Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман»
Дата публикации08.12.2014
Размер95.3 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УМКД «Современный американский роман». Направление подготовки: магистратура

Разработала:

К.ф.н, доцент Е.М. Бутенина

Идентификационный номер:

УМКД.77.64-11-4-19-032700.68- М1.В.ДВ.1.1 -2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации ШРМИ ДВФУ

Лист из





лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа региональных и международных исследований

для умкд лебедько-ловцевич

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


«Современный американский роман»

032700.68 Филология

ОП Романо-германская филология

форма подготовки очная
Школа региональных и международных исследований

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

курс 2______ семестр 3

лекции _8__ (час.)

практические занятия____0___час.

семинарские занятия______0__час.

лабораторные работы_____0__час.

всего часов аудиторной нагрузки____8____ (час.)

самостоятельная работа ___28______ (час.)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет ________3___ семестр

Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки № 24 от 14 января 2010 г.).

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации «22» сентября 2012 г.

Заведующая кафедрой д.ф.н., профессор Г.Н. Ловцевич

Составитель: к.ф.н., доцент Бутенина Е.М.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _____________ д.ф.н., профессор Г.Н.Ловцевич

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой __________ д.ф.н., профессор Г.Н.Ловцевич

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация

Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Современный американский роман» раскрыть понятие «современная литература» и дифференциацию терминов modern / contemporary literature; познакомить студентов с наиболее значительными американскими авторами второй половины ХХ – начала XXI вв. в рамках концепции мультикультурализма; показать взаимодействие мейнстрима и отдельных этнических и региональных субтрадиций, образующих единое поле современной литературы США; раскрыть национальное своеобразие литературы США и ее связи с современной мировой литературой.

Место дисциплины в структуре магистратуры

Дисциплина «Современный американский роман» является дисциплиной по выбору вариативной части общенаучного цикла (М.1.В.ДВ.1) и связана с такой дисциплиной базовой части этого цикла как «Филология в системе современного гуманитарного знания», а также дисциплиной вариативной части «Литература народов зарубежных стран». Освоение перечисленных дисциплин является необходимым условием освоения данной дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются профессиональные компетенции: владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5); владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).

Выпускник демонстрирует умение владеть культурой мышления, воспринимать, обобщать, анализировать информацию; логически верно, ясно и аргументированно выражать мысли в устной и письменной форме; использовать основные положения и методы смежных гуманитарных наук (лингвистики, истории, философии, культурологии) при решении ряда филологических задач; стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

В результате дисциплины обучающийся должен:

Знать: социально-исторические и философско-эстетические закономерности развития современного романа США.

Уметь: интерпретировать художественные тексты с использованием современных литературоведческих методов (герменевтический, культурно-исторический, компаративный)

Владеть: русско- и англоязычной литературоведческой терминологией, описывающей современные литературные процессы.
I. Структура и содержание теоретической части КУРСА

Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 часов (1 зачетная единица).
Раздел 1, 2 Мейнстрим и регионализм (4 часа)

Определение мультикультурализма («многокультурности»), его виды и значение в современной мировой культуре и культуре США. Особое место жанра романа в литературе США. Идея «великого американского романа». Смена парадигмы в мейнстриме США после второй мировой войны: асоциальная философия (Дж. Сэлинджер, битники, Джек Керуак), роман «черного юмора» (Джон Барт, Томас Пинчон). Энтропия. Понятия «контрреализма», «неореализма» и «постмодернизма». Основные принципы постмодернизма (по Джону Гарднеру): выбор новой точки зрения на уже известный сюжет; кроссжанровость; соединение серьезного и игрового начал.
Раздел 3, 4 Этнические субтрадиции (4 часа)

Доминанты южного текста: южный хронотоп (особое «чувство места» и времени), мифологическое и фольклорные начала, южный юмор и южная готика. Южный эпос (Уильям Фолкнер) и южная лирика (Трумэн Капоте). Антирасистская проблематика южной литературы (Харпер Ли). Невольничье повествование как архетип афро-американской литературы: мифологические символы, установка на устное слово, образ трикстера, блюзовое начало. Гарлемский ренессанс. «Черная революция» (Малколм Икс) и гражданский роман (Ричард Райт, Джеймс Болдуин). Своеобразие женской афро-американской прозы (Тони Моррисон, Эллис Уокер, Элис Рэндалл).
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ практической ЧАСТИ КУРСА

Практические занятия не предусмотрены учебным планом
III. контроль достижения целей курса
Виды текущего контроля:

  • Дискуссии в микрогруппах. Вопросы для обсуждения:

1. В чем своеобразие американского «черного юмора»? Есть ли такое явление в других литературных традициях, включая русскую?

2. В чем своеобразие американского «неожурнализма»? Можно ли его сопоставить с современными журналистскими расследованиями?

3. Каковы истоки и своеобразие южного юмора и южной готики?

4. Переводима ли современная русская литература? (на примере «аллюзивного резонанса» прозы В.Аксенова и др.).

  • письменные работы, предусматривающие ответы на следующие вопросы:

Вопросы

  1. Истоки и своеобразие еврейско-американского интеллектуального романа.

  2. «Чувство места» и «чувство времени» в южной традиции.

  3. Антирасистская проблематика южной литературы.

  4. Мифологические и фольклорные основы афро-американской литературы, ее антирасистская проблематика в сопоставлении с южной традицией.

  5. Своеобразие женской афро-американской прозы.

  6. Принципы индеанизма в литературе чиканос.

  7. Истоки родства китайско-американской, индейской и мексикано-американской мифопоэтики.

  8. Трансформации модели азиато-американской идентичности в культуре США.

  9. Своеобразие экологического мироведения литературы коренных американцев.
  • Тест блиц-опрос «Литература и культура США»



Вопросы к зачету.

1. Мифологические и фольклорные основы афро-американской литературы.

  1. Особенности гибридной метафорики азиато-американской литературы.

  2. Мифопоэтика индейской и мексикано-американской традиций.

  3. Основы принципы американского «неореализма» и «контрреализма» (постмодернизма).

  4. Значение творчества Набокова для русской и американской литератур.

  5. Значение русской классики для современной литературы США.




  1. тематика и перечень курсовых работ и рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены учебным планом

  1. УЧЕБНО-Методическое обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ


а) основная литература:

1.Бутенина, Е.М. Современный роман США: учеб. пособие.- Владивосток: Изд-во Морского ун-та, 2010.

2.Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие.- Москва: Академия, 2008.

3. Позднякова, Л.Р. История английской и американской литературы: учеб. пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
б) дополнительная литература:

  1. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и постмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. Учеб. пособие / Под. ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высшая школа, 2001.

  2. Венедиктова Т.Д. Литература США после 1945 года // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др.; Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высш. Шк., 1996.

  3. Западное литературоведение ХХ века. Энциклопедия. М.: Интрада, 2004.

  4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2001.

  5. Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США. Тургенев Толстой, Достоевский и Америка. М.: Наука, 1987.

  6. Толмачев В.М. Становление американского литературного сознания в ХХ веке // Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г.Андреев, А.В.Карельский, Н.С.Павлова и др.; Под ред. Л.Г.Андреева. – М.: Высш. Шк., 1996

  7. Писатели США. Краткие творческие биографии. М., 1990

  8. Писатели США о литературе. М.: Прогресс, 1982.

  9. Murfin, Ross. Ray, Supryia M. The Bedford Glossary of Critical and Literary Terms. – New York & Boston: Bedford Books, 1997.

  10. VanSpanckeren, Kathryn. Outline of American Literature. Published by the U.S. Department of State, 1994.

  11. Peck, David. American Ethnic Literatures. An Annotated Bibliography. – Pasadena, CA: Salem Press Inc., 1992.

  12. Борышнева Н.Н. Поэтика романов Джона Гарднера (роль средневекового компонента в становлении романного мышления): Дис. ... канд. филол. наук: Н. Новгород, 2004.

  13. Галинская ИЛ. Загадка Сэлинджера // Загадки известных книг — М.: Наука, 1986.

  14. Гарднер Дж. О моральной ответственности литературы // Писатели США о литературе. В 2-х т. – М.: Просвещение, 1982. – Т.2. – С.388-398.

  15. Генис А. Вавилонская башня. Искусство Настоящего времени // Иностранная литература. – 1996. - № 9. – с.206-251.

  16. Генис А. Билет в Китай. – СПб.: Амфора, 2001.

  17. Елистратов В. Рецензия Н. Скотт Момадэй. Диалоги медведя с богом // Знамя. – 2006. – № 4.

  18. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. – М.: Худ. лит-ра, 1973.

  19. Зверев А.М. Энигма // Иностранная литература. – 1996. - № 3. – с. 209-213

  20. Киреева Н.В. Между элитарным и массовым: Новые стратегии писательского поведения и жанровая поэтика постмодернистской литературы США. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.

  21. Кузнецов С. Обучение хаосу // Иностранная литература. – 1996. - № 3. – с. 223-229
  22. Лаврентьев А.И. «Черный юмор» в американском романе 1950-1970-х гг. : Дис. ... канд. филол. наук: Ижевск, 2004


  23. Малахов В.С. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. - 1997. - № 11. – с.171-174

  24. Ошеров В. Что случилось с «плавильным котлом»? // Новый мир. – 2001. - № 11. – с. 143-149

  25. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века. – М.: ИМЛИ РАН «Наследие», 2000

  26. Тлостанова М.В. Эра Агасфера, или Как сделать читателей менее счастливыми // Иностранная литература. – 2003. - № 1. – c. 238 -251. Толкачев С.П. Мультикультурный контекст современного английского романа // Филологические науки. – 2002. - № 4. – с.23-33

  27. Чхартишвили, Г.Ш. Но нет Востока и Запада нет. О новом андрогине в мировой литературе // Иностранная литература. – 1996. - № 9. – с.254-263.

  28. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М.: ИМЛИ РАН, 2002.

  29. Шаховцева Е.А. Современная женская проза Юга США: Гендерный аспект. Монография. – Владивосток: Изд. Дальневост. ун-та, 2003.


Интернет-ресурсы:

  1. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: Учебное пособие / В.А. Коханова, М.П. Жигалова, Е.Ю. Колышева; Под ред. В.А. Кохановой. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 248 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=320740

  2. Зарубежная литература XX века (1940 - 1990-е годы). Практикум: Учебное пособие / Т.В. Лошакова, А.Г. Лошаков. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 328 с. http://znanium.com/bookread.php?book=247737

  3. Концептосфера худ.произв.и средства ее объективации в переводе (на мат.романа Ф.С.Фицджеральда "Великий Гэтсби" и его переводов на рус.яз.): Моногр./ Н.В.Александрович - М.: Флинта:Наука, 2009 - 184с. http://znanium.com/bookread.php?book=217303




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 5
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 2
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconУчебной дисциплины пс рпуд / рабочая программа учебной дисциплины...
Целью дисциплины является получение знаний о правовом регулировании частноправовых отношений международного характера
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 3
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Современный американский роман» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск