Скачать 0.64 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики Рассмотрено на ШМО Утверждаю классных руководителей Директор МБОУ «Средняя Заместитель директора по воспитательной общеобразовательная школа №11» работе МБОУ «СОШ №11» г. Алатыря Чувашской Республики г. Алатыря Чувашской Республики / С.И. Михалева/ /И.И. Карасева/ (Приказ от 31.08.2011г. № 60) (протокол от 30.08.2011г. № 1) ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА «Здоровым быть здорово!» НА 2011 -2015 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ Выполнила: классный руководитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики Седойкина Елена Сергеевна Алатырь 2011 г. Пояснительная записка Ни одно другое социальное окружение не оказывает такое воздействие на формирование здоровой личности, какое может осуществить школа. Американская Ассоциация Национального Здоровья Программа «Здоровым быть здорово!» - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия. Актуальность программы заключается в её соответствии конкретным социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание здорового поколения. Анализ заболеваний учащихся МБОУ «СОШ №11» за последние 3 года показал следующее: большинство учащихся болеют заболеваниями органов дыхания, органов зрения, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата также большинство учащиеся школы подвержены к заболеваниям ОРЗ и ОРВИ. Состояние здоровья учащихся школы: по данным врачей более 40 % детей – страдают хроническими заболеваниями сердечно - сосудистой системы, органы зрения, органы пищеварения, костно-мышечная система. За период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 2 раза. Причины:
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем: формировать установки на здоровый образ жизни; формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Программа «Здоровым быть здорово!» на ступени начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Цель программы Реализация комплексной системы мер по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Задачи:
Разделы программы:
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, педагогом - психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Отличительной особенностью данной программы стало то, что при выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитывалась зона актуального развития. Так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 7 -11 лет. Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации Программы Инструментарий мониторинга: анкеты; тестирование; опросы; наблюдения; диагностические методики; комплексная оценка состояния здоровья (проводит медработник); ведение паспорта здоровья; оценка функционального состояния и уровня физической подготовленности (проводит учитель физической культуры); оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, оценка уровня тревожности (проводит педагог-психолог); анализ данных медицинских осмотров; анализ данных по сезонной заболеваемости, по распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений, по группам здоровья, по школьному травматизму; проверка гигиенического состояния школы перед началом учебного года; контроль учебной нагрузки при организации образовательного процесса; контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Опросы: отношение к своему здоровью, отношение к здоровому образу жизни, ценностные установки, отношение к природе и др. Сроки реализации программы: 2011 – 2015 учебные годы. Этапы реализации программы:
Формы и методы работы
В программе определены три уровня сформированности компетенции обучающихся, позволяющие отслеживать изменения и вносить необходимые коррективы в работу педагога - психолога и классного руководителя. Уровни распределения результатов
Ожидаемый результат
Программа должна обеспечивать: - пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; - формирование установок на использование здорового питания; - использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; - соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; - формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); - становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; - формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; - формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; - формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур по следующим направлениям:
Результаты, позволят определить деятельность педагогического коллектива и родителей по формированию у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Мониторинг осуществляется педагогом-психологом, классным руководителем, учителями предметниками в форме наблюдений, анкетирования, опроса, тестирования. Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся и их родителей, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью. (Приложение 1) Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов
Формы подведения итогов реализации Программы Планируется достижение определенных результатов, а именно: выпускник начальной школы будет иметь мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, сохранению здоровья, обладать первоначальными гигиеническими навыками и знаниями физиологии и гигиены. Личностные универсальные учебные действия: -оценивать важность бережного отношения к здоровью человека; -понимать важности образования, здорового образа жизни. Регулятивные универсальные учебные действия: - определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); - использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя. Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; -при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; -учиться критично относиться к собственному мнению; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур через заполнение «Карты здоровья» обучающегося, сводной «Карты здоровья» класса. Критерии оценки реализации Программы
II. Основные программные мероприятия |
Конкурс творческих работ «Здоровым быть здорово» Конкурс творческих работ «Здоровым быть здорово» Фестиваля «Октябрьский район – территория здоровья» | Здоровым быть здорово! Цель работы: Показать важность соблюдения правил личной гигиены и употребление здоровой пищи, а также необходимость занятия спортом... | ||
Заседание клуба Здоровье Тема: «ЗдорОво есть жить здорОво и здОрово» Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ктд, умеющего организовать свою деятельность, классного коллектива и активного помощника классного руководителя | ||
Малая группа и коллектив Сверхаддитивный эффект как показатель уровня развития коллектива. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в... | Программа развития школы предполагает, что наиболее эффективным инструментом... При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие... | ||
Доклад «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива... Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель Ребята, вот сколько условий для того, чтобы быть здоровым, перечислено только в одной песне. А вы хотите быть здоровыми?... | ||
Концепция воспитания классного коллектива Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей... | Тема урока: Если хочешь быть здоровым | ||
Формы проведения контроля знаний на уроке физики, как подготовка... Итоговую аттестацию в форме гиа и егэ. Следовательно, урок и контроль знаний необходимо организовать, учитывая современные требования.... | Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие... Быть здоровым естественное желание каждого человека. Здоровье понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье... | ||
Программа классного коллектива «Я и мы» (2007-2011г г.) Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Петровска Саратовской области | Программа развития классного коллектива Классный руководитель Новикова Галина Васильевна Семья и школа – это берег и море, на берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие... | Конспект занятия в старшей группе "Что, значит быть здоровым?" Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» |