Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»





Скачать 342.24 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований»
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер342.24 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Требования ГОС

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031203.65 «Теория и практика межкультурной коммуникации».

Выписка из государственного образовательного стандарта

о подготовке специалистов по направлению «Лингвистика

и межкультурная коммуникация»,

специальность «Теория и практика межкультурной коммуникации»

Квалификационная характеристика выпускника:

Лингвист, специалист по межкультурному общению может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в сфере лингвистического образования и межкультурной коммуникации.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: теория иностранных языков, иностранные языки и культуры, теория культуры и межкультурная коммуникация.

В соответствии с полученной фундаментальной и специализированной подготовкой выпускник может осуществлять следующие виды деятельности: производственно-практическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская.

Производственно-практическая деятельность:

1. Информационная работа, поиск и селекция материалов на иностранном языке.

2. Ведение бесед, переговоров, дискуссий на иностранном языке в деловой, общественно-политической, социально-экономической, общекультурной и научно-популярной областях.

3. Оказание консультационных услуг в сфере межкультурной коммуникации.

4. Продуцирование иноязычных письменных текстов, предназначенных для использования в сфере межкультурной коммуникации.

5. Ведение деловой переписки на иностранном языке.

Научно-исследовательская деятельность:

1. Проведение постоянной информационно-поисковой работы с целью расширения активного запаса переводческих соответствий, обогащения персональных словарей, изучения специальной терминологии в различных сферах.

2. Проведение научных исследований в сфере проблем формирования вторичной языковой личности.

3. Проведение научных исследований в области лингвистики и межкультурной коммуникации на основе современных методик научных исследований и оформления результатов научных исследований.

Организационно-управленческая деятельность:

1. Организация деловых переговоров, конференций, симпозиумов, семинаров с использованием нескольких рабочих языков.

2. Организация визитов официальных делегаций, проведения официальных переговоров с использований нескольких рабочих языков.

3. Организация официальных, деловых и дружеских приемов с использованием нескольких рабочих языков.

4. Организация туристических и ознакомительных поездок российских делегаций за рубеж и иностранных делегаций в Россию.

5. Управление деятельностью отдела международных связей, отдела внешнеэкономических связей, протокольного отдела.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 3-5 курсов английского отделения факультета романо-германской филологии и представляет собой описание цикла лекций и самостоятельной работы студентов, направленных на развитие и совершенствование общепрофессиональных – лингвистических, коммуникативных, социолингвистических и прагматических, специальных – общенаучных и организационно-управленческих умений и навыков в сфере межкультурной коммуникации.

Дисциплина разделена на 5 модулей: 1 модуль «Риторика и убеждение» осваивается в 5 семестре, 2 модуль «Основы PR-технологий и международных переговоров» - в 6 семестре, 3 модуль «Дискурс-анализ» - в 7 семестре, 4 модуль «Консалтинг и тренинг в сфере межкультурной коммуникации» и 5 модуль «Базовые концепты культур мира» - в 8-9 семестрах.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью дисциплины является формирование теоретической базы для развития умений и навыков организации речевого общения и анализа речевого общения в различных сферах межкультурной коммуникации и PR-деятельности.

К задачам дисциплины относится:

1. Овладение умениями и навыками продуцирования иноязычного текста в сфере межкультурной коммуникации и PR-деятельности.

2. Овладение методиками организации речевого общения в различных сферах межкультурной коммуникации; в консалтинговой деятельности, при проведении тренингов межкультурной коммуникации.

Предусматривается практическая работа по продуцирование иноязычных устных и письменных публицистических, деловых, научных и других текстов, предназначенных для использования в сфере межкультурной коммуникации:

1) при подготовке, организации и ведении бесед, переговоров, дискуссий и т.д. на иностранном языке в деловой, общественно-политической, социально-экономической, общекультурной и научно-популярной областях;

2) при организации визитов официальных делегаций, проведении официальных переговоров с использований нескольких рабочих языков;

3) при организации официальных, деловых и дружеских приемов с использованием нескольких рабочих языков;

4) при ведении деловой переписки на иностранном языке и оказании консультационных услуг в сфере межкультурной коммуникации;

5) при подготовке документов различных PR-жанров;

6) при подготовке и проведении межкультурных тренингов.

Рабочая учебная программа включает тематику лекций (5 тем), список основной и дополнительной литературы по теме, вопросы к зачету.

1.2. Требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины

Дисциплина специализации сопряжена с теоретическими курсами «Культурология», «Сопоставительная культурология», «Социальная психология». «Социолингвистика», «Культурная антропология», «Семиотика», «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Основы теории межкультурной коммуникации», «Сравнительная культурология», а также с рядом дисциплин по выбору.

В ходе освоения дисциплины студенты приобретают навыки социолингвистического, коммуникативного анализа, дискурс-анализа, навыков подготовки и проведения консультаций и тренингов в сфере межкультурной коммуникации.

1.3. Трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

200

5-9

Лекции

79

5-9

Практические занятия

-

-

Семинары

-

-

Самостоятельная работа

111

5-9 (22 ч в семестр)

Индивидуальная работа

10

5-9 (2 ч в семестр)

Вид итогового контроля




зачет в каждом из указанных семестров


2. Тематический план изучения дисциплины

п/п

Тема

Лекции

(часы)

Сам.

раб. (часы)

5 семестр







1.

Риторика и убеждение

19 ч

19 ч

6 семестр







3.

Основы PR-технологий и международных переговоров

18 ч

18 ч

7 семестр







5.

Дискурс-анализ

19 ч

19 ч

8 семестр







8.

Консалтинг и тренинг в сфере межкультурной коммуникации

14 ч

14 ч

9 семестр







10.

Базовые концепты культур мира

9 ч

9 ч

Итого:

79 ч

79 ч

3. Содержание дисциплины

Дисциплина разделена на 5 модулей, непосредственно связанных с темами дисциплины.

Тема 1. Модуль 1. Риторика и убеждение

Риторика. Предмет и объект изучения деловой риторики. Дедуктивное и индуктивное размышления. Аргументация. Типы аргументов. Стили текста. Основные признаки функциональных стилей. Жанры речевого общения. Методы убеждения. Психологические типы собеседников. Невербальные средства делового общения. Национальные особенности невербального общения. Параметры деловой беседы. Этапы подготовки и проведения деловой беседы. Дискуссия в деловом общении. Как подготовить презентацию. Особенности презентации в разных культурах. Как подготовить деловые переговоры. Как подготовить бэкграундер (история организации).

Тема 2. Модуль 2. Основы PR-технологий и международных переговоров

Организационная культура. Артефакты. Ценности. Базовые представления. Сильная / слабая, положительная / отрицательная организационная культура. Организационные племена. PR-деятельность. Основные документы PR-деятельности. Буклет / брошюра как базовый документ PR-деятельности. Структура. Содержание. Оформление. Цели и задачи переговоров. Этапы подготовки и проведения переговоров. Параметры переговоров. Успешность переговоров. Подготовка к переговорам. Порядок ведения переговорного процесса. Техника ведения переговоров. Тактика ведения переговоров. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Особенности ведения переговоров в различных культурах. Национальные стили ведения переговоров.

Тема 3. Модуль 3. Дискурс-анализ

Дискурс-анализ. Основные школы дискурс-анализа. Конверсационный анализ: проблемы нотационной записи. Подготовка транскрипта взаимодействия коммуникантов. Запись вербального и невербального компонентов. Коммуникативные и интеракционные единицы: коммуникативный акт, речевой ход, реплика, обмен, трансакция, речевое (коммуникативное) событие. Коммуникативные стили. Прагматика. Основные понятия прагматики. Разговор. Его виды. Параметры разговора. Основные требования к разговору. Речевой этикет. Логические правила аргументации. Способы опровержения доводов оппонента. Типичные алогизмы деловой речи. Постановка вопросов и техника ответов на них. Поведение с собеседниками различных психологических типов. Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников. Приемы защиты от некорректных собеседников. Поведение в конфликтных ситуациях. Телефонный разговор. Этапы подготовки и проведения телефонного разговора. Техника речи разговора по телефону. Правила ведения телефонного разговора.

Анализ коммуникативного события. Лексико-грамматический анализ. Интеракционный анализ (exchange structure analysis). Семантический анализ. Межкультурный анализ.

Тема 4. Модуль 4. Консалтинг и тренинг в сфере межкультурной коммуникации

Консалтинг. Речь-консультация. Подготовка и проведение речи-консультации. Консультация в сфере межкультурной коммуникации. Отличия консультации от речи-инструкции и объяснения.

Тренинг. Принципы подготовки и проведения тренинга. Цель и задачи тренинга. Психологические тренинги. Тренинги в сфере межкультурной коммуникации. Этапы проведения тренинга. Анализ тренинга.

Тема 5. Модуль 5. Базовые концепты культур мира

Базовые концепты англосаксонской, скандинавской культуры, арабской, латино-американской, латино-европейской, ближневосточной, германской культур и культуры стран азиатско-тихоокеанского бассейна.

4. Темы семинарских занятий

Семинарские занятия не предусмотрены.

5. Тематика лабораторных работ

Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Темы для самостоятельной работы (коллоквиумы, доклады, деловые игры, рефераты и другие виды самостоятельной работы)

  1. Риторика. Предмет и объект изучения деловой риторики.

  2. Дедуктивное и индуктивное размышления.

  3. Аргументация. Типы аргументов.

  4. Стили текста. Основные признаки функциональных стилей.

  5. Методы убеждения.

  6. Психологические типы собеседников.

  7. Невербальные средства делового общения.

  8. Параметры деловой беседы. Этапы подготовки и проведения деловой беседы.

  9. Дискуссия в деловом общении.

  10. Как подготовить презентацию. Особенности презентации в разных культурах.

  11. Как подготовить деловые переговоры.

  12. Как подготовить бэкграундер (история организации).

  13. Конверсационный анализ: проблемы нотационной записи. Подготовка транскрипта взаимодействия коммуникантов. Запись вербального и невербального компонентов.

  14. Коммуникативные и интеракционные единицы: коммуникативный акт, речевой ход, реплика, обмен, трансакция, речевое (коммуникативное) событие.

  15. Основные понятия прагматики.

  16. Организационная культура. Артефакты. Ценности. Базовые представления.

  17. Сильная / слабая, положительная / отрицательная организационная культура. Организационные племена.

  18. PR-деятельность. Основные документы PR-деятельности.

  19. Буклет / брошюра как базовый документ PR-деятельности. Структура. Содержание. Оформление.

  20. Консалтинг. Речь-консультация. Отличия от речи-инструкции и объяснения.

  21. Тренинг. Принципы подготовки и проведения тренинга.

  22. Базовые концепты арабской культуры.

  23. Базовые концепты англосаксонской культуры.

  24. Базовые концепты скандинавской культуры.

  25. Базовые концепты латино-американской культуры.

  26. Базовые концепты латино-европейской культуры.

  27. Базовые концепты ближневосточной культуры.

  28. Базовые концепты культуры стран азиатско-тихоокеанского бассейна.

  29. Базовые концепты германской культуры.

7. Темы курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconПрограмма дисциплины «Методология научных исследований в менеджменте: исследования в маркетинге»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38. 04. 02. «Менеджмент»,...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая учебная программа по дисциплине «История стран региона специализации...
История стран региона специализации (снг) [Текст]: рабочая учебная программа Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы...
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономика стран региона...
...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование
Содержание: умк по дисциплине в. Дв. 4 Методология культурологических исследований (дисциплина по выбору)
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Методология научных исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconХод урока I. Вступительное слово учителя
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая учебная программа дисциплины
...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая учебная программа дисциплины
...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconВикторина по истории химии «Наш дом Земля»
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconРабочая учебная программа по дисциплине м б 2 методология научной...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по направлениям подготовки 270100. 68 – Архитектура, утверждённых приказом...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар «Методология исследований»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconПравительство Российской Федерации федеральное государственное автономное...
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Методология межкультурных исследований» iconЛитература для подготовки к экзамену: Спиркин А. Г. Философия: учебник....
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск