Концепция воспитания классного коллектива





Скачать 79.48 Kb.
НазваниеКонцепция воспитания классного коллектива
Дата публикации09.11.2014
Размер79.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Концепция воспитания классного коллектива

Начальное образование – это фундамент дальнейшего общего и любого специального образования. Его характер, методы, содержание и формы во многом определяют будущую жизнь растущего человека, так как именно в период школьного обучения формируются основные черты и качества личности. Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей ребёнка, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.

Одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и реализовать свой потенциал является самореализация. Самореализация имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, настойчивость в осуществлении планов, умение отстаивать свою позицию, преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.

Считаю, что научить самореализации нельзя, но создать условия, способствующие проявлению ребёнком своих задатков и способностей, раскрытию индивидуальности можно и нужно. В этом, быть может, одно из главных предназначений классного руководителя в начальной школе. Важно создать среду взаимодействия, не « тепличную» или опекающую, а комфортную и благоприятную для раскрытия потенциала ребёнка в его попытках решить проблемы и преодолеть трудности.

Живая педагогическая деятельность, несмотря на провозглашаемые в теории дидактические принципы целенаправленного воздействия на ребёнка остаётся творческим процессом. Культурно- творческий потенциал образования и воспитания возникает всякий раз « здесь и сейчас»благодаря эффекту совместности, общения и взаимодействия взрослого и ребёнка.

Воспитание, с моей точки зрения, не что иное, как побочный эффект взаимодействия, взаимоотношений людей, их глубинного общения. Все остальное - самоадаптация ребёнка и его самоопределение. Ребёнку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослым виды работы, общения, поведения, взаимоотношения. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, пробует и конструирует, находит и изобретает.

Цель воспитательной системы классного коллектива - воспитание физически и нравственно здоровой личности, способной к сотрудничеству и творческой реализации в социуме.

Исходя из цели, содержание и основные формы взаимодействия классного руководителя и обучающихся ориентированы на следующие базовые ценности:

  • продуктивная совместная деятельность педагога и детей как стержень педагогического и межличностного взаимодействия, постоянное культурное самоопределение и творческий поиск ребёнка, активное накопление им разнообразного жизненного и социокультурного опыта;

  • разнообразие образовательной среды как условие, обеспечивающее социальную и личностную значимость обучения, педагогическая культура учителя, постоянное повышение профессионализма и приверженность гуманистическим принципам обучения,воспитания и педагогической поддержки;

  • создание здоровьесберегающего образовательного пространства в классном коллективе, оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих укреплению и развитию духовно- нравственного и физического здоровья ребёнка.

Программа воспитания классного коллектива

В качестве приоритетных направлений деятельности классного руководителя и детского коллектива выступают следующие:

  1. Расширение представлений ребёнка о мире и его месте в нём.

  2. Развитие познавательных процессов и интересов детей.

  3. Воспитание культуры поведения, ценностно-смысловых ориентаций личности.

Этапы реализации Программы воспитания

I этап ( 2009-2010 учебный год) –проектирование воспитательной системы, создание Концепции воспитания классного коллектива( изучение детских интересов, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива).

II этап (2010-2011 учебный год) - становление воспитательной системы

( апробирование многообразных форм совместной деятельности, возникновение классных традиций)

IIIэтап (2011-2012, 2012-2013 учебные годы) – стабильное функционирование воспитательной системы классного коллектива

( активное индивидуальное и коллективно - творческое развитие, формирование основ самоуправления, самореализация детей в разных видах интеллектуальной и творческой деятельности).

Способы изучения эффективности воспитательной системы

Педагогическая диагностика является вспомогательным элементом воспитательной системы, предназначенным для фиксации определённых характеристик личности, помогая классному руководителю расширить представление о ходе становления и развития личности. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Информационная функция позволяет:

  • выявить уровень развития ребёнка;

  • определить состояние педагогического взаимодействия;

  • структурировать основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

  • определять уровень организации взаимодействия.

Оценочная функция диагностики позволяет:

  • получить представление о результативности педагогического взаимодействия;

  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Для диагностики личностных качеств младших школьников использую следующие методы: 6еседа, наблюдение, опросник, проективные тесты, анкеты, графические и рисуночные тесты.

Для диагностики личностных качеств использую следующие методики:

  1. «Мой портрет в интерьере»

  2. Десять моих « Я»

  3. « Звезда эстрады»

  4. Методика незаконченного предложения

  5. Составление сказочных историй по системе ТРИЗ

  6. « Что у меня на сердце?»

  7. « Градусник»

  8. « Краски»

  9. « Фотография»

  10. « Настроение»

  11. « Остров невезения»

  12. « Школа будущего»

  13. Ранжирование по степени важности

  14. Ассоциации

  15. Сочинения

  16. Анкетирование

Диагностические методики изучения детского коллектива:

  1. «Портретная галерея нашего класса»

  2. « Урок физкультуры»

Социальные связи воспитательной системы классного коллектива

Место и роль классного коллектива в пространстве социума во многом определяют социальные связи, которые включают в себя основные формы взаимодействия детей с окружающим миром. Дети моего класса во внеурочное время заняты в соответствии со своими склонностями и предпочтениями в детских творческих объединениях, студиях, спортивных секциях.

Шахматная школа «Белая ладья»

ДДТ « Октябрьский»

ХЭШ « Весна»





ДЮСШ ДМШ№1



Областная

библиотека

Языковая школа

«АВС»

ДДТ « Галактика» ДК им. Попова

Бассейн «Афалина»

Воспитание культуры самоорганизации классного коллектива

В настоящее время для воспитания навыков самоуправления в классном коллективе детьми была предложена модель организации жизнедеятельности класса в учебное и внеучебное время. В основу модели положен принцип психологически комфортного взаимодействия на основе индивидуальных способностей и склонностей детей. Детский коллектив обозначил себя как « Весёлая радуга», это маленькая страна, где они путешествуют вместе по дням недели, а соответственно по цветам радуги, ведь их семь. После определения названия родился и сам девиз, в основе которого слова:

Р-азные,

А-ктивные,

Д-обрые,

У-мные,

Г-рамотные,

и мотивированность на идеальный конечный результат,

-А станем ещё лучше!

После определения ключевых слов по цветовой гамме выделились и направления работы:

К-креатив, собрание творческих личностей

О-общение, собрание легких в общении ребят

Ж-жизнеутверждение, имеющие высокие нравственные устои.

З-здоровьесбережение, собрание физически выносливых ребят

Г-грамотеи, интеллектуалы

С-самостоятельные и организованные

Ф-философы, имеющие навыки самоопределения

Основные формы и методы реализации Программы воспитания классного коллектива

Основные направления деятельности

Модуль

« Творчество»

Модуль

« Интеллект»

Модуль

« Здоровье»

1.Расширение представлений ребёнка о мире, о взаимоотношениях человека с природой

1. Методы:

  • МПиО,

  • проблемно- поисковый,

  • решения противоречий,

  • эвристического комбинирования.

  1. Выставки, конкурсы,доклады

  1. Методы:

  • словесно- логический

  • проблемно- поисковый

  • ассоциативный ряд.



2.НПК,доклады,рефераты,экскурсии, посещение музеев

1.Методы

  • ВПР,

  • МПиО,

  • практический

2.Развитие познавательных процессов и интересов детей

  1. Наблюдение, беседа.

  2. Подводящий и побуждающий диалог

  3. Проектная деятельность

1.Развитие социального интеллекта.

2.Определение ролевых функций.

3.Методы активизации творческого процесса.

4.Постановки, тематические вечера, интеллектуальные игры, марафоны, КВНы, встреча с интересными людьми, НПК, совместные проекты


  1. Практические и словесные методы

  2. Тематические классные огоньки

3.Воспитание культуры поведения, ценностно- сысловых ориентаций личности

1.Наблюдение,включённое наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анкетирование, совместное планирование работы.

2. Праздничные постановки, классные огоньки, участие в пресс-центре, создание книги « Ступеньками творчества»

1. Методы переубеждения, взрыва, реконструирования, самоуправления.

2. Тематические вечера, классные огоньки

1.Беседа, организация встреч с медиками, классные часы.

2.Участие в спортивных мероприятиях различного уровня

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ктд, умеющего организовать свою деятельность, классного коллектива и активного помощника классного руководителя
Концепция воспитания классного коллектива iconДоклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Концепция воспитания классного коллектива iconВозможности использования икт и интернет-ресурсов в организации инновационной...
На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения...
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма кружка «Друзья здорового образа жизни»
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)
Концепция воспитания классного коллектива iconДоклад на тему Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Концепция...
Концепция воспитания классного коллектива iconА. С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение форма...
На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью...
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма классного коллектива «Я и мы» (2007-2011г г.)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Петровска Саратовской области
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма воспитания «Поколение 21 века новое движение»
Программа воспитания для 5-7 классов составлена на основе федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения...
Концепция воспитания классного коллектива iconРазработка урока на тему: «Производные и непроизводные предлоги»
По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая 36%, средняя -27 %, низкая 27 %
Концепция воспитания классного коллектива iconЗаседание М/О «Влияние классного коллектива на личность учащихся»
Тема: Компетентностные и деятельностные подходы к образованию и воспитанию в условиях перехода к фгос
Концепция воспитания классного коллектива iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
Концепция воспитания классного коллектива iconСценарий классного часа в начальной школе, посвященный Дню Матери: «Мамочке любимой»
Содействовать развитию способностей каждого ребёнка, формированию детского коллектива
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитывать взаимоуважение и дружеское отношение к каждому члену классного коллектива
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация работы классного коллектива во внеурочной деятельности в рамках реализации фгос»
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель- поздравить мам с международным днем Матери; работа по сплочению классного и родительского коллектива
Концепция воспитания классного коллектива iconПрограмма развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск