Скачать 153.29 Kb.
|
Развитие компетентностей обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время. Корольков Станислав Григорьевич преподаватель - организатор ОБЖ МОУ СОШ № 22 г. Томска Основная задача нашей школы - подготовка молодого человека к самостоятельной жизни. При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие достижения намеченных образовательных целей, реализации духовных ценностей и профессиональных приоритетов и быть здоровым. Программа развития школы предполагает, что наиболее эффективным инструментом в решении поставленных задач является развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск. В результате проблемно - ориентированного анализа работы школы было выявлено ряд проблем, актуальных на сегодняшний день. Часто выпускники школы, показавшие высокие результаты обучения, оказываются не очень успешными в жизни. Проблема звучала следующим образом: несформированность коммуникативной компетентности у обучающихся. Для этого при обучении обучающихся я опираюсь на универсальные культуро -сообразные умения, которые можно разделить на познавательные, деятельные и коммуникативные. Оценить ситуацию коммуникации – значит определить такие её характеристики, которые могут повлиять на выбор коммуникативной стратегии. Собственная стратегия выстраивается в соответствии с тем, как определена цель и оценена ситуация. Цель и оценка может корректироваться непосредственно в ходе коммуникации. Соответственно, коммуникативно - компетентный человек должен быть готов к изменению своей стратегии, поведения. Т.о., мы видим, что коммуникативная компетентность – это достаточно сложное по структуре образование, включающее в себя и способность к рефлексии, и целый ряд умений, и определённые навыки, и представление о коммуникации в целом, и готовность к изменениям, и установкам понимание другого. Образовательные технологии. Главной целью своей деятельности считаю развитие мыслящей, творческой, активной личности, умеющей применять полученные знания в различных ситуациях. Чтобы достигнуть желаемых результатов в этом направлении, необходима активность и творческий поиск самого учителя. В своей работе я использую современные образовательные технологии, применяю их в практической деятельности на уроках и во внеурочное время. Кроме этого использую разнообразные средства и методы, ориентированные на обучение детей с индивидуальными склонностями и способностями. Также обеспечиваю условия для интенсивного развития самостоятельного творчества школьников на основе компетентностного подхода. Всё это позволяет достигать высокого качества обучения. Важным элементом в учебном процессе, который развивает творчески думающую и активнодействующую личность, а также повышает уровень знаний, считаю, участие в различных развивающих мероприятиях познавательного характера. Как показала практика, мероприятия такого уровня способствуют развитию самостоятельности в реализации творчества обучающихся, умения работать индивидуально и в группе, учат планировать цели труда, проектировать его результаты, ход и перспективность. А это всё в целом формирует коммуникативные умения и навыки, что так необходимо современному школьнику. Одной из задач моей педагогической деятельности является формирование устойчивых познавательных интересов школьников к предмету ОБЖ. Из многообразных средств, формирующих устойчивые познавательные интересы, использую в своей практике увлечённое преподавание, новизну учебного материала, чередование форм и методов обучения, применение мультимедиа систем. С этой целью провожу разнообразные типы уроков: урок-КВН, урок – лекция, уроки-презентации творческих работ обучающихся, урок-соревнование, интеллектуальные игры в форме состязания команд в знаниях, уроки с элементами театрализованного представления, и другие. На самих уроках стремлюсь создать для каждого ребенка ситуацию успеха, используя при этом различные индивидуальные и коллективные задания, составленные мною. При выполнении заданий учитываю и высоко оцениваю нестандартность решения учебной задачи, гибкость и мобильность способов действий, переход к самостоятельной, творческой деятельности. Вышеуказанные умения и навыки, приобретённые на уроках, продолжаю развивать на занятиях элективных курсов «Школа выживания», разработанный мною для 8,9 классов, который напечатан в журнале Методист 2008 г. №10. Ребята с удовольствием посещают эти курсы. Основная цель программы: развитие у детей таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Нельзя не отметить большую познавательную ценность занятий туризмом и краеведением. Элективный курс посещают 25 человек. Занятия элективного курса дают не только теоретические знания, но и практические. Лучшие ребята, которые проходят отбор, выступают за школу в городских и областных соревнованиях. В 2006 году принимал участие в городском смотре - конкурсе кабинетов «Состояние учебно-материальной базы по ГО и курсу ОБЖ», занял 25 место, в 2007 – 2008 годах второе призовое место среди 80 школ. Наличие такого кабинета открывает широкие возможности адаптироваться в современной жизни и избежать ситуации, несущей угрозу жизни и здоровью. В целях формирования практических навыков выживания в различных чрезвычайных ситуациях в школе проводятся «Дни здоровья», «походы одного дня», спортивные соревнования, соревнования по стрельбе, встречи с интересными людьми. Для выполнения самостоятельных работ по ОБЖ я составил по каждой теме тесты − задания, обучающийся вправе знать, на какую оценку он выбирает задание. Таким образом, за 5 лет я составил целый сборник тестов по темам для 5-6-ых, 7-8-9-ых классов. Разработал уроки с применением ИКТ по темам: «Безопасность при движении по улицам и дорогам», «Светофор», познавательные игры «ДДД», «Карта маршрут». Одной из форм проверки знаний, навыков, необходимые в экстремальных ситуациях является защита проектов и исследовательских работ Этапы сопровождения:
Выборочные темы проектов и рефератов (2008-2010 г.г)
Качество знаний по здоровому образу жизни и уровень физической подготовки обучающихся прослеживается через участие в районных и областных образовательных событиях.
Проводим «Уроки здоровья». Оказание первой медицинской помощи при:
В рамках школы проводим различные акции:
В 2010 году наша школа заняла 3 место в Городском конкурсе «Уголок здоровья» В 2009 году наша школа участвовала в 6-ой Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернатива пагубным привычкам» в целях формирования у детей и подростков приоритетов здорового образа жизни, заняли 2 место. Наглядная информация по основам безопасности жизнедеятельности В школе оформлены стенды:
В школе создан отряд ЮДП, в котором занимается 18 человек. В нём ребята изучают правила пожарной безопасности, проводят занятия с начальными классами, организуют конкурсы, обучаются пожарному делу. В 2005 году команда нашей школы, выступая в городских соревнованиях по пожарно-спасательном спорту в «Боевом развёртывании», заняла 6 место, а в 2008 году - третье призовое место. Обучающиеся 7 «Б» класса в 2008 году участвовали в областном конкурсе детского творчества «Телефон спасения 01», были награждены грамотой в номинации «Миниатюра «Лучший сценарий», в 2009 году обучающиеся 9 «Б» класса отмечены грамотой и призами в номинации Миниатюра «За активное участие». В 2008 году участвовали в IV городском конкурсе на лучший общешкольный уголок по безопасности дорожного движения среди образовательных учреждений г.Томска «Дорога безопасности», заняли 5 место среди 80 школ города. В 2007 году в школе организован отряд ЮИД, в котором занимается 20 человек. С сентября 2008 года отряд участвует в целевой городской программе «Школа светофорных наук». Выдан сертификат отряду юных инспекторов движения школы № 22, подтверждающий участие в целевой программе. Два обучающихся 5 «Б» класса участвовали в финале в осенних соревнованиях велосипедистов «Безопасное колесо», два обучающихся 6 «Б» класса участвовали в финале конкурса «Юный регулировщик». Команда отряда ЮИД школы № 22 награждена дипломом «Лучшая команда стартовой конкурсно - игровой программы «Добрая дорога» (30 сентября 2007 года). Дела и проекты штаба безопасности Согласно Федеральным законам Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.97 г. № 28 –ФЗ, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68 – ФЗ, « О пожарной безопасности» от 21.12.94 г. № 69 –ФЗ в школе созданы КЧС, штаб по ГО ЧС объекта, службы и формирования ГО, система связи и оповещения Имеется: план ГО, план по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Согласно этим планам в школе проводится учёба всего персонала, а так же обучающихся. Регулярно проводятся объектовые учебные тренировки по эвакуации из здания обучающихся при пожаре. В школе сложилась система школьного ученического самоуправления, важную роль в которой играет «Штаб безопасности». Начальником штаба безопасности утверждён ученик 11 «Б» класса Рожков Никита. Согласно «Положению о школьном ученическом самоуправлении» Штаб безопасности:
Традиционные дела и проекты «Штаба безопасности» Сентябрь - учебно–тренировочный туристический слет «К стартам готов!» Октябрь - дорожная безопасность (кругосветка) Ноябрь - беседа «Зимние дороги- повышенная опасность» Декабрь - правила поведения на скользких дорогах Январь - практическое занятие «Правила поведения на остановке» Февраль - тормозной путь транспорта Март - конференция « Поведение во время теракта» Апрель - ролевая игра «Весна и опасность на дороге» Май – викторина «Знаки дорожного движения» Июнь – День защиты детей. Акция « Дети на дорогах» Тематика бесед и тренингов:
Участвуем в военизированной эстафете. Занятие во внеурочное время военно–прикладной подготовкой (разборка и сборка оружия, стрельба из пневматического оружия, физическая подготовка, строевая подготовка). Проведение практических мероприятий, формирующих способность учащихся к действиям в экстремальных ситуациях При разработке тематических планов определяется последовательность изучения тем по предмету в целом и отдельных уроков, находя на этой основе нестандартные методические решения. Проводятся нестандартныеe уроки: урок КВН по теме: «Чрезвычайные ситуации на транспорте», урок –диспут «Землетрясение», урок «Счастливый случай» по теме: «Правила безопасного поведения на воде», урок- лекция « Огонь - друг и враг», урок - соревнование «Военизированная эстафета». При подборе заданий учитываются индивидуальные способности обучающихся, для этого подбирается объёмный, разноуровневый материал. Всё это не позволяет обучающимся быть пассивными на уроках. Большое внимание на уроках ОБЖ уделяется формированию здорового образа жизни, значимости и ценности человеческого бытия, позитивной и безопасной деятельности человека в окружающей среде, выбору правильной манеры поведения во время чрезвычайных жизненных ситуаций. В школе проводится элективный курс «Школа выживания» для 7-8-х классов. Основная цель программы: развитие у детей таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность, практические навыки. Пешие и лыжные походы способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность. Нельзя не отметить большую познавательную ценность занятий туризмом и краеведением. Обеспечение пожарной безопасности и безопасности на дорогах Со дня образования школы (1982 г.) в школе не зарегистрированы несчастные случаи, связанные с пожарной и дорожной безопасностью. Чтобы добиться оптимального уровня безопасности, мы проводим практические мероприятия:
Проводим военизированную эстафету с эвакуацией учащихся. В течении этих лет проводили объектовые тренировки «Пожар в учреждении», «Заложники», «Террористический акт», «Радиация», «Ложный звонок», «Наводнение», «Землетрясение». |
Д. А. Медведев Федеральная добровольческая программа «Технология добра» России, вовлечение молодежи в жизнь общества стало одной из важнейших стратегических задач, как для самого общества, так и для государства... | Реферат На тему: «геометрические построения» Цель реферата: на примере ряда задач показать, что при решении задач на построение можно обходиться только одним инструментом, познакомиться... | ||
«Информатика» Авления о том, что персональный компьютер является мощным инструментом специалиста, исследователя, ученого в решении актуальных прикладных... | «Компьютерное делопроизводство» Авления о том, что персональный компьютер является мощным инструментом специалиста, исследователя, ученого в решении актуальных прикладных... | ||
Дисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,... Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции | Урок формирования умений и навыков Уравнения используются в решении задач различного содержания во многих областях науки и техники. Поэтому, те свойства, которые мы... | ||
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью деятельности Старостата Школы является обеспечение наиболее полной и эффективной реализации прав и интересов обучающихся, их... | ||
Конкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке... ... | «Волшебница зима» Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Ритмика и танец» Всестороннее гармоническое развитие школьника является одной из главных задач на современном этапе развития общества. Особая роль... | Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для... Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Для комплексного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностей организма школьников наиболее эффективным... | Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Английский язык и основы страноведения» Поэтому одной из наиболее актуальных и одновременно сложных проблем современной методики является развитие иноязычной коммуникативной... | ||
Институт развития образования Проблемы, возникающие у школьников при решении нестандартных уравнений и неравенств, вызваны как относительной сложностью этих задач,... | Итоговый отчет Икт в учебном процессе школы как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся. Автор программы и... |