Скачать 437.98 Kb.
|
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций _____________________ /Е. М. Акулич/ «____» _______________ 20___г. ОД.А.07. История философии Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.01. – онтология и теория познания очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Ларин Ю. В./ «______»___________20___г. Рассмотрено на заседании кафедры культурологии «____»_____________201__г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Васильева Е. Н./ «______»___________ 201__ г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мазенкова А. А./ «______»_____________201__ г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ______________________ /Балина Л. Ф./ «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. Ларин Ю.В. История философии. Рабочая программа для аспирантов специальности 09.00.01 - онтология и теория познания очной и заочной форм обучения. - Тюмень, 2011. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). © Ю.В.Ларин, 2011. 1.Пояснительная записка Курс имеет целью рассмотреть эволюцию философии в историко-культурном контексте. Определяются основные понятия классического и современного философского языка, ее предметность и методология, рассматриваются основные идеи и концепции, анализируются тексты философской литературы. Задачи курса - усвоение основных идей и концепций философии; - усвоение основных понятий; - ознакомление с основными текстами философии; - ознакомление с методологическим и культуротворческим потенциалом философии для современной науки. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: Онтология и теория познания, методология научных исследований. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ППО. В результате освоения ООП формируются следующие компетенции: знание классических проблем, концепций и методов философского познания, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; 2. Структура и трудоемкость дисциплины Форма аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет - 72 часов, из них: 24 – лекционных, 24 – семинарских, 24 – самостоятельная работа. 3.Тематический план.
Планирование самостоятельной работы аспирантов
Подготовка к кандидатскому экзамену – 36 часов. 4. Содержание дисциплины Тема 1. Античность и зарождение классической философии Философия ранней античности. Духовная тенденция поиска гармонии между знанием о мире, жизненным опытом, идеалами и верованиями. Зарождение философии в Древней Греции. Учения милетских философов о первоначалах, о бытии и движении. Диалектика Гераклита. Атомизм Демокрита. Человек как микрокосм. Чувственное знание и разумность по Пармениду. Апории Зенона. Взгляды пифагорейской и элеатской школ. Философские учения Платона и Аристотеля. Учение об идеях как ядро системы Платона. Соотношение идей и вещей, сверхприродного и природного (Космос умопостигаемый и космос зримый). Телеология. Трехчастное строение и самодвижность души. Учение Платона о знании: интеллектуальное знание как "припоминание" души (первый априоризм). Силлогизм. Теория Аристотеля о четырех причинах. Логика и законы мышления. Ступени познавания. Психология Аристотеля: душа как форма и энтелехия живого тела. Три вида души. Первичные и вторичные качества. Тема 2. Философия в эпоху средневекового теизма Основные черты христианского мировоззрения. Символ веры. "Первородный грех", покаяние, спасение. Патристика. Проблема "общих понятий". Соотношение Бога, мира и человека у Блаженного Аврелия Августина. Мистицизм. Первенство веры по отношению к знанию. Гносеология Августина. Теория "двух истин". Схоластика. Взгляды Эриугены. Понятие интенции и номинализм У.Оккама. Соотношение теологии и философии у Фомы Аквинского. Гармония веры и разума. Антропология. Структура процесса познания по Аквинату. Тема 3. Пантеизм и гуманизм в философии эпохи Возрождения Пантеизм Николая Кузанского. Три космоса бытия. Учение о "знающем незнании". Открытие индивидуальности. Философские взгляды Ф.Петрарки и П. делла Мирандолы. Зарождение науки. Н.Коперник и Г.Галилей. Натуралистический пантеизм и атеизм Д.Бруно. Учение о монадах, множественности миров и бесконечности Вселенной. Тема 4. Новое время: философия и методология научного познанияФилософское противостояние взглядов на природу знания. Эмпиризм. Фрэнсис Бэкон: способности человеческой души и классификация наук. Опытно-индуктивный метод познания. "Теория призраков" как оригинальная типология заблуждений. Философское противостояние двух основных взглядов на знание. Сенсуализм XVII века. "Tabula rasa" - радикальный вариант теории отражения. Эмпирическая теория познания Дж.Локка. Теория "естественного права" и теория "общественного договора" Т.Гоббса. Рационализм. Р.Декарт. Принцип очевидности и достоверности знания; интуиция и сомнение. "Рассуждение о методе". Самодостоверность и Богодостоверность - фундамент метафизики. Проблема обоснования материальной субстанции. Дуализм. Рационализм в этике. Онтология "единой субстанции" Б.Спинозы. Идея абсолютной причинности; иллюзия свободы и смысл вероятности. Пантеистическое объяснение познавательных возможностей. Панлогизм. Монадология Г.Лейбница: типы и возможности восприятия; мир как отражение иерархии перцепцирующих сущностей. Принцип "предустановленной гармонии". Начало теории бессознательного. Тема 5. Философия Просвещения о природе, человеке и путях социального прогресса Концепция бытия в учении Дж.Беркли. Критерии существования. Ощущение - фундамент и граница действительности. Критика материи. Мир как комбинация ощущений. Гносеология Д.Юма: структура познавательного опыта. Три типа ассоциаций идей. Определение (основа и составляющие) реальности. Опровержение детерминизма. Концепция "меток". Теория аффектов. Общие черты философии Просвещения. Деизм. Взгляды на человека и общество Мелье и Монтескье. Вольтер: естественная этика и теория божества. Учение Руссо о собственности, воспитании; концепция гражданской религии. Материализм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Дидро. Утилитарная доктрина в этике. Энциклопедизм. Тема 6. Немецкая классика как вершина классической философской мысли И.Кант. "Докритический" период творчества. Философский критицизм - поворотная точка в истории человеческой мысли. "Все познаваемое в предметах создается самим умом по его правилам и законам". Типы суждений как форм познания. Синтетические априорные суждения. Априоризм гносеологической концепции и "трансцендентальная эстетика". Пространство и время. "Трансцендентальная аналитика". Связь субъекта и предиката в суждении. Категории. Основоположения чистого рассудка как законы действительности. Роль производительного воображения. "Синтетическое единство трансцендентальной апперцепции". Содержание времени и схематика. Концепция "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас" (феномен и ноумен). "Трансцендентальная диалектика". Абстрактные понятия (сверхчувственные предметы) - компетенция разума. Антиномии рассудка. Типичные ошибки и их теоретические последствия-заблуждения. Критика рациональной психологии. Теория морали и свободы. Определение категорического императива. Эстетика и суждения вкуса. И.Фихте. "Наукоучение". Догматизм и критицизм. Действие, деятельность как основа бытия. Объективность и субъективность. Самосознание и смысл субъектно-объектного соотношения. Понятие "интеллектуальной интуиции". "Основоположения" - классическая формула диалектики. Роль воображения и рассудка в "реальности". Взаимосвязь нравственности, свободы и творчества. Ф.Шеллинг. Натурфилософия Ф.Шеллинга. "Силовая" основа пространства. Соотношение жизни и организма. Потенцирование. "Мировая душа" и многообразие материальной действительности. "Система трансцендентального идеализма". Понятие Абсолюта. Два аспекта-направления в развитии духа. Три эпохи в истории самосознания. Философия Откровения. Г.Гегель. Онтологизация логики и панлогизм. Соотношение идеи в бытии и идеи в мышлении. "Абсолютная идея". Система Гегеля. Диалектические триады. Диалектические учения о бытии, сущности и понятии. Три ступени логического. Философия духа. Л.Фейербах. Антропологический принцип как исходный принцип философствования. Человек как единство тела, разума и общения. Критика идеализма и религии. Тема 7. К.Маркс и проблема «обмирщения философии» Жизненный путь К.Маркса. Становление философа: докторская диссертация. Критика панлогизма Г.Гегеля и абстрактного антропологизма Л.Фейербаха. Историческое понимание сущности человека. Проблема отчуждения. Материалистическое понимание истории и диалектический метод. Критика «казарменного коммунизма» и учение о революционном преобразовании общества частной собственности как начале подлинной истории человечества. Ф.Энгельс: от критики Ф.Шеллинга до «Диалектики природы» и «Писем 90-х годов» Тема 8. Зарождение и формирование неклассической философии А.Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции. «Мир как представление». Априорные принципы сознания. Разум и интуиция; недоказуемость оснований знания. Двоякая природа человека. "Мир как воля". Характеристики и иерархия воплощений воли. Познавательные возможности человека и смысл художественного созерцания. Этика пессимизма. Учение О.Конта о духе позитивного знания. Классификация наук. Три ступени в развитии познания. Понятие факта и закономерности. Апофеоз опыта. Закон подчинения воображения наблюдению. "Великий основной закон", его мировоззренческий смысл и методологическая функция. Иррационализм С.Кьеркегора. "Возрождение иррационализма" в XVIII-XIX веках как признание неадекватности рационального познания мира. Человек - фундаментальная загадка бытия. Предэкзистенциализм: существование, выбор, свобода. Учение о "единице". Стадии экзистенции. Абсолютная субъективность истины. Христианский догматизм и теория веры. Страх. Философия жизни Ф.Ницше. Онтологические представления. "Жизнь" как "целостность" мира. Становление, воля к власти, иерархия мироздания, принцип "вечного возвращения". Теория знания и истины. Неистинность бытия. Критика христианства, Бога и традиционной этики. Естественная мораль. Теория сверхчеловека: гармония мужества и разума. Исторические и социологические взгляды. Пророчества Ницше. Тема 9. Основные направления развития неклассической философии Эмпириокритицизм ("второй позитивизм"). Теория Г.Спенсера о познаваемом и непознаваемом. Концепция эволюции. Р.Авенариус: понятие апперцепции и "принцип экономии". Соотношение физического и психического в онтологии эмпириокритицизма. Жизнь как опыт. "Естественное понятие о мире" и понятие интроекции. Ее действие - источник субъектно-объектной раздробленности бытия. Генетическая теория познания Э.Маха. "Знание - не отражение реальности, а отражение истории человечества". Философия неокантианства и "третий позитивизм". Трансцендентальная логика (Марбургская школа) и трансцендентальная психология (Баденская школа) в учении о познании. Крайний априоризм: познание как конструирование предметов знания ("Мы познаем не предметы, а предметно"). Мышление есть демиург действительности. Методология наук: номотетика и идиография. Теория ценностей, понятия значимости и смысла. Философия жизни. Интуитивизм А.Бергсона: понимание времени; жизнь как длительность. Эволюционная теория сверхсознания. Познавательные способности: инстинкт, интеллект, интуиция. Два типа морали, религии и общества. Соотношение физиологии и духа в человеке по теории В.Дильтея. Проблема существования материальной реальности. Науки о природе и науки о духе. Понятие понимания, его смысл в знании. Описательная психология и герменевтика. Философия жизни: О.Шпенглер и Г.Зиммель.Солипсизм Шпенглера: душа и мир как сущность сознания. Переживание как источник действительности. Полярность "природы" и "истории". Антропоморфность знания. Источник и роль религиозного чувства. Теория изолированных культур; параллелизмы в истории. Душа культуры и этапы ее движения. "Закат Европы".Культурфилософская теория Зиммеля. Самоограничение жизни и его результаты. Личность; формы видения; виды культуры. Философия психоанализа и философия человека. Философская суть теории З.Фрейда. От "физиологического материализма" к утверждению автономности психического. Противоположение природы и культуры в человеке. Религия как "коллективный невроз". К.-Г.Юнг: онтологический характер и непознаваемость "архетипов и символов". Теория о вневременной, синхронной когеренции между физическими и ментальными состояниями. Антропология О.Вейнингера. Феноменология. Фундаментальная онтология. Неразрывность и несводимость сознания и предметного мира. Трансцендентализм: интенциональность как стержень бытия. Восприятие как формирование значения. Феноменологическая редукция. "Кризис европейских наук" Э.Гуссерля; критика объективизма. Понятие "жизненного мира". Экзистенциальная философия. М.Хайдеггер о человеческом существовании. Экзистенциалы бытия. Рассуждение о нигилизме. Бытие и сущее. Понятие "постава". Основные принципы экзистенциальной онтологии. Концепция свободы Ж.-П.Сартра. Сознание как "мера бытия" психического. Троичность бытия и понятие трансцендентного в теории К.Ясперса. Прагматизм. Ч.С.Пирс: познание есть переход от сомнения к вере. Методика науки. Прагматистская максима - "принцип Пирса". Истина как "окончательное и принудительное верование". У.Джеймс о смысле религиозной веры (принцип "воли к вере"). Истина как успешность идеи. Учение об универсальном опыте. "Плюралистическая Вселенная". Теория герменевтики. "Истина и метод" Х.-Г.Гадамера. Предметная область герменевтики. Три измерения человеческого бытия. Предпосылки в процессе понимания, предпонимание, опыт. Смысл и онтологический характер "герменевтического круга". Постмодернизм: философия как литература. Философия как «письмо» (Р.Барт). «Ризома» вместо логики (Ж.Делез и Ф.Гваттари) Тема 10. Русская философия в контексте мирового философского развития Русская философская мысль X-XII. Проблема начала русской философии. Крещение Руси и его отражение в мировоззрении древнерусского общества. Восточная патристика и её роль в формировании древнерусской философии. Памятники переводной и компилятивной религиозно-философской мысли: «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, «Изборник 1073г.», «Изборник 1076г.», «Пчела» и др. Оригинальные древнерусские источники: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Послание Фоме пресвитеру» Климента Смолятича, «Повесть о белоризце и мнишестве» Кирилла Туровского, Русская философская мысль XIII - XIV вв. «Моление» Даниила Заточника. Памятники переводной религиозно-философской литературы: “Ареопагитики” Псевдо-Дионисия Ареопагита, “Диоптра” Филиппа Пустынника и др. Нравственно-религиозная проблематика в поучениях Серапиона Владимирского Русская философская мысль XV-XVII вв. Религиозно-философские идеи метрополита Макария (1481-1563): «Великие Минеи Четьи». Мировоззренческие основы споров нестяжателей и иосифлян. Идейно-мировоззренческие принципы концепции «Москва – Третий Рим» Филофея (ок.1465-ок.1542). Иван Грозный как мыслитель. Философские искания Андрея Курбского. «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» (XVIв.). Влияние творчества Максима Грека, Юрия Крижанича, Симеона Полоцкого на формирование философской культуры в Московском государстве. Основание Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий (XVII в.). Становление академической философии. Русская философская мысль XVIII в.Петровские преобразования и их роль в формировании светской философии в России. Философские взгляды представителей «учёной дружины» - Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А. Кантемира. Идеи социального консерватизма М.М.Щербатова. М .В.Ломоносов и его философские взгляды. Формирование университетской философии. Русские просветители 2 половины XVIII в. Обоснование рационального знания в трудах первых русских профессоров философии: речь Н.Н.Поповского «О содержании, важности и круге философии», социальная философия С.Е.Десницкого, философия религии и гносеология Д.С.Аничкова. Философские идеи в русском масонстве. И.В.Лопухин, С.И.Гамалея, И.Г.Шварц, Н.И.Новиков. Жизнь и философия Г.С.Сковороды. Учение о трёх мирах и двух натурах. Философское творчество А.Н.Радищева. Гносеологические, антропологические и социально-философские взгляды. Русская философская мысль первой четверти XIX в.Философские искания в первой четверти XIX в. Религиозно-философские и социальные взгляды М.М.Сперанского. Просветители начала XIX в. Философские взгляды декабристов. Теизм М.С.Лунина, деизм П.И.Пестеля, Н.И.Тургенева, материализм Н.А.Крюкова, П.И Борисова. Философский трактат И.Д. Якушкина «Что такое человек?» Русское шеллингианство: Д.Велланский, А.И.Галич, М.Г.Павлов и др. «Общество любомудров». Д.В.Веневитинов, В.Ф.Одоевский. Философские взгляды П.Я.Чаадаева. Кружок Н.В.Станкевича. Россия после декабрьского восстания. Николаевская реакция, кризис университетской философии, возникновение «домашних обществ» философии. Утверждение деизма, параллелизма физического и духовного миров. Объективно-идеалистическое понимание всемирной истории. Учение о единстве человеческого рода и национальном своеобразии государств. Представления об истории и судьбе России. П.Я.Чаадаев и русская идея.Формирование славянофильства и западничества. Парадигмальные особенности их философского мышления и дискурса. Учение А.С.Хомякова о соборности: гносеологический, антропологический, социологический аспекты. Философия истории и философия религии. Учение И.В.Киреевского о цельном знании и его проект «новой философии». Обоснование славянофильских идей Ю.Ф.Самариным и К.С.Аксаковым. Философские взгляды радикальных западников. Философские искания В.Г.Белинского. Эволюция мировоззрения А.И. Герцена: от гегельянства к философии личности, от крайнего западничества к учению о русском социализме. Позитивизм и материализм Н.П.Огарёва. Социально-философские и философско-исторические взгляды либеральных западников. Идеи П.В.Анненкова о западной культуре, философия права П.Г.Редкина, теория Т.Н. Грановского о всеобщей истории, учение К.Д.Кавелина о личности. |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |