Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки





Скачать 126.69 Kb.
НазваниеКонкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки
Дата публикации11.12.2014
Размер126.69 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс


Общеобразовательное учреждение

Алексеевская муниципальная средняя общеобразовательная школа

Благовещенского района Алтайского края

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени»

Номинация «Он похож на свою Родину»

Душа его – Сростки






Выполнили:

ученица 10 класса

Марченко Евгения Александровна

08. 09. 92

с. Алексеевка

Благовещенского района

Алтайского края,

ученица 10 класса

Черных Елена Олеговна

09. 10. 92

с. Алексеевка

Благовещенского района

Алтайского края
Руководитель

Ноздрина Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы

с. Алексеевка

ул. Центральная, 55

Благовещенского района

Алтайского края

8-385-64-25-7-74

с. Алексеевка

2009 г.

Оглавление

Введение 3

1. «Мое ли это – моя родина… Мое!...» 4

2. Многообразие характеров шукшинских героев 7

3. Нет ничего дороже родины и матери 9

Заключение 11

Список литературы 13

Введение

«Василий Шукшин – национальное достояние России. Оттого насколько достойно мы к его юбилею подойдем, зависит многое… Речь идет не о проведенных для галочки мероприятиях, которые тут же забываются, а о смотре нашей готовности к дальнейшему развитию. Я имею в виду не только и не сколько социально-экономическое развитие региона, но способность каждого к духовному совершенствованию. Ведь шукшинский юбилей – очень хороший повод привести в порядок свой двор, свой дом, свою душу» (Александр Карлин, губернатор Алтайского края, «Шукшин – это Алтай», журнал «Алтай», №1 2009г., с.3)

Эти слова стали отправной точкой нашей работы по изучению творчества В.М. Шукшина.

Цель работы – понять, проследить, изучить - какое место занимает «малая родина» в творчестве, жизни Василия Макаровича.

«Малая родина» дарует человеку жизнь, питает его, дает ему возможность свободно дышать, идти к намеченной цели, но и сурово спрашивает за все содеянное: в порядке ли дом, душа.

«Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих творчеству писателя, кинорежиссера, актера Шукшина. Опыт и мудрость земляков, любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, нес В.М. Шукшин в душе до последнего часа.

1. «Мое ли это – моя родина… Мое!...»




Родина

Опять стою в пажити остожной.

И к родине сквозь хмарь и даль версты

Тянусь рукой – бродячей и безбожной –

Пригладить истомлённые черты.

И снова потрясаюсь невозможной

Некрасоте родительских полей;

Её любви в накидке придорожной

Из серебра осин и тополей.

Но, счастья и укора не тая,

Глядись в глаза мне синью осторожной,

О родина прощальная моя!

Ведь всё равно – ликуя ли, скорбя,

С любовью ножевой, в тоске острожной,-

я всё равно погибну за тебя.

В. Устинов



«… Моё ли это – моя родина, где я родился и вырос! Моё. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько…

Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками - оно моё, оно – я. Не стану же я объяснять, кому бы то ни было, что я есть на этом свете, пока это, простите за неуклюжесть, факт.

Родина… я живу с чувством, что когда–нибудь я вернусь на родину навсегда.

Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть ещё куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. И какая – то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая – то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови.

Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу»

Василий Шукшин родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Детство не баловало Василия Макаровича, как и многих его сверстников по Сибири, да и по всей стране тоже. Приходилось переносить и голод и холод. Всё добывать «собственным горбом» до конца жизни. Книгу Василий Шукшин полюбил с детства. С двенадцати лет мальчику взрослые помогали в выборе чтения. Сначала преподававшая в школе ленинградская учительница, которая в войну оказалась в Сростках. У Васи Шукшина обнаружилась сильная любовь к книгам, а учился он плохо, мать это никак не могла принять.

Любимым местом в Сростках у Василия был талицкий березняк, где он проводил большую часть своего свободного времени. В 1943 г. Он окончил сельскую семилетку, некоторое время учился в Бийском автотехникуме, но позже бросил. В 1946 г. решил, что надо обретать себя и ушёл из деревни.

« Мне было семнадцать, когда я ушёл. Уходил рано утром. Надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного родного или просто знакомого. Было тоскливо и немного страшновато. Мать проводила за село, перекрестила на дорогу и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая, а я мог уйти. И ушёл…»

Ушёл Василий Шукшин из Сросток на несколько лет. Вернулся он в любимое село только после армии. Мать хотела, чтобы он выучился на доктора. «Сразу все Сростки зауважают», - сказала она. На что ей Василий ответил: «Здесь меня вспомнят ещё не раз. А cвои Сростки я никогда не забуду. Без них нет меня».

В Сростках он встретил свою первую любовь – Машу Шумскую. После возвращения его на родину в 1953 году Мария и Василий сыграли свадьбу. В этом же году он поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5 – 7 классов, преподавал он русский язык и литературу и одновременно исполнял роль директора.

В 1955 году он уехал покорять Москву.

«Уехал я, но Сростки помнил всегда. Иногда закрою глаза, а они у меня в глазах стоят. И даже с открытыми глазами я всё равно вижу их… И чем объяснить, даже не знаю. Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил я из этой жизни, которую прожил на родине в те свои годы, в какие память наша, особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что её поразило, то я должен выразить громоздко и несколько неопределённо, хотя для меня это точность и конкретность полная: я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни.»

Василий Макарович много раз был за границей, но Россию и свои Сростки помнил каждую секунду. За рубежом он вёл дневник, в котором каждая запись заканчивалась так: «Вот вернусь в Сростки и заживу той, моей жизнью!» Эти строки говорят о том, что Шукшин не представлял свою жизнь без этой деревушки. Пусть там нет такой высокой цивилизации, как в городах зарубежья, и единственное средство передвижения – лошадь, пусть там один телефонный аппарат на всё село, а музыкальный инструмент – гармошка, но там есть то, чего нет нигде – «его жизнь».

2. Многообразие характеров шукшинских героев

О своей родине – Сростках он пишет рассказы, снимает замечательные фильмы. Богато многообразие характеров шукшинских героев, но есть одна любопытная разновидность людей, душа которых всегда неспокойна, тоскует и томится. Эти люди обязательно чем-то неудовлетворенны, вечно чего-то ищут и совершают на своём пути смешные и невероятные чудачества. В 1968 году Шукшин писал: «Герой нашего времени - это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живёт его время, правда этого времени». Писатель здесь не случайно заговорил о правде, ибо на Руси из покон веков о ней бесстрашно говорили шуты или юродивые, люди не от мира сего, с чудинкой. Шукшинские «чудики» это почти всегда правдоискатели, которые идут до предела, до грани в своих поисках и порой остаются в одиночестве на своём пути. Таков один из писательских персонажей - Чудик, герой одноимённого рассказа, человек, про которого без преувеличения можно сказать - «22 несчастья»: «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но, то и дело влипал в какие-нибудь истории - мелкие причём, но досадные». Причины его фатальной невезучести - в постоянном стремлении помогать и приносить радость людям: то он ищет хозяина обронённой «пятидесятирублёвки», которая ему самому и принадлежит, то помогает соседу по самолёту найти выпавшую вставную челюсть, но наталкивается на грубость и ругань, то ссорится с женой своего брата.

В каждом уголке нашей страны свои обычаи и традиции. В деревне каждый привык помогать друг другу, заботиться друг о друге. Вот об этой заботе Шукшин и пишет в своём произведении «Жена мужа в Париж провожала». В этом рассказе Колька (главный герой), отслужив в армии, женится в Москве и связывает себя с семьёй оголтелых стяжателей. Он ощущает, что положение, в котором он оказался, - «это что–то нелепое, постыдное, мерзкое». Но выхода найти не в состоянии: «думал днём, думал ночью. И ничего не мог придумать, только травил душу, и хотелось выпить. В этот момент он хотел забыться, уйти от общества и подумать, а не ошибся ли он в выборе жизненного пути. А отвлечься от всего можно только в тишине на природе. Колька говорит такие слова: «Было бы у меня то место, куда можно всегда вернуться за поддержкой и помощью, услышать то, чего не слышу здесь от жены и тёщи». Автор показывает, что душевное успокоение должно быть у каждого и возможно оно только в тишине, на родине, как в Сростках. В своих произведениях Шукшин говорит о проблемах и заботах деревни. Почему? Да потому, что его родина – деревня.

Рассказы являли вереницу жизненных эпизодов, драматизированных сценок, внешне напоминавших ранние чеховские рассказы с их не натужностью, краткостью («короче воробьиного носа»), стихией без­злобного смеха. Персонажами Шукшина стали обитатели сель­ской периферии, незнатные, не выбившиеся «в люди», — одним словом, те, кто внешне, по своему положению вполне соответст­вовали знакомому по литературе XIX века типу «маленького человека».

Шукшинский герой, живущий в деревне и занятый привычной, по-деревенски монотонной рабо­той, не может и не хочет раствориться в сельском быту «без остат­ка». Ему страстно хочется хоть ненадолго уйти от обыденности, душа его жаждет праздника, а неспокойный разум жаждет «высшей» правды. Уйти от обыденности Шукшин мог только на своей родине. Эта тишь леса, шум речки, завораживающий голос птиц, то, о чём мечтает каждый человек. Такие произведения, как у Шукшина, могут родиться только от единения с природой. Русский человек в изображении Шукшина — человек ищу­щий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любя­щий удивляться и удивлять.

В 1972 году появляется произведение, принёсшее Василию Макаровичу всенародную известность, - «Калина красная». В этой киноповести автор чётко показывает человека, истосковавшегося по родине. Егор Прокудин ждёт встречи с родными местами, переживает: «Ах, как трепещет сердце… сейчас выпрыгнет… боже, как я скучал по каждому брёвнышку в доме, по каждому писку здешней мухи. Вот оно…». Шукшин также переживал и ждал встречи с родной деревней. Писатель рассказывает то, что у него на душе. Иногда ты не можешь сказать кому–то что-то сокровенное, а так хочется высказаться, да так, чтобы поняли. Шукшин высказывается в своих произведениях.

Душа человека в современном мире, душа, жаждущая волеизъявления чувств, открытая и трепещущая, высокая по своей непосредственности и естественной потребности в доброте и братстве, - такова внутренняя тема Шукшина в произведении «Живёт такой парень». Главный герой по замыслу писателя – человек добрый, думающий, «но несколько стихийного образа жизни человек», руководствующийся в своих поступках непосредственным чувством, игрою живого ума, остро реагирующий на бездушность и духовный застой. Пересаженное растение плохо уживается на новом месте. Так и человек чувствует тягу к родине, к дому, к знакомым пейзажам.

3. Нет ничего дороже родины и матери

Шукшин часто сравнивал чужбину с родиной. Через это сравнение мы понимаем, что для Василия Макаровича нет ничего дороже родины и матери. Он считал, что человек всю жизнь несёт ответственность за свою родину. Даже те, кто уехал, «нахватался» умных слов, научился недовольно морщить лоб, целовать руки женщинам всё равно будет помнить то место, откуда выпорхнул.

В интервью журналу «Советский экран» (1968 год) Василий Макарович вполне определенно сказал, что де­ревня означает для него «не только тоску по лесной и степной благодати, но и по душевной непосредственно­сти». В одном из писем к матери он писал: «Любимая моя мамулечка, как там Сростки? Новых домов не построили или только старые сломали? Читал о Сростках в газете! Такая гордость взяла, что я там вырос. Знаешь, я тоже обязательно напишу статью о них в «Городской вестник», расскажу о людях, природа там конечно красивая, заслуживает уважения, чтобы и о ней сказали; но человечество сейчас волнует духовность. Она есть у нас в деревне! Пусть все знают, что моя родина много стоит. Душевная открытость есть и в городе, но рядом с землей она просто заметнее. Ведь в деревне весь че­ловек на виду. Вот почему все мои герои живут в де­ревне».

Шукшин создавал характеры героев, мироощущение которых только «перевоплотилось», но ещё не начало укладываться в иные жизненные формы. С годами оценки этих героев автором становились всё четче. Так он всё и в жизни сравнивал, понимая, что «своя копейка лучше заезжего рубля». Эту фразу сказал один из его героев, который не мог понять, почему человек тянется ко всему новому. «Неужели, чтобы понять, что лучше, нужно много раз ошибаться и сравнивать, давать оценки самому себе. И видно я не исключение». Так Шукшин говорил и о своей жизни. Понимал, что чем больше он сравнивает свою родину с нынешним местом проживания, тем любимее и дороже она становится для него. «А всё-таки необычный в Сростках, нет – не грязный, он – живой»

Живительным источником творчества Шукшина стала деревня, в особенности родные Сростки на Алтае. «То ли память о молодости цепка, то ли ход мысли таков, но всякий раз размышления о жизни приводят в село. Ка­залось бы, там в сравнении с городом процессы, проис­ходящие в нашем обществе, протекают спокойнее, не так бурно. Но для меня именно в селе острейшие схлесты и конфликты, — делился своими мыслями писатель. — И само собой как бы возникает желание сказать свое слово о людях, которые мне близки. Да, молодежь уходит из села — уходит от земли, от родителей. От всего того, что ее вспоило, вскормило и вырастило... Процесс этот сложный, я не берусь судить, кто здесь виноват (и есть ли виноватые-то?). Однако глубоко убежден, что какую-то долю ответственности за это несем и мы, деятели ис­кусства».

Когда Шукшин посещал родное село, то говорил: «Сростки связывают мои мысли и чувства в единый узел. Только здесь я могу забыть о всех проблемах, тяготах, отдохнуть от «толкотни» жизни».

А в скольких письмах к матери он размышлял о будущем Сросток! Он переживал за них всем сердцем, чувствовал боль от разлуки. Может поэтому, когда мы говорим о Шукшине, то сразу же вспоминаем Сростки.

Заключение

«Я долго стыдился, что я из деревни и что моя деревня чёрт знает где – далеко. Любил её молчком, не говорил много. Служил действительную, как на грех, во флоте, где в то время, не знаю, как теперь, витал душок некоторого пижонства: ребятки в основном все из городов, из больших городов, я и помалкивал со своей деревней. Но потом – и дальше в жизни – заметил: чем открытее человек, чем меньше он чего-то стыдится или боится, тем меньше желания вызывает у людей дотронуться в нем до того места, которое он бы хотел, чтоб не трогали. Смотрит какой-нибудь ясными-ясными глазами и просто говорит: «Вяцкий». И с него взятки гладки. Я удивился, до чего это хорошо, не стал больше прятаться со своей деревней. Конечно, родина простит мне эту молодую дурь, но впредь я зарекся скрывать что-нибудь, что люблю и о чем думаю. То есть нельзя и надоедать со своей, но как прижмут – говорю прямо.

Родина… и почему же живет в сердце мысль, что когда-нибудь я останусь там навсегда? Когда? Ведь не похоже по жизни-то… отчего же? Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива – и я буду счастлив!»

Метели над землей отголосили,

В цвету калина тонет, как в снегу…

Я Шукшина представить без России,

Как без него Россию, не могу.

А за селом гармонь вздыхала где-то,

Осенний ветер щеки холодил…

В последний раз он уходил с Пикета,

Не зная, что в бессмертье уходил.

В поклоне тихом замерли березки,

Уснули пчелы, налетавшись всласть…

Он не придет, он не вернется в Сростки,

Где мать его ждала – не дождалась.

И где о нем Катунь истосковалась,

О, как она звала его сюда!..

Промчалась жизнь, как по небу промчалась

Живая, негасимая звезда.

А странные опять приходят люди,

Чтоб посидеть с ним рядом, покурить

О том, что было и о том, что будет

Неспешно с земляком поговорить.

Метели над землёй отголосили,

В цвету калина тонет, как в снегу…

Я Шукшина представить без России,

Как без него Россию не могу…
Литература

1. Горн В. «Шукшинские чтения»

2. Коробов В. «Василий Шукшин»

3. Кудинов И.П. «Алтай без Шукшина»

4. Материалы из сети Интернета

5. Статьи из газет


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс проводится ежегодно и включает в себя защиту исследовательских...
«Отечество», в рамках которого 9 ноября в районном Доме детского творчества состоялся конкурс исследовательских краеведческих работ...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconМежрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских...
Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКомитет образования
Победы в Великой Отечественной войне», а также в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений в рамках движения «Отечество»,...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс «Добрая дорога детства «(в течение года) Конкурс историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки icon«Самолеты истребители в Великую Отечественную войну». Узнав о конкурсе...
Илья, обучающийся 6 класса Мехонской средней общеобразовательной школы, победитель Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы»
Краевой конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек и война. Цена Победы» (в рамках шестого Всероссийского исторического...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс творческих и исследовательских работ «Душа моего народа»
Способствовать сохранению этнокультурного многообразия и самобытности народов уникального поликультурного региона многонациональной...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconГубкинского городского округа
Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного Году российской истории», в целях активизации работы туристско-краеведческих...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconМинистерство образования и науки российской федерации дальневосточный федеральный университет
Конкурс творческих и исследовательских работ «Душа моего народа» проводится среди школьников и студентов образовательных учреждений...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconНа какого сказочного персонажа я хотел бы быть похож?
В четвертых, Иван показал себя смелым юношей, готовым на подвиги за свою Родину. Родина для человека как мама, её нужно любить и...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс эколого-краеведческих проектов «Живая душа природы»
Будет построена на теоретическом материале с обсуждениями (20% времени), а также на практических занятиях (80% времени)
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconИтоги XVIII муниципального этапа краевого конкурса исследовательских...

Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги»
Михаил Александрович Шолохов — русский советский писатель, автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», неоконченной эпопеи «Они...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Ступени» Номинация «Он похож на свою Родину» Душа его Сростки iconКонкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов...
Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск