Скачать 113.67 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №277 Кировского района г. Санкт-Петербурга Конкурс исследовательских работ учащихся начальной школы Кировского района «Знайка-2013» Тема работы: «Влияние декоративно-прикладного искусства на развитие толерантности у детей начальных классов» Автор: Савельева Марина 3-Б класс Руководители: Абрамичева Ирина Павловна учитель начальных классов, Савельева Ирина Владимировна воспитатель ГПД г. Санкт-Петербург 2012-2013 уч. год Оглавление Введение ……………………………………………………………………..…… 3 1.1 Актуальность темы ………………………………………………………….. 4 Цель, задачи, предполагаемые результаты работы ………………………..…... 4 1.2 Работа с учащимися по плетению украшений из бисера ……………….... 5 1.3 Итог исследования …………………………………………………………... 6 Заключение ………………………………………………………………….…… 6 Список использованных источников ……………………………………….…. 6 Приложение …………………………………………………………………..…. 7 Введение Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности, что непременно ведет к развитию толерантности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по бисероплетению включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традиции общественная норма. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи. Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства с самых ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности. В процессе занятий у учащихся последовательно и целенаправленно формируется чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение всех ее частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки). Толерантность – это терпимость. Терпимость – это уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Это свойство свободного мышления. Это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию. В процессе декоративно-прикладного искусства, в частности бисероплетения, у учащихся формируется коммуникативная функция толерантности: - происходит развитие готовности к общению, сотрудничеству и пониманию; - бисероплетение позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. К воспитательным функциям толерантности относятся: - передача опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - совершенствование образцов организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечение успешной социализации; - развитие нравственного понимания, сопереживания, умения лояльно оценивать поступки других. 1.1 Актуальность темы Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для свободного развития (идею терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.). Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этнографической и художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Издавна замечательные рукотворные изделия создавались не для выставок и музеев. Они украшали быт, придавали дому уют и особую, радостную атмосферу. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Во всем мире больше всего ценятся работы, выполняемые в ручной технике, которые отличаются наиболее высокой степенью сложности, уникальностью и изяществом. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных мастеров. Бисероплетение для детей: а нужно ли это? Возможно, многие считают, что подобное приобщение школьников к декоративно – прикладному искусству, в частности к бисероплетению целесообразно лишь в художественных центрах, где есть условия для настоящей профессиональной подготовки. Опыт показывает, что это не так. Дело в том, что помимо красоты, это довольно - таки полезное во всех отношениях искусство. В процессе бисероплетения у детей развивается вкус, фантазия и творческие способности. Ребенок учится основам счета, что актуально для школьников. Развивается мелкая моторика и точность движений, что нелишне в любом случае. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует развитию памяти, внимания и мышления. Сделанное своими руками украшение ценится больше, чем покупное. Наличие самодельных оригинальных украшений способно поднять самооценку неуверенному в себе ребенку и помочь ему занять свое место в коллективе. Бисероплетение помогает детям выражать свои эмоции, воспитывает понимание, терпение. Занятия по бисероплетению проводятся в группах и дают возможность общения со сверстниками, воспитывают толерантность, одновременно получая удовольствие от процесса работы с бисером. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно научить учащихся быть терпимым и по отношению друг к другу. В этом нам помогает бисероплетение. Совершенствовать развитие толерантности через декоративно-прикладное искусство, в частности бисероплетение, актуально на сегодняшний день. Объект исследования: этническая толерантность. Предмет исследования: влияние декоративно-прикладного искусства на развитие толерантности у детей начальных классов. Цель работы: Развитие творческой активности, художественной способности учащихся, понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства, воспитание толерантности через бисероплетение. Задачи: 1. Научить использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи из бисера. 2. Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные. 3. Развивать навыки работы учащихся с различными видами бисера и в различных техниках. 4. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. 5. Создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала личности. 6. Воспитывать толерантность посредством бисероплетения. Учащийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи: - развитие коммуникативных навыков; - воспитание толерантности; - развитие художественного вкуса; - улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера; - фиксировать склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление; - развить фантазию и воображение. Учащийся способен проявлять следующие отношения: - развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи. - формирование уважения к труду; - воспитание интереса к искусству, пониманию прекрасного; - показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
1.3 Итог исследования: Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого, что является воспитанием толерантности. Никогда не требуется, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия, каждый ребенок индивидуален. Можно только сравнить свои работы: какой была первая поделка, и какая теперь. И у ребенка возникает чувство удовлетворенности, искренней радости за свое совершенство. В ходе выполнения творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала до конца создавать необходимые в быту вещи. Все эти изделия используются не только для украшения интерьера классной комнаты, но и как образцы рисования и лепки народных изделий. Время от времени одни предметы заменяю другими. Работы учеников использовались в оформлении школьных выставок, при создании карнавальных костюмов, в качестве подарков, которые приятно и радостно вручить родителям или своим товарищам в знаменательные для них дни. В результате, можно сказать с уверенностью, что декоративно-прикладное искусство эффективно влияет на развитие толерантности у детей начальных классов. Заключение: Постигая народное творчество, младшие школьники приобщаются к производительному труду и сами создают материальные и культурные ценности. Мы считаем, что работа над развитием творческих способностей, толерантности у детей, воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Согласны с тем, что “самым высоким видом искусства, гениальным, самым талантливым является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия”. Создавать что-то новое, разрабатывать проект, собственную конструкцию, которую нигде "не подсмотришь", для большинства подростков – непосильная задача в отличие от младших школьников, которые хотят и любят фантазировать. Толерантность – терпимое и снисходительное отношение к чужим мнениям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Люди имеют право быть разными, и, более того, осознавая себя личностью, человек может выстраивать перспективы собственного развития. Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила толерантного воздействия на человека, и в первую очередь, на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию. Список используемых источников 1. Бисероплетение. Лябик О. – М.: ТИД Континент – Пресс, Континенталь- книга, 2007. 64 с - /Уроки мастерства/. 2. Декоративно-прикладная композиция. Терещенко Т. Ф. – М.: Профиздат, 1987, 138с. 3. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников // Из опыта работы школы-лаборатории № 875 / Ред. и сост. Л. Г. Савенкова. - М.: 2001, 97с. 4. Калейдоскоп поделок «Бисер» /Л.В. Базулина И.В. Новикова/ г. Ярославль. ООО «Академия развития», 2011г. 5. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с. 6.Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с. 7. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с. 8. «Мир бисера» Крайнева И.Н. – СПб.: Литера, 1999. 192 с. 9. Толерантность / под общ. ред. М. П. Мчедлова. – М. : Республика, 2004. – 416 с. 10.Человек в мире пространства и культуры / Л. Г. Савенкова. - М.: 2000, 87с. Ссылки 1. Неизвестный автор, «Организация кружка по декоративно-прикладному искусству в школе», http://www.bestreferat.ru/referat-204292.html, 2009. 2. «Бисероплетение для детей», http://supermams.ru/biseropletenie-dlya-detej.htm, 2011. ПРИЛОЖЕНИЕ «В школе и дома» |
Конкурс проводится для учащихся 2-4 классов и проходит в форме Научно-практической... Положение об открытом конкурсе исследовательских работ учащихся начальной школы «знайка 2014» | Конкурс исследовательских работ учащихся начальной школы Тема: «Способы изучения формы Земли» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Конкурс проводится ежегодно и включает в себя защиту исследовательских... «Отечество», в рамках которого 9 ноября в районном Доме детского творчества состоялся конкурс исследовательских краеведческих работ... | В 2012-2013 учебном году состоялась VII школьная конференция исследовательских... Каждый из нас пускал мыльные пузыри. Эта забава известна с давних времён и привлекает как детей, так и взрослых. Например, при раскопках... | ||
Проектная и исследовательская деятельность В апреле 2013 года в стенах школы прошёл третий традиционный Фестиваль проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы.... | Конкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012» Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ | ||
Положение о районном конкурсе исследовательских и проектно – исследовательских работ Рядок организации и проведения районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов учащихся, посвященного памятной дате... | Конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического... | ||
Конкурс до 10 марта 2013г. 10. 04 12. 04. 2013 очный тур (XXXI конференция) Всероссийский ежегодный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся | Бековского района пензенской области Научно-исследовательская работа на Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённый... | ||
Г зеленокумскасоветского района Муниципальный конкурс исследовательских работ, посвященных истории города Зеленокумска | Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских... Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ | ||
Конкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и гуманитарные... Брянский институт повышения квалификации работников образования объявляет конкурс исследовательских работ: «Естественнонаучные и... | Конкурс исследовательских работ Направление Соцопрос московских школьников и учащихся моу сош №3 | ||
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся ... | Конкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов... Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию... |