Скачать 181.53 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДВФУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 033000.68 - КультурологияФорма подготовки – ОчнаяШкола искусства, культуры и спорта Кафедра культурологии и искусствоведения курс II семестр III лекции 6 час практические занятия 20 час лабораторные работы 2 час всего часов аудиторной нагрузки 28 час самостоятельная работа - 116 час курсовая работа 3 семестр экзамен III семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения ДВФУ «___29___» ___августа__ 2012 г. Заведующая кафедрой культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ: канд. философ. наук, доцент Малинина Н.Л. Составитель: канд. культурологии, доцент кафедры культурологии и искусствоведения ШИКС ДВФУ Ломова Т.Е. Оборотная сторона титульного листа РУПД I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «__29___» ____августа_ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ _Н.Л. Малинина_________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОП), в модульной структуре ОП Дисциплина «Исследование культуры в современном мире» включена в базовую часть профессионального цикла(М2.Б.3.) ОП по направлению 033000.68 – магистр культурологии. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Исследования культуры в современном мире», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «История и методология изучения культуры», «Современные исследования культуры в России», «Информационные технологии в изучении культуры». Дисциплина «Исследования культуры в современном мире» является основой для изучения таких дисциплин как «Современные техники анализа текстов культуры», «Межпредметный семинар по социокультурным исследованиям». Содержание дисциплины излагается путём выделения проблемных областей и основных направлений в научном исследовании современной культуры за рубежом, их анализа и выявления специфики. В процессе освоения дисциплины наибольший акцент сделан на работе студентов с первоисточниками – работами зарубежных исследователей в области культуры, что, несомненно, способствует развитию навыков их самостоятельной исследовательской работы. Цель изучения дисциплины Целью освоения дисциплины «Исследования культуры в современном мире» является формирование представлений об основных направлениях исследований культуры в зарубежном научном пространстве социально-гуманитарного знания второй половины XX – начала XXI в., а также осмысление его концептуального содержания и специфики. Задачи: 1. Ознакомить студентов с основными направлениями культурных исследований за рубежом и их спецификой. 2.сформировать у студентов представление о теоретико-методологической основе и принципах культурных исследований. 3.Ознакомить студентов с научной деятельностью известных современных зарубежных исследователей культуры. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины у студентов формируются следующие компетенции: Общекультурные компетенции:
Выпускник должен также обладать следующими профессиональными компетенциями:
В результате освоения дисциплины магистрант должен: - иметь представление: об истории культурологии и ее месте в современном гуманитарном знании; о сущности культуры, ее структуре и основных функциях; о языках культуры, роли знаков и символов в культуре; о генезисе и динамике культуры; - знать: предмет, основные категории и понятия теории и методологии культуры; сравнительную историю культурологических учений, роль культурологии в решении глобальных проблем. - уметь: свободно ориентироваться в подходах, теориях, школах мировой и отечественной культурологии; различать типы культур, типы культурно-исторического наследования и способы трансляции культурной информации; свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; иметь навыки использования полученных знаний для анализа современной социокультурной ситуации, уметь делать прогнозы и принимать решения. i.СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса Тема1. Символическая философия культуры и ее методология – 2ч
Тема 2. Основные подходы к массовой культуре – 2ч
Тема 3. Психологические методы исследования культуры – 2ч
II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Занятие 1. Марксистский и неомарксистские подходы к исследованию культуры ХХ века. 2ч.
Занятие 2. Архетипический метод исследования 2ч. 1. Отличие концепции К.Г. Юнга от концепции З. Фрейда. Архетипы и архетипические образы 2. Отношение аналитической психологии к художественному произведению 3. Архетипы в русской литературе a) А.С. Пушкин b) Н.В. Гоголь c) Ф.М. Достоевский d) Л.Н. Толстой Занятие 3. Применение синергетического подхода к анализу культуры (2 час)
Занятие 4. Московско-тартусская школа и ее вклад в методологию культуры. 2ч.
Занятие 5. Литературоведческие методы исследования 2ч. 1. Биографический и культурно-исторический методы 2. Компаративистика 3. Социологический и психологический методы 4. Герменевтический метод 5. Формальный и структурный методы Занятие 6. Историческая антропология: танатологический анализ культуры 2ч. 1. Ментальность и смерть: параметры отношения 2. Модели отношения к смерти a) «смерть прирученная» b) «смерть своя» c) «смерть далекая и близкая» d) «смерть твоя» e) «смерть перевернутая» 3. Отношение к смерти в различных религиях a) буддизм b) ислам c) христианство Занятие 7. Социологические методы исследования 2ч 1. Понятие выборки: типы и методы 2. Программа социологического исследования 3. Методика составления и анализа анкеты 4. Опросные методы. Виды интерьвью 5. Неопросные методы. Наблюдение и эксперимент Занятие 8. Теория культуры - Социокультурное развитие: прогностика (2час) Цель занятия: выявить технологию составления прогнозов Задание: Анализ текста статьи А Флиера Какой будет культура XXI века: аналитический прогноз.// Обсерватория культуры. 2010 №4 С.27-31 Цель занятия: выявить технологию составления прогнозов Занятие 9. Проблема идентичности в современной культуре(2час) 1.Проблема «свой - чужой» как основа для процессов идентификации в культуре 2.Исследования этнической идентичности и ее роли в жизни современного человека 3.Исследования гендерной идентичности 4.Исследования профессиональной идентичности 5.Исследования субкультурной идентичности Занятие 10. Семиотический (структурно-семиотический) метод в исследовании культуры (2 часа). План:
Лабораторная работа №1. Психоанализ как метод исследования 2ч Задание: составить аналитические таблицы по каждому автору и предложенной схеме. 1. Анализ художественного произведения в работе З. Фрейда «Мотив выбора ларца» a) Ларцы как символы b) Мотив молчания c) Образ судьбы 2. Психофизиологические основы творчества (по В.Н. Топорову) a) Проблема изоморфизма планов b) «Морской» комплекс и «океаническое чувство» c) Образы неба, степи, дна, берега 3. Оценка психоанализа в работе И. Григорьева 4. Оценка психоанализа в работе Ж. Старобинского III. контроль достижения целей курса Вопросы к экзамену 1. Причины возрастания интереса к культурной проблематике в эпоху постсовременности. 2. Осмысление постмодерна и постмодернизма в трудах зарубежных исследователей как попытка культурной рефлексии. 3. Исторические предпосылки возникновения «Культурных исследований» в Великобритании. 4. Теоретические предпосылки британских «Культурных исследований» (теории культуры Томаса Элиота и Фрэнка Ливиса). 5. Вклад Герберта Хоггарта и в развитие британских «культурных исследований». 6. Концепция «обыденной культуры» Реймонда Уильямса и Эдварда Томпсона. 7. Приоритетные исследовательские области и проблемные поля современных британских «Культурных исследований». 8. Исследование проблемы культурных репрезентаций в трудах Стюарта Холла. 9. Специфика национальных проектов «Культурных исследований»: парадигмы и практики (США, Франция, Германия, Австралия, Канада и др.). 10. Интерпретация понятий «массовая культура» и «популярная культура» в работах зарубежных исследователей. 11. Вклад представителей Франкфуртской школы в изучение массовой культуры (Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Т. Адорно). 12. Концепции популярной культуры Рэя Брауна и Стюарта Холла. 13. Концепция культуры и масс-медиа Пьера Бурдье. 14. Предпосылки возникновения гендерных исследований. 15. Гендерный подход как способ изучения социальной реальности. 16. Интерпретация понятия «гендер» в трудах зарубежных исследователей. 17. Концепция гендерного дисплея Ирвина Гофмана. 18. Концепция визуального удовольствия и визуального насилия Лауры Малви и Терезы де Лауретис. 19. Социальный конструктивизм как один из подходов изучения социальной реальности. 20. Исторические предпосылки возникновения мультикультурных исследований. 21. История возникновения и основная проблематика «Black Studies» и «Etnic Studies». 22. Новые когнитивные и социальные ресурсы для «Культурных исследований» в XXI в. IV. тематика И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И рефератов Темы курсовых работ: 1. Постмодернизм как интерпретация современной культуры. 2. Децентрация субъекта как проблема современности. 3. Вклад Пьера Бурдье в исследование современных масс-медиа. 4. П. Бергер и Т. Лукман как основоположники социального конструктивизма. 5. Концепции популярной культуры Р. Брауна и С. Холла: сравнительный анализ. 6. Гендерный подход как способ изучения социальной реальности. 7. История возникновения гендерных исследований. 8. Исторические и теоретические предпосылки гендерных исследований. 9. Исследование маскулинности как одно из направлений гендерных исследований. 10. Мультикультурные исследования: парадигмы и практики. V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |