Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом по школе
протокол № _____________ № _____________________ «___»___________ 20__ г. от «___»__________ 20__ г.
Рабочая программа
учебного курса «Музыка» в 9а классе основного общего образования
базовый уровень
учитель музыка
Пименова Л.В.
г. Переславль-Залесский
2011 г.
Пояснительная записка
Курс «Музыка в формировании духовной культуры человека» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1 полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура».
Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.
В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи:
Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;
Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства;
Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки;
Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.
Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения;
Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.
Содержание программы
Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе («Вестник образования России», №13, 2004. - С. 50
Строение курса основано на блочно-модульной системе и включает следующие разделы: Предназначение музыкального искусств и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха), любви и ненависти, войны и мира, личности и общества, внутренних противоречий в душе человека и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика музыки и её место в ряду других видов искусств. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод обобщения.
Освоение курса включает различные формы организации: лекции, практикумы с использованием видеофрагментов, организационно-деятельностные игры, дискуссии.
В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальная викторина, творческие задания на развитие ассоциативного мышления и т.д.
В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Искусство как система образных языков», «Человек в мире искусства», «Спасет ли мир красота?», «Искусство XXI века». По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.
Тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Введение
| 1 ч.
| 1
| Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности
| 1 ч.
| Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве
| 5 ч.
| 2
| Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха
| 1 ч.
| 3
| Отражение темы жизни и смерти в музыке.
| 1 ч.
| 4
| Отражение темы войны и мира в музыке.
| 1 ч.
| 5
| Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков
| 1 ч.
| 6
| Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского
| 1 ч.
| Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока
| 6 ч.
| 7
| Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств
| 1 ч.
| 8
| «Золотой век» русского искусства
| 1 ч.
| 9
| А.С. Пушкин и русская музыка
| 1 ч.
| 10
| Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века
| 1 ч.
| 11
| Стилистические особенности западноевропейской музыки.
| 1 ч.
| 12
| Музыкальное путешествие по стилям и направлениям западноевропейской музыки
| 1 ч.
| Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств
| 5 ч.
| 13
| Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства
| 1 ч.
| 14
| Родство лирических образов русских композиторов и художников
| 1 ч.
| 15
| Роль музыки в театральном искусстве
| 1 ч.
| 16
| Роль музыки в киноискусстве
| 1 ч.
| 17
| Обобщающий урок
| 1 ч.
| Итого
| 17 ч.
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9а класса
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Содержание урока
| Музыкальный материал
| Дата
|
Введение
| 1
| Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности
| 1
| Вводный
| Искусство как специфическая форма отражения и обобщения действительности в художественных образах. Многофункциональность музыки как социального вида искусства. Воздействие музыки на внутренний мир человека. Роль музыкального искусства в жизни современного человека.
| 1.Чайковский П.И. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром. 2.Глюк Х. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». 3.Бах И.С. «Шутка».
|
|
Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве
| 2
| Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха.
| 1
| Расширение и углубление знаний
| Нравственно-эстетические темы музыки Баха И.С.: сила и красота человеческого духа и разума, сопереживание и сострадание человеку. Мир образов музыки Баха И.С.
| 1.Вокально-инструментальные произведения: ария альта «Аgnus Dei», «Kyrie eleison» из «Мессы» си минор. 2.Органные произведения: «Токката и фуга» ре минор, органные прелюдии. 3.Оркестровые произведения: «Бранденбургский концерт №1». 4.Клавирные призведения: «Прелюдия и фуга» до мажор из «Хорошо темперированного клавира».
|
| 3
| Отражение темы жизни и смерти в музыке.
| 1
| Комбинированный урок
| Особенности жанра «Реквиема». Трагический конфликт жизни и смерти, человека и судьбы. Музыкальные каноны жанра заупокойной мессы в музыке В.А. Моцарта. «Светский» характер музыки Д. Верди. Характеристика музыкальных образов: грозной, неумолимой силы судьбы и страдающего человечества («Dies irаe» и «Lacrimosa»).
| 1.В.А.Моцарт «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa». 2.Д.Верди «Реквием»: «Dies irаe» и «Lacrimosa».
|
| 4
| Отражение темы войны и мира в музыке.
| 1
| Комбинированный урок
| Современные трактовки жанра «Реквиема»: Б. Бриттена, Д.Б. Кабалевского
| .Д.Б.Кабалевский «Реквием»: «Наши дети», «Помните!».
|
| 5
| Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.
| 1
| Комбинированный урок
| Разочарование в идеалах эпохи Просвещения, стремление к раскрепощению духовных сил человека, к высшим законам справедливости. Трагический конфликт между героем и окружающей его средой.Раскрытие духовного мира человека, обращение к лирико-психологическим образам, тема «лирической исповеди».
| Творчество одного из композиторов по выбору: 1.Шопен Ф. «Революционный этюд», «Прелюдия № 24» ре минор. 2.Шуман Р. Пьесы из цикла «Карнавал» - «Эвсебий» и «Флорестан», «Шопен» и«Паганини», «Киарина» и «Эстрелла». 3.Шуберт Ф. «В путь», «Мельник и ручей» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»;«Шарманщик», «Ворон» из вокального цикла «Зимний путь».
|
| 6
| Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У. Шекспира, С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Трагедия Шекспира - гимн торжествующей любви. Воплощение бессмертного сюжета в музыке (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев). Темы-лейтмотивы увертюры-фантазии П.И. Чайковского. Музыкальные характеристики героев балета С.С. Прокофьева. Сравнение трактовок и музыкального языка Прокофьева и Чайковского.
| 1.П.И.Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2.С.С.Прокофьев. Отрывки из балета «Ромео и Джульетта».
|
|
Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока
| 7
| Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.
| 1
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Храмовое действо как синтез искусств. Понятие духовной музыки. Творцы духовных произведений. Характерные черты духовной музыки. Основные жанры духовной музыки: всенощная, литургия, духовный концерт
| 1.Греческий распев XVII века «Богородице Дево, радуйся». 2.Рахманинов С.В. «Богородице Дево, радуйся», «Херувимская». 3.Духовные концерты Березовского М.С., Бортнянского Д.С.4.В. Гаврилин «Молитва» из симфонии-действа «Перезвоны».
|
| 8
| «Золотой век» русского искусства.
| 1
| Изучение нового материала
| Русская музыка начала 19 века. Творческое содружество «Могучая кучка», характеристика идейных принципов – «художественная правда, красота, народность». Расцвет реализма в русской музыке 19 века (на примере творчества русских композиторов: Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.)
| Музыкальные произведения Бородина А.П., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Чайковского П.И.
|
| 9
| А.С. Пушкин и русская музыка.
| 1
| Закрепление и обобщение материала
| Музыкальность и образность поэтического языка А.С. Пушкина. Вечные темы в творчестве А.С. Пушкина. Воплощение сюжетов А.С. Пушкина в музыке М.И. Глинки, Чайковского П.И., Римского-Корсакова Н.А., Мусоргского М.П., Свиридова Г.В.
| Музыка на сюжеты литературных произведений А.С. Пушкина: отрывки из опер Чайковского П.И. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Золотой петушок», из оперы Мусоргского М.П. «Борис Годунов». Свиридов Г.В. Романсы из цикла «Пушкинский венок». Романсы Глинки М.И., Чайковского П.И.
|
| 10
| Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыкиXX века.
| 1
| Комбинированный урок
| Традиции и новаторство в музыкальном искусстве XX века. Музыкальный язык современности. Творчество Свиридова Г.В., Гаврилина В., Шнитке А., Щедрина Р.
| Гаврилин В. Симфония-действо «Перезвоны». Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Шнитке А. «Concerto grosso №1», «Поток».
|
| 11
| Стилистические особенности западноевропейской музыки.
| 1
| Усвоение новых знаний
| Стилистические особенности западноевропейской музыки. Музыкальное путешествие по стилям и направлениям:
Эпоха Барокко (Бах, Вивальди);
Венская классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен);
Романтизм (Шопен, Лист, Шуман);
Импрессионизм (Дебюсси, Равель).
| Фрагменты музыкальных произведений по выбору: Бах И.С. Произведения по выбору. Вивальди А. «Времена года». Альбиони Т. «Адажио». Боккерини Л. «Менуэт». Гайдн Й. «Симфония № 103». Моцарт В. «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада». Бетховен Л. «Симфония № 9», 4 часть «Ода к радости», «К Элизе». Дебюсси К. «Море», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет».
|
| 12
| Музыкальное путешествие по стилям и направлениям западноевропейской музыки
| 1
| Расширение и углубление знаний
|
|
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств
| 13
| Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.
| 1
| Комбинирований урок
| Ассоциативные связи различных видов искусства. Истоки синкретизма видов искусств в эпоху первобытности. Виды ассоциативных связей:
По принадлежности к исторической эпохе;
По жанровой принадлежности;
По образному единству;
По личным аналогиям и т.д. Выразительные средства музыкального и изобразительного языка.
| Дебюсси К. «Лунный свет», «Облака», «Прелюдии» - картины художников-импрессионистов. Римский-Корсаков Н.А. «Шехеразада», вступление к опере «Садко» - картины художников-маринистов.
|
| 14
| Родство лирических образов русских композиторов и художников.
| 1
| Сообщение и углубление знаний
| Художественный образ как средство отражения жизни и внутреннего мира творца. Тайны художественного образа: условность, абстрактность, обобщенность. Образы природы и России в творчестве русских художников и музыкантов.
| Чайковский П.И. Цикл «Времена года». Рахманинов С.В. «Прелюдии» и «Этюды-картины». Картины русских художников Левитана И.И., Саврасова А.К., Шишкина И.И., Куинджи А.И.
|
| 15
| Роль музыки в театральном искусстве.
| 1
| Комбинированный урок
| Синтетические жанры оперы и балета. Особенности оперы и балета как театрального жанра. Истоки возникновения и история развития жанра оперы. Основные жанры и элементы классического танца. Особенности современного балета.
| Чайковский П.И. Отрывки из опер «Евгений Онегин» или «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро». Щедрин Р. Отрывки из балета «Конек-Горбунок».
|
| 16
| Роль музыки в киноискусстве.
| 1
| Комбинированный урок
| Синтетическая природа современных экранных искусств. История кинематографа.,br>Роль музыки в немом кино. Особенности создания музыки к кинофильмам. Музыка – полноценный компонент драматургии фильма.
| Прокофьев С.С. Музыка к кинофильму «Александр Невский». Петров А.П. Музыка к кинофильму «Жестокий романс». Музыка Дунаевского М., Доги Е. к кинофильмам
|
| 17
| Обобщающий урок.
| 1
| Обобщение полученный знаний
| Защита рефератов и проектных заданий.
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны:
знать/понимать:
Специфику музыки как вида искусства;
Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
Стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
уметь:
Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
УМК
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 кл. М.: Интербук, 2001
Казиник М. Тайны гениев. СПб: ДиАр, 2005
Кошмина И.В. Русская духовная музыка. в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2001
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Региональная программа Ярославской области для 9 класса по предмету «Искусство – «музыка в формировании духовной культуры личности»
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник 6 кл М.: Просвещение, 2006
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник 5 кл М.: Просвещение, 2003
Сергеева Г.П., Кашекова И. Э., Критская Е. Д. Искусство 8-9 классы М. 2008.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.
Энциклопедия для детей. Искусство. Т. 7, ч. 1,2,3. А.,1999.
|