Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 181.53 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации14.12.2014
Размер181.53 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДВФУ


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

(Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ)

Заведующая (ий) кафедрой

_культурологии и искусствоведения__

(название кафедры)

Руководитель ОП







_____________ __Дударенок С.М..____

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ __Малинина Н.Л.___

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«__29___»___августа____2012_г.

«__29__»__августа___2012__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
033000.68 - Культурология
Форма подготовки – Очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс II семестр III

лекции 6 час

практические занятия 20 час

лабораторные работы 2 час

всего часов аудиторной нагрузки 28 час

самостоятельная работа - 116 час

курсовая работа 3 семестр

экзамен III семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения ДВФУ «___29___» ___августа__ 2012 г.

Заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ: канд. философ. наук, доцент  Малинина Н.Л.

Составитель: канд. культурологии, доцент кафедры культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ Ломова Т.Е.

Оборотная сторона титульного листа РУПД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__29___» ____августа_ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ _Н.Л. Малинина_________________

(подпись) (и.о. фамилия)


II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОП), в модульной структуре ОП

Дисциплина «Исследование культуры в современном мире» включена в базовую часть профессионального цикла(М2.Б.3.) ОП по направлению 033000.68 – магистр культурологии.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Исследования культуры в современном мире», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История и методология изучения культуры», «Современные исследования культуры в России», «Информационные технологии в изучении культуры».

Дисциплина «Исследования культуры в современном мире» является основой для изучения таких дисциплин как «Современные техники анализа текстов культуры», «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям».

Содержание дисциплины излагается путём выделения проблемных областей и основных направлений в научном исследовании современной культуры за рубежом, их анализа и выявления специфики.

В процессе освоения дисциплины наибольший акцент сделан на работе студентов с первоисточниками – работами зарубежных исследователей в области культуры, что, несомненно, способствует развитию навыков их самостоятельной исследовательской работы.

Цель изучения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Исследования культуры в современном мире» является формирование представлений об основных направлениях исследований культуры в зарубежном научном пространстве социально-гуманитарного знания второй половины XX – начала XXI в., а также осмысление его концептуального содержания и специфики.

Задачи:

1. Ознакомить студентов с основными направлениями культурных исследований за рубежом и их спецификой.

2.сформировать у студентов представление о теоретико-методологической основе и принципах культурных исследований.

3.Ознакомить студентов с научной деятельностью известных современных зарубежных исследователей культуры.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

Общекультурные компетенции:

  • Способность свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения (ОК- 3);

  • способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК – 5);

  • способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК – 7).

Выпускник должен также обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • способность применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; владение теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов и практик (ПК-2);

  • готовность использовать углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских, научно-практических и прикладных задач (ПК – 3);

  • способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их – с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта (ПК-4);

  • способность выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК – 17);

  • способность к созданию и реализации социально-культурных программ в системе массовых коммуникаций (ПК-19);

  • готовность к педагогической и воспитательной деятельности в государственных и негосударственных образовательных учреждениях и организациях (ПК-22).

  • готовность к планированию и реализации образовательно-воспитательной работы; владение навыками разработки образовательных программ (ПК-25).

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

- иметь представление:

об истории культурологии и ее месте в современном гуманитарном знании; о сущности культуры, ее структуре и основных функциях; о языках культуры, роли знаков и символов в культуре; о генезисе и динамике культуры;

- знать: предмет, основные категории и понятия теории и методологии культуры; сравнительную историю культурологических учений, роль культурологии в решении

глобальных проблем.

- уметь: свободно ориентироваться в подходах, теориях, школах мировой и отечественной

культурологии; различать типы культур, типы культурно-исторического наследования и способы

трансляции культурной информации; свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из

иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; иметь навыки использования полученных знаний для анализа современной социокультурной ситуации, уметь делать прогнозы и принимать решения.
i.СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема1. Символическая философия культуры и ее методология – 2ч

  1. Культура как символическая реальность

  2. Символические дефиниции культуры

  3. Семиотический метод исследования культуры

Тема 2. Основные подходы к массовой культуре – 2ч

  1. Социальные основания массовой культуры

  2. Соотношение массовой, традиционной и элитарной культуры

  3. Проблема идентичности в современной культуре


Тема 3. Психологические методы исследования культуры – 2ч

  1. Психоанализ (З. Фрейд) и новый поворот в исследованиях культуры

  2. Постфрейдизм и отличие от учения Фрейда в интерпретации культуры

  3. Архетипика К.Г. Юнга и прогресс в исследовании культуры


II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Марксистский и неомарксистские подходы к исследованию культуры ХХ века. 2ч.

  1. А.Грамши и социальная теория Франкфуртской школы.

  2. Значение для методологии культуры: Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Э.Фромм, Ю.Хабермас.

  3. Социально-историческое «измерение» культуры.

  4. Идеология и культура: способы изучения их взаимодействия.


Занятие 2. Архетипический метод исследования 2ч.

1. Отличие концепции К.Г. Юнга от концепции З. Фрейда. Архетипы и архетипические образы

2. Отношение аналитической психологии к художественному произведению

3. Архетипы в русской литературе

a) А.С. Пушкин

b) Н.В. Гоголь

c) Ф.М. Достоевский

d) Л.Н. Толстой
Занятие 3. Применение синергетического подхода к анализу культуры (2 час)

  1. Синергетика как метанаука, междисциплинарный подход, методология исследований. История синергетических исследований.

  2. Ведущие принципы синергетического подхода. М.С. Каган о применении синергетического подхода в философии культуры.

  3. Сопряжение структурно-синхронического и генетически-диахронического подходов к изучению культуры как парадигмальный принцип современного научного мышления.


Занятие 4. Московско-тартусская школа и ее вклад в методологию культуры. 2ч.

  1. Содержание семиотического подхода к исследованию культуры и его модификации.

  2. Ю.Лотман. Вяч.Иванов. Е.Мелетинский. Б.Успенский. В.Топоров. – особенности семиотического подхода.

  3. Проблемы моделирования истории русской культуры.


Занятие 5. Литературоведческие методы исследования 2ч.

1. Биографический и культурно-исторический методы

2. Компаративистика

3. Социологический и психологический методы

4. Герменевтический метод

5. Формальный и структурный методы

Занятие 6. Историческая антропология: танатологический анализ культуры 2ч.

1. Ментальность и смерть: параметры отношения

2. Модели отношения к смерти

a) «смерть прирученная»

b) «смерть своя»

c) «смерть далекая и близкая»

d) «смерть твоя»

e) «смерть перевернутая»

3. Отношение к смерти в различных религиях

a) буддизм

b) ислам

c) христианство

Занятие 7. Социологические методы исследования 2ч

1. Понятие выборки: типы и методы

2. Программа социологического исследования

3. Методика составления и анализа анкеты

4. Опросные методы. Виды интерьвью

5. Неопросные методы. Наблюдение и эксперимент

Занятие 8. Теория культуры - Социокультурное развитие: прогностика (2час)

Цель занятия: выявить технологию составления прогнозов

Задание:

Анализ текста статьи А Флиера Какой будет культура XXI века: аналитический прогноз.// Обсерватория культуры. 2010 №4 С.27-31

Цель занятия: выявить технологию составления прогнозов
Занятие 9. Проблема идентичности в современной культуре(2час)

1.Проблема «свой - чужой» как основа для процессов идентификации в культуре

2.Исследования этнической идентичности и ее роли в жизни современного человека

3.Исследования гендерной идентичности

4.Исследования профессиональной идентичности

5.Исследования субкультурной идентичности

Занятие 10. Семиотический (структурно-семиотический) метод в исследовании культуры (2 часа).

План:

  1. Необходимые и достаточные условия семиотического анализа текстов культуры.

  2. Основные категории и понятия семиотического метода в исследовании культуры.

  3. Семиотическая традиция рассмотрения культуры как текста.

  4. Роль оппозиций и антиномий в анализе семиотических систем культуры.


Лабораторная работа №1. Психоанализ как метод исследования 2ч

Задание: составить аналитические таблицы по каждому автору и предложенной схеме.

1. Анализ художественного произведения в работе З. Фрейда «Мотив выбора ларца»

a) Ларцы как символы

b) Мотив молчания

c) Образ судьбы

2. Психофизиологические основы творчества (по В.Н. Топорову)

a) Проблема изоморфизма планов

b) «Морской» комплекс и «океаническое чувство»

c) Образы неба, степи, дна, берега

3. Оценка психоанализа в работе И. Григорьева

4. Оценка психоанализа в работе Ж. Старобинского
III.  контроль достижения целей курса

Вопросы к экзамену

1. Причины возрастания интереса к культурной проблематике в эпоху постсовременности.

2. Осмысление постмодерна и постмодернизма в трудах зарубежных исследователей как попытка культурной рефлексии.

3. Исторические предпосылки возникновения «Культурных исследований» в Великобритании.

4. Теоретические предпосылки британских «Культурных исследований» (теории культуры Томаса Элиота и Фрэнка Ливиса).

5. Вклад Герберта Хоггарта и в развитие британских «культурных исследований».

6. Концепция «обыденной культуры» Реймонда Уильямса и Эдварда Томпсона.

7. Приоритетные исследовательские области и проблемные поля современных британских «Культурных исследований».

8. Исследование проблемы культурных репрезентаций в трудах Стюарта Холла.

9. Специфика национальных проектов «Культурных исследований»: парадигмы и практики (США, Франция, Германия, Австралия, Канада и др.).

10. Интерпретация понятий «массовая культура» и «популярная культура» в работах зарубежных исследователей.

11. Вклад представителей Франкфуртской школы в изучение массовой культуры (Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно).

12. Концепции популярной культуры Рэя Брауна и Стюарта Холла.

13. Концепция культуры и масс-медиа Пьера Бурдье.

14. Предпосылки возникновения гендерных исследований.

15. Гендерный подход как способ изучения социальной реальности.

16. Интерпретация понятия «гендер» в трудах зарубежных исследователей.

17. Концепция гендерного дисплея Ирвина Гофмана.

18. Концепция визуального удовольствия и визуального насилия Лауры Малви и Терезы де Лауретис.

19. Социальный конструктивизм как один из подходов изучения социальной реальности.

20. Исторические предпосылки возникновения мультикультурных исследований.

21. История возникновения и основная проблематика «Black Studies» и «Etnic Studies».

22. Новые когнитивные и социальные ресурсы для «Культурных исследований» в XXI в.
IV. тематика И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И рефератов
Темы курсовых работ:

1. Постмодернизм как интерпретация современной культуры.

2. Децентрация субъекта как проблема современности.

3. Вклад Пьера Бурдье в исследование современных масс-медиа.

4. П. Бергер и Т. Лукман как основоположники социального конструктивизма.

5. Концепции популярной культуры Р. Брауна и С. Холла: сравнительный анализ.

6. Гендерный подход как способ изучения социальной реальности.

7. История возникновения гендерных исследований.

8. Исторические и теоретические предпосылки гендерных исследований.

9. Исследование маскулинности как одно из направлений гендерных исследований.

10. Мультикультурные исследования: парадигмы и практики.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Массовая культура: современные западные исследования / Отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой. – М.: «Прагматика культуры», 2005. – 339 с.

  2. .Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии. – Спб.: Алетейя, 1998. – 160с.

  3. Маньковская, Н. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н. Маньковская. - М.-СПб. Центр гуманитарных инициатив - Университетская книга, 2009г. - 495с.

  4. Доманска, Э. Философия истории после постмодернизма / Э. Доманска. - .М.: Канон , Реабилитация, 2010. – 400с.

  5. http://www.twirpx.com/file/821748/ - Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон. . - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 192 с.

  6. http://www.twirpx.com/file/737755/ - Роганова, И.С. Актуализация постмодернистской парадигмы в культуре XX века (на примере немецкоязычной литературы). -  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии.
    Специальность 24.00.01 – теория и история культуры / И.С. Роганова. -
    М.: «Столичный институт иностранных языков», 2010. - 56с.

  7. http://znanium.com/bookread.php?book=320792Пименова, М.В. Концептуальные исследования. Введение: Учебное пособие / М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 176 с.


Дополнительная литература

  1. Козловски П. Культура постмодерна / Пер. с нем. Л. В. Федоровой, Ф. Н. Фельдмана, М. Н. Грецкого, Л. В. Сувойчик. - М.: Республика, 1997. - 240 с.;

  2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  3. Черёмушкина Е.Ф. Истоки и становление проекта британских «культурных исследований». Автореф… Дисс.канд. культурологии. Саранск, 2009. 19 с.


  4. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. – Минск: Пропилеи, 2000. – С. 7 – 28.

  5. Гендерные исследования (любые статьи зарубежных исследователей по выбору). – 1998 – по настоящее время.

  6. http://read.newlibrary.ru/read/avtor_neizvesten/page0/zhurnal_rossija_v_xxi_veke__teoreticheskie_raboty_v_oblasti_gendernyh_.html - Россия в XXI веке. Теоретические работы в области гендерных исследований / Ред. Л.Д. Ерохина. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 181 с. [Режим доступа]: 

  7. Бауман. З. Социологическая теория постмодерна // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 48 – 51.

  8. Бовоне Л. К проблеме постмодерна: тенденции развития общества и социологии // Контексты современности – II: Хрестоматия / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – С. 42 – 47.

  9. Михаловски Р.. (Де)конструкция, постмодернизм и социальные проблемы: факты, фикции и фантазии в условиях «конца истории» // Контексты современности – II: Хрестоматия / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – С. 175 – 185.

  10. Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 83 – 87.

  11. Джеймисон Д. Постмодерная мысль // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 19 – 20.

  12. Тёрнер Б.. Массовая культура, различие и стиль жизни // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 157 – 161.

  13. Массовая культура: современные западные исследования / Отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой. – М.: «Прагматика культуры», 2005. – 339 с.

  14. Холл С. Заметки о деконструкции «популярного» // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 83 – 91.

  15. Беннет Т. Политика «популярного» // Контексты современности – I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия: пер. с англ. и нем. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2000. – С. 152 – 157.

  16. Крото Д. и Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты современности – II: Хрестоматия / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – С. 99 – 107.

  17. МакКуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контексты современности – II: Хрестоматия / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – С. 12 – 16.

  18. Бурдье П. О телевидении // Бурдье П. О телевидении и журналистике / Отв. ред. и предисл. Н.А. Шматко. – М.: «Прагматика культуры», 2002. – С. 17 – 88.

  19. Беннет Т. Теории медиа и теории общества // Контексты современности – II: Хрестоматия / Сост. И ред. С.А. Ерофеев. – 2-е изд., – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. – С. 7 – 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск