Скачать 333.89 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет Балаковский институт техники, технологии и управления Русский язык и культура речи Методические указания к проведению семинарских занятий для студентов направления (521100) /специальности (040101.65) «Социальная работа» дневной формы обучения Одобрено редакционно-издательским советом Балаковского института техники, технологии и управления Балаково 2007 Введение Дисциплина «Русский язык и культура речи » изучается студентами 1 курса направления / специальности «Социальная работа». Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов целостного представления о языке как феномене культуры и о специфике культуры речи, обучение навыкам эффективной коммуника-ции в различных условиях общения, раскрытие многообразия стилистических возможностей русского языка, повышение общей, профессиональной речевой культуры. К основным задачам курса, обусловленным спецификой гуманитарного образования относятся:
Методические указания включают систему заданий, способствую-щих успешному освоению студентами разделов дисциплины «Русский язык и культура речи». Система практических занятий разработана в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Все занятия имеют одинаковую структуру: - план занятия; - основные теоретические понятия; - темы докладов и сообщений; - контрольные задания; - дополнительная литература для обсуждения в аудитории (в основном это публикации научно - популярного журнала «Русская речь», в доступной форме освещающие наиболее актуальные явления русского языка и культуры речи). Изучение основной литературы поможет углубить и расширить знания по теоретическому курсу. Цель семинарского занятия «Русский язык и культура речи» - ознакомить студентов со сложной системой норм и методикой работы с ортологическими словарями. Работа с толковым словарем поможет студентам найти разработки таких слов, которые в последнее время обогатили свои значения, породили новое фразеологическое окружение. Семинарское занятие «Официально-деловой стиль речи» направле-но на обучение написанию личной документации, деловых бумаг в социальных службах. Одно из занятий посвящено правилам составления резюме и особенностям социальной рекламы. Практическое занятие по теме «Научный стиль речи» предполагает формирование у студентов нескольких основных умений: 1) конспектирование научных текстов; 2) написание рефератов; 3) редакти-рование научного текста (исправление языковых ошибок и неточностей, текстовое оформление научных работ). Цель практического занятия «Культура ораторской речи» - обучение студентов созданию текста выступления. Особое значение уделяется работе над логичностью, доказательностью, лаконичностью, точностью и выразительностью текста выступления. Освоение практических навыков профессионального общения опирается на теоретические знания. Цель занятия «Культура речевого поведения в социальных службах»- изучение технологий индивидуальной социальной работы, освоение специальных навыков общения с клиентами социальных служб. Приложения включают теоретические справки для самостоятельной работы студентов. Примерный перечень тем рефератов, а также речевые клише к защите реферата включены в приложение 1. Составляя рассказ о себе, желательно ознакомиться с примерным перечнем вопросов (приложе-ние 2). Целесообразно начинать работу по составлению лингворечевой характеристики друга, изучив основные вопросы к составлению языкового паспорта (приложение 3). Учебно-тематический план
Планы семинарских занятий Модуль 1. Методологические основы теории языка Семинар 1. Язык, его функции и формы
Основные понятия: речь, язык, форма речи; коммуникативная, аккумулятивная, экспрессивная, волюнтативная, когнитивная, фатическая, конативная функции языка; знаковая система, просторечие, литературный язык, классификация языков, языковые семьи, праязык, конгруэнтность. Темы докладов, сообщений 1. Проблема происхождения языка. 2. История создания славянской письменности. 4. Язык жестов и мимики. Контрольные задания Задание 1. Пользуясь словарем, объясните значение слов: деликатность, доброта, эмпатия, сострадание, толерантность, милосердие, мигрант, маргинал, община, социальная работа, благотворительность, волонтер, иждивенец, девиация, стратификация, социализация, гендер, адресность, инвалидность, самообеспечение, безнадзорный, безработный, беженец, инвалид, инвалидность, беспризорный, консультирование. Задание 2. Распределите, учитывая кодификацию, слова в 3 столбика: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге. Каучук, генезис, досуг, еретик, завидно, иконопись, инсульт, клеить, колледж, пиала, пуловер, танцовщица, донельзя, украинский, воспринять, издавна, мастерски, мизерный, начавший, гражданство, каталог. Объясните значение слов с разными ударениями, составьте словосочетания. Атлас- атлас, пояс- пояса, броня- броня, видение- видение, вязанка- вязанка, ирис-ирис, пропуск- пропуски, кирка- кирка, клубы- клубы, острота- острота, кредит- кредит, образ- образа, лоскут-лоскут, мокрота- мокрота, лавровый- лавровый. Задание 3. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа. Сгруппируйте слова, имеющие одинаковые окончания. Подчеркните существительные, имеющие вариантные окончания. Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр. Задание 4. Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках. 1. По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прий-тись, удасться) ***(побывать в, посетить) Баньске-Бистрице. 2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требуется) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали. 3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения. 4. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемон-стрирован), что комплексное *** (использование, применение) техничес-ких средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производитель-ность, эффективность) *** работа, труд) преподавателя. Задание 5. Определите значение паронимов. Составьте с ними предложе-ния так, чтобы определить различия в их значении. Трепетал- трепал; побудить- пробудить; расписывать- описывать; тратить- утратить; нарывались- наворачивались; наступил- ступил; отделить- обделить; роман- романс; воспринимает- приемлет. Задание 6. В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы. Составьте с ними предложения. Покраснеть от…, позеленеть от…, побелеть от…, порозоветь от…, потемнеть от… Литература Григорьева Т.М., Осипов Б.И. Русское письмо. От старой азбуки до современного алфавита // Русский язык в школе. - 2002. - №2. Михейкина С.Г. Секреты устной речи // Русская речь.- 2006.- № 3. Мартыненко Н.П. Эволюция знакового кода: от пиктографии к системе иероглифического письма // Личность. Культура. Общество.- 2006.-Т.8. Вып.2.(30). Назаров М.М., Папантиму М.Я. Знаковая структура телевизионной и политической рекламы // Политические исследования.- 2001.- № 2. Пчелов С. Как возник русский алфавит? // Народное образование в России: исторический альманах. - М., 2000. Сморчкова В.П. Коммуникативная культура как интегративно-функцио-нальный компонент социального образования //Социальная политика и социология. - 2003. - № 3. Филиппова М.М. Непрямая коммуникация и средства создания двусмыс-ленного дискурса // Филологические науки.- 2007.- № 1. Шпет Г.Г. Знак- значение как отношение suigeneris и его система ( глава из рукописи « Язык и смысл».Ч.1.) // Вопросы философии.- 2002.- № 12. Семинар 2. Русский язык и культура речи 1. Сущность культуры речи.
3. Нормы языка. Основные свойства норм. Виды, типы норм. Основные понятия: культура речи, нормативный, коммуникативный этический аспекты; правильность, выразительность, информативность речи; орфографические, лексические, грамматические, императивные нормы; плеоназм, тавтология, кодификация (кодифицированная речь), диалект, просторечие, жаргон (арго). Темы докладов, сообщений 1. Жаргон как социальная разновидность речи. 2. Диалект и его особенности. 3.Современные типы речевой культуры. Современная речевая ситуация. Контрольные задания Задание 1. Продолжите ряд близких по значению фразеологизмов: в мгновение ока… кошки скребут на душе… во весь дух… развесить уши… во все горло… душа на распашку… в подметки не годится… поджилки трясутся… Задание 2. Замените иностранные слова синонимичными русскими словами: хаос, стресс, шеф, претензия, рандеву, реклама, дефект, мотивировать, дефицит, превалировать, альянс, брифинг, гарантия, остракизм, рэкет, корректировать, сленг, девиация, миссия, сертификат, имидж, эмбарго, мандат, пролонгация, апатия, респондент, конформизм, прерогатива, инцидент, канон, конфронтация, стагнация, апатия, толерантность, санкция, вербальный, ностальгия, рэкет, сленг, дивиденд. Задание 3. «Переведите» данные жаргонные слова на литературный язык: зашибись, шпора, прикинь, не в тему, достал, прикольный, тащится, обалдеть, баксы, бабки, круто, кураж, залупаться, липнуть, понты, туфта, марафет, ксива, лох, бардак, беспредел, липа, расколоться, борзеть. Задание 4. Проанализируйте предложения с допущенными в них речевыми ошибками. Определите характер ошибок, исправьте предложения. (Ошибки, связанные с неправильным выбором слова. Слово употреблено в несвойственном ему значении). 1. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. 2. Тысяча танков схватились в рукопашную. 3. Он с лёгкостью орудовал кириллицей, не было мастера виртуознее для составления посланий. 4. Вчера шёл огромный дождь. 5. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. 6. К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалось прочитать. 7. Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в правах. 8. Большинство летних месяцев я провёл на даче. 9. На будущий день началось обсуждение текущих дел. 10. Памятник поражает своими причудливыми габаритами. 11. Страна была разделена на три неравные половины. 12. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 13. Сатирическое изображение русской жизни описывает Лесков в «Блохе». 14. Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своей экзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинный оброком лёгким заменил». 15. Если живьём присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты. 16. Выразительно изображены в романе образы главных героев. 17. Слова президента веют на нас оптимизмом. 18. Экзамены требуют от нас трудных усилий. 19. Новый закон внесёт изменения прежде всего в атмосферы предпринимательства. 20. Танец российских балерунов потряс судей. 21. Зрители внушают мне доверие, что я как актёр ещё многое сделаю. 22. На имидже этого политика много негативных моментов. 23. Авторитет старших должен преследовать нас по всей нашей жизни. 24. Есенинский образ олицетворяется в нашем сознании с белой берёзой. 25. Чацкий отождествляет с собой будущих декабристов. 26. Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы уже без году неделя. Задание 5. Проанализируйте собственную речь в аспекте коммуникативных качеств речи. Письменно ответьте на следующие вопросы: Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю (орфоэпические, грамматические, лексические)? Какие средства выразительности я использую в своей речи? Что мешает моей речи быть правильной, точной, логичной, чистой, ясной, этикетной? Какие способы развития коммуникативных качеств речи для меня являются наиболее эффективными? Литература Алексеенко М.А., Белоусова Т.П. и др. Человек в русской диалектной фразеологии: словарь // Русская речь.- 2006.-№ 1. Григорьев В.П. Культура языка и языковая политика //Общественные науки и современность. - 2003. - № 1. Долгушев В.Г. « Выпустил зайку – не гайкой!» (О вятских пословицах и поговорках) // Русская речь.- 2004.-№ 1. Дмитриева Н.М. Духовно- нравственная лексика в языке сельской молодежи // Русская речь.- 2005.-№ 5. Копнина Г.А. Отклонение от онтологической нормы как риторический прием // Русская речь.- 2005.-№ 5. Крысин Л.П. Современная литературная норма и ее кодификация// Русский язык в школе. -2002. -№1. Крысин Л.П. Можно ли по речи узнать интеллигента? //Общественные науки и современность.- 2004.-№ 5. Русский язык и русская культура. 100 очерков и бесед на радио // Русская речь.- 2005.- № 5. |
Методические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению... Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских... | Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | ||
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных... Выпускная квалификационная работа — это итоговая исследовательская и, главное, самостоятельно выполненная работа студента дневной,... | Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями... | Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | ||
Методические указания по проведению семинарских занятий дисциплина... Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Региональная экономика и управление» | Рабочая программа По дисциплине «гендерология и феменология» Для... Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине профилактика инфекционных... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,... История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового... | ||
Методические указания по проведению семинарских занятий ... | Методические указания по проведению семинарских занятий для студентов... Профессионально деловой туризм: конгрессы, выставки, обучение и образовательные программы | ||
Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических... Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для... | «Основы аудита» Методические указания по проведению практических... Методические указания составлены на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и... | ||
В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Гражданское и патриотическое... История со специализацией «Скандинавские страны: язык, история, культура» и 040101. 65 «Социальная работа» |