Скачать 292.4 Kb.
|
Содержание деятельности и результаты Мероприятия 2.1. «Реализация программ исследовательского обучения для обучающихся и педагогов на экспериментально-лабораторной базе вузов по направлению биоинженерия (биотехнология)».СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель Мероприятия 2.1 Зав. кафедрой, к.с-х.н. ______________ С.Г. Монахос (реферат, введение, основная часть, заключение, приложение) Исполнители Доцент, к.с-х.н. ______________ А.А. Алехин (реферат, введение, основная часть) Ассистент, к.с-х.н. _______________ А.А. Миронов (приложение) Ассистент, к.с-х.н. _______________ А.С. Микрюков (приложение) РЕФЕРАТОтчет 20 с., 3 раздела, - рисунков, - таблиц, 4 источника, 4 приложения. Ключевые слова: биотехнология, биоинженерия, исследовательское, навыки, обучение, умение, знание, школьное образование. В настоящее время проблема создания условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса является актуальным вопросом школьного образования. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи в прогрессивных школах происходит переход от классического формирования знаний к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль начинают играть творческие методы обучения, особое место среди которых занимает исследовательская деятельность, позволяющая заложить в учащихся фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Биоинженерия (биотехнология) наравне с информационными технологиями является бурно развивающимся направлением инновационного развития во всем мире, плоды которого затрагивают каждого человека. Как и любое новое достижение, продукты биотехнологии несут как очевидную пользу, так и вызывают определённые опасения. Проблема недостаточного образовательного уровня населения в области базовых знаний наследственности и о том, что такое биоинженерия (биотехнология), как следствие приводит к боязни и негативному отношению общества к продуктам новой технологии. Цели и задачи: Формирование исследовательских навыков обучаемых и приобретение новых знаний в области биоинженерии. Содержание мероприятия: Организация и проведение цикла исследовательских занятий «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность». Основные результаты: Программа исследовательского обучения школьников на лабораторной базе; формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; приобретение учащимися знаний и навыков необходимых для формирования корректного представления сущности проводимых в биоинженерии (биотехнологии) работ, направленных на получение высокопродуктивных сортов растений, обладающих повышенными питательными качествами, с природной устойчивостью к заболеваниям обеспечивающей экологически чистое выращивание продукции. Область применения: образовательный процесс средних и старших классов государственных образовательных учреждений. ВВЕДЕНИЕОбоснование необходимости выполнения Мероприятия Исследовательское обучение. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является разработка профильного обучения как системы специализированной подготовки на старшей ступени общего образования. Профильное обучение вводится в режиме личностно ориентированного образования и позволяет наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся за счет построения индивидуальных образовательных программ. В системе профильного обучения особое значение приобретает исследовательская деятельность, направленная на развитие навыков самостоятельного овладения знаниями и творческого восприятия современных наук. А.С. Обухов (1999) определяет исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения. С точки зрения А.В. Леонтовича главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». В образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (Леонтович А., 2006). Обновление современного образования связано с необходимостью приоритетного решения задач обеспечения воспроизводства культурного потенциала, ускорения научно-технического прогресса и стабильного развития экономики, формирования готовности к профессиональной деятельности при быстром изменении технологий. Сегодняшний ученик, успешно овладевший необходимыми умениями и навыками, системой ценностей и отношений, в будущем – профессиональный исследователь, обеспечивающий воспроизводство культурного потенциала и ускорение научно-технического прогресса. Общество и биотехнологии. Отношение к биотехнологиям в обществе сегодня очень неоднозначное и колеблется от их полного неприятия до слепой веры в то, что биотехнологии способны приносить только благо. Сфера биотехнологий сегодня насквозь мифологизирована. В современном общественном сознании складываются весьма противоречивые оценки Нi-Tech, основанные по большей части не на накопленном опыте и совокупности осмысленных научных данных, а на эмоциях обывателей. Сегодня, как полагает Жукова Е. (2010), происходит сознательная мифологизация Нi-Tech самими производителями хайтека. Довольно легкая подмена рационального осмысления Hi-Tech коллективной иррациональной верой во всесилие науки и в мощь основанных на научном знании высоких технологий, способных создать либо лучшее лекарство, либо ужасных монстров из пробирки, а также ловкое манипулирование страхами, связанными с подобными мифами, стали возможны не только в виду дефицита информации, но, в первую очередь, из-за недостаточного образовательного уровня населения, что проявляется в низкой естественнонаучной грамотности и отсутствии технологической культуры. Весьма показательны опросы, проведенные фондом Progress Educational Trust: по крайней мере, треть населения считает, что в генетически модифицированных помидорах гены есть, а в обычных помидорах генов нет (Боринская С., 2004). Сегодня далеко не все современное научное знание допускает возможность своего наглядного представления. Многие современные теоретические построения, например, в квантовой физике или молекулярной биологии, уже невозможно изложить популярно, на языке здравого смысла. В связи с этим, современная наука в обыденном сознании все чаще ассоциируется с волшебством и мистикой. В век Hi-Tech обыватель все чаще выступает в роли потребителя «технологических чудес». В постиндустриальном обществе в связи с постоянным ростом объема доступной научно-технической информации, убыстрением непрерывного процесса ее обновления и резким возрастанием количества информации, носящей наукообразный характер, неизбежно происходит уменьшение глубины, упрощение и огрубление при изучении естественнонаучных и технических предметов. Это наблюдается как в школах, так и в вузах. Но упрощенная информация не способствует формированию знаний на уровне компетентности. При этом тенденции к гуманитаризации современного образования приводят часто к введению новых предметов гуманитарного цикла за счет сокращения предметов естественнонаучного и технического циклов. В результате получается, что большинство населения компетентно лишь в своем узком поле знаний и деятельности и пользуется легко доступными источниками экономно сконцентрированной и упрощенной информации для поверхностного ознакомления со сферами деятельности, которые они не знают в совершенстве. Тенденция роста технической и естественнонаучной безграмотности населения развитых стран в конечном итоге будет иметь неблагоприятные последствия для общества в целом, так как не только ведет к росту зависимости и беспомощности человека перед наукой и техникой, но и создает удобную «почву» для манипуляции сознанием. Сегодня остро стоит вопрос формирования естественнонаучной грамотности, в том числе и в школах и вузах. Актуальность. Необходимость подготовки школьника и выпускника, способного решать быстро и качественно сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности. Современная действительность выявляет противоречие между возросшей потребностью общества в подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем исследовательской компетентности с одной стороны и недостаточной методико-технологической разработанностью путей ее становления, приспособленной к эффективному использованию в условиях динамично-развивающегося образовательного процесса в школе, с другой. Все это указывает на необходимость разработки цикла исследовательских занятий «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» ориентированного на приобретение учащимися знаний и навыков необходимых для формирования корректного представления сущности проводимых в биоинженерии (биотехнологии) работ, направленных на получение высокопродуктивных сортов растений, обладающих повышенными питательными качествами, с природной устойчивостью к заболеваниям. Прояснение связи достижений биоинженерии с совершенствованием сельскохозяйственного производства, получением экологически чистых и качественных продуктов питания, лежащих в основе качества и продолжительности жизни человека. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ2.1.1. Проблема, на решение которой направлено мероприятие В настоящее время проблема создания условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса является актуальным вопросом школьного образования. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи в прогрессивных школах происходит переход от классического формирования знаний к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль начинают играть творческие методы обучения, особое место среди которых занимает исследовательская деятельность, позволяющая заложить в учащихся фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Биоинженерия (биотехнология) наравне с информационными технологиями является бурно развивающимся направлением инновационного развития во всем мире, плоды которого затрагивают каждого человека. Как и любое новое достижение, продукты биотехнологии несут как очевидную пользу, так и вызывают определённые опасения. Проблема недостаточного образовательного уровня населения в области базовых знаний наследственности и о том, что такое биоинженерия (биотехнология), как следствие приводит к боязни и негативному отношению общества к продуктам новой технологии. Цели и задачи выполняемого мероприятия: Формирование исследовательских навыков обучаемых и приобретение новых знаний в области биоинженерии. 2.1.2. Актуальность и практическая значимость мероприятия. Необходимость подготовки школьника и выпускника, способного решать быстро и качественно сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности. Проблема недостаточного образовательного уровня населения в области базовых знаний наследственности и о том, что такое биоинженерия (биотехнология), как следствие приводит к боязни и негативному отношению общества к продуктам новой технологии. Организация и проведение цикла исследовательских занятий «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» позволяет решить две выше обозначенные проблемы, позволяет учащимися приобрести профессиональных знаний и навыков необходимых для формирования корректного представления сущности проводимых в биоинженерии (биотехнологии) работ, направленных на получение высокопродуктивных сортов растений, обладающих повышенными питательными качествами, с природной устойчивостью к заболеваниям. Прояснение связи достижений биоинженерии с совершенствованием сельскохозяйственного производства, получением экологически чистых и качественных продуктов питания, лежащих в основе качества и продолжительности жизни человека. 2.1.3. Новизна предлагаемых решений. Максимальное приближение учебной деятельности обучаемых к познавательной (исследовательской). Обучение в рамках отдельных экспериментальных (исследовательских) работ приближающих обучаемых к фундаментальным основам биологии растений, дающих понимание роли наследственных основ в развитии живых организмов и знакомство на практике с инструментарием биологов, позволяющим изменять наследственные основы. 2.1.4. Характеристика количественного и качественного состава и описание функций исполнителей мероприятия. Специалисты, обеспечивающие выполнение мероприятия
2.1.5. Описание инфраструктурной площадки и ресурсов - материально-технических, информационных, технологических и др., используемых при реализации мероприятия. Лаборатория генетики, селекции и биотехнологии, используемая в качестве лабораторной базы вуза для проведения исследовательского обучения оснащена современными приборами и оборудованием (более 40 единиц наименований), всеми необходимыми расходными материалами (лабораторный пластик и хим. реактивы) полностью удовлетворяющих потребности цикла занятий, в распоряжении имеется лекционная мультимедийная аудитория, а также компьютерная и орг. техника с соответствующим программным обеспечением для обработки и анализа результатов экспериментальной работы. Методические материалы. 2.1.6. Перечень учреждений образования, участвующих в реализации мероприятия.
Оценка знаний обучаемых в области биоинженерии (биотехнологии) до и после цикла исследовательских занятий. Отзывы и предложения педагогов и обучающихся о мероприятии.
Рабочая программа: «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» (приложение 1)
Обучающиеся и педагоги гимназии № 1592
Ученики гимназии– 25 человек, преподаватели – 5 человек, всего – 30
http://www.timacad.ru/education/report2012.php
В разработке и реализации программы были задействованы преподаватели кафедры селекции и семеноводства садовых культур:
Научные основы и биоинженерные методы селекции растений, дата проведения – 8.11.12, кол-во часов - 2; История и роль селекции и биотехнологии растений в обществе – 8.11.12, кол-во часов - 2; Организация растительной клетки и генетических структур – 9.11.12, 2часа; Репродуктивные системы растений – 9.11.12, 2часа; Методы биотехнологии и молекулярной биологии в селекции растений – дата проведения 9.11.12, 2часа; Селекция генетически модифицированных сортов – дата проведения 23.11.12, кол-во часов - 2; Культура клеток, тканей и органов в селекции растений - дата проведения 23.11.12, кол-во часов – 2; Получение удвоенных гаплоидов - дата проведения 23.11.12, 2часа; - разработка и проведение лабораторных занятий (тема: Культура изолированных микроспор - дата проведения 17.11.12, кол-во часов – 6);
2. Доцент кафедры, к.с.-х.н. Алехин А.А. – исполнитель мероприятия;
3. Ассистент кафедры, к.с.-х.н. Микрюков А.С. - исполнитель мероприятия;
4. Ассистент кафедры, к.с.-х.н. Миронов А.А. - исполнитель мероприятия;
Разработаны рабочая программа и курс лекций и лабораторно-практических занятий по теме «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» (приложение 1). 2.1.14. Предложения по дальнейшему практическому использованию результатов выполнения мероприятия, в т.ч. результатов интеллектуальной деятельности. Разработанный курс лекций и лабораторно-практических занятий по теме «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» может быть использован при проведении практических и лабораторных занятиях по направлению биоинженерия (биотехнология). 2.1.15. Проблем и трудностей у исполнителя при достижении целей и решении задач мероприятия не возникло. 2.1.17. Экспертная оценка текущего статуса мероприятия Мероприятие проведено в полном обьеме, поставленные целт были достигнуты. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате реализации мероприятия 2.1. Составлен и согласован план проведения цикла исследовательских занятий «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность». Составлена и согласована рабочая программа «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность». Разработаны курс лекций, лабораторных занятий, материалы семинарских занятий, общим объемом 72 ч. Составлено расписание и проведены лекционные, лабораторные и семинарские занятия со слушателями – обучающимися и педагогами гимназии в количестве 30 человек (5 педагогов и 25 учащихся гимназии). В целом реализация мероприятия – организация и проведение цикла исследовательских занятий «Качество продуктов питания как основа качества жизни человека; биоинженерия (биотехнология) растений в современном мире, мифы и реальность» полностью достигла намеченных целей. Обучающиеся и педагоги в процессе освоения приобрели умения извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения исследовательских задач информацию, выдвигать гипотезы, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, описывать результаты, формулировать выводы и выступать устно и письменно о результатах своего исследования, приобрели знания в области биоинженерии (биотехнологии), овладели навыками работы в биотехнологической лаборатории, приобрели представление о взаимосвязи биоинженерной науки и качеством жизни человека. В процессе работы над мероприятием отмечено развитие профессиональной компетенции и самих преподавателей, проводящих лекционные и лабораторные занятия, формируется плодотворное сотрудничество между обучающими и обучаемыми посредством аккумуляции методических идей в рамках мероприятия. Список использованных источников
Приложения по Мероприятию 2.1.Приложение 1
|
Отчет о научно-исследовательской работе Всего 85 с., 24 рисунков (7 граф., 3 черт.), 12 таблиц, 50 источников, 2 приложения | Реферат Отчет содержит 234 страницы, 80 рисунков, 10 таблиц, 103 источника Пав, предмицеллярные сферические агрегаты, глобулярные и малые сфероцилиндрические мицеллы, но отсутствуют сферические мицеллы. Полученные... | ||
Реферат Пояснительная записка к кп содержит 29 страниц, 18 рисунков,... Информационно-программный комплекс, информационная система, база данных, арм, даталогическое проектирование, автоматизация, директор,... | Реферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48... | ||
Реферат Отчет: страниц 30; рисунков 14; таблиц 5 Тема: вопрос 1 Токарно-винторезные... Объектами исследования в первом вопросе являются токарно-винторезные станки любой модификации | Реферат Отчет 163 с., 5 рисунков, 30 таблиц, 3 графика, 61 источник Приватизация, государственная собственность, управление государственной собственностью, способы и методики контроля за приватизацией,... | ||
Реферат Требование к структуре реферату Реферат должен быть выполнен самостоятельно каждым студентом на 5 или более листах формата А4 (не включая титульный лист, содержание,... | Реферат Дипломный проект : страниц 117, рисунков 7, таблиц 28, источников 15 В дипломном проекте решается важная техническая задача – модернизация ректификационной колонны | ||
Реферат Тема настоящей дипломной работы «Управление разработкой и... Тема настоящей дипломной работы – «Управление разработкой и реализацией нового товара» | Отчет состоит из 3-х томов. Том 1 212 стр., 39 таблиц, 29 рисунков.... Департамент развития жилищно-коммунального комплекса ханты-мансийского автономного округа – югры | ||
Реферат Число страниц 46, Количество таблиц 5, Количество рисунков 1 Ключевые слова: современное состояние экономики, динамика производственных показателей, swot-анализ, стратегические направления развития,... | Реферат вкр содержит пояснительную записку на 79 листах формата А4,... Брак, семья, брачный договор, правовое регулирование, брачное законодательство, заключение брака, расторжение брака, недействительность... | ||
Реферат вкр содержит пояснительную записку на 79 листах формата А4,... Брак, семья, брачный договор, правовое регулирование, брачное законодательство, заключение брака, расторжение брака, недействительность... | Реферат Отчет состоит из Введения, двух разделов, списка используемых... Содержание деятельности и результаты Мероприятия №7 «Подготовка и обучение различных возрастных групп населения г. Москвы основам... | ||
Реферат в работе изложены теоретические вопросы, проведен анализ... Работа содержит 69 страниц, 15 рисунков, 11 таблиц, 18 приложений, 48 источников | Требования к реферату-переводу Реферат-перевод должен содержать: введение (на иностранном языке), реферат иностранного источника (на иностранном языке), перевод... |