Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!»





НазваниеПрограмма развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!»
страница1/5
Дата публикации06.10.2014
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11

имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского»

города Алатыря Чувашской Республики

Рассмотрено на ШМО Утверждаю

классных руководителей Директор МБОУ «Средняя

Заместитель директора по воспитательной общеобразовательная школа №11»

работе МБОУ «СОШ №11» г. Алатыря Чувашской Республики

г. Алатыря Чувашской Республики / С.И. Михалева/

/И.И. Карасева/ (Приказ от 31.08.2011г. № 60)

(протокол от 30.08.2011г. № 1)

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«Здоровым быть здорово!»

НА 2011 -2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

Выполнила:

классный руководитель

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза

В.Ф. Ветвинского»

города Алатыря Чувашской Республики

Седойкина Елена Сергеевна


Алатырь

2011 г.

Пояснительная записка

Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

Американская Ассоциация Национального Здоровья
Программа «Здоровым быть здорово!» - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Актуальность программы заключается в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание здорового поколения.

Анализ заболеваний учащихся МБОУ «СОШ №11» за последние 3 года показал следующее: большинство учащихся болеют заболеваниями органов дыхания, органов зрения, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата также большинство учащиеся школы подвержены к заболеваниям ОРЗ и ОРВИ.

Состояние здоровья учащихся школы: по данным врачей более 40 % детей – страдают хроническими заболеваниями сердечно - сосудистой системы, органы зрения, органы пищеварения, костно-мышечная система.

За период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 2 раза.

Причины:

  1. Не всегда есть возможность соблюдение норм СанПиНа.

  2. Слабая заинтересованность и мотивация педагогического коллектива
    и самих учащихся к своему здоровью.

  3. В семье уделяется мало времени ЗОЖ.

  4. Влияние неблагоприятных для здоровья факторов.

  5. Недостаточная пропаганда ЗОЖ, физической культуры и спорта в школе и среди населения.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни; формировать нетерпимость и умение противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

  • Концепция УМК «Перспектива».

Программа «Здоровым быть здорово!» на ступени начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

    • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • наличие социально неблагополучных семей;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы

Реализация комплексной системы мер по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

  2. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

  3. Научить обучающихся осознанно выбирать поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены.

Разделы программы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Основные программные мероприятия.

  3. План – график реализации программы.

  4. Методическое обеспечение программы.

  5. Ресурсное обеспечение программы.

  6. Список использованной литературы.


Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая  учителями, педагогом - психоло­гом,  родителями самостоятельная работа, способству­ющая активной и успешной социализации ребёнка в  школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной ор­ганизации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Отличительной особенностью данной программы стало то, что при выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте     учитывалась зона актуального развития. Так как   формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соот­ветствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспе­чение рациональной организации учебного процесса, эффек­тивной физкультурно-оздоровительной работы, рационально­го питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совмест­ной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7 -11 лет.
Формы и способы психолого-педагогического

сопровождения реализации Программы

Инструментарий мониторинга: анкеты; тестирование; опросы; наблюдения; диагностические методики; комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник); ведение паспорта здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог); анализ данных медицинских осмотров; анализ данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.

  • Анкеты: «Хорошо ли ребёнку в школе», «Самочувствие школьника и физминутки», «Режим дня», «Изучение удовлетворённости родителей дозировкой домашних заданий», «Изучение мнения родителей о влиянии школьного режима дня на здоровье школьника», «Изучение удовлетворённости родителей учебной нагрузкой ребёнка», «Я и природа» и др.

  • Диагностические методики: «Градусник», «Настроение», «Солнце, тучка, дождик», Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса и др.

  • Тесты: «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым», «В хорошей ли вы форме?», «Знаете ли вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?», тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося, тест- анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения, тест–анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья и др.

Опросы: отношение к своему здоровью, отношение к здоровому образу жизни, ценностные установки, отношение к природе и др.

Сроки реализации программы: 2011 – 2015 учебные годы.
Этапы реализации программы:


Этапы

Сроки

Мероприятия

Первый этап

(организационный)


сентябрь – декабрь

2011г.

1 класс

1.Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.

2. Формирование банка данных о состоянии здоровья учащихся.

Второй этап

(основной)


январь 2012 г. –

декабрь 2014 г.

1 - 4 классы

1. Организация работы по данному направлению:

  • просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

  • просветительская и методическая работа с родителями (законными представителями).

Третий этап

(аналитический)


январь – май

2015г.

4 класс

1. Составление «Карты здоровья» класса.

2. Оценка эффективности реализации программы.

3. Формирование банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий.


Формы и методы работы



Направление деятельности

Содержание деятельности

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

  1. Проведение внеклассных мероприятий.

  2. Участие в викторинах и конкурсах.

  3. Занятия в студии «Мир творчества».

  4. Посещение Городской детской библиотеки.

  5. Сотрудничество с «Алатырским городским парком культуры и отдыха».

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

  1. Организация горячего питания.

  2. Проведение занятий в спортивном зале.




Рациональная организация образовательного процесса

  1. Работа по УМК «Перспектива», система которой формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

  2. Проведение тренингов, наблюдение, анкетирование, тестирование.

  3. Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся.

  4. Создание ситуаций выбора учащимися заданий, форм их представления и т.п.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

  1. Проведение спортивных мероприятий.

  2. Оздоровительные минутки на уроках.

  3. Ритмические паузы на переменах.

  4. Проведение тематических классных часов.

  5. Тренинги безопасного поведения при занятиях физкультурой.

  6. Поездки, походы.

  7. Работа пришкольного оздоровительного лагеря.

  8. Занятия в спортивных секциях.

  9. Сотрудничество с ФСК.


Просветительская работа с родителями

  1. Проведение тематических родительских собраний.

  2. Организация лекций, индивидуальных консультаций для родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья.

  3. Совместные праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек. 


В программе определены три уровня сформированности компетенции обучающихся, позволяющие отслеживать изменения и вносить необходимые коррективы в работу педагога - психолога и классного руководителя.
Уровни распределения результатов





1 уровень

2 уровень

3 уровень


1

класс


Приобретение школьни-

ками социальных знаний,

понимания социальной

реальности: знаний о

правилах ведения здоро-

вого образа жизни, об ос-

новных нормах гигиены, о

технике безопасности при

занятиях спортом, о спосо-

бах и средствах самозащи-

ты; о способах ориентиро-

вания на местности и

элементарных правилах

выживания в природе, о

народных играх.







2-3

классы





Получение школьниками

опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям об-

щества и к социальной

реальности в целом:

развитие ценностных отно-

шений школьника к своему

здоровью и здоровью

окружающих его людей, к

спорту и физкультуре.




4

класс








Получение школьниками

опыта самостоятельного

общественного действия, опыта актуализации

спортивно- оздоровительной

деятельности, опыта

самообслуживания.


Ожидаемый результат


Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

1. Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


Программа должна обеспечивать:

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур по следующим направлениям:

  • распределение обучающихся по группам здоровья;

  • охват обучающихся горячим питанием;

  • пропуски обучающимися уроков по болезни;

  • участие обучающихся в конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня;

  • занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно- оздоровительной направленности.

Результаты, позволят определить деятельность педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Мониторинг осуществляется педагогом-психологом, классным руководителем, учителями предметниками в форме наблюдений, анкетирования, опроса, тестирования.

Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся и их родителей, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью. (Приложение 1)


Методика и инструментарий мониторинга

достижения планируемых результатов





Процедуры мониторинга

Сроки

Ответственные



Медосмотр учащихся.


Ведение мониторинга здоровья.
Мониторинг физических достижений.


Октябрь


В течение года

В течение года

узкие специалисты, врачи детской поликлиники

медицинский работник

учитель физической культуры




Проверка уровня компетенций обучающихся в области здоровьсбережения.

В течение года

в процессе урочной и внеурочной работы

Классный руководитель,

педагог - психолог



Совершенствование материально – технической базы учреждения.

В течение года


руководство школы



Формы подведения итогов реализации Программы
Планируется достижение определенных результатов, а именно: выпускник начальной школы будет иметь мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, сохранению здоровья, обладать первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены.

Личностные универсальные учебные действия:

-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека;

-понимать важности образования, здорового образа жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-учиться критично относиться к собственному мнению;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Основные результаты реализации программы  формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур  через заполнение «Карты здоровья» обучающегося, сводной «Карты здоровья» класса.


Критерии оценки реализации Программы




Критерий

Показатели

Измерители

1.

Создание банка данных о состоянии здоровья каждого обучающегося на всех ступенях образования, который будет использоваться для совершенствования модели медико - педагогического сопровождения обучающихся.

Для положительной динамики

Результаты медицинских осмотров.


2.

Наличие в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью).

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение.

Результаты медицинских осмотров.

Количество дней пропущенных по болезни.

3.

Установка на использование здорового питания.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение за питанием в школе и дома.

4.

Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей.

Отрицательная динамика уровня заболеваемости опорно-двигательного аппарата (исключая заболевания органического генеза, травматического характера).

Анкетирование.

Учет времени на занятия физкультурой.

5.

Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Положительная динамика числа занимающихся в спортивных кружках и секциях.

Анкетирование.

Наблюдение.

6.

Применение рекомендуемого врачами режима дня.

Положительная динамика в выполнении рекомендаций врача

Анализ выполнения рекомендаций. Наблюдение.

7.

Снижение заболеваемости всех участников образовательного процесса.

Положительная динамика результативности

Анализ выполнения рекомендаций. Наблюдение.

8.

Знание негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

9.

Становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

Наблюдение.

10.

Потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.



Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.

11.

Развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Положительная динамика результативности анкетирования по данному вопросу.

Анкетирование.


II. Основные программные мероприятия

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconКонкурс творческих работ «Здоровым быть здорово»
Конкурс творческих работ «Здоровым быть здорово» Фестиваля «Октябрьский район – территория здоровья»
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconЗдоровым быть здорово!
Цель работы: Показать важность соблюдения правил личной гигиены и употребление здоровой пищи, а также необходимость занятия спортом...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconЗаседание клуба Здоровье Тема: «ЗдорОво есть жить здорОво и здОрово»
Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ктд, умеющего организовать свою деятельность, классного коллектива и активного помощника классного руководителя
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconМалая группа и коллектив
Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма развития школы предполагает, что наиболее эффективным инструментом...
При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconДоклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель Ребята, вот сколько условий для того, чтобы быть здоровым, перечислено только в одной песне. А вы хотите быть здо­ровыми?...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconКонцепция воспитания классного коллектива
Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconТема урока: Если хочешь быть здоровым

Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconФормы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка...
Итоговую аттестацию в форме гиа и егэ. Следовательно, урок и контроль знаний необходимо организовать, учитывая современные требования....
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconБыть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие...
Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма классного коллектива «Я и мы» (2007-2011г г.)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Петровска Саратовской области
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма развития классного коллектива Классный руководитель Новикова Галина Васильевна
Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие...
Программа развития классного коллектива «Здоровым быть здорово!» iconКонспект занятия в старшей группе "Что, значит быть здоровым?"
Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск