Vol. 60. No 1. P. 63-69. 50

7. Структура домашних работ 51

1. Обзор литературы 51

2. Методологический блок 51

3. Эссе 51

4. Анкета 52

8. Список примерных тем эссе 53

9. Список примерных тем курсовых работ 54

«Содержательные» темы 54

«Методические» темы 55

10. Требования к курсовым работам 56

Тематический план учебной дисциплины 57

Экзаменационные вопросы 59

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Платона, Аристотеля, Декарта и пр.). В качестве базового используется учебник “История философии” под ред. В. Васильева, А. Кротова,...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Уголовно-процессуальное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Результирующая оценка по курсу «Бюджетная политика и бюджетный процесс в рф» складывается из оценки, полученной на экзамене, за контрольную...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск