Скачать 216.87 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет социологииПрограмма дисциплины _______”Философия”__________ для направления 040200.62 ”Социология” подготовки бакалавра Автор к.фил.н. Макарова И. В. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Философия» истории философии Председатель Зав. кафедрой Е.Г. Драгалина-Черная А.М. Руткевич «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка Настоящая программа предназначена для студентов социологического факультета и представляет собой попытку дать комплексное представление о философии как в историческом, так и в проблемном отношении. Автор курса стремится совместить философский и культурологический подходы – указать, что является нервом интеллектуальной жизни, самой обсуждаемой темой определенной культурной эпохи, выделить магистральные пути развития философии, указать на возможную (или фактическую) преемственность проблем, развиваемых философскими школами или отдельными философами. Одна из задач курса – сформировать у студента представление, что философия не система застывших догм, а неисчерпаемый ресурс актуальных идей, практик и стратегий. Кроме того, задачей данного курса является развитие навыков самостоятельного мышления студентов над обсуждаемыми проблемами. Если в лекционной части курса создается общая историческая канва, формируется проблемный фон, указываются исторические, мировоззренческие и пр.обстоятельства становления того или иного философского учения, то семинарская часть предполагает самостоятельное освоение студентами оригинального философского текста, формирование собственного представление о поднимаемых текстом проблемах и умение защищать свое мнение. Именно поэтому в данном курсе базовый учебник играет роль справочника, а основное внимание уделено самостоятельной работе с оригинальными текстами (Платона, Аристотеля, Декарта и пр.). В качестве базового используется учебник “История философии” под ред. В.Васильева, А. Кротова, Д. Бугая (М., 2005). Тексты, предназначенные для самостоятельного прочтения и дальнейшего обсуждения в аудитории, указаны в планах семинарских занятий. Требования к освоению дисциплины Студент должен – иметь общее представление об основных философских учениях Античности, Средневековья, Нового Времени, современности), – знать их наиболее ярких представителей и наиболее обсуждаемых проблемах – получить навыки самостоятельной работы с текстом – уметь использовать исторические и философские методы в конкретном исследовательском контексте Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) семинары: a) чтение и комментирование оригинальных философских текстов (см.Приложение); b) чтение докладов; с) диспуты; d) контрольные работы; e) рефераты Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, предложенных к домашнему прочтению, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольные работы и рефераты. Экзамен проводится в форме собеседования по пройденным темам. Тематический план
Содержание программы Лекция 1. Возникновение философии. Основные вопросы философии. I. Философия и ее статус в кругу наук. Определение философии. Этимология понятия “философия”. Причины возникновения философии: удивление, сомнение, стремление к мудрости. Основные проблемы и вопросы философии. Области философского знания. Основные философские направления. II. Исторические и культурные обстоятельства возникновения первых философских школ (Древняя Индия-Древний Китай-Древняя Греция). Понятие “Осевого времени” Ясперса. Особенности первых философских школ древности. Отношение философского знания к традиционной мудрости. Фигура философа. Семинар 1. Философия как призвание или что значит быть философом. Обсуждение диалогов Платона “Апология Сократа” и 1-ой книги “Метафизики” Аристотеля. 1. Образ философа в “Апологии Сократа”. Мудрость и мудрец в понимании Сократа. Метод Сократа. Насколько обосновано решения афинян в отношении Сократа? 2. Мудрость в понимании Аристотеля. Почему “философия начинается с удивления”? Предмет философии. Почему так важно понять “начала” каждой вещи? Почему Аристотель называет философию “единственно свободной” и потому “лучшей” из наук? Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 2. Античная философия: бытие-истина-знание. I. Периодизация античной философии
II. Основные проблемы древнегреческой философии. Учение о бытии. Отношение “нечто” и “ничто”, мнения и истинного знания в учениях Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля. Семинар 2. Онтология и психология Платона Разбор диалога Платона “Федон” 1.Отношение философа к жизни и смерти 2.Представление Платона о мире истинного бытия и мир становления. 3.Отношение души и тела как центральный момент антропологии Платона. 4.Учение об анамнесисе (знании как припоминании) и метемпсихозе (переселении душ). 5.Четыре аргумента Платона в пользу бессмертия души. 6. Этические выводы из учения о душе. Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 3. Политическая мысль в Античности Отношения философа и власти в Античности. Греческий философ как политический авторитет (Фалес, Гераклит, Парменид). Философ как жертва политического произвола (Анаксагор, Сократ, Сенека). Проблема справедливости. Проект идеального государства Платона. Политический анализ Платона и Аристотеля. Стоический космополитизм и эпикурейский квиетизм. Семинар 3. Политические проекты Платона и Аристотеля. Разбор диалога Платона “Государство” (фрагменты из 2 книги (о происхождении государства), 4 книги (образы идеального государства, справедливого человека, учение о душе), 8 книги (типы неправильных государств)) и трактата Аристотеля “Политика” (1 и 3 книги – о происхождении, цели и формах устройства государства).
Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 4. Средневековая религиозная философия: Августин, Фома Аквинский I. Средневековая философия. Патристика. Схоластика. Проблемы периодизации. Особенности средневековой философии. Отношение к античной философии. Проблема соотношения веры и разума. Философия как служанка богословия. II. Августин и Фома Аквинский о Боге как истинном Бытии и высшем Благе. Проблема свободы воли в философии Августина и Фомы Аквинского. Семинар 4. Учение о времени в Античности и Средневековье. На семинаре слушаются доклады по следующим темам. 1. Платон о времени как подвижном образе вечности. 2. Аристотель о времени как числе движения 3. Августин о времени как пространстве души. 4. Учение Фомы Аквинского о времени и вечности. Основная литература. 1. Аврелий Августин, Исповедь, М., 1989 2. Аристотель, Физика, IV, 10, 217b-223b1 3. Платон, Тимей, 37а-41b. 4. Фома Аквинский Сумма теологии, часть I, Вопрос 22. О Божественном провидении (статьи 1), Вопрос 83 (статья 1).// СПб., 2004, с.190-195, 205-208. 2. Фома Аквинский Сумма против язычников, кн.1, Долгопрудный, 2000, с.95 3. Фома Аквинский Сумма теологии, Часть 1, с. 96-104. Дополнительная литература.
Лекция 5. Философия Возрождения и европейский гуманизм. От теоцентризма к антропоцентризму и индивидуализму. Оправдание человеческой природы. “Ученое незнание” Николя Кузанского. Рационализация христинской веры (Эразм Роттердамский). Утопический проект Т.Мора. Семинар 5. Разбор “Города Солнца” Т. Кампанеллы.
Основная литература Т. Кампанелла Город Солнца. (любое издание) Дополнительная литература В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 230-267 А. Горфункель Философия Эпохи Возрождения. М., 1980. Лекция 6. Европейский рационализм. В поисках нового метода (Декарт, Спиноза, Лейбниц) I. Рационализм: основные идеи и представители. II.Декарт: учение о методе. Четыре правила метода. Дедукция. Самосознание как основание достоверности. Духовная и материальная субстанции и их атрибуты. III. Спиноза: учение о Боге как единой бесконечной субстанции и ее модусах. IV. Лейбниц: учение о монадах (“истинных атомах природы”). Семинар 6 "Сомнение как основа философии Августина и Декарта". 1.Учение Блаженного Августина о Боге и человеке. Аргументы в пользу очевидности человеческого существования (мышление, сомнение, заблуждение). Анализ положения «Ошибаюсь, следовательно, существую”. 2. Процедура сомнения как основа метафизики Декарта. "Рассуждение о методе". Принцип очевидности и достоверности знания. Учение о духовной и материальной субстанциях. Онтологическое доказательство бытия Бога. Учение об идеях и о душе. Анализ положения «Мыслю, следовательно, существую”. Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 7. Проблема истинного знания и его основания в философии эмпиризма
Семинар 7. Разбор фрагментов из “Опыт о человеческом разумении” Локка, “О принципах человеческого знания” Беркли, “Левиафан” Гоббса
Доклад по теме “Теория гражданского договора Т. Гоббса” Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 8. Философия Канта
Семинар 8 Философия Канта
Основная литература И. Кант Кант. Критика чистого разума. - СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. Т.3. M., 1964, с. 98-123, 128-141, 153-158, 189-213, 285-309, 405-409. Дополнительная литература.
Лекция 9. Философская система Гегеля 1. Структура гегелевской философии (логика, философия природы, философия духа).
Семинар 9. Философия истории Гегеля.
Основная литература. Г. В. Ф. Гегель Лекции по философии истории, М. 2005 Дополнительная литература 1.В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.399-417. 2. Вл. Соловьев “Гегель” / Энциклопедия Брокгауза и Ефрона 3. П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.395-406. 4. Р. Коллингвуд, Идея итсории, м. 1980, ч.III, § 7,8. Лекция 10. Философия воли: Шопенгауэр, Ницше.
Семинар Обсуждение “Рождение трагедии из духа музыки” Ф. Ницше. 1. Эстетическое понимание истории Ницше: “Дионисийское” и “аполлоновское” начала человеческой культуры Ницше как главные этапы человеческой эволюции. 2. Задачи “дионисийского” и “аполлоновского” искусства. Влиянии Вагнера и Шопенгауэра. Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 11. Основные проблемы философии позитивизма. I. Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер). О. Конт: понятие “позитивной философии” и ее связь с прочими науками. Социология – ее предмет и метод. Значение “позитивный” у Конта. Закон “трех стадий”. Позитивная религия Конта. Утилитаризм Д.С.Милля. Индивидуальная свобода и плюрализм. II. Второй позитивизм. Мах, Авенариус. Предмет философии с точки зрения эмпириокритицизма. Понятие “Экономии мышления” Семинар 11. Обсуждение текста Д. Миля “О свободе”
Основная литература
Дополнительная литература 1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 464-472. 2. История теоретической социологии. М., 1997, т.1, раздел 1, глава 3 (с.87-140), раздел 2, главы 1-2, с. 210-287. Лекция 12. Прагматизм Принцип прагматизма, согласно Ч. С. Пирсу. Метод прояснения понятий. Логическая абдукция Пирса. Учение о знаке. Эмпиризм Джемса. Критерий истины. Связь истины и опыта. Инструментализм Дьюи. Познание как инструмент успешной деятельности. Семинар 12. Философия Пирса 1. Обсуждение текста Ч. С. Пирса “Закрепление верования” 2. Основные понятия философии Пирса: «cомнение», «верование». 3. Критика классической концепции истины. 4. Дедукция, индукция и абдукция. «Прагматистская максима» Основная литература Ч.С. Пирс. Закрепление верования. Как сделать наши идеи ясными. // Вопросы философии. №12, 1996. Дополнительная литература В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 506-516. Лекция 13. Экзистенциализм. Основные представители экзистенциализма. Кьеркегор, Бердяев, Сартр, Хайдеггер, Яперс. Учение о бытии как экзистенции (существовании). Подлинное и неподлинное существование. Проблемы человека и свободы в философии экзистенциализма. Основные категории философии экзистенциалистов – одиночество, заброшенность, выбор, свобода, произвол. Основная литература
Дополнительная литература
Лекция 14. Русская философия.
Основная литература
Дополнительная литература.
Темы рефератов по курсу “Философия” 1. Учение Платона о добродетели и знании (на основании диалога "Менон"). 2.Судьба искусства в платоновском идеальном государстве. (Государство 10 кн., Ион). 3. Учение Платона о происхождении мира и человека (по диалогу “Тимей”) 4.Аристотель об искусстве домохозяйства (экономике). (Политика, кн. 1) 5. Образ стоического мудреца в трактате Сенеки "О стойкости мудреца".
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» 1.Философия, наука и религия. Специфика философского познания. 2. Области философского знания. Проблемы, решаемые в онтологии, гносеологии, логике, этике, эстетике. 3.Основные проблемы философии и структура философского знания. 4.От мифа к логосу. Проблема происхождения философии (Др.Индия-Др.Китай, Др. Греция). 5. Специфика древнегреческой философии в сравнении с восточной мудростью. Основные этапы античной философии. 6.Натурфилософия античности: поиск основания сущего (Милетская школа, Гераклит, Пифагор). 7.Понятие бытия и знания в учении Парменида. 8.Апории Зенона. 9. Демокрит. Проблема бытия и небытия. 10.Софисты: гуманистический проект. 11. Сократ об истине и добродетели. Толкование фразы “Я знаю, что ничего не знаю” 12. Платон: учение о бытии и познании. 13. Аристотель: учение о бытии и познании. Учение о четырех причинах. 14.Политический проект Платона. 15. Аристотель и его обзор политических форм правления.
Автор программы: _____________________________ . Макарова Ирина Владимировна, к.ф.н., ст.преподаватель кафедры истории философии факультета философии ГУ-ВШЭ |
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... | ||
Министерство экономики Министерство образования Российской Федерации... Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | ||
Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Уголовно-процессуальное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических... | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Результирующая оценка по курсу «Бюджетная политика и бюджетный процесс в рф» складывается из оценки, полученной на экзамене, за контрольную... | Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации... Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009 | ||
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой | Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации... Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой |