Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1)





Скачать 261.9 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1)
страница1/2
Дата публикации21.01.2015
Размер261.9 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

в г. Анжеро-Судженске (АСФ КемГУ)
Кафедра иностранных языков


УТВЕРЖДАЮ:

Директор АСФКемГУ
_________________

Вечер Е.В.


Учебно-методический комплекс по дисциплине
Мировая художественная культура (ГСЭ.В1)

НАПРАВЛЕНИЕ
050300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Профиль подготовки
Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Составитель: доцент кафедры русского языка и литературы Т.Л. Волчкова

Анжеро-Судженск
2012

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета педагогического образования

Гравова И. В. _________
«23» мая 2012г.

Зам. директора АСФКемГУ
Шкуркин А. С. ________________
«22» июня 2012г.


УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом факультета педагогического образования

Протокол № от «23» мая 2012г. Председатель ученого совета факультета,

декан факультета педагогического образования

Гравова И. В.___________

«23» мая 2012г.


УМК обсуждено и одобрено

методическим советом АСФКемГУ

Протокол №__ от«22» июня 2012г.

Председатель методического совета, зам. директора АСФКемГУ
Шкуркин А. С. _________
«22» июня 2012г.


ОБСУЖДЕНО:

РАССМОТРЕНО:

Зав кафедрой иностранных языков
Н.А. Хамидулина________________
«12»_ апреля _____2012г._______

Председатель методической комиссии факультета педагогического образования
Л.П.Михальцова _________________
«16» мая 2012г.


УМК обсуждено и одобрено

на заседании кафедры

Протокол № от «12» апреля 2012г.

_________________

УМК обсуждено и одобрено методической комиссией факультета педагогического образования

Протокол № от « 16» мая 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа курса……………………………………………………………

Учебно-методические материалы……………………………………………..........

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов……….

Формы текущего, промежуточного, рубежного контроля и оценочные средства…………………………… ………………………………………………...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета педагогического образования

______________И.В. Гравова

«____»______________2012 г.

Рабочая программа дисциплины

Мировая художественная культура
Направление подготовки

050300 Филологическое образование
Профиль подготовки

Иностранный язык
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Анжеро-Судженск

2012

1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Мировая художественная культура» является сформировать системные знания студентов в области истории зарубежной и отечественной культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Мировая художественная культура» (ГСЭ.В1) относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Мировая художественная культура» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин: «История», «Философия», «Культурология», «История православной культуры», «Русское устное народное творчество», «Античная литература», «Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения», «Древнерусская литература и русская литература 18 века», «Зарубежная литература 17-18 веков», «История русской литературы 19 века».

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «История русской литературы 20 века», «История зарубежной литературы19 века», «История зарубежной литературы 20 века», «Методика преподавания литературы», «История восточнославянских литератур».



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Мировая художественная культура».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

- особенности основных этапов развития зарубежной и отечественной культуры;

Уметь:

- характеризовать процессы стилеобразования в различных видах зарубежного и русского искусства;

- видеть взаимодействие и взаимосвязь разных видов искусства в контексте развития культуры

Владеть:

- анализом художественных произведений русских и зарубежных писателей, художников, композиторов во взаимосвязи с нравственно-ценностным и стилевым содержанием культуры эпохи.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
4.1. Объем дисциплины в виде учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
4.1.1. Объем и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

108

Аудиторные занятия (всего)

54

В том числе:




Лекции

36

Семинары

18

Самостоятельная работа

54

Вид промежуточного контроля




Вид итогового контроля

зачет



4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)


п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоемкость

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Учебная работа

В т.ч. активных форм

Сам. работа

Лекции

Практ.

1

Культура Античности

V

1-3 недели

20

4

6

2

10

1-3 неделя: работа на семинарах, реферат;

3 неделя: коллоквиум;

итоговый тест, экзамен

2

Культура Средних веков и эпохи Возрождения

V

4 – 7 недели

20

4

6

4

10

4-7 неделя: работа на семинарах, реферат;

итоговый тест, экзамен

3

Культура 17-18 веков

V

8 -11 недели

20

4

8

6

8

8-11 неделя: работа на семинарах, реферат;

подготовка и проведение классного часа, итоговый тест, экзамен

4

Культура 19 века

V

12-15 недели

26

4

8

6

14

12-15 неделя: работа на семинарах, реферат;

подготовка и проведение классного часа, итоговый тест, экзамен

5

Культура 20 начала 21 века

V

16-18 недели

22

2

8

8

12

16-18 неделя: работа на семинарах, реферат, участие в дискуссии;

подготовка и проведение классного часа, итоговый тест, экзамен




Итого:







108

18

36

26

54





4.2. Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

№ п/п

Наименование раздела, тем дисциплины

Содержание раздела дисциплины

Результат обучения, формируемые компетенции

1.

Культура Античности

Понятие «художественная культура». Язык искусства. Виды искусств. Их особенности. Понятие «античность». Греческая мифология как «почва и арсенал» античного искусства. Язык древнегреческой архитектуры. Скульптура Греции. История древнегреческого театра. Керамика. Варварство и практицизм древних римлян. Строительство. Художественная культура греков и римлян. Рационализм и сдержанность римского искусства, аналитическое и трезвое познание мира как главные черты искусства Римской республики и Римской империи. Римский скульптурный портрет. Идея прославления римской государственности. «Энеида» Вергилия – поэтическое прославление исторической миссии Рима.



Знание основных закономерностей историко-культурного развития древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Умение анализировать произведения различных видов искусств эпохи Древней Греции и Древнего Рима. Владение основными понятиями в области архитектуры, скульптуры и литературы эпохи античности. ОК-2, ОК-3, ОК-14

1.1

Понятие «культура». Своеобразие древнегреческой культуры

1.2

Художественная культура Древнего Рима.

2

Культура Средних веков и эпохи Возрождения

Идеи христианства в истории морали человека. Библия, ее структура и состав. Средние века и государство религиозной модели мира. Константинополь как центр православия. Художественно-образная основа христианской культовой архитектуры. Икона – умозрение в красках. Мозаика – сияющее чудо.

Католицизм как особая ветвь христианства. Архитектура в системе искусств средневековой Европы, ее доминирующее значение. Романский стиль. Готический стиль. Место скульптуры в католическом храме. Гуманизм как определяющее мировоззрение в развитии художественной культуры Западной Европы XIV – XVI вв. Идея Возрождения в искусстве Италии. Данте и Джотто. Возрождение во Флоренции и Риме. Особенности экономического, политического, художественного развития Германии, Нидерландов. Ведущая роль живописи как искусства. И. Босх – личность и особенности мировоззрения. Пессимистическое отношение к миру как средоточию зла и пороков. Сложность языка. Национальные корни творчества П. Брейгеля Старшего. «Корабль дураков» С. Бранта и «Похвала глупости» Э. Роттердамского как начало литературы о «глупцах». Гравюра в творчестве А. Дюрера. Музыкальная культура эпохи Возрождения. Трансплантация византийских традиций в древнерусскую культуру. Архитектура как один из ведущих видов искусства в художественной культуре Древней Руси. Архитектурные стили. Древнерусская икона как предмет культа, ее место в храме. Иконописный канон. Канон древнерусского церковного пения.


Знание основных этапов средневековой культуры, особенностей мировоззрения эпохи Средневековья и Возрождения. Умение выявлять национальную специфику различных видов искусства Средневековья и Возрождения. Владение основными понятиями в области архитектуры, скульптуры, живописи, духовной музыки эпохи Средневековья и Возрождения. ОК-2, ОК-3, ОК-14

2.1

Художественная культура Западной и Восточной Европы эпохи Средневековья и Возрождения

2.2

Древнерусская художественная культура

3

Культура 17-18 веков

Место XVII века в МХК как самостоятельная фаза в ее развитии. Переход от идей Возрождения к идеям Просвещения. Ведущее положение Италии, Франции, Голландии, Испании в художественной культуре XVII века. Появление новых стилей: барокко, классицизма – и формирование реализма как нового творческого метода в художественной культуре XVII века. Появление новых жанров (опера, бытовой жанр, натюрморт). Искусство и его роль в утверждении просветительских идей. Классицизм в искусстве. Вольтер. Давид. Гудон. Венская классическая музыкальная школа. Моцарт. Бетховен. Обличительный характер творчества Свифта и Хогарта. Бытовой жанр в творчестве Шардена. Особенности Просвещения в Германии. Приобщение России к европейской культуре. Рождение светской живописи (парсуна). Появление в духовной музыке партесного концерта. «Московское барокко» в архитектуре. Реформа Петра I и развитие культуры. Особенности русского просветительского движения и этапы его развития. Градостроительство. Творчество И. Никитина. Расцвет русского барокко в творчестве Б. Растрелли. Творчество художникоа середины и второй половины XVIII века. Деятельность М. Ломоносова. Русский скульптурный портрет. Ф. Шубин. Архитектура русского классицизма. Русский живописный портрет. Появление светских жанров в музыке.


Знание национальной специфики зарубежного и русского искусства 17-18 веков. Умение характеризовать процессы стилеобразования в зарубежной и русской культуре 17-18 века. Владение основными понятиями в области различных видов искусств во взаимосвязи с нравственно-ценностным и стилевым содержанием культуры эпохи. ОК-2, ОК-3, ОК-14

3.1

Культура 17 и 18 века в Западной Европе

3.2

Русская культура 17 и 18 века.

4

Культура 19 века

Романтизм – эпоха в истории МХК. Историческая обусловленность появления романтизма. Идейно-художественные задачи. Национальная специфика и устойчивые общие черты. Герой романтического искусства, его разлад с окружающей средой. Создание новых художественных форм и жанров в литературе, изобразительном искусстве, музыке, новых средств художественных воплощений. Романтизм в зарубежной живописи (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа). Классицизм и романтизм в творчестве Бетховена. Национальные музыкальные школы (Шуберт, Шопен, Лист, Берлиоз). Подъем национального самосознания в начале XIX века в России. Творчество М.И. Глинки. «Пушкин в музыке». Начало новой эпохи в русском музыкальном искусстве. Романтизм в творчестве Глинки. Глинка и Пушкин. Искусство русского портрета первой трети XIX века. Тропинин, Кипренский, Брюллов. Возникновение термина «реализм» в европейском искусстве. Критический реализм в литературе зарубежных стран. Многообразие художественных течений в зарубежном изобразительном искусстве. Импрессионизм. Реалистические тенденции в зарубежной музыке. Ж. Бизе. Э. Григ. Расцвет реализма в художественной культуре России. Живопись А. Иванова. Гоголевское направление в русской культуре. П. Федотов. А. Даргомыжский. Товарищество передвижных художественных выставок. Ведущая роль русской литературы. Главная тема произведений художественной культуры России – тема народа. Тесная связь музыкального искусства России с демократическим движением эпохи. «Могучая кучка». Творчество П. Чайковского – вершина русской музыки XIX века. Общая характеристика периода. Творческие направления в литературе зарубежных стран. Творческие искания художников. Фовизм и кубизм. Импрессионизм в зарубежной музыке. «Серебряный век» русской культуры. Литература. Символизм. Творческие направления в изобразительном искусстве России конца XIX – начала XX века. «Мир искусства». Музыкальное искусство России на рубеже веков. Традиции и новаторство.


Знание национальной специфики зарубежного и русского искусства 19 века. Умение характеризовать процессы стилеобразования в зарубежной и русской культуре 19 века. Владение основными понятиями в области различных видов искусств во взаимосвязи с нравственно-ценностным и стилевым содержанием культуры эпохи. ОК-2, ОК-3, ОК-14

4.1

Романтизм в русской и зарубежной культуре

4.2

Реализм в зарубежной и русской культуре

5

Культура 20 начала 21 века

Общая характеристика периода между двумя мировыми войнами (1917-1939) XX века. Борьба идей и направлений в зарубежной культуре 20-30 гг. Открытие новых средств познания художественного мира в искусстве. Энтузиазм и трагедия советских художников. Возникновение и развитие киноискусства. Становление и развитие советского киноискусства. Художественная культура Великой Отечественной войны и послевоенного периода до конца XX века. Традиция и новаторство в творчестве зарубежных художников, музыкантов, писателей. Тема Великой Отечественной войны в современном искусстве. Творческие искания композиторов, художников в советской культуре. Многообразие направлений, стилей и тем в мировом кинематографе. Русская культура на рубеже XX-XXI вв.


Знание сущности новых средств познания художественного мира в искусстве 20 и начала 21 века. Умение учитывать различные контексты, в которых развиваются различные виды русского и зарубежного искусства 20 века и современности. Владение языком авангардного искусства. ОК-2, ОК-3, ОК-14

5.1

Художественная культура 20 начала 21 века


5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование реализация данной программы предусматривает использование таких форм проведения учебных занятий как работа с различными источниками информации: научной и учебно-методической литературой, интернет-ресурсами, выполнение самостоятельных контрольных заданий, коллоквиумы, сюжетно-ролевые игры, учебная дискуссия, использование средств «масс-медиа», творческие работы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Мировая художественная культура»
Вопросы к экзамену

  1. Греческая мифология как «почва и арсенал» античного искусства.

  2. Античность – колыбель европейской цивилизации. Художественный язык античности.

  3. Своеобразие греческой античной архитектуры. Афинский Акрополь.

  4. Великие скульпторы Греции.

  5. Эллинистическое искусство как явление мировой культуры.

  6. Своеобразие древнегреческой литературы. История древнегреческого театра.

  7. Античное прикладное искусство.

  8. Античные сюжеты в мировой культуре.

  9. Своеобразие римского зодчества.

  10. Римский скульптурный портрет.

  11. Библия – памятник мировой культуры.

  12. Библейские сюжеты в искусстве народов мира.

  13. Романский стиль в западноевропейской культуре.

  14. Готика – синтез всех искусств.

  15. Художественный язык византийского искусства.

  16. Архитектура средневековой Руси.

  17. Византийские традиции в культуре домонгольской Руси.

  18. Искусство русской иконописи.

  19. «Золотой век» русской иконописи (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

  20. Художественный канон древнерусского духовного пения.

  21. Италия – классическая страна эпохи Возрождения.

  22. Энциклопедизм личности и творчества Ленорадо да Винчи.

  23. Мадонны Рафаэля – царство гармонии, красоты и добра.

  24. Скульптура в творческом наследии Микеланджело.

  25. Возрождение в Венеции.

  26. Фрески Микеланджело.

  27. Особенности Северного Возрождения, его отличие от культуры итальянского Возрождения.

  28. Возрождение в Германии.

  29. Возрождение в Нидерландах.

  30. Культура барокко в Италии XVII века.

  31. Своеобразие голландской живописи XVII века. Рембрандт.

  32. Своеобразие фламандской живописи XVII века. Рубенс.

  33. Своеобразие испанской живописи XVII века (Эль Греко, Рибейра, Сурбаран, Веласкес).

  34. Классицизм во Франции XVII века.

  35. Культура Руси XVII века.

  36. Искусство рококо. «Галантные празднества» Ватто.

  37. Культура эпохи Просвещения во Франции.

  38. Просвещение в Англии.

  39. Венская классическая школа в музыке.

  40. Культура первой половины XVIII века в России.

  41. Расцвет стиля «высокого барокко» в творчестве Ф.-Б. Растрелли.

  42. Классицизм в архитектуре России.

  43. Живопись России XVIII века.

  44. Расцвет русской национальной школы скульптуры.

  45. Рождение первой композиторской школы.

  46. Романтизм в западноевропейской живописи.

  47. Романтизм в западноевропейской музыке.

  48. Импрессионизм и постимпрессионизм во французской культуре.

  49. Живопись России первой трети XIX века.

  50. Развитие русского романса.

  51. Параллель в развитии музыки, живописи, литературы в России первой трети XIX века (Пушкин – Глинка – Брюллов).

  52. Гоголевское направление в творчестве П. Федотова и А. Даргомыжского.

  53. Тема скорби о народной судьбе в произведениях в, Перова, М. Мусоргского, Н. Некрасова.

  54. Высшие достижения реализма в творчестве И. Репина.

  55. Историческая живопись Сурикова.

  56. Портрет в творчестве И. Крамского.

  57. Русский пейзаж второй половины XIX века.

  58. Историческая роль «Товарищества передвижных выставок».

  59. Эстетика «Могучей кучки».

  60. Народ как «главный герой» произведений Мусоргского.

  61. Творчество Чайковского – важная страница русского музыкального искусства.

  62. Демократизация зарубежного музыкального искусства во второй половине XIX века.

  63. Авангард в зарубежном искусстве XX века.

  64. Авангард в русском искусстве XX века.

  65. Становление и развитие кинематографа.

  66. «Мир искусства» - как одно из наиболее авторитетных художественных объединений «серебряного века».

  67. творчество Д. Шостаковича.

  68. Творчество А. Прокофьева.

  69. Русская живопись конца XIX – начала XX века.

  70. Советское киноискусство.

  71. Советское пластическое искусство.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconУчебно Методический комплекс Дисциплины гсэ в. 1, Гсэ. Р. 2 Мировая...
Сапрыкин В. П., к п н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401....
Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
«Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconУчебно-методический комплекс международное частное право
Программа по учебной дисциплине «Мировая художественная культура» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мировая художественная культура: 1 Учебно-методический комплекс «мхк» для 10 кл
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Учебно-методический комплекс по дисциплине Мировая художественная культура (гсэ. В1) iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск