Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»





Скачать 253.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы»
Дата публикации02.09.2014
Размер253.04 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа «Мировая художественная культура. 10—11 классы» является переработанным вариантом программы «Мировая художественная культура. 6—9 классы» Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской. Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и реализована в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 10—11 классы».
      Программа составлена на 36 часов в год, исходя из 1 часа в неделю. Общим принципом построения программы стал принцип сравнительного рассмотрения главных проблем эпохи. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность в изучении и расширении образовательной базы учащихся путем обращения к межпредметным связям.
      Основным видом искусства для создания эмоциональной среды урока является изобразительное искусство (архитектура, скульптура, живопись), дополненное чтением фрагментов произведений литературы и прослушиванием музыки.
      Программа рассчитана на активное использование знаний, полученных учащимися на уроках в области гуманитарного цикла.
      Цель: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством.

      Задачи:
      • дать представление об особенностях мировой художественной культуры на важнейших исторических этапах ее развития в процессе изучения артефактов от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.) и выявления главных проблем каждой эпохи:
      первобытное общество
      • раскрыть особенности художественного освоения мира на примере бразцов пещерной живописи и мегалитических сооружений (менгиры, дольмены, кромлехи);
      • акцентировать внимание на том, что результатом осмысления законов природы на ранней стадии развития человеческого общества стали первые художественные модели мироздания, воплощенные в главном типе мегалитических построек — кромлехах (Нью-Грендж, Стонхендж);
      Древний мир
      • выявить влияние природных условий (река, пустыня, море) на формирование типов древнейших цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Античный мир);
      • выделить в качестве главной идеи эпохи проблему познания мира, выраженную в мифологической форме мышления;      
      • доказать, что выдающиеся памятники художественной культуры Древнего мира (архитектурные ансамбли, изобразительное искусство, скульптура, литературные произведения) отображают главные проблемы эпохи, в которых мифология и искусство выступают как неразрывное целое;
      • выделить в качестве важнейшей проблемы Древнего мира — проблему бессмертия, которую человек этого времени решал как культурологическое бессмертие, сохранившееся в памяти потомков («Книга мертвых», «О все видавшем...»);
      • подвести к итоговому выводу о том, что произведения искусства, созданные в Древнем мире, составляют не только часть общечеловеческой культуры, но и оказывают огромное влияние на ее дальнейшее развитие;
      Средние века
      • показать, что культурологическую базу Средних веков составляют два типа культуры — восточный и западноевропейский;
      • объяснить, что древнейший и средневековый периоды в истории цивилизаций Востока (Индия, Китай, Япония) составляют неразрывный процесс, основанный на сохранении традиций и культе предков;
      • объяснить, что появление мировых религий (буддизм, христианство, ислам) вызвало изменения не только художественной картины мира, но и модели поведения средневекового человека;
      • доказать, что в художественной культуре Древней и Средневековой Индии, Китая и Японии, Западной Европы, Древней Руси и арабско-мусульманского мира, несмотря на их различия, существует культурологическое единство;
      • выяснить, что содержание памятников художественной культуры народов стран Востока, Западной Европы, Древней Руси и арабо-мусульманского мира, созданных в Средние века, во многом определяется каноническими книгами мировых религий — буддийский канон, Библия, Коран;
      • показать, что изображение картины мира, созданной в религиозных системах, нашло отображение в культовых памятниках архитектуры (буддийский храм, христианский собор, исламская мечеть);
      эпоха Возрождения
      • показать на примере выдающихся произведений литературы, архитектуры, скульптуры и живописи, особенности перехода к новой форме искусства;
      Новое и Новейшее время
      • определить типологию Нового и Новейшего времени как закономерный этап в истории мировой художественной культуры, характерный только для Западной Европы и России;
      • объяснить, что единство и разнообразие художественной культуры Нового и Новейшего времени определяется формированием европейских государств (национальные школы) и активным вхождением России в европейскую художественную культуру;
      • выявить отличительные особенности художественной культуры Нового и Новейшего времени;
      • определить литературу, живопись и музыку как виды искусства, способные наиболее ярко выразить проблемы эпохи, и как главные составляющие художественной культуры Нового и Новейшего времени;
      

Учебно-методический план уроков мхк в 10 классе по программе Ю. А. Солодовникова





п/п



урока

в теме

Тема урока

Форма проведения занятия

Виды деятель-ности учащихся

Учебно-дидактическое обеспечение урока

Форма контроля

Виды и формы внеурочной работы


1


1


Путешествие в страну мегалитов.

Художественный образ и его становление




Вводный


Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради


Презентация по теме урока: Арнхемленд. Австралия,

«Негативные» отпечатки рук. Пещера Альтамира. Испания, Олени, быки и кони. Пещера Ласко. Франция, пасущийся северный олень. Пещера Фон де Гом. Франция, дольмен. Каталония. Испания, аллея менгиров в Карнаке. Франция, кромлех. Стонхендж. Англия.



1. Что такое художественный образ?

2. Способы воплощения художественного образа в пещерной живописи и в древнейшей сокральной архитектуре.






2

2

Глава 1. Жизнь вместе с природой
В бассейнах великих рек. Месопотамия

Открытие новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Голова царя (Саргон Аккадский), Стела царя Нарамсина, стела Эаннатума («Стела коршунов»), «Белый» и «Красный» храмы в Уруке

1. Структура мира

2. Фризовая система росписи и барельеф

3. Источники сюжетов

4. В чём особенность изображения человека?




3

3

В бассейнах великих рек. Египет

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

палетка фараона Нармера (лицевая и оборотная сторона), пирамиды, гробницы, мастабы, храмы, сфинксы, статуэтка писца Каи, статуя фараона Аменемхета III, живопись



1.Каким образом в искусстве отразилось представление египтян о загробной жизни?

2. Значение пирамид.

3. Особенности изображения в скульптуре.




4

4

Детство человечества

Урок-диалог

Просмотр презентации, ответы на вопросы, рассуждения

Презентация по теме урока: кносский дворец (верхние террасы), кносский дворец ( световой колодец и лестничные переходы), фрески кносского дворца, львиные ворота, крепость в Тиринфе (внешний вид стены)

1. Как меняется мировоззрение человека?
2. Каковы темы росписей Кносского дворца и какое представление они дают о характере общества того времени?

3. Где развивалась античная цивилизация после гибели Кносса?




5

5

Особенности мировосприятия человека античности

Урок-викторина

Показывают кроссворды, отвечают на вопросы, представляют рефераты

Иллюстративный материал

Работа по выбору учащихся:

1. Составление кроссворда

2. Работа с терминами

3. Работа с иллюстративным материалом

4. Обобщающее сообщение и реферат


Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина



6



6

Глава 2. Храм и космос

Книга, упавшая с небес



Урок-диалог



Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради



Презентация по теме урока:

Статуя Амона в Карнаке, голова Аменемхета III, колосс Пинедьема, верховного жреца Амона в Фивах, статуя фараона Хифрена, храм Гора в Эдфу, реконструкция храма в Луксоре, интерьер храма в Карнаке, реконструкция главного колонного зала храма в Карнаке



1. Какие боги и почему стали приобретать значение для всего Древнего Египта?

2. В каких городах Древнего Египта были построены самые знаменитые архитектурные храмовые комплексы?

3. Какие обязательные элементы составляли структуру древнеегипетского храма?




7

7

Вершина греческой классики.

«Миф» и «космос»

Сообщение и усвоение новых знаний

Слушают учителя, просмотр презентации, ответы на вопросы, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Понятия «миф» и «космос» у древних греков, колонна дорического ордера, колонна ионического ордера, колонна коринфского ордера


1. Что древние греки обозначали словами «миф» и «космос»?

2. Сколько поколений богов боролось за власть над миром и людьми?

3. Система древнегреческих ордеров




8

8

Вершина греческой классики.

Афинский Акрополь

Расширение и углубление знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Скульптурная группа западного фронтона Парфенона, эрехтейон на Афинском Акрополе, колонна коринфского ордера, Пропилен, храм Ники – Аптерос


1. Кто был инициатором строительства Парфенона?

2. Какие события мифологической истории древних греков отражены в скульптурах Парфенона?

3. Какие основные идеи были заложены в конструкции и художественном образе Парфенона?

4. Значение Парфенона в мировой художественной культуре.




9

9

Восхождение к солнцу

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Пирамида солнца в Теотиуакане, статуя бога Чак-Мооля. Чичен-Ица. Хв., Большой храм в Чичен-Ице, ритуальная маска. Теотиуакан.,большая пирамида в Уксмале.Мексика., орнамент храмовой пирамиды в Ксочикалько. Мексика, VIII-IX вв.


1. Ацтеки, инки и майя, их роль в освоении местности и развитии цивилизации.

2. Космогонические представления древних ацтеков о происхождении мира и этапах его творения. 3. Пирамида в мифологии древних индейцев.




10

10

Глава 3. В поисках бессмертия.

Подготовка к вечности


Урок-диалог


Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради


Презентация по теме урока:

Пирамида Хеопса в Гизе. IV династия., пирамида Джосера. Начало 3-го тыс.до н.э., Храм царицы Хатшепсут. Ок. 1500 г. до н.э., большой сфинкс Хефрена в Гизе. Начало 3-го тыс. до н.э., погребальная камера, сюжеты её росписи, девушка, несущая букет. Роспись гробницы Мены в Фивах. Плакальщицы. Гробница Рамоса. XI в. до н.э. Сцена пира. Роспись гробницы Нахта. Фивы.



1. Идея смерти и воскресения в древнеегипетских мифах. 2. Развитие формы пирамиды в период Древнего царства. 3. Росписи погребальных камер, их магическое значение и художественно-стилистические особенности.

Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина

11

11

Царство мрачного Аида

Урок-диалог

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Геракл, Кербер и Эврисфей. Роспись церетанской гидрии. Фрагмент. Ок. 530 г. о н.э., Аид и Персефона. Краснофигурный килик, Аид с рогом изобилия. Краснофигурная амфора. Немезида, крылатая богиня возмездия. Римская мраморная статуэтка. 150г. до н.э., Одиссей и сирены. Краснофигурный стамнос из Вульчи. 480-470 гг. до н.э.


1. Отношение человека Древнего мира к древнегреческой мифологии, как к достоверному источнику знаний.

2. Художественно-поэтическая интерпретация мифов в трудах древнегреческих историков, писателей и поэтов. 3. Представление древних греков о царстве Аида. 4. Проблема смерти и бессмертия в древнегреческой мифологии.




12

12

«О все видавшем…»

Сообщение и усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Гильгамеш, убивающий львов. Глиняная палетка. VII в до н.э., клинописная табличка с фрагментом эпоса о Гильгамеше. Ниневия. VII в. до н.э., бородатый человек из Урука. Статуэтка из известняка. 3-е тыс. до н.э., голова богини из Урука. Начало 3-го тыс. до н.э., Гильгамеш, убивающий Небесного Бока. Оттиск печати. XXIV в. до н.э., Гильгамеш со львом. VIII в. до н.э.



1. Древнейшие языки и древнейшая литература — источник знаний и представлений о художественной культуре ушедших цивилизации 2. Проблема личности в истории и мифологии Двуречья. 3. Эпическая поэма Двуречья «О все видавшем...». 4. Космогонические представления в поэме о Гильгамеше.




13

13

Глава 4. Боги. Герои. Человек

Маска Агамемнона



Сообщение и усвоение новых знаний



Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради



Презентация по теме урока:

Парис и Елена, Краснофигурный кратер, 380-370 гг. до н. э., суд Париса. Чернофигурная гидрия. VI в. до н.э., воин, надевающий доспехи. Краснофигурная ваза. V в. до н.э., золотая погребальная маска из Микен, Троянский конь. Фрагмент вазы из Микен. Гомер. Мрамор. Римская копия из греческого оригинала. I-II вв. до н.э.




1. Тиринф, Микены, Троя в истории древнегреческой цивилизации. 2. Личность Гомера. 3. Боги в поэме Гомера, их роль в судьбе Трои.




14

14

В поисках идеала

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Дипилонский курос. Ок. 600 г. до н.э., Кора Эвтедикоса. Ок. 510 г. до н.э., Аполлон. Ранняя римская копия с греческого оригинала. IV в. до н.э., Зевс с Ганимедом. Терракотовая статуя. Мирон. Дискобол. Мрамор. Римская копия с бронзового оригинала середины V в. до н.э., Поликлет Дорифор, Дельфийский возничий, Поликлет Диадумен. Ок. 420 г. до н.э., Пракситель. Афродита Книдская. Римская копия, Поликлет. Дискобол. Римская копия.


1. Скульптура Древней Греции в собраниях современных музеев. 2. Развитие скульптуры в период классики. 3. Новые черты в скульптуре эпохи эллинизма 




15

15

Римский феномен

Комбинированный

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, рассуждения

Презентация по теме урока:

Римский форум, Капитолийская волчица, Аппиева дорога, Юлий Цезарь. Ок. 40 г. н.э., бюст и камея Клавдия. Ок. 50 г. н.э., статуя Августа из Прима-Порта, Август Октавиан. Ок. 40 г. н.э., портрет Цецилия Юкунда, Пантеон, внутренний вид Пантеона

1. Легенда о Ромуле и Реме и основание Рима. 2. Идея прославления римской государственности, римской идеологии и римского образа жизни. 3. Феномен римского скульптурного портрета, его истоки и своеобразие. 4. Как можно охарактеризовать искусство Древнего Рима и в чём можно увидеть греческое влияние?

Экскурсия в ГМИИ им. А.С.Пушкина

16

16

Потеря гармонии

Урок-викторина

Показывают кроссворды, отвечают на вопросы, представляют рефераты

Презентации учащихся.

1. Эпоха эллинизма — последний этап в истории древнегреческой художественной культуры. 2. Художественная культура позднего Рима и начало всеобщего кризиса и распада Римской империи. 3. Потеря авторитета римского пантеона богов и проникновение на территорию Рима новых восточных культов. 4. Упадок, исчезновение и «открытие» древних культур как историческая закономерность.




17

17

Художественная культура древнейших цивилизаций и «главная идея эпохи».

Урок-дискурс

Показывают кроссворды, отвечают на вопросы, представляют рефераты

Иллюстративный материал, презентации учащихся

1. Первая ступень познания — познание мира, или поиск ответа на главный вопрос эпохи «Что есть мир?» 2. Мифологические системы Древнего мира. 3. Архитектура как ведущий вид искусства в культуре Древнего мира.




18

18

Осевое время

Непрерывность движения

вводный

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Сцены из жизни принца Гаутамы. Роспись в пещерном храме Аджанты. IV-VII в., Конфуцианский храм в Хуфу, храм неба. Запретный город. Пекин. Китай, интерьер собора Сан-Марко в Венеции, собор Святой Софии. Внешний вид и интерьер. Константинополь, центральный неф. Церковь Сен-Дени. Париж, собор Василия Блаженного.


1. Древний мир и Средние века, Восток и Запад, их противопоставление как социокультурных миров европейского и неевропейского типа. 2. Формирование нового религиозного типа мышления как начало второй ступени познания — познания высшей реальности. 3. Древнейший и средневековый период в истории Индии, Китая и Японии. 4. Средневековый период в истории Западной Европы и Древней Руси.




19

19

Глава 5. В поисках смысла жизни

Урувельский отшельник


Сообщение и усвоение новых знаний


Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради


Презентация по теме урока:

Будда Шакъямуни и сцены жизни Будды. Тибетская живопись «танка». XVII в., Будда Гандхара. I-II в н.э., смерть (нирвана) Шаки (Будды). Япония, купание маленького Гаутамы. Гадхара. II в. н.э., сцена ухода Будды из дворца. Гадхара. II в. н.э.



1. Концепция мироздания в поздневедийский период. 2. Древняя Индия накануне формирования буддизма. 3. Религиозно-этическая основа буддизма, ее связь с древнеиндийской мифологией.




20

20

Великий мудрец Китая

Сообщение и усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Конфуцианский храм в Хуфу, статуэтка Конфуция в конфуцианском храме Тиан-Хок-Кен в Гонконге, статуя Конфуция на острове Шонминь в Китае, портрет Конфуция. Эпоха династии Тан. VII в., раскрашенная деревянная статуя Конфуция в конфуцианском храме в Ханое.

1. Религиозные представления Древнего Китая. 2. Конфуций — философ, ученый, писатель и учитель. Краткие биографические сведения о нем.  3. Конфуций и его учение о человеке.




21

21

Проповедник из Галилеи

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Христос, возвещающий закон апостолам Петру и Павлу. Мозаика из мавзолея Констанции в Риме, Христос Пантократор. Мозаика церкви в Равенне, фрески синагоги в Дурра-Европос. Сирия, храм царя Соломона. Современный реконструктивный рисунок, крещение Христа. Скульптуры Флорентийского баптистерия. XV в., Х. Мюльтшер. Христос перед Пилатом. 1437г., распятие Христа. Мастер манны. 1470 г.


1. Древнееврейские племена и основание древнееврейского государства на территории Палестины. 2. Богословское понимание Бога как вечного и неизменного единства трех сущностей (ипостасей). 3. Основные предвестия и деяния Иисуса Христа в повествованиях евангелистов 4. Канонические представления об облике Иисуса Христа.




22

22

Последний пророк Аллаха

Сообщение и усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Имя «Мохаммад» в традиционной каллиграфии. Начало ХХ в., каллиграфическая надпись в геометрическом стиле. Мечеть шаха. Исфахан. Иран, внутренний вид Мечети шаха. Исфахан. Иран, Мухаммед на горе Хира. Миниатюра XVI в., пророк Мухаммед, Моисей и ангел. XIII в., Вознесение пророка Мухаммеда на небеса. Персидская миниатюра, путешествие пророка Мухаммеда. Миниатюра. Ок. 1425 г.


1. Мекка — религиозный, политический и торговый центр Аравийского полуострова. 2. Мухаммед. Историческая достоверность его личности. 3. Символ веры, или пять столпов ислама, — основа модели поведения мусульманина.




23

23

Художественный образ эпохи. Основные принципы религиозных учений.

Закрепление полученных знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Тексты с фрагментами книг буддизма, христианства и ислама.

Презентация по теме урока:

Будда Гандхара. I-II вв. н.э., Спас на престоле. Икона. XIII в., мечеть аль-Акса. VIII в.


1. В чём видел Будда смысл жизни? 2. Сколько заповедей перечислил Иисус Христос в проповеди? 3. Какие функции выполняет Коран для верующих?




24

24

Глава 6. Гармония пространства

Вырубленные в скале


Сообщение и усвоение новых знаний


Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради


Презентация по теме урока:

Чайтья в пещерном храмовом комплексе. Аджанта. Интерьер. VI-VII вв., принц Гаутама. Роспись пещерного храмового комплекса Аджанта, храм № 26 в Аджанте. VI в. н.э., Ступа. Санчи. Наружный вид. 250 год до н.э., рельеф на колонне западных ворот ступы. Санчи, вход в одну из пещер храмового комплекса. Аджанта. V-VI вв., колоссальная статуя Будды в пещерном храме Юньган. Китай, настенные росписи и чайтья в пещерном храмовом комплексе. Аджанта.


1.Три типа буддийской архитектуры — стамбхи, ступы, чайтья.
2. Модель мироздания — основа художественной конструкции ступы. 3. Появление скальных храмов, символизирующих удаленность от суетного мира.





25

25

Рукотворная вселенная

Сообщение и усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Конфуций, Будда и Лао-цзы. Старинный эстамп, Запретный город. Пекин. Китай, Императорский дворец. Вид на Реку Золотой воды. Запретный город. Пекин. Китай, Храм неба, сад монастыря Дайсэн-ин. Киото. XVI в., сад Лю Юань. «Павильон влюблённых». Китай. Сад Хонбо Осака. Япония, сад мхов монастыря Сайходзи. Киото. Япония. 1339 г.


1. Общность исторического развития Китая и Японии. 2. Выражение души природы через архитектурные ансамбли средневекового Китая. 3. Идеи буддизма в художественной культуре Японии.




26

26

Взгляд сквозь небо

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне. Апсида, интерьер собора Сан-Марко в Венеции, Базилика Санта-Мария в Маджоре, собор Нотр-Дам в Пуатье, собор в Пизе, Собор Парижской Богоматери, соборы Нотр-Дам в Шартре, Реймсе, Страсбурге.

1. Пути формирования христианского храма. 2. Художественно-образная основа христианской культовой архитектуры. 3. Католицизм и особенности развития художественной культуры Западной Европы.




27

27

Слепок вечности

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Большая мечеть в Кордове. Михраб. IX в., Голубая мечеть. Стамбул, мечеть Омара в Иерусалиме, скала, с которой пророк Мухаммед поднялся в небеса, чтобы лицезреть Аллаха, мечеть Омейядов. Мозаика главного входа. Дамаск.

1. Главное культовое сооружение ислама. 2. Центрические купольные мечети и их религиозная символика. 3. Выход ислама за пределы Аравийского полуострова и превращение его в третью мировую религию.




28

28

Глава 7. Выбор веры

Каменная летопись



Урок-диалог



Просмотр презентации, рассуждения



Презентация по теме урока:

Богоматерь Оранта. Мозаика апсиды. Собор Святой Софии. Киев. XI в., четыре дочери Ярослава. Фреска. Ангел. Икона. Конец XII в., апостол Павел. Фреска. Собор Святой Софии. Рождество Богоматери. Фреска. Архангел Михаил. Фреска. Лик Иоанна Крестителя. Фреска.



1. Славянские племена до принятия христианства.

1. Распространение христианства на территории древнеславянских племен. 2. Религиозное, историческое и эстетическое содержание древнерусской архитектуры. 3. Связь древнерусской архитектуры и народного быта.




29

29

Каменная летопись

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Церковь Вознесения в Коломенском, Архангельский собор Московского Кремля, Вид со стороны Москвы реки на Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, Собор Василия Блаженного, Благовещенский собор Московского Кремля.

1. Древнерусская архитектура и национальная история. 2. Значение строительства храмов в Древней Руси.




30

30

Умозрение в красках и храмовое действо

Сообщение и усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Андрей Рублёв. Спас Вседержитель из Деисуса. Икона. Начало XV в., Царские врата XIV в., Феофан Грек. Макарий Египетский. Фреска. 1378г., Успение Богоматери. 1479 г., вход Господень в Иерусалим. Праздничный чин. Благовещенский собор Московского Кремля, иконостас из храма Владимирской иконы Божьей Матери Московского Сретенского монастыря.

1. Религиозная живопись Древней Руси, ее связь с христианским мировоззрением. 2. Художественно-образная основа иконы как предмета искусства. 3. Иконостас как русское явление. 4. Единство православного храма и русского иконостаса.




31

31

Радетели земли Русской

Усвоение новых знаний

Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради

Презентация по теме урока:

Седьмой Вселенский Собор. XVI в., Дионисий. Сергий Радонежский с житием. XV в., Святой Георгий с житием. Начало XIVв., Борис и Глеб. Новгород. Конец XIII в., Св. Николай и Георгий. XIV в., Андрей Рублёв. Архангел Михаил. Икона из звенигородского чина. Ок. 1394г., Андрей Рублёв. Троица. Икона. Ок. 1411-1415 гг.


1. Византийские традиции и древнерусская литература. 2. Житийный жанр, его назидательный и дидактический характер. 3. Житие русских святых Бориса и Глеба в литературе и живописи. 4. Образ Сергия Радонежского в русских иконах.




32

32

Глава 8. Величайший переворот

Прорыв в действительность


Сообщение и усвоение новых знаний


Просмотр презентации, обсуждение темы, обмен впечатлениями, запись в тетради


Презентация по теме урока:

Интерьер. Капелла дель Арена. Падуя, Андреа дель Кастаньо. Данте. Фреска. Ок. 1450 г., Джотто. Предательство Иуды. Фреска. Капелла дель Арена. Падуя. Джотто. Бичевание.. Фреска, Джотто. Распятие. Фреска. Капелла дель Арена. Падуя, Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. Фрагменты, Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. Рафаэль. Сикстинская мадонна, Рафаэль. Мадонна со щегленком.


1. Данте Алигьери — последний поэт Средневековья 2. Расцвет живописи и ее равноправие по отношению к литературе. 3. Художественная реформа Джотто. 4. Тема Богоматери у художников эпохи Возрождения.




33

33

Величавая беседа равных

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

Сикстинская капелла. Ватикан. Рим. 1481-1482 гг., С. Боттичелли. Сцены жизни Моисея. Фрагмент. Фреска. Сикстинская капелла, С. Боттичелли. Сцены жизни Христа, Микеланджело. Фрески: сотворение Солнца и Луны, отделение тьмы от света, сотворение Адама, Персидская сивилла, пророк Иезекииль, всемирный потоп. Ватикан. Рим. Микеланджело. Страшный суд. Сикстинская капелла. Ватикан. Рим. 1508-1512 г.

1. Рим как центр культуры и Ватикан как центр католицизма. 2. Сикстинская капелла в Ватикане. 3. Папа римский Юлий II и его выбор Микеланджело для исполнения фресок на потолке Сикстинской капеллы. 4. Папа римский Павел III и работа Микеланджело над фреской «Страшный суд».




34

34

Борьба за разум

Урок-диалог

Просмотр презентации, рассуждения

Презентация по теме урока:

П. Брейгель. Нидерландские пословицы. 1559г., Г. Гольбейн. Портрет Эразма Роттердамского. 1523г., П. Брейгель. Страна лентяев. 1567 г., И Босх. Извлечение камня глупости. 1475-1480 гг., И. Босх. Корабль дураков. 1490-1500 гг., П. Брейгель. Притча о слепых.

1. Ваганты, трубадуры и миннезингеры — характерное явление художественной культуры Средних веков.

2. Экономическое, политическое и художественное развитие Германии и Нидерландов. 3. Критика людских пороков — новая тема искусства живописи.




35

35

Портрет эпохи.

Радостное свободомыслие

Урок-викторина

Показывают кроссворды, отвечают на вопросы, представляют рефераты

Презентации учащихся

1. Новое понимание человека эпохи Возрождения в отличие от понимания человека Античного мира и человека Средних веков. 2. Тема Богоматери — одна из ведущих в творчестве художников. Популярность сюжета.




36

36

Портрет эпохи. Античность и Возрождение.

Урок-дискуссия

Представляют рефераты, высказывают различные точки зрения.

Презентации учащихся


1. Понимание античного наследия как основы гуманистического отношения к миру и человеку. 2. Проблема «возрождения» Античности в культуре Италии.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconТематическое планирование уроков курса «мировая художественная культура»...
Курс предполагает обучение по 1 часу в неделю в течение двух лет (по 34 (35) часа в год, 68 (69) часов – за два года) по учебнику...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconПояснительная записка Предмет «Мировая художественная культура»
Предмет «Мировая художественная культура» рассматривает общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа По предмету «Мировая художественная культура» в 10-11 классах
Минобразования России от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная культура» 10-11 классы (базовый...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconТематическое планирование уроков мировая художественная культура
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура X – XI классы. Автор Г....
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мировая художественная культура» 8 класса (базовый уровень) от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Мировая художественная культура» 9 класса (базовый уровень) от 5 марта 2004г. №1089 и ориентирована на учебник «Мировая художественная...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа пояснительная записка данная рабочая программа...
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе авторской программы ji. А....
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа Якушевой Любови Ивановны по учебному курсу «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. Программы курса. 10 – 11 классы», М. Дрофа. 2011 г и Положения о рабочей программе...
Пояснительная записка программа «Мировая художественная культура. 10-11 классы» iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано с предметом «Музыка», поэтому блок музыки представлен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск