Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины





Скачать 216.87 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины
Дата публикации28.12.2014
Размер216.87 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
_______”Философия”__________

для направления 040200.62 ”Социология” подготовки бакалавра

Автор к.фил.н. Макарова И. В.

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» истории философии

Председатель Зав. кафедрой

Е.Г. Драгалина-Черная А.М. Руткевич

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.
Москва

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для студентов социологического факультета и представляет собой попытку дать комплексное представление о философии как в историческом, так и в проблемном отношении. Автор курса стремится совместить философский и культурологический подходы – указать, что является нервом интеллектуальной жизни, самой обсуждаемой темой определенной культурной эпохи, выделить магистральные пути развития философии, указать на возможную (или фактическую) преемственность проблем, развиваемых философскими школами или отдельными философами. Одна из задач курса – сформировать у студента представление, что философия не система застывших догм, а неисчерпаемый ресурс актуальных идей, практик и стратегий. Кроме того, задачей данного курса является развитие навыков самостоятельного мышления студентов над обсуждаемыми проблемами. Если в лекционной части курса создается общая историческая канва, формируется проблемный фон, указываются исторические, мировоззренческие и пр.обстоятельства становления того или иного философского учения, то семинарская часть предполагает самостоятельное освоение студентами оригинального философского текста, формирование собственного представление о поднимаемых текстом проблемах и умение защищать свое мнение. Именно поэтому в данном курсе базовый учебник играет роль справочника, а основное внимание уделено самостоятельной работе с оригинальными текстами (Платона, Аристотеля, Декарта и пр.). В качестве базового используется учебник “История философии” под ред. В.Васильева, А. Кротова, Д. Бугая (М., 2005). Тексты, предназначенные для самостоятельного прочтения и дальнейшего обсуждения в аудитории, указаны в планах семинарских занятий.

Требования к освоению дисциплины

Студент должен
– иметь общее представление об основных философских учениях Античности, Средневековья, Нового Времени, современности),

– знать их наиболее ярких представителей и наиболее обсуждаемых проблемах

– получить навыки самостоятельной работы с текстом

– уметь использовать исторические и философские методы в конкретном исследовательском контексте
Основные формы занятий:

1) лекционные занятия;

2) семинары:

a) чтение и комментирование оригинальных философских текстов (см.Приложение);

b) чтение докладов;

с) диспуты;

d) контрольные работы;

e) рефераты
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, предложенных к домашнему прочтению, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольные работы и рефераты. Экзамен проводится в форме собеседования по пройденным темам.
Тематический план




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа




Философия



Лекции

Сем. и практ. занятия






1. Возникновение философии. Основные вопросы философии

12

4




8




2. Античная философия: бытие-истина-знание.

16

4

4

8




3. Политическая мысль в Античности Платон, Аристотель, Цицерон

12

2

2

8




4. Средневековая религиозная философия: Августин, Фома Аквинский

16

4

4

8




5. Философия эпохи Возрождения

14

2

4

8




6. Европейский рационализм. В поисках нового метода (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

18

4

4

10




7. Британский эмпиризм: Бэкон, Локк, Беркли, Гоббс.

18

4

4

10




8. Философия Канта

12

2

2

8




9. Философская система Гегеля

12

2

2

8




10. Философия воли: Шопенгауэр, Ницше

18

4

4

10




11. Позитивизм. Идея “позитивной” философии

14

2

4

8




12. Прагматизм.

12

2

2

8




13. Экзистенциализм: проблема выбора и действия

12

2

2

8




14. Русская философия

18

4

4

10




Итого:

216

44

42

130

Содержание программы
Лекция 1. Возникновение философии. Основные вопросы философии.
I. Философия и ее статус в кругу наук. Определение философии. Этимология понятия “философия”. Причины возникновения философии: удивление, сомнение, стремление к мудрости. Основные проблемы и вопросы философии. Области философского знания. Основные философские направления.

II. Исторические и культурные обстоятельства возникновения первых философских школ (Древняя Индия-Древний Китай-Древняя Греция). Понятие “Осевого времени” Ясперса. Особенности первых философских школ древности. Отношение философского знания к традиционной мудрости. Фигура философа.
Семинар 1. Философия как призвание или что значит быть философом.
Обсуждение диалогов Платона “Апология Сократа” и 1-ой книги “Метафизики” Аристотеля.
1. Образ философа в “Апологии Сократа”. Мудрость и мудрец в понимании Сократа.

Метод Сократа. Насколько обосновано решения афинян в отношении Сократа?
2. Мудрость в понимании Аристотеля. Почему “философия начинается с удивления”?

Предмет философии. Почему так важно понять “начала” каждой вещи?

Почему Аристотель называет философию “единственно свободной” и потому

“лучшей” из наук?
Основная литература


  1. Платон "Апология Сократа"// Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Общая редакция А. Ф. Лосева, В. А. Асмуса и А. А. Тахо-Годи, т.1. Москва, 1990 (Философское наследие 112), c. 70-97

  2. Аристотель. Аристотель. "Метафизика", кн. 1//Аристотель, Соч. В 4 тт.,т .1, М., "Мысль", 1976, с. 65-93

Дополнительная литература


  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.71-74, 112-114.

  2. А. Доброхотов “Введение в философию”, М. 1993, с. 3-15.

  3. М. Гаспаров “Занимательная Греция”, М., 1996, с. 104-107, 212-217, 225-229.



Лекция 2. Античная философия: бытие-истина-знание.
I. Периодизация античной философии

  1. архаический период (физиологи и теологи);

  2. классический (Сократ, Платон, Аристотель);

  3. эллинистический (стоики, эпикурейцы, неоплатоники)

II. Основные проблемы древнегреческой философии. Учение о бытии. Отношение “нечто” и “ничто”, мнения и истинного знания в учениях Парменида, Демокрита, Платона и Аристотеля.


Семинар 2. Онтология и психология Платона

Разбор диалога Платона “Федон”

1.Отношение философа к жизни и смерти

2.Представление Платона о мире истинного бытия и мир становления.

3.Отношение души и тела как центральный момент антропологии Платона.

4.Учение об анамнесисе (знании как припоминании) и метемпсихозе

(переселении душ).

5.Четыре аргумента Платона в пользу бессмертия души.

6. Этические выводы из учения о душе.
Основная литература

  1. Платон, "Федон"//Соч., т.2, с. 7-81.


Дополнительная литература

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.103-124.

  2. В. Асмус “Платон”, М. 1975, с. 27-77

  3. Д. Эннес “Платон. Краткое введение”, М., 2006 с. 77-91

  4. М. Гаспаров “Занимательная Греция”, М., 1996, с. 255-258


Лекция 3. Политическая мысль в Античности

Отношения философа и власти в Античности. Греческий философ как политический авторитет (Фалес, Гераклит, Парменид). Философ как жертва политического произвола (Анаксагор, Сократ, Сенека). Проблема справедливости. Проект идеального государства Платона. Политический анализ Платона и Аристотеля. Стоический космополитизм и эпикурейский квиетизм.
Семинар 3. Политические проекты Платона и Аристотеля.

Разбор диалога Платона “Государство” (фрагменты из 2 книги (о происхождении государства), 4 книги (образы идеального государства, справедливого человека, учение о душе), 8 книги (типы неправильных государств)) и трактата Аристотеля “Политика” (1 и 3 книги – о происхождении, цели и формах устройства государства).


  1. Платон и Аристотель о происхождении и цели государства (понятия справедливости, счастья, блага).

  2. Платон о соотношение сословий государства и “частей души” . Четыре типа "дурного" государства. Роль философов в идеальном государстве. Семейная политика Платона.

  3. Аристотелевское определение государства и гражданина. “Правильные” и “неправильные”формы государственного устройства.

  4. Платон и Аристотель о проблеме частной собственности и рабстве.


Основная литература

  1. Платон, "Государство"//Соч., т.3, кн.2, кн.4, кн.8.

  2. Аристотель. "Политика", кн. I, III//Аристотель. Соч. в 4 тт., т.4.


Дополнительная литература


  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 97-102, 118-123.

  2. К. Поппер “Открытое общество и его враги”, М. 1992, т.1, с.123-199.

  3. В. Асмус “Платон”, М. 1975, с.120-145.

  4. Дж. Барнс “Аристотель. Краткое введение”, М., 2006, с.156-167.



Лекция 4. Средневековая религиозная философия: Августин, Фома Аквинский

I. Средневековая философия. Патристика. Схоластика. Проблемы периодизации.

Особенности средневековой философии. Отношение к античной философии. Проблема соотношения веры и разума. Философия как служанка богословия.

II. Августин и Фома Аквинский о Боге как истинном Бытии и высшем Благе. Проблема свободы воли в философии Августина и Фомы Аквинского.
Семинар 4. Учение о времени в Античности и Средневековье.

На семинаре слушаются доклады по следующим темам.

1. Платон о времени как подвижном образе вечности.

2. Аристотель о времени как числе движения

3. Августин о времени как пространстве души.

4. Учение Фомы Аквинского о времени и вечности.
Основная литература.

1. Аврелий Августин, Исповедь, М., 1989

2. Аристотель, Физика, IV, 10, 217b-223b1

3. Платон, Тимей, 37а-41b.

4. Фома Аквинский Сумма теологии, часть I, Вопрос 22. О Божественном провидении (статьи 1), Вопрос 83 (статья 1).// СПб., 2004, с.190-195, 205-208.

2. Фома Аквинский Сумма против язычников, кн.1, Долгопрудный, 2000, с.95

3. Фома Аквинский Сумма теологии, Часть 1, с. 96-104.
Дополнительная литература.

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 188-194.

  2. Жильсон Э. Философия в средние века. М.: Республика, 2004.

  3. А. Столяров Свобода воли как проблема европейского морального сознания, М., 1999.

  4. П. Гайденко, Время-длительность-вечность. М., 2006.



Лекция 5. Философия Возрождения и европейский гуманизм.
От теоцентризма к антропоцентризму и индивидуализму. Оправдание человеческой природы. “Ученое незнание” Николя Кузанского. Рационализация христинской веры (Эразм Роттердамский). Утопический проект Т.Мора.
Семинар 5.

Разбор “Города Солнца” Т. Кампанеллы.

  1. Истоки утопического проекта Кампанеллы.

  2. Цели построения идеального города. Представления Кампанеллы о наилучшем государственном строе.

  3. Экономическая и семейная политика в Городе Солнца.

  4. Культ труда и просвещения.


Основная литература

Т. Кампанелла Город Солнца. (любое издание)
Дополнительная литература
В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 230-267

А. Горфункель Философия Эпохи Возрождения. М., 1980.


Лекция 6. Европейский рационализм. В поисках нового метода (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

I. Рационализм: основные идеи и представители.

II.Декарт: учение о методе. Четыре правила метода. Дедукция. Самосознание как основание достоверности. Духовная и материальная субстанции и их атрибуты.

III. Спиноза: учение о Боге как единой бесконечной субстанции и ее модусах.

IV. Лейбниц: учение о монадах (“истинных атомах природы”).
Семинар 6 "Сомнение как основа философии Августина и Декарта".
1.Учение Блаженного Августина о Боге и человеке. Аргументы в пользу очевидности человеческого существования (мышление, сомнение, заблуждение). Анализ положения «Ошибаюсь, следовательно, существую”.

2. Процедура сомнения как основа метафизики Декарта. "Рассуждение о методе". Принцип очевидности и достоверности знания. Учение о духовной и материальной субстанциях. Онтологическое доказательство бытия Бога. Учение об идеях и о душе. Анализ положения «Мыслю, следовательно, существую”.

Основная литература

  1. Августин Аврелий О свободе воли II, 3, 7

  2. Августин Аврелий О Троице, X, 10, 15-16

  3. Августин Аврелий О граде Божием, XI, 26 (Августин о заблуждении)

  4. Августин Аврелий Об истинной религии, 39, 72 (Августин о сомнении)

  5. Р. Декарт Правила для руководства ума.- Сочинения в 2 - х томах, т. 1, М., 1989, правилa I-VII, IX, XIV.

  6. Р. Декарт Рассуждение о методе. - Сочинения в 2 - х томах, т. 1, М., 1989, части I-IV.


Дополнительная литература

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 266-284

  2. П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.111-181

  3. М. Гарнцев, Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987 (Ч.2, гл.II, 1 “Августин. Проблемы сомнения и самопознания”, Ч. 3, гл.II, 1 “Декарт. Отношение к Августину и схоластике. Проблема сомнения”. ) http://psylib.org.ua/books/garnz01/index.htm


Лекция 7. Проблема истинного знания и его основания в философии эмпиризма

  1. Эмпирическая методолгия Бэкона. Учение об идолах. Новая логика и индукция.

  2. Учение Гоббса о познании: понимание ощущений как “призраков”.

  3. Локк и Беркли: критика врожденного знания.

  4. Юм о впечатлениях, представлениях (идеях) и ассоциации.


Семинар 7.

Разбор фрагментов из “Опыт о человеческом разумении” Локка, “О принципах человеческого знания” Беркли, “Левиафан” Гоббса

  1. Локк о внешнем и внутреннем опыте, "простых идеях", проблеме первичных и
    вторичных качеств.

  2. Два класса идей Беркли. Анализ положения “Esse est perсipi aut percipere” (Быть заначит восприниматься или воспринимать). Отрицание Беркли существования абстрактных идей и материи.


Доклад по теме “Теория гражданского договора Т. Гоббса”
Основная литература

  1. Т. Гоббс. Левифан - Соч. т.2, М., 1964, ч. 1, главы 1-5, 7-9, 14, 16, ч.2 гл.17

  2. Д. Локк. Опыт о человеческом разумении. - Избранные философские произведения в двух томах. Т. I. М., 1960. (фрагменты)

  3. Д. Беркли. О принципах человеческого знания. - Сочинения, М., 1978, ч. I, §. 1-11, 16-18, 22, 25-39.

  4. Д. Юм Трактат о человеческой природе" - Соч. в 2-х томах, М., 1966, т. 1, кН.1, ч.1, гл. 1, 3, 4, 6.


Дополнительная литература

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 267-274, 285-292, 317-326, 326-342.

  2. П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.153-163, 305-317.


Лекция 8. Философия Канта

  1. Истоки кантовской философии: рационализм Лейбница, скептицизм Юма.

  2. Критика традиционной метафизики. Коперниканский переворот Канта.

  3. Понятие трансцендентальной философии. Понятие трансцендентальной эстетики. Аналитические и синтетические суждения. Априорные и апостериорные суждения. Вещи и явления. Трансцендентальная логика. Таблица категорий.


Семинар 8 Философия Канта

  1. Границы человеческого познания. 3 вопроса Канта.

  2. Основные понятия философии Канта: аналитические и синтетические суждения, априорные и апостериорные суждения.

  3. Пространство и время как априорные формы чувственности. Трансцендентальное единство апперцепции.

  4. Явления (феномены) и ноумены (вещи-в-себе). Учение о категориях.

  5. Этика Канта. Автономия воли. Категорический и императив.


Основная литература

И. Кант Кант. Критика чистого разума. - СОЧИНЕНИЯ В ШЕСТИ ТОМАХ. Т.3. M., 1964, с. 98-123, 128-141, 153-158, 189-213, 285-309, 405-409.
Дополнительная литература.

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.367-387.

  2. П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.317-339

  3. Р. Скратон, Кант (краткое введение), М. 2006, с.26-88.


Лекция 9. Философская система Гегеля

1. Структура гегелевской философии (логика, философия природы, философия

духа).

  1. Основные понятия гегелевской философии (понятие, дух (субъективный, объективный, абсолютный)), сознание.

  2. Логика. Учение о синтезе. Три основных закона диалектики. Учение о бытии. Бытие—Ничто—Становление.


Семинар 9. Философия истории Гегеля.

  1. Философия истории.

  2. Мировой Разум как субстанция и субъект истории.

  3. Содержание и направленность истории, телеология истории.

  4. Эпохи всемирно-исторического процесса. Разум в истории и «хитрость разума».


Основная литература.

Г. В. Ф. Гегель Лекции по философии истории, М. 2005
Дополнительная литература

1.В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с.399-417.

2. Вл. Соловьев “Гегель” / Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

3. П. Гайденко, История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с.395-406.

4. Р. Коллингвуд, Идея итсории, м. 1980, ч.III, § 7,8.
Лекция 10. Философия воли: Шопенгауэр, Ницше.

  1. Шопенгауэр – исторические истоки его учения. Отношения “мира как воли” и “мира как представления”. Свойства воли и ее объективации. Проблема свободы воли. Сострадание как основа морали и отрицание воли к жизни. Мировая воля как злое начало. Метафизический пессимизм Шопенгауэра. Философское созерцание как высшее духовное состояние.

  2. Ницше. Учение о «воли к власти», “Сверхчеловеке”. Героический пессимизм Ницше. “Идея вечного возвращения”. Критик христианства и христианской этики. «Переоценка всех ценностей» и имморализм Ницше.


Семинар

Обсуждение “Рождение трагедии из духа музыки” Ф. Ницше.

1. Эстетическое понимание истории Ницше: “Дионисийское” и “аполлоновское” начала человеческой культуры Ницше как главные этапы человеческой эволюции.

2. Задачи “дионисийского” и “аполлоновского” искусства. Влиянии Вагнера и Шопенгауэра.
Основная литература

  1. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. - Собр. соч. в пяти томах, М.1992, т.I, кн.1, §6-16, кн.II, § 22-29.

  2. Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание)


Дополнительная литература

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 417-430, 486-499.

  2. Юнгер Ф. Ницше. М., 2001.

  3. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше (критический очерк). // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996.



Лекция 11. Основные проблемы философии позитивизма.

I. Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер).

О. Конт: понятие “позитивной философии” и ее связь с прочими науками. Социология – ее предмет и метод. Значение “позитивный” у Конта. Закон “трех стадий”. Позитивная религия Конта.

Утилитаризм Д.С.Милля. Индивидуальная свобода и плюрализм.

II. Второй позитивизм. Мах, Авенариус. Предмет философии с точки зрения эмпириокритицизма. Понятие “Экономии мышления”

Семинар 11. Обсуждение текста Д. Миля “О свободе”

  1. Политический либерализм Милля.

  2. Принцип человеческой свободы

  3. Три аспекта свободы

  4. Типология поступков

  5. Милль о “массовом” (“среднем ”) человеке.


Основная литература

  1. О. Конт, Дух позитивной философии. СПб, 2001, ч.I, гл.1

  2. Дж. Милль О свободе// Наука и жизнь. - 1993. № 11. С. 10-15; № 12. С. 21-26.


Дополнительная литература

1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 464-472.

2. История теоретической социологии. М., 1997, т.1, раздел 1, глава 3 (с.87-140), раздел 2, главы 1-2, с. 210-287.
Лекция 12. Прагматизм

Принцип прагматизма, согласно Ч. С. Пирсу. Метод прояснения понятий. Логическая абдукция Пирса. Учение о знаке.

Эмпиризм Джемса. Критерий истины. Связь истины и опыта.

Инструментализм Дьюи. Познание как инструмент успешной деятельности.
Семинар 12. Философия Пирса

1. Обсуждение текста Ч. С. Пирса “Закрепление верования”

2. Основные понятия философии Пирса: «cомнение», «верование».

3. Критика классической концепции истины.

4. Дедукция, индукция и абдукция. «Прагматистская максима»
Основная литература

Ч.С. Пирс. Закрепление верования. Как сделать наши идеи ясными. // Вопросы философии. №12, 1996.

Дополнительная литература

В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 506-516.
Лекция 13. Экзистенциализм.

Основные представители экзистенциализма. Кьеркегор, Бердяев, Сартр, Хайдеггер, Яперс.

Учение о бытии как экзистенции (существовании). Подлинное и неподлинное существование. Проблемы человека и свободы в философии экзистенциализма.

Основные категории философии экзистенциалистов – одиночество, заброшенность, выбор, свобода, произвол.
Основная литература

  1. С. Кьеркегор. Страх и трепет. // В кн.: Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

  2. Ж.-П. Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм.// В кн.: Сумерки богов. М.: "Политиздат", 1989, c. 319-344


Дополнительная литература

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 435-445, 544-571.

  2. П. Гайденко Прорыв к трансцендентному. М., 1997, с.11-70, 254-319.


Лекция 14. Русская философия.

  1. Философия всеединства Вл. Соловьева. Нравственное оправдание добра

  2. Персонализм Н. Бердяева.


Основная литература

  1. В. Соловьев. София// “Логос”, 1991, № 2

  2. В. Соловьев. Оправдание добра. М., 1996, ч.3, гл. 19.

  3. Н. Бердяев. О рабстве и свободе человека. М., 2006


Дополнительная литература.

  1. В.Васильев, А. Кротов, Д. Бугай “История философии” , М., 2005, с. 662-675

  2. П. Гайденко. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001, раздел 1, гл.1, 2, раздел 3, гл.7, 8.


Темы рефератов по курсу “Философия”

1. Учение Платона о добродетели и знании (на основании диалога "Менон").

2.Судьба искусства в платоновском идеальном государстве. (Государство 10 кн., Ион).

3. Учение Платона о происхождении мира и человека (по диалогу “Тимей”)

4.Аристотель об искусстве домохозяйства (экономике). (Политика, кн. 1)

5. Образ стоического мудреца в трактате Сенеки "О стойкости мудреца".

  1. Философия эпикурейцев как терапия страха смерти (Эпикур "Письмо к Геродоту", "Письмо к Менекею", Лукреций "О природе богов", кн.3).

  2. Августин Аврелий о феномене человеческой личности (“внутреннего человека”, Исповедь)

  3. Учение Декарта о природе человека (1 часть трактата Декарта "Страсти души").

  4. Понимание свободы человека и гражданина в философии Гоббса.

  5. Кантовский идеал вечного мира. (Кант И. К вечному миру).

  6. Учение о государстве как субъекте истории в философии Гегеля

  7. Учение Ницше о воле к власти.

  8. Роль концепции предопределения и религиозной аскезы в становлении капиталистического производства (М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма)

  9. Является Россия Европой? (Данилевский Н. Я. Россия и Европа, глава 3).

  10. Проблема свободы в философии Бердяева (О рабстве и свободе человека)

  11. Абсолютная ответственность как выражение свободы в философии Сартра.

  12. Бытие и ничто. (Часть IV, глава I «Бытие и действие: свобода”, п. 1, 2, 3 или/и “Экзистенциализм – это гуманизм”)

  13. Тема абсурда в творчестве А. Камю.

  14. В. Соловьев о смысле войны (Оправдание добра)


Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»
1.Философия, наука и религия. Специфика философского познания.
2. Области философского знания. Проблемы, решаемые в онтологии, гносеологии, логике, этике, эстетике.
3.Основные проблемы философии и структура философского знания.
4.От мифа к логосу. Проблема происхождения философии (Др.Индия-Др.Китай, Др. Греция).

5. Специфика древнегреческой философии в сравнении с восточной мудростью. Основные этапы античной философии.
6.Натурфилософия античности: поиск основания сущего (Милетская школа, Гераклит, Пифагор).
7.Понятие бытия и знания в учении Парменида.
8.Апории Зенона.
9. Демокрит. Проблема бытия и небытия.
10.Софисты: гуманистический проект.
11. Сократ об истине и добродетели. Толкование фразы “Я знаю, что ничего не знаю”
12. Платон: учение о бытии и познании.
13. Аристотель: учение о бытии и познании. Учение о четырех причинах.
14.Политический проект Платона.

15. Аристотель и его обзор политических форм правления.

  1. Учение о душе Платона. Этические и теоретические выводы.

  2. Аристотель и его учение о душе. Основные определения.

  3. Учение стоиков о благе и добродетели. Проблема судьбы и свободы. “Апатия”. Фигура мудреца.

  4. Атомизм эпикурейцев. Учение о наслаждении.

  5. Основные положения античного скептицизма.

  6. Особенности и основные этапы развития средневековой христианской
    философии.

  7. Проблема познания в философии христианского средневековья. Соотношение разум и
    веры.

  8. Основы христианской философии истории (Августин).

  9. Августин о свободе воли.

  10. Анализ положений “Обманываюсь, следовательно, существую” Августина и “Мыслю, следовательно, существую” Декарта.

  11. Восприятие времени в Античности (Платон, Аристотель)

  12. Проблема времени и вечности в Средневековой философии.
    19.Основные черты философии эпохи Возрождения.

  13. Утопические проекты Эпохи Возрождения.

  14. Идеология Реформации. Протестантская вера и рациональное познание.

  15. Ф. Бэкон: проект обновления науки, индуктивный метод.

  16. Метод Декарта. Дедукция.

  17. Учение Декарта о субстанции.

  18. Теория Локка о первичных и вторичных качествах.

  19. Основные принципы философии Беркли. Анализ положения “Быть значит восприниматься или воспринимать”

  20. Теории общественного договора (Гоббс, Локк,).

  21. Трансцендентальная философия Канта: основные понятия.

  22. Учение Канта о нравственности.

  23. Философская система и диалектический метод Гегеля.

  24. Философия истории Гегеля. Понятие исторической личности.

  25. Шопенгауэр, Ницше – учение о воле.

  26. Ницше: переоценка ценностей.

  27. Философия Н. Бердяева: свобода, творчество и объективация.

  28. В. Соловьев. Оправдание добра – основные идеи.

  29. Религиозный экзистенциализм Кьеркегора.

  30. Проблемы человека и свободы в философии Сартра.

  31. Основные идеи американского прагматизма Пирса

  32. Идея “позитивной философии” Конта.

  33. Понимание исторического процесса в позитивизме.

  34. Политический либерализм Милля.

  35. Чувственный и рациональный уровни познания.

  36. Проблема истины в познании (концепции и критерии истины).

Автор программы: _____________________________

.

Макарова Ирина Владимировна, к.ф.н., ст.преподаватель

кафедры истории философии факультета философии ГУ-ВШЭ





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Гринев В. П. Правовое регулирование градостроительной деятельности – – М.: ГроссМедиа, 2006 – 448с
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Теория организаций как базовая управленческая дисциплина: ее предмет, проблематика и становление
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Уголовно-процессуальное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Философии
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии
Учебный курс философия экономической науки рассчитан на студентов-философов, специализирующихся на философских и методологических...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Результирующая оценка по курсу «Бюджетная политика и бюджетный процесс в рф» складывается из оценки, полученной на экзамене, за контрольную...
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
Секция Экономическая теория кафедры микроэкономического анализа Председатель кафедрой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск