Информационные потоки в системе массовой культуры





Скачать 271.66 Kb.
НазваниеИнформационные потоки в системе массовой культуры
страница1/2
Дата публикации25.12.2014
Размер271.66 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Культура > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Болокова Мариэтта Аскарбиевна

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

24.00.01- теория и история культуры

Автореферат




диссертации на соискание ученой степени


кандидата философских наук



Ростов-на-Дону

2006



Работа выполнена на кафедре философии и социологии факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета
Научный руководитель - доктор философских наук, доцент Овсянникова Татьяна Анатольевна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Штомпель Людмила Александровны

кандидат философских наук, доцент

Кирилов Андрей Александрович

Ведущая организация - Кубанский государственный университет
Защита состоится в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ауд.427
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ

(г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148)
Автореферат разослан «___» 2006г.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Заковоротная


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования в значительной мере определяется культурными трансформациями, связанными с формированием новой социальной модели, которые испытывала Россия в течение последнего десятилетия. В обществе, перешедшем на новую ступень исторического развития, существенно изменяется роль и расширяется круг функций, выполняемых массовой культурой, что в большей мере связано с увеличением числа субъектов исторической деятельности, являющихся носителями ценностей этого типа культуры.

Стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи – в «системотехнологическую», непосредственным образом повлияли и на массовую культуру, которая сегодня имитирует активность, претендуя на способность формирования творческого сознания. Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникационных технологий, расширяющие сферу деятельности человека всё это создает иллюзию возрастания роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества. Между тем, массовая культура не только не уступает место культуре элитарной, но продолжает осуществлять на неё интенсивное воздействие, выступая в эпоху современности в качестве основной формы существования культуры.

Современный этап социальной трансформации связан с информатизацией общества. Именно информационные технологии, разработанные во второй половине XX века, послужили мощным толчком системной трансформации общества рубежа столетий. Информационные потоки как элемент социальной трансформации проявляются только после обозначения их действия в реальном времени и в одной информационной системе, связывающей существующий социум. То есть этот процесс совпадает с явлением переходного периода, понимаемого как единство изменения объектов и процессов в границах социума под действием объективных законов естественного развития и посредством целенаправленной деятельности исторического субъекта – людей и их институтов. Следовательно, появление информационных потоков является проявлением различных социальных изменений на современном этапе развития. Монополия на преимущественный доступ к информации ведёт к усилению социального неравенства. Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации, её неодинаковая доступность для различных индивидуумов приводят к тому, что одни индивидуумы получают информационное преимущество перед другими, которое постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество. «Развитие и культура людей определяется той информацией, которую они могут получить».1 Но вместе с тем именно качественно новый уровень информационных технологий даст возможность сформировать современную массовую культуру, которая позволит наметить наиболее перспективные направления выхода из нестабильной ситуации, характерной для нынешнего состояния российского общества.

Важность изучения массовой культуры объясняется стремительными изменениями, происходящими в структуре самой массовой культуры и её новыми проявлениями в условиях информационного общества. Таким образом, сложность и противоречивость массовой культуры, её способность к изменениям под влиянием информационных потоков, обусловили необходимость теоретического осмысления данного феномена на новом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной гуманитарной науке.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектность изучаемой проблемы объединяет исследовательские изыскания учёных в сфере философии, культурологи и социологии культуры, социальной информатики, массовой коммуникации, теории журналистики.

Первые попытки теоретического осмысления феномена массовой культуры относятся к рубежу XIX - XX века. Они связываются с именами Г. Тарда2, З. Фрейда3, Л.Н. Войтоловского4, Г. Лебона5 и других ученых, которые рассматривали проблему массовой культуры в тесной связи с развернувшимся процессом перерождения гражданского общества в массовое. Эти вопросы, прежде всего, интересовали Лебона и Тарда, перу которых принадлежат классические труды по исследованию психологии толпы и масс. В начале XX века проблема массовой культуры привлекла внимание и русских философов идеалистов, в частности И.А. Ильина и Н.А. Бердяева. Бердяев в ряде своих работ, в том числе, в «Философии неравенства», выдвинул положение о принципиальном различии между культурой и цивилизацией. Под последней, как следует из контекста его размышлений, понимается, по сути, культура массового общества, демократичная по своей природе, но лишенная сакральности и не способствующая духовному развитию и религиозному просвещению человека. В 30-х гг. массовая культура становится предметом анализа в работах одного из крупнейших мыслителей XX века Х. Ортеги-и-Гассета, который в своих классических трудах «Восстание масс» и «Дегуманизация искусства» излагает собственное теоретическое видение данного феномена. Согласно его представлениям, массовая культура есть не что иное, как культура массового человека, который уверен в том, что может подняться на высшую ступень социальной лестницы, который считает свои желания и потребности самыми значимыми и который свои представления об эстетическом и нравственном идеалах рассматривает в качестве абсолютов6.

Для нашего исследования наибольшую значимость представляют труды отечественных и зарубежных аналитиков проблем теории культуры таких, как: А.И. Арнольдов, Л.Г. Ионин, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, А.И. Шендрик и др.. Вопросы систематизации категорий культуры, культурно – исторической типологизации, раскрываются в исследованиях Н.Г. Багдасарьян, В.П. Гуревича, Г.В. Драча, А. Моля, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиера, И.Г. Яковенко7 и др..

Проблемами же массовой культуры в настоящее время занимаются такие ученые, как А. Вартанова, Л. Голованов, А.Генис, Г. Галицин, А. Захаров, В. Кузнецов, К. Соколов, А. Шейко, А. Яковлева и др.

Изучению современных проявлений массовой культуры в условиях глобализации и их влиянию на формирование новых тенденций в отечественной практике посвящены работы А. Ахиезера, М. Кастельса, Д.В. Иванова, А.С. Панарина и др8.

Анализ трудов этих авторов помогает более глубоко вникнуть в природу феномена культуры, в сущность развития информационного фактора от главенствующей идеи техницизма к признанию культуротворчества. Как справедливо отмечает А.И. Арнольдов: «Возникновение новой цивилизации, основывается на информатизации - .. процессе, в ходе которого совершенствуется производство, хранение и распространение информации и качественно изменяется культура общества»9.

М. Кастельс всесторонне анализирует фундаментальные цивилизационные процессы, возникшие в современном мире в результате революции в информационных технологиях. Распространение новой технологической системы по всему миру приводит к фундаментальным изменениям, соизмеримым с индустриальной революцией. Он связывает информационную эпоху с эрой глобализации, в которой социально – экономические отношения в масштабе всей планеты все в большей степени реализуются в режиме реального времени. По мнению автора, в результате опосредованной компьютером коммуникации, охватившей пространство всей планеты, формируется интерактивная символическая среда. В новой электронной коммуникационной системе «сама реальность (т.е. материальное /символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом»10.

Информационный подход к исследованию феноменов культуры рассматривается как один из наиболее эффективных, как несущий «надежду на ликвидацию главного дефицита современного мировосприятия – дефицита цельного взгляда на мир»11. Процесс приращения скорости передачи информации в современном обществе и её значение для различных сфер жизнедеятельности связывается автором с переходом культуры «в новую фазу информационного ускорения»12. Особая роль выделяется информационным потокам, как необходимой связующей общество. В этих исследованиях ключевым понятием при характеристике информационных потоков является направленность и изменчивость движения13.

Теория коммуникаций, в которых коммуникация рассматривается как процесс передачи информации и общения, осуществляемый с использованием адекватной этой цели знаковой системы, нашла свое выражение в трудах А.В.Соколова, К. Ясперса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса и др. Большое внимание уделяется разработке проблем, связанных с информационными процессами в природе и обществе (см., например работы Корогодина В.И., Михайлова А.И., Черного А.И., Цымбала Л.А.и др.)14.

Однако степень разработанности данной проблемы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей. Представляется необходимым восполнить пробел, существующий в рассмотрении информационных потоков в системе современной массовой культуры. Хотя большинство авторов, упомянутых выше, в том или ином аспекте затрагивают эту тему, чаще всего она остается нераскрытой полностью.

Объектом исследования является массовая культура как культурологический феномен российского общества.

Предмет исследования - информационный поток как фактор влияния на формирование массовой культуры в современном информационном пространстве.

Целью диссертации является культурологический анализ воздействия информационных потоков на формирование современной массовой культуры.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- рассмотреть особенности проявления массовой культуры в условиях информационного общества, выявить взаимосвязь коммуникационных процессов и массовой культуры;

- показать сущность, содержание и основные характеристики информационного потока как элемента социальной трансформации;

- рассмотреть возможное поведение информационных потоков в социокультурном пространстве;

- изучить подходы к исследованию массовой культуры и на их основе проиллюстрировать этапы формирования и становления данного феномена;

- выявить системообразующую роль информационных потоков в становлении и развитии современной массовой культуры;

- определить влияние модернизационных технологий на массовую культуру.

Теоретико – методологическую основу исследования составили идеи философии культуры, связанные с проблемами динамики культуры и общества. В качестве основных подходов к исследованию массовой культуры используется социокультурный, этико - философский и культурно - антропологический, а также информационный, на основе которых формируется представление о массовой культуре как важнейшей составляющей части современной культуры.

Работа основана на соблюдении основных общефилософских принципов – конкретности и всесторонности социально – философского исследования, системности, а также методологии изучения сложноорганизованных объектов социальной и духовной сфер общества, что ведёт к целостному пониманию поведения информационных потоков в условиях социальной трансформации.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Рассмотрены особенности проявления массовой культуры в контексте информационного общества, выявлена взаимосвязь коммуникационных процессов и массовой культуры.

2. Охарактеризовано понятие «информационный поток» его сущность и основные характеристики, что позволило рассмотреть возможное поведение информационных потоков в социокультурном пространстве;

3. Определены основные концептуальные подходы к исследованию массовой культуры, что позволило рассмотреть данный феномен в непосредственной связи с общественными и культурными процессами происходящими в современном обществе.

4. Через определение характера и степени влияния информационных потоков на современное общество характеризуются основные антропологические изменения массовой культуры.

5. Системообразующая роль направленных информационных потоков в становлении и развитии современной массовой культуры проанализирована в работе через их функциональное назначение, задаваемое внешней средой в контексте внутрисистемных изменений.

6. Показано, что с эволюцией информационных технологий массовая культура претерпевает глубокие изменения, в результате чего возникает проблема поиска компромисса между формами модернизации и собственной самобытности культур, между соотношением их дифференциации и интеграции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная массовая культура, опираясь на средства массовой коммуникации, оказывает неоднозначное воздействие на общество и человека. С одной стороны, она способствует распространению в обществе социокультурных инноваций, создает дополнительные удобства и комфорт в повседневной жизни. С другой – массовая культура, ориентируясь в основном на технические средства воспроизводства и информационные аспекты жизни людей, отрывает общество от природы, в значительной степени разрушает культурные традиции. Использование средств массовой коммуникации снижает планку любой идеи, любой проблемы, любого явления до уровня массового потребителя, тем самым лишая и человека, и действительность их истинного уровня и значения.

2. В условиях постоянно изменяющегося общества, информационные потоки связывают людей совершенно независимо от их территориального местонахождения. Общество представляется как информационная система, узлами которой являются отдельные люди, а информационные процессы могут быть разделены на внутренние (мышление) и внешние (информационные потоки).

3. Информационные потоки не являются случайными и обладают рядом характеристик. Существует две пары характеристик: взаимозависимость и дифференцированность с одной стороны, и зависимость от времени и изменение с другой. При рассмотрении сущностной характеристики информационной сети важно обратить внимание на два параметра: 1) скорость обработки и передачи информации; 2) количество данных, которые могут быть переданы в данное время.

4. Массовая культура представляет собой сложное многофункциональное социокультурное явление, специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей. Носителем массовой культуры является масса - общность, характеризующаяся как недифференцированное множество, имеющая свойства единообразия, стереотипов мышления и поведения, состоит из массовых индивидов, которые и являются объектами манипуляций. Отличительной особенностью массовой культуры является: ориентация на вкусы и потребности «среднего человека», коммерческий характер, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ценностей массовой культуры.

5. Вследствие колоссальной сложности современных социальных систем процесс социальной трансформации требует передачи огромного количества информации и её внедрения в массы. Отныне привязанность человека к тому или иному пространству или времени не имеет значения, поскольку он может быть не только вовлечен во все происходящие на планете события настоящего, но приобщен ко всем событиям, когда – либо имевшим место в истории, превращая их в события настоящего. Следовательно, появление информационных потоков является проявлением социальной трансформации на современном этапе развития.

6. С появлением и развитием информационных технологий структура культуры претерпевает глубокие изменения. Массовая культура информационного общества всё более основывается на продуктах технологического развития. Происходит как интеграция национальных информационных пространств в единое информационное пространство, так и интеграция культуры. Следовательно, современные информационные потоки являются одним из факторов функционирования современной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования различных элементов массовой культуры, изучения проблем взаимосвязи информационных потоков и массовой культуры в условиях культурных трансформаций.

Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологии, социологии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в статьях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятий по дисциплине «СМИ в управлении социально – политическими процессами» в Майкопском государственном технологическом университете.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, даётся краткая характеристика её разработанности, определяются цель и задачи исследования и его основная проблема, указана теоретико - методологическая основа, отмечены элементы научной новизны, формулируются основные положения диссертации, выносимые на защиту, представлена научно - практическая значимость работы и степень её апробации.

Первая глава «Информационные потоки как атрибут социокультурной коммуникации в современном обществе» носит теоретико – методологический характер и состоит из трёх параграфов.

В параграфе 1.1. «Коммуникативный аспект культуры» автор, отталкиваясь от самого общего определения культуры как исторической множественности форм и способов социального бытия человека, рассматривает коммуникацию как формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений носителей этих культур во времени и пространстве. По мнению А.А. Воронина, «все, что делает человек, является коммуникацией. Акт коммуникации - это акт культуры»15. Таким образом, коммуникации в культуре - это механизм накопления, сохранения, передачи информации, знаний, опыта, навыков и т.д. Любая деятельность представляет собой информационно направленный процесс, а информационные процессы в обществе определяются сознанием и представляют собой, так или иначе, процессы общения, то есть процессы передачи некоторого готового знания.

Культура является семиотической знаковой системой, для которой характерна знаковость и текстуальность. В условиях множественности толкований культуры она рассматривается как совокупность артефактов, смыслов, знаков, то есть как информационный процесс.

Различия между информацией и культурой обнаруживаются на уровне способов освоения мира, на уровне внутренних идей развития, которые в общем виде сводятся к тому, что культура построена на примате философско-эстетических, а информация - научно-технических элементов. Информация и культура - это силы, которые способны серьезным образом изменить образ жизни отдельного человека и трансформировать общество в целом. Основу синтеза информации и культуры составляет принцип взаимодействия. Культура представляет собой информационный фонд, т.е. всю информацию, которой располагает общество на данном этапе его развития. Та информация, которая в данный отрезок времени циркулирует в культуре, передается и используется ее участниками, представляет собой информационный поток.

Особенность коммуникативных процессов объясняется типом культуры. По мнению Н.А. Бердяева, в культуре всегда действовало два начала - классическое и романтическое. В разные эпохи преобладало то одно, то другое начало и создавало преобладающий стиль культуры. Диалог возможен только между равноправными, равноценными культурами не исключая их различий, уникальности, непохожести. Другими словами, именно в диалоге, через диалог культура обнаруживает себя, происходит процесс понимания другой культуры. Результатом диалога культуры и культур является насыщение содержания культуры новой информацией и новым знанием, которое иногда приводит к перенасыщению. Таким образом, среди многочисленных функций культуры, которая представляется нами как способ и форма жизнедеятельности человека и общества в историческом пространстве, одной из важнейших является её коммуникативная функция. Коммуникации ориентируют и направляют развитие культуры. Изменения в системе коммуникации – это суть развития культуры, содержание и основные механизмы которой определяются способами хранения и передачи социального кода поведения, общения, деятельности. А развитие культуры предстает как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование кодовых систем, закрепляющих эти смыслы и значения. В свою очередь, каждой культурной эпохе соответствует определённый уровень коммуникативной системности, т.е. уровень мощности и свободы коммуникативных каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности. Автор показывает, что информация, знания и культура являются фазами единого и неразрывного процесса, и было бы неверно фетишизировать любую отдельно взятую его часть. Процесс познания развивается от сигналов к данным, от данных к информации, от информации к знанию, от знания к культуре, от культуры к истории.

В параграфе 1.2. «Сущность информационных потоков» отмечается, что понимание динамики культуры невозможно вне изучения процессов коммуникации. Информационные коммуникации современного общества не только чрезвычайно обширны, но и объемны по своим содержанию, направленности, характеристикам. Это объясняется не только обилием и направленностью информации, не столько множественными коммуникациями человека в обществе, но и самой ее природой. Если ранее люди общались, как правило, в той или иной степени, непо­средственно друг с другом, то сейчас межличностное общение, как индивиду­альное, так и коллективное, все более опосредуется техникой - телевидением, Интернетом и т.д. Ранее круг общения, распространения информации пред­ставлял собой относительно замкнутую общность людей, проживающих на компактной, достаточно четко очерченной территории, теперь ситуация меня­ется. Информационные потоки связывают людей совершенно независимо от их территориального местонахождения.

Признание объективного существования движущейся информации, отра­жающей состояние и свойства движущейся материи, приводит нас к понятию "информационный поток". Для идентификации информации, содержащейся в информационном поле, требуется физическая связь между реципиентом и полем. Эта связь реализуется информационным потоком - движением частиц или волн, несущих инвариант отражения в виде информационного кода. Реципиент может воспринимать информацию только из информационного потока.

Поэтому, оче­видно, могут существовать и такие информационные поля, о которых реципиент может не знать либо предполагать возможность их существования по косвен­ным данным или аналогиям. Прерывание взаимодействия реципиента с информационным потоком не отражается на свойствах последнего, а прерывает возможность дальнейшего восприятия текущей информации об объекте, не влияя, однако, на возможность непрерывной ассоциативной обработки уже накопленной идеализированной информации.

Информационный поток, как теоретическая идея, представляет с философ­ских позиций восхождение первоначально от конкретного (чувственного) к абстрактному (идеализированный сплав, отражающий как объективную реаль­ность, так и субъективное представление о ней) и далее от абстрактного (как систематическое описание различных свойств объекта) к конкретному (как от­ражение целостности сложных систем, логический итог научного исследова­ния).

Информационный поток неоднороден. Можно наблюдать точки сгущения информативности и точки разрежения. Это связано со спецификой самой информации и ее потребителями. Выделяют синхронные (передача информации между субъектами, сосуществующими в рамках одного интервала времени) и диахронные (передача информации от предшествующих поколений к последующим) особенности протекания информационных процессов. Здесь синхронность передачи информации является средством осуществления диахронной. «Диахронная информационная связь - это механизм аккумулирования и передачи социального опыта. Вне такого механизма была бы не возможна трансляция культуры в широком смысле этого слова, и каждый человек был бы вынужден в онтогенезе повторять весь социальный и интеллектуальный филогенетический опыт»16. Диахронные информационные связи надежнее и прочнее, чем синхронные 17. В природе нет детерминированного предопределения. В эволюции мно­гое зависит от интеллекта и воли реципиентов, свободных в некотором выборе альтернатив. Принцип сочетания свободы с ограниченностью выбора выража­ет диалектику движения материи.

В параграфе 1.3. «Поведение информационных потоков в социокультурном пространстве» утверждается, что развитие новых информационных технологий сегодня становится одним из определяющих факторов жизнедеятельности мирового сообщества. Система коммуникаций, основанных на цифровой и сетевой интеграции, охватывает практически все проявления современной культуры и интенсифицирует процессы информационного обмена. В пределах параметров информационной среды, которая непосредственно является довольно гибкой, потоки информации являются чрезвычайно быст­рыми и гибкими. Они не могут двигаться вне параметров данной информаци­онной сети, вместе с тем возможны фактически любые направления движения этих потоков внутри сети. Информационные потоки обладают рядом характе­ристик: взаимозависимость и дифференцированность, зависимость от времени и изменение. Сначала потоки ясно и просто соединяются. Поток не может существо­вать в одной точке, поток обязательно соединяет две точки. Это создает взаи­мозависимость. Изоляция - смерть. Подобно всем электронным потокам, элек­тронная информация определяется через различие. Данные относятся к ин­формации через контекст, который связывает их с другими данными. Две час­ти данных могут быть достаточно различны, чтобы при связи друг с другом появлялось новое различие. Как заметил Григорий Батезон18: «Информация - различие, из которого вытекает различие».

С другой стороны, две части данных должны быть достаточно сходны, чтобы быть связанными в принципе. Ценность данных, находящихся в пределах потока, не существенна, пока не поступит в распоряжение реципиента.

Вторая пара характеристик информационных потоков: изменчивость и за­висимость от времени. Поток данных не просто соединяет два узла. Соединяя он изменяет то, что связывает. Мост не просто соединяет две независимые де­ревни поперек реки, он создает новый город. Из изменений возникают новые отношения, принося с собой внезапную взаимозависимость там, где это, каза­лось, было невозможно. С другой стороны, перекрывая существующие потоки, можно отделить то, с чем система была когда-то крепко связана.

Изменение, однако, ни добавляет, ни отнимает значения течения потоков. Новые потоки информации могут изменить все. Взаимозависимость узлов соз­дает информационную среду, в которой потоки, проходя через каждый узел, увеличиваются либо уменьшаются в размере или скорости.

Второй аспект изменения - увеличивающаяся важность времени. В окру­жающей среде, где потоки данных циркулируют очень быстро и проходят со скоростью света через компьютерные сети, новые взаимосвязи возникают с такой же скоростью, с какой умирают старые связи. Время - центральный фактор в процессе. Мы живём в эпоху информации, скорость и объем которой обусловлены новыми технологиями, ведущими к объединению мировых информационных сетей. Информационные потоки как элемент социальных изменений проявляются только после обозначения их действия в реальном времени и в одной информационной системе, связывающей прогрессивный социум. То есть, этот процесс совпадает с явлением переходного периода, понимаемого как единство изменения объектов и процессов в границах социума под действием объективных законов естественного развития и посредством целенаправленной деятельности исторического субъекта – людей и их институтов.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационные потоки в системе массовой культуры iconДиплом «Психологическое воздействие массовой культуры на поведение потребителей»
Исследование влияния методов психологического воздействия массовой культуры на потребителя 22
Информационные потоки в системе массовой культуры iconИтогового контроля зачет. Формы промежуточного контроля: реферат, эссе
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» определяется необходимостью для любого...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconИтогового контроля зачет. Формы промежуточного контроля: реферат, эссе
Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Философия» определяется необходимостью для любого...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconПрограмма дисциплины Современная массовая культура для направления...
Курс построен на сочетании исторического и систематического принципа – специфика и особенности современной массовой культуры раскрываются...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconНаправление подготовки 080100 экономика
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconТеория культуры семинар №1 феномен культуры
Предмет культурологии и место ее в системе наук. Методология и конкретные методы исследования культуры
Информационные потоки в системе массовой культуры iconУчебник содержит базовые сведения по экологии и рациональному использованию...
Гальперин. – 2- е изд. – Москва: ид «форум»: инфра-м, 2013. – 255, [1] с.: ил. Библиогр.: с. 248 – 249. Гриф
Информационные потоки в системе массовой культуры icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconПлан проведения Всероссийской информационной кампании против насилия...
В средствах массовой информации и других средствах массовой коммуникации на территории
Информационные потоки в системе массовой культуры iconПрограмма по специальности «Теория и история культуры»
Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в...
Информационные потоки в системе массовой культуры icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 3 курса, института спорта и физического воспитания,...
Информационные потоки в системе массовой культуры icon“информационные системы технологии”
По дисциплине «Информационные технологии в сфере физической культуры» для студентов 4 курса института спорта и физического воспитания,...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconПояснительная записка Мировая художественная культура (мхк) предмет...
Мхк, повышенный интерес преподавателей и учащихся школы, более чем заинтересованное обсуждение проблем его преподавания в средствах...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconРеферат Разработаны научно-информационные материалы по развитию единой...
Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «мгтуга средние школы сао г. Москвы», направленного на повышение...
Информационные потоки в системе массовой культуры iconОтчет о деятельности областного государственного автономного учреждения,...
Кировское областное государственное автономное учреждение культуры «Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск