Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами»





Скачать 225.41 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами»
Дата публикации08.07.2013
Размер225.41 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > География > Программа дисциплины


НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами»


Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет Менеджмента

Программа дисциплины

«»
Для направления 080200.68 «Менеджмент»

для магистерской программы «Менеджмент»

специализация «Управление человеческими ресурсами»

подготовки магистра (1 курс)

Автор программы:

Васильева Е.Н., канд. психол.наук, доцент, vayulena@yandex.ru

Одобрена на заседании

Кафедры организационной психологии

Зав. кафедрой

________________Г.А. Мкртычян «____»______________2012 г.
Рекомендована секцией

УМС «Менеджмент»

Председатель

_______________Ю.В. Кузнецова «____» ________________2012 г.
Утверждена

УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Председатель

_______________Н.С. Петрухин «____» _______________2012 г.

Нижний Новгород, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление человеческими ресурсами», изучающих дисциплину «Развитие коммуникативной компетентности»

Программа разработана в соответствии с ОрОс НИУ ВШЭ по направлению 080200.68 «Менеджмент», образовательной программой 080200.68 «Менеджмент», рабочим учебным планом Университета по направлению 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2012 г.
Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» являются:

















В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)


Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т.д.

ОК - 9

Владеет основными навыками повышения эффективности непосредственного и опосредованного делового общения

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

способен налаживать и поддерживать социальные взаимоотношения в мультикультурной среде современного общества

ОК -13

Может выстраивать продуктивные социальные взаимоотношения с учетом индивидуальных особенностей субъектов различных социальных групп

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

способен использовать знания о работе с коллективами людей и отдельными работниками в управленческой деятельности

ПК -5


Владеет способами выявления манипулятивных тенденций отдельных работников и перестройки процесса взаимодействия в коллективе с целью изменения манипулятивных позиций работников на аргументированные

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

способен применить основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

ПК - 8


Обладает навыками, необходимыми для постановки целей и задач сотрудникам организации, способен поддерживать их на пути реализации поставленных задач

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

ПК - 11


Использует умение выделять структурные компоненты процесса общения (установление контакта, активное слушание, обратная связь, цели и стратегии общения) для планирования межличностных, групповых и организационных коммуникаций

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций

ПК - 12

Обладает возможностями рассмотрения проблемы в широком контексте, с целью подбора наиболее эффективной стратегии разрешения конфликта с точки зрения полезности для отдельных сотрудников и организации в целом

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

способен анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса

ПК-32

Владеет способами влияния на потребителей экономических благ, учитывая их индивидуальные особенности.

дискуссии, ролевые игры, кейсы, самостоятельная работа, просмотр обучающих видеофильмов

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • место, роль и значение профессионального общения в системе управления человеческими ресурсами

  • специфические черты эффективного общения, профессионального, отличающие его от житейского, бытового;

  • особенности проявления личности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне

  • характерные признаки, сферы и этические нормы применения психологического влияния

Уметь:

  • - использовать усвоенные профессиональные стереотипы взаимодействия в процессе общения:

- профессионально организовать процесс общения;

- уметь адекватно воспринимать личность другого;

- владеть профессиональным инструментарием, выделяя общее, особенное, частное;

- правильно устанавливать доверительные отношения с собеседником;

- грамотно использовать навыки убеждения и поддержки людей в процессе взаимодействия

использовать психологическое влияние в своей профессиональной деятельности с целью повышения ее результативности

Иметь навыки:

адекватной оценки ситуации общения с целью оценки целесообразности применения освоенных средств общения

эффективного партнерского общения: навык установления контакта, навык активного слушания, навык получения и отдачи обратной связи, навык постановки цели общения и выбор стратегии общения, навык завершения контакта

распознавания видов психологического влияния (нападение, манипуляция, аргументация)

защиты от таких видов психологического влияния как нападение и манипуляция

аргументации как «цивилизованного» влияния

Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы (по выбору), обеспечивающих подготовку магистра

Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Психология» для студентов бакалавриата.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: «Технология управления человеческими ресурсами», «Теория и практика организационного консультирования», «Диагностика и управление организационной культурой».

Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Коммуникативная компетентность специалиста

30

2




-

28

2

Эффективное общение

40

6




14

20

3

Психологическое влияние

38

10




8

20




Итого

108

20




20

68

Формы контроля знаний студентов




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

Модули







3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа







4




Найти отрывок из фильма, в котором присутствует ситуация общения (max 5 мин). Проанализировать его по следующему плану:

  • Выявить цели общающихся (личностные или деятельностные)

  • Определить стратегии общающихся

  • Указать исход общения (соответствие стратегий целям)

Формат работы- письменная. Объем 2-3 листа

Срок выполнения работы -1 неделя

Итоговый

Зачет










*

Устный



Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти бальной шкале.

При анализе контрольной работы используются следующие критерии оценки и их удельный вес:

  • наличие тезиса, четкого изложения сути поставленной проблемы (0,2);

  • самостоятельно проведенный анализ ситуации с использованием теоретического материала, рассматриваемого в рамках изучаемой дисциплины (0,3);

  • выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме (0,2);

  • критические идеи и комментарии автора (0,3).



Возможна дистанционная поддержка при проведении контроля (выдача заданий).

Творческое задание на зачете по дисциплине оценивается по 10-балльной шкале.

При анализе творческого задания используются следующие критерии оценки и их удельный вес:

  • наличие тезиса, четкого изложения сути поставленной задачи (0,2);

  • самостоятельно проведенный анализ ситуации с использованием теоретического и практического материала, полученного в рамках изучаемой дисциплины (0,3)

  • выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной задаче (0,2);

  • креативность, нестандартный подход автора к решению предложенной ситуации (0,3).

Порядок формирования оценок по дисциплине.

Работа студентов на практических занятиях оценивается по параметру принятия активного участия в них. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,5* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Оконтр.раб.


Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Поскольку дисциплина преподается один модуль:

Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2 *Озач

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине способ – арифметический

Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

Содержание дисциплины


Раздел 1. Коммуникативная компетентность специалиста
Тема 1: Общее понятие об общении как деятельности

Определение, виды и функции общения. Цели и средства общения. Структура и этапы общения. Факторы, влияющие на качество общения.

Лекции ___1______ час
Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 14
Тема 2: Специфика коммуникативных способностей современного менеджмента

Индивидуальные характерологические особенности как предпосылки формирования коммуникативных способностей. Рефлексивная оценка коммуникативных способностей.

Понятие «коммуникативной компетентности». Условия и возможности развития коммуникативной компетентности.

Лекции___1____час

Количество часов аудиторной работы – 1

Общий объем самостоятельной работы – 14

Литература по разделу:


  1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации.– М.: Аспект Пресс, 2008

  2. Болотова А.К., Социальные коммуникации. М.: «Гардарики», 2008

  3. Лютова, С. Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности.-М.: «МГИМО-Университет», 2007

  4. Машков В.Н. Психология управления. СПб., 2007.

  5. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

  6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2008.

  7. Равен Джо. Компетентность в современном обществе.-М.: «Когито-центр», 2008



Раздел 2. Эффективное общение



Тема 3 Установление контакта

Приветствие. Знакомство. Этические нормы общения. Визуальный контакт. Правила визуального контакта. Организация пространства. Дистанция между общающимися. Виды дистанций (личная, публичная и т.д.). Организация времени. Настройка на собеседника

Практические занятия (тренинг)___2___часа
Количество часов аудиторной работы – 2

Общий объем самостоятельной работы – 4
Тема 4 Активное слушание

Безмолвное слушание. Активное слушание. Приемы активного слушания: пересказ, повторение, перефразирование, уточнение, резюмирование, выяснение и т.д. Эмпатическое слушание. Три основных умения, составляющие способность к эмпатийному отношению. Неконструктивное слушание: расширяющие вопросы, выспрашивание, игнорирование, привнесение собственного смысла.

Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4

Тема 5. Обратная связь

Обратная связь как важнейший механизм обучения. Обратная связь как важнейшая образующая процесса обретения человеком собственного "я". Роль обратной связи в коррекции представления о себе и поведения. Содержательные и формальные характеристики обратной связи. Каналы обратных связей. Виды обратных связей. Правила подачи и получения обратной связи. Эффективная и неэффективная обратная связь. Условия эффективной обратной связи

Лекции___1____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа
Количество часов аудиторной работы – 3

Общий объем самостоятельной работы – 4
Тема 6. Цели общения

Общение как деятельность. Структура общения как деятельности. Цели общения. Виды целей общения: деятельностные и отношенческие. Правила постановки целей в общении

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа
Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 2

Тема 7. Стратегии общения

Понятие «стратегии общения». Виды стратегий. Положительные и отрицательные стороны каждой стратегии. Выбор стратегии в соответствии с целью общения

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)__ 2___часа
Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 4

Домашнее задание №1

Тема 8.Завершение контакта

Условия эффективного завершения контакта. Соответствие завершения контакта цели контакта. Ситуации преднамеренного и непреднамеренного завершения контакта.

Практические занятия (тренинг)___4 ___часа
Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы –2
Литература по разделу:

  1. Бодалев А.А. Психология общения .-М.: «МОДЭК, МПСИ»,  2007

  2. Големан Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: «Альпина Бизнес бук», 2007.

  3. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. С. -Петербург: Питер, 2008

  4. Петрушин С.В. Некоторые секреты открытого общения. -М.: Чистые пруды, 2007

  5. Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  6. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.: Речь, 2007.

  7. Чернышева Л.И. Деловое общение.-М.: Юнити-Дана, 2011


Раздел 3. Психологическое влияние
Тема 9. Общее представление о психологическом влиянии

Понятие психологического влияния. Психологические средства влияния .Вербальные сигналы. Паралингвистические сигналы. Невербальные сигналы. Цели психологического влияния. Виды психологического влиянии: нападение, манипуляция, аргументация.

Лекции__2_____часа

Количество часов аудиторной работы – 2

Общий объем самостоятельной работы – 4
Тема 10. Нападение как вид «нецивилизованного» влияния

Понятие «нападения». Цели нападения. Характерные признаки нападения. Формы психологического нападения. Деструктивная критика. Деструктивные констатации. Деструктивные советы.

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)___2___часа

Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 4
Тема 11. Манипуляция как переходная форма от «нецивилизованного» к «цивилизованному» влияния.

Понятие «манипуляция». Цели манипуляции. Характерные признаки манипуляции.

Паралингвистические и невербальные приемы манипуляции. Вербальные приемы манипуляции.

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)_ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 4

Домашнее задание №2
Тема 12. Эффективное противостояние нападению и манипуляции

Приемы защиты от нападения и манипуляции. Техника «наведения тумана». Техника бесконечного уточнения. Техника «внешнего согласия». Техника «английский профессор».Защита от комплексных приемов манипуляции.

Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)__ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 4
Тема 13. Аргументация как вид «цивилизованного» влияния

Понятие «аргументация».Цели аргументации. Характерные признаки аргументации. Правила эффективной аргументации.
Лекции___2____часа

Практические занятия (тренинг)__ 2___часа

Количество часов аудиторной работы – 4

Общий объем самостоятельной работы – 4
Литература по разделу:

  1. Арефьева Т.А., Тарасова Е.Н., Улыбина Ю.Н. Как не дать собой манипулировать.- М.: Мир книги, 2008

  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2011 г.

  3. Левин Р.В.Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния.- М.:Диалектика, Вильямс, 2009

  4. Непряхин Н. Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации.- М.:Альпина Паблишер, 2012

  5. Фексеус Хенрик. Искусство манипуляции. Как не дать себя обмануть. С. -Петербург: Питер, 2009

  6. Хоган К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении.-М.: Вильямс, Диалектика, 2007

  7. Чалдини Роберт. Психология влияния. .-СПб.: Питер, 2009

  8. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием.- М.: Харвест,  2011

  9. Robert B. Cialdini. Influence. Science and Practice, 4th ed., 2001



Учебные технологии, применяемые на практических занятиях: ролевые игры, деловые игры, дискуссии, использование case-метода (анализ конкретных случаев), мозговой штурм, просмотр видеофильмов

Образовательные технологии


Практические занятия проводятся в форме семинара-тренинга с использованием различных техник: психогимнастики, видео-лекций, мозгового штурма, ролевых и деловых игр, дискуссии, рассмотрения кейсов и т.д.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля:


Примерный вариант контрольной работы:

Контрольная работа:: Найти отрывок из фильма, в котором присутствует ситуация общения (max 5 мин). Проанализировать его по следующему плану:

  • Выявить цели субъектов общения (личностные или деятельностные)

  • Определить стратегии участников взаимодействия

  • Указать исход общения (соответствие стратегий целям)

Вариант контрольной работы для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:

  1. Понятие коммуникативной компетентности

  2. Понятие партнерского общения

  3. Цели и стратегии поведения в процессе общения

  4. Психологическое влияние. Его цели и средства

  5. Виды психологического влияния

  6. Нападение. Его цели, средства и виды

  7. Манипуляция. Цели, средства, виды

  8. Приемы защиты от нападения или манипуляции

  9. Аргументация. Цели и средства

  10. Правила аргументации


    1. Примеры заданий итогового контроля


Задание 1 : Выберите наиболее конструктивный ответ на манипуляцию в процессе общения. Обоснуйте свой выбор:

Ситуация 1.

Манипулятор: Похоже, вы не понимаете всей серьезности своего положения…

Адресат действительно не понимает, о чем идет речь.

Конструктивный ответ:

А ваше положение вообще критическое(язвительное)

Возможно, вы тоже многого не понимаете(задумчиво)

Все, к чему я имею отношение, обычно очень серьезно(холодно)

Хорошо, что я хоть в серьезном положении, а не в «интересном»... (весело)

Ситуация 2.

Манипулятор: А вы уже уходите? Так рано?...

Адресат действительно уходит с работы раньше, чем обычно, однако манипулятор находится с ним в равной позиции и не может следить за его рабочим временем.

Конструктивный ответ:

Да, я ухожу (спокойная)

Да, а что? (холодная)

Да, ухожу. А вы имеете что-то против? (язвительная)

Да, мне в поликлинику нужно (грустно)

Ситуация 3.

Манипулятор: Вы что, в Англию не едите? Не берут?

Адресату действительно отказали от включения в команду для поездки в Великобританию

Конструктивный ответ:

Да, в этот раз меня нет в составе делегации.(спокойная)

Меня никто не может послать или не послать. Я сам принимаю решения. (напористая)

Я в прошлом году ездил.(спокойная)

Да я сам отказался.(веселая)

Ситуация 1.

Манипулятор: Ты бы не мог поменьше говорить и побольше делать

Адресат действительно много говорил.

Конструктивный ответ:

Я по природе трибун (спокойная)

Я делаю не меньше других! (напористая)

А ты не мог бы побольше думать, прежде чем делать? (язвительная)

Если мне понадобятся твои советы - я за ними обращусь! (холодная)

Задание 2 : Определите какие из высказываний относятся:

  • К деструктивной критике

  • К деструктивной констатации

  • К деструктивным советам

Обоснуйте свое решение

Примеры высказываний:

  • Кроме тебя, так плохо эту работу никто не мог бы сделать»

  • «Иди и скажи ему...»

  • «Этот костюм скрывает непропорциональность твоей фигуры»

  • В твоем положении не стоит...»

  • «Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми»

  • Я часто вспоминаю, сколько мы возились всем отделом, чтобы исправить твою ошибку

  • Пора бы уже тебе усвоить...»

  • «Твои дети всегда отличались невоспитанностью»

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:


  1. Болотова А.К., Социальные коммуникации. М.: «Гардарики», 2008

  2. Равен Джо. Компетентность в современном обществе.-М.: «Когито-центр», 2008

  3. Чалдини Роберт. Психология влияния. .-СПб.: Питер, 2009


Дополнительная

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. – СПб.: Питер, 2010.

  2. Арефьева Т.А., Тарасова Е.Н., Улыбина Ю.Н. Как не дать собой манипулировать.- М.: Мир книги, 2008

  3. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации.– М.: Аспект Пресс, 2008

  4. Бодалев А.А. Психология общения .-М.: «МОДЭК, МПСИ»,  2007

  5. Големан Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: «Альпина Бизнес бук», 2007.

  6. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Питер, 2011 г.

  7. Кузнецов В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман. С. -Петербург: Питер, 2008

  8. Левин Р.В.Механизмы манипуляции: защита от чужого влияния.- М.:Диалектика, Вильямс, 2009

  9. Лютова, С. Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности.-М.: «МГИМО-Университет», 2007

  10. Машков В.Н. Психология управления. СПб., 2007.

  11. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. Практические рекомендации для открытой коммуникации. – Харьков: Гуманитарный центр, 2007.

  12. Непряхин Н. Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации.- М.:Альпина Паблишер, 2012

  13. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2008.

  14. Петрушин С.В. Некоторые секреты открытого общения. -М.: Чистые пруды, 2007

  15. Роббинз С.П., Хансейкер Ф.Л. Тренинг делового общения для менеджеров. Руководство по управлению кадрами. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.

  16. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.-СПб.: Речь, 2007.

  17. Фексеус Хенрик. Искусство манипуляции. Как не дать себя обмануть. С. -Петербург: Питер, 2009

  18. Хоган К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении.-М.: Вильямс, Диалектика, 2007

  19. Чернышева Л.И. Деловое общение.-М.: Юнити-Дана, 2011

  20. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием.- М.: Харвест,  2011

  21. Robert B. Cialdini. Influence. Science and Practice, 4th ed., 2001



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и практических занятий используется проектор, видеокамера, раздаточный материал, профессиональная литература по данной дисциплине.

Автор программы ______________________(Васильева Е.Н.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов магистерской программы «Управление...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами»
Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами
Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма «Управление человеческими ресурсами»
Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины Управление человеческими ресурсами  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими...
Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»...
Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины...
«Теория менеджмента», «Методы принятия управленческих решений», «Информационные технологии в менеджменте». Дисциплина «Управление...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconРабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность»
Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный...
Программа дисциплины «Развитие коммуникативной компетентности» для магистерской программы «Менеджмент» специализация «Управление человеческими ресурсами» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск