Реферат по теме «Мистический путь суфия»





Скачать 270.52 Kb.
НазваниеРеферат по теме «Мистический путь суфия»
страница1/2
Дата публикации18.01.2015
Размер270.52 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2



Государственное автономное образовательное учреждение

Мурманской области

среднего профессионального образования

«Полярнозоринский энергетический колледж»


Реферат по теме «Мистический путь суфия»


Исполнитель: Горбунов Михаил, студент 2 курса группы № 22 по специальности «Слесарь по КИПиА»

Руководитель: Петрова Екатерина Александровна, преподаватель истории и культурологии 1 квалификационной категории

2013

Содержание стр

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. История суфизма………………………………………………… 6

    1. Происхождение термина «суфизм»………………………………… 6

    2. История появления суфизма. Зарождение учения ………………….8

Глава 2. Мистический путь суфия………………………………………….11

2.1. Столпы веры суфия. Тарикат. Хакикат………………………………..11

2.2. Братство суфиев…………………………………………………………..20

Заключение…………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………28

Введение
Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией всегда является актуальной задачей для многих ученых и философов. Мусульмане, которые исповедуют суфизм, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования.

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы суфизма как религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретая широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.
Арабо-мусульманская культура, основанная на суфизме, в разных регионах имеет собственную специфику, обусловленную местными этнокультурными различиями, что позволяет рассматривать ее как единство общечеловеческих и этнонациональных эелементов. В арабо-мусульманской культуре особое место занимает внерациональная, мистическая форма постижения мира, выраженная в суфизме.

Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви…
Для многих мусульманских народов суфизм — неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурных ценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом. Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. На этом основании исследователь фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация в культурном и социальном отношении является одной из ветвей развития античного и эллинистического наследия, а главной ветвью этого развития он считает Византию.

Цели и задачи написания реферата.

Данная работа представляет информационно-описательный тип реферата.

Основная цель написания реферата заключается в осуществлении анализа специфики суфизма как мистико-аскетического, религиозно-философского течения в исламе, феномена, сложившегося в контексте целостной системы арабо-мусульманской культуры, обладающего общечеловеческими духовно-культурными ценностями.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть целостность арабо-мусульманской культуры как универсального культурно-исторического типа, равноценного и сопоставимого с иными цивилизационно-культурными образованиями, установив исторические и социокультурные предпосылки зарождения суфизма;
2) выявить и проанализировать основные этапы мистического пути суфия;

3) выявить особенности суфизма как мистико-аскетического течения и субкультурного феномена в исламе, являющегося составной частью арабо-мусульманской культуры, рассмотрев при этом основные его формы, догматические, духовно-нравственные и философские основы.

Глава 1. История суфизма

    1. Происхождение термина «суфизм»

Суфизм - это мистическая традиция, цель которой - духовное преображение и совершенство. Идеи суфизма универсальны и могут быть обнаружены в самых различных духовных учениях и религиях. Суфии не придерживаются какой-то жесткой философии или доктрины. Их путь, скорее, указывает направление, которое ведет по жизни в соответствии с Шариатом и называется "тарикат". В основе этого пути лежит любовь к Богу и полная отдача на милость Его воле ("таваккул"). Эта любовь выражается в любви к людям, доброте, внимательном отношении и почтении. Это путь, ведущий искателя к Реальности. Он многообразен, как жизнь, и у каждого человека он свой, хотя цель - одна. В основе суфизма лежит любовь и преданность. Только любовь дает человеку возможность отказаться от своего эго, являющегося завесой для постижения истины. Когда сброшен покров самости, открывается наше истинное, божественное "Я".

Под суфизмом подразумевается посвящение своей жизни Творцу и полное душевное отрешение от всего материального, и полная покорность Всевышнему во всех состояниях, обращая при этом всю свою душу, сердце и тело к Аллаху. Суфии стремятся к постижению эзотерических аспектов учения Пророка.

Слову 'суфизм' (тасаввуф - араб.) было дано множество толкований самыми разными комментаторами. Ученые разошлись во мнениях о происхождении этого слова и возводили его к нескольким корням. Далее приводятся наиболее известные утверждения на этот счет.
1. От слова "суфат" (шерстинка). Объяснением этого служит то, что суфий ощущает себя перед Всевышним подобно брошенной шерстинке.


2. От слова "сыфат" (свойство), так как суфий воплощает в себе лучшие из человеческих качеств.

3. От 'сафа'' (чистота). В этой связи Абуль Фатх аль-Бусди отметил: 'Люди спорят о слове 'суфий' и расходятся во мнениях. Многие полагают, что оно происходит от 'суфф' (шерсть). Я же не отношу этот термин к кому-либо иному, кроме как к человеку, который очистился, - он и есть суфий'.

4. От "суффа" (скамья). Ахлю суффа ('люди скамьи' - неимущие сподвижники Пророка (мир ему), жившие в его мечети в Медине) - это первое поколение суфиев. Их искреннее богослужение является высшим идеалом, к которому стремились мусульмане на протяжении всей истории. Всевышний Аллах так восхвалил их в аяте: 'Так терпи же вместе с теми, кто взывает к Господу' (Сура 'Аль Кахф', 28).

5. От слова 'сафф' (первый ряд). Считалось, что суфии, проявляющие особое рвение и усердие в богоугодных делах, находятся в первом ряду из-за их приближенности ко Всевышнему Аллаху.
6. От слова слово 'суф', что в арабском языке означает шерсть. Суфии надевали накидки из грубой шерсти из-за ее простоты.



    1. История появления суфизма. Зарождение учения

В годы правления Мухаммада и его двух первых заместителей - Абу Бакраи Омара, арабское общество Мекки и Медины представляло собой религиозную общину, в которой светской власти в полном смысле этого слова не было, власть была духовная, которая воспринималась как непосредственное веление Аллаха. Жизнь первых халифов (Абу Бакра и Омара) мало чем отличалась от образа жизни любого члена общины. Характер власти стал меняться при третьем халифе Османе, хотя источники и утверждают, что он был носитель святости и благочестия, представитель совестливости, но известно, что начавшиеся при нем волнения, приведшие к его гибели, были вызваны тем, что началось материальное обогащение правящей верхушки. После убийства Османа начинается борьба за власть и начинаются дела человеческие. Власть захватывает представитель рода Омайн. С этого времени власть халифов становится все более светской, функции духовной власти переходят все более к Корану, который давал ответы на каждый вопрос, и тогда создаются "хадисы" или воспоминания ближайших сподвижников пророка по поводу того, что говорил он по поводу различных ситуаций и как поступал.

Создается своего рода профессия "мухадисов", собирателей и толкователей "хадисов", которые объединяли в себе всю сумму богословских и юридических знаний эпохи. Постепенно к мухадисам выдвигается следующее требование: доверие к нему возможно лишь тогда, когда он не только передает хадисы, но и соблюдает их. А соблюдать хадисы означает пытаться воспроизводить в своей жизни во всех деталях жизнь основателя Ислама, а это жизнь аскета, полного трепета перед Богом и избегавшего всего, что может считаться запретным, и именно здесь начинает оформляться аскетическое течение, впоследствии названное суфизмом.

Отличало их от обычных верующих лишь повышенная интенсивность восприятия религии и отличия в религиозной практике. Так, по Корану (с.II.147) "... и поминайте Меня, дабы Я помянул вас...", они уделяли большое внимание поминанию одному из 99 имен-аспектов Бога с определенными дыхательными упражнениями в течение длительного времени. Постепенно рядом с этой практикой начинает развиваться своеобразное самонаблюдение - контроль за психическим состоянием. Важная роль в разработке теоретической базы этого самонаблюдения принадлежит ал-Мухасиби (Багдад IX век), он разработал метод самонаблюдения, в котором ставилась задача проследить соотношение между внешними действиями человека и намерениями его сердца. Другого основателя, ал-Бисри,- называют создателем науки о "сердцах и помыслах, и о человеческих намерениях". Его книгам присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознаванию религиозных истин. И в высказываниях, и в проповедях их аскетов-учеников и последователей появляются мотивы бескорыстной любви к Богу, неизбывной любви по Нему, стремления сблизиться с Ним. С этого времени они становятся характернейшей особенностью и отличительной чертой суфийской идеологии, придав ей отчетливый мистический

оттенок.

В противовес официальной религии, проповедовавшей страх перед карающим Богом и страшным судом, мистики учили своих последователей любви к Богу, к Его Абсолютной, непреходящей Красоте. Мистик стремится к постижению Высшей Истины, не требуя ничего взамен. Высшей целью у мистиков является мистическое воссоединение с Богом. "Мы не боимся ада и не желаем рая", говорили суфии.

Традиционно историю суфизма делят на четыре периода:

  • VIII — конец IX века — становление учения. В это время происходит выделение сторонников исламского аскетизма в отдельное религиозно-философское учение.

  • X — конец XII века — зарождение основных мистических школ, продолжение оформления учения.

  • XIII — XV века — возникновение «братств» или «суфийских орденов».

  • XVI — XVII века — поздний этап.

Данная датировка в последнее время оспаривается. Так, А. А. Хисматулин считает такой подход однобоким, изучающим суфизм лишь с позиции братств (суфийских мистических объединений), а также отвергает связь с зороастризмом, христианством и другими религиями региона.

Глава 2. Мистический путь суфия

2.1. Столпы веры суфия. Тарикат. Хакикат

Суфийские мистики утверждали, что при полном углублении в медитацию о любви к Богу, о единстве с Богом, может зародиться чувство полного уничтожения "я", человек исчезает, остается только Бог. К этому состоянию они прилагают название "фана" (небытие). Это название с конца IX века становится техническим термином суфизма и приобретает огромное значение, ибо именно фана в большей части суфийских школ начинает признаваться конечной целью путника тариката (суфийского пути). Сам путь мистического самоусовершенствования делился на три основных этапа.

Шариат - первый этап- есть начало пути познания, свод мусульманских религиозных законов, он еще не может относиться к суфизму в узком смысле слова, но вместе с тем этот этап необходим и для суфия, ибо, не пройдя его, нельзя вступить и на дальнейший путь (5 столпов Ислама).

“Пять требований Ислама”

1 - исповедывание веры,

2 - пятикратное произношение молитвы в сутки,

3 - соблюдение поста Рамазана,

4 - паломничество в священный город Мекку,

5 - выплата заката (приношение жертвы во имя Аллаха).

Тарикат – второй этап - или путь духовного совершенствования, который содержит различные морально-психологические методы, при помощи которых человек, ищущий самосовершенствования, может быть направлен к цели кратчайшим путем. Это своего рода путеводитель духа, ищущего Бога.

Тарикат означает духовную жизнь путника на пути познания Бога. Каждый путник, избравший суфийский метод познания Истины, имеет свой личный, индивидуальный, ему самому свойственный духовный мир. Потому шейхи-суфии говорили, что количество путей к Богу соответствует количеству путников.

Термин "тарикат" может заменяться почти равнозначным "сулук" (странствие), а путник на этом пути - "салик" (странник). Поскольку вводится образ странствия, то вводится и образ стоянок на пути. Стоянки эти обозначаются термином "макам". Каждый из макамов представляет собой известное психическое состояние, свойственное данному этапу.

Основные макамы:

1. Тауба или тавба (покаяние).

2. Вара (осмотрительность, благочестие) - путник должен стараться не

причинить никому зла. Суфийский святой Шибли говорил, что вара разделяется на три вида: 1 - предостерегать язык от бессмысленных высказываний и не вмешиваться в чужие разговоры, 2 - избегать всяких сомнений и держаться в стороне от подозрительных и запретных намерений, 3 - воздерживаться от неблагородных и аморальных поступков. Вара считается последней ступенью для верующих и первой ступенью для суфия.

3. Зуфд (воздержанность, аскетизм).

4. Факр (бедность, нищета).

5. Производная предыдущих двух ступеней, 5 ступень - фабр, сабр

(терпение) - основная добродетель суфия.

6. Таваккул (упование на Бога) - отречение от своей собственной воли и

полное упование на волю Бога.

7. Рида, риза (покорность, удовлетворенность).

В стадии тарикат путник пути познания Истины должен стараться очистить свою душу и сердце от всех дурных качеств. В его мыслях не должно быть ничего, кроме познания Истины. Путнику необходимо соблюдать определенные требования, его поступки должны быть правильными и соответствовать правилам ступеней тариката. Эти поступки и действия сводятся к 10 видам:

1. Быть убежденным.

2. У путника должен быть осведомленный, знающий наставник, ибо без руководителя, наставника путник не может достичь цели.

3. Быть преданным, покорным учеником и привязанным своему наставнику. Его воля должна всесторонне подчиняться воле наставника.

4. Быть исполнительным. Все действия и поступки он должен совершать по указанию наставника.

5. Отрешение.

6. Быть праведным и благочестивым, честным, честно зарабатывая свой хлеб насущный.

7. Должен соблюдать умеренность в разговоре и беседе с людьми.

8. Умеренность во сне.

9. Умеренность в пище.

10. Предпочитать аскетический образ жизни.

Если, при наличии знающего наставника, путник выполняет все эти условия, он обязательно достигает цели и истина открывается ему. Если же он не выполняет хотя бы одно условие, то он не может завершить свой мистический путь.

На пути духовного подвижничества возникают и другие явления духовной жизни - кратковременные настроения или порывы, налетающие на путника во время прохождения им пути. Эти состояния они обозначили термином "Хал" - эти состояния, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнуты быть не могут. Это - Божественная милость, ниспосылаемая свыше. Например, курб (близость) - при котором человек ощущает себя стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает на себе взор Бога. Иногда сюда причисляют и фану (небытие). Для большинства суфийских мастеров фана – это не конечный пункт, за фана идет ее логическое следствие - бака (вечность): ощутив уничтожение своего временного преходящего "я", путник погружается в море Абсолюта, и тем самым и ощущает отчетливо, что существует так же вечно, как вечна и Божественная Сущность. Это состояние бессмертия высшее из состояний, доступных для путника.

Таким образом, тарикат завершается, и путник вступает в последнюю стадию - хакикат. Этот термин обозначает подлинное, реальное бытие. Достигнув хакиката, путник познает истинную природу бытия, Бога и сопричастность Ей. Потому-то суфии часто называют себя ахл-ак-хакика (люди подлинного бытия).

Действия путников, прошедших хакикат и достигших ступеней Истины, тоже сводятся к 10 видам:

1. Познание Бога, а после Богопознания познание философии вещей.

2. Примирение со всеми, являющееся главным, основным признаком того, что путник познал Бога. На этой ступени путник ни с кем не враждует, ни с кем не вступает в спор, не отрицает утверждений никаких религий, со всеми проявляет веротерпимость.

3. Быть сочувствующим, чтобы все сделанное им пригодилось людям. Он должен направлять людей на благородные дела, поступки, воспитывать в них чувство взаимоуважения друг к другу своими назиданиями и наставлениями.

4. По отношению ко всем людям быть сдержанным, скромным, иметь одинаковые отношения с разными людьми.

5. Быть покорным и вести свободный, ни от кого не зависимый образ

жизни.

6. Уповать на Бога и быть терпеливым.

7. Не быть алчным и стяжателем, ибо основой всяких дурных порочных поступков является алчность.

8. Довольствоваться малым.

9. Стараться принести людям только пользу и не обижать их ни в коем

случае.

10. Во всех отношениях и ситуациях вести себя спокойно и хладнокровно.

Такие качества проявляются лишь после того, как путник проникает в сущность духовных путешествий: сайр ил-Аллах (путешествие к Богу), сайр фил-Аллах (путешествие в Боге) и начинает путешествие "С Богом к людям", после которого начинается 4-е путешествие "С людьми к Богу".

Стадии веры в суфизме

  1. Иман-э Мухмиль — на этой стадии человек ве­рит в то, во что верят другие люди, но независимо от того, насколько сильна его вера, стоит людям, окружающим его, изменить свою веру, как он тут же изменит свою.

  2. Иман-э Камиль — следующая стадия веры, явля­ется верой идеалиста, который верит в писание и спасителя. Он верит потому, что так написано в писании или проповедано спасителем. Его вера, конечно, не изменяется с переменой погоды, и все же он может отклониться, если каким-либо обра­зом в его душе пробудится рассудок. По крайней мере, вера потускнеет, подобно пламени свечи, тускнеющей в лучах восходящего солнца. Когда встает солнце разума, оно пробивается и рассеивает тучи эмоций и приверженности, сотворенные такой верой.

  3. Хак алъ-Иман — третья стадия веры, когда чело­век верит, потому что его рассудок позволяет ему верить. Такой человек идет по жизни, неся в руке факел. Его вера основана на рассудке, она не мо­жет быть сломлена ничем, кроме еще более высо­кого рассудка, ибо это алмаз — единственное, что режет алмаз, рассудок один лишь может победить рассудок.

  4. Айн алъ-Иман — четвертая стадия веры — вера по убеждению: не только рассудок, но каждая ча­стица существа человека убеждена и уверена в истине вещей, и нет ничего на земле, способного изменить такую веру. Если скажут ему: «Не ходи туда, там вода», — он ответит: «Нет, там земля, я это вижу сам». Это подобно тому, как видеть соб­ственными глазами то, во что веришь. Эта вера — вера провидца, знание которого — его свидетель, вот почему его вера будет длиться и длиться веч­но. Конечно, по мере развития души от стадии к стадии она должна ломать прежнюю веру, чтобы установить последующую, и это разрушение веры носит у суфиев название Тарк, что означает «от­каз»: отказ от мирского идеала, отказ от небесного идеала, отказ от божественного идеала и даже от­каз от отказа. Это приводит провидца к берегам высшей истины.

«Истина — это то, что не может быть полностью высказано, но то, что не может быть высказано, не всегда есть истина».

Основой суфийского мировоззрения является принцип Единобытия. Метод суфизма - развитие способности видеть в мире множественности всепроникающее Единство. Одним из главных препятствий здесь служит рассудок, эта низшая форма интеллекта, расчленяющая целостный и гармоничный мир на противоположности и порождающая мнимые противоречия. Суфий отбрасывает ущербную рассудочность; опьяненный любовью, он пребывает в состоянии "священного безумия". Если обычный человек делит всё происходящее с ним на хорошее и дурное, то суфий равно приемлет как радость, так и боль, ведь и то, и то другое - дары Возлюбленной. Суфизм, таким образом, может быть понят как полное и безоговорочное смирение перед Богом, приятие того, что есть. 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconЕсли ты не осёл или как узнать суфия (суфийские анекдоты)
Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты. / Составление, перевод и литера­турная обработка: Константинов С. В.,...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Три пути ведут к знанию: путь размышления-это путь самый благородный, путь подражания-это путь самый легкий и путь опыта- это самый...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconУрок по теме «Файлы и файловая система»
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу, научитесь...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат Эволюция звезд
«умирают». Чтобы понять их жизненный путь, надо знать как они появляются. В прошлом это было загадкой, но сейчас ученые легко могут...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Три пути ведут к знанию. Путь размышлений самый благородный, путь подражания самый лёгкий, путь опыта самый горький. Конфуций
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат по теме: Глобальные катастрофы в истории Земли
Земли»? Мне кажется, что это тема сейчас наиболее актуальна, в век технического прогресса, когда риск во всех областях науки возрастает...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат Бондарев Д. А
Структура работы не соответствует теме. Введение не по теме. Задачи не соответствуют теме. Использована учебная литература. Работа...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconКонкурса реферат
«Путь к победе- 70 снятия блокады Ленинграда и победоносные бои Великой Отечественной войны»
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат по теме диссертации и устный экзамен
При поступлении в аспирантуру по направлению 51. 06. 01 «Культурология» сдается вступительное испытание, включающее в себя реферат...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат на тему : «История практической космонавтики (скафандры)»
Космонавтика в Советском Союзе, а позже в рф, прошла долгий путь от короткого полёта
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мне кажется, что по жизни каждого человека ведет незримый ангел. Каждый из нас выбирает друзей, жизненный путь, совершает разные...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат «Мой путь в йоге»
Результаты личной практики (что дала йога, как повлияла на разные сферы жизни, подробно)
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взгляд изнутри. Интервью с настоятелем Покрово-Эннатского монастыря игуменом Николаем, имамом мечети «Суфия» Абдуллой хазратом Сынбулатовым...
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат и устное собеседование по теме реферата
Контрольная работа включает письменную работу (реферат) и устное собеседование по теме реферата
Реферат по теме «Мистический путь суфия» iconРеферат по теме, предложенной ниже
Реферат на 8-12 страниц + титульный лист + список литературы (или ссылки на адреса сайтов)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск