Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 130.52 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации28.01.2015
Размер130.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа

лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Школа искусства, культуры и спорта


Согласовано


«УТВЕРЖДАЮ»

(Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ)

Заведующая (ий) кафедрой

_культурологии и искусствоведения__

(название кафедры)

Руководитель ОП







_____________ __Дударенок С.М..____

(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)

______________ __Малинина Н.Л.___

(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)

«__29___»___августа____2012_г.

«__29__»__августа___2012__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Философские основы культурологии
033000.68 - Культурология
Форма подготовки – Очная


курс ___2____ семестр ___3 _____

лекции _6__ (час.)

практические занятия__22_____час.

семинарские занятия________час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки____28____ (час.)

самостоятельная работа ____44_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ______3_____ семестр

экзамен__________семестр

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6.
Рабочая программа дисциплины обсужден на заседании кафедры

культурологии и искусствоведения_____________ «___29__» __августа____2012__г.
Заведующий кафедрой _к.ф.н., доцент Н.Л.Малинина

Составитель Г.П. Куликов, к.ф.н., доцент.

Оборотная сторона титульного листа РПУД

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «__29__» __августа___ 2012_ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Малинина Н.Л.

(подпись)

II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 201_ г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Малинина Н.Л.

(подпись)

Аннотация

Рабочая программа дисциплины «Философские основы культурологии» разработан для студентов 2 курса по направлению 033000.68 «Культурология» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Философские основы культурологии» входит в вариативную часть общенаучного цикла (М1.В.ДВ.1.2.).

Общая трудоёмкость освоения дисциплины составляет 2 зачётные единицы, всего 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (6 часов), практические занятия (22 часа), самостоятельная работа студента (44 час). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 семестре.

Цели освоения дисциплины: личностная и фундаментальная профессиональная подготовка магистров культурологов через приобщение студентов к размышлениям о метафизике культурных ценностей. Развитие мотивации к их глубокому познанию и пониманию.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения (ОК- 3);

  • способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-5);

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности(ОК-6);

  • способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности (ПК-1);

  • готовность использовать углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских, научно-практических и прикладных задач (ПК – 3);

  • способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования; свободное владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-5);

  • способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владением приемами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ОК-9);

  • способность рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-10);

  • способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (ПК – 12);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
Обобщать следующие знания:

— онтологию культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;

— гносеологию культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;

— морфологию культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта; 
— культурную семантику: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры и механизмах культурного коммуницирования;

— антропологию культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "потребителе" и "производителе" культуры;

— социологию культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной диффренцированности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия; 
— социальную динамику культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;

— историческую динамику культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации, регуляции и коммуникации в ходе истории, об исторических типах ценностно-экзистенциальных ориентаций; 
— прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов, проблеме охраны и использования культурно-исторического наследия.
- главные направления культур-философской мысли XVШ-XXI вв.

уметь:
- применять и анализировать социально-гуманитарную терминологию с онтологической, гносеологической и аксиологической точек зрения;
- самостоятельно анализировать научную литературу;
- производить различные виды анализа основных философских школ и направлений развития культурологии;

- выявлять и комплексно обрабатывать информации о культурных формах, процессах и практиках в истории и современности;

- проводить философские исследования проблем теории и истории культуры;

- изучать, делать конкретный анализ и обобщать современные культурные формы и процессы;

- применять теоретические и практические знания в различных областях культурологии для авторских научных исследований;
- проводить научные исследования по отдельным разделам (проблемам, темам) культурологии в соответствии с выбранными подходами и методиками;
- осуществлять сбор научных материалов, подготовку обзоров, аннотаций, составлять рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований;
- анализировать и интерпретировать культурные формы, процессы и практики на основе существующих научных теорий и концепций;
- интерпретировать различные типы текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

- участвовать в работе семинаров, научных конференций, выступать с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

- писать научные статьи;

готовить презентации;- распространять и представлять материалы собственных исследования устно, письменно и виртуально;
владеть:
- навыками метафизического анализа и аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, формирования философского дискурса в культурологии;

- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере;

- различными методами анализа социо-культурной информации;

- методами теоретического моделирования культурных процессов
- методами направленного поиска и эффективного обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях; техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами.

- приемами анализа и систематизация научной и социально-культурной информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации (словари, справочные издания, энциклопедии, базы данных).


  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1. Онтология культуры -2ч

  1. Феномен культуры

  2. Онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров

  3. Философия культуры как о границе между познанным, познаваемым и непознаваемым


Тема 2. Когнитивная культурология. – 2ч

  1. Гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

  2. Историческая динамика культуры

  3. Когнитивно-прикладные аспекты культурологи


Тема 3. Метаморфозы культурфилософской мысли XX –XXI вв. – 2ч

  1. Проблема языка в лингвофилософии культуры ХХ века

  2. Проблема человеческой активности и деятельности

  3. Смена представлений о познаваемом и границах познания в философии культуры


II.СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Предмет культурологии как системной науки – 2ч

  1. Общественное сознание и его специфика

  2. Знание и чувства (эмоции) Память и воля. Наука и искусства

  3. Культура и ее рациональные основания.

  4. Виды, формы, уровни научного знания. Критерии

  5. Эмпирическое и теоретическое знание и его роль в науке.

  6. Многообразие научного знания.

  7. Интеграция и дифференциация в науке.

  8. Возрастание роли знания, науки в истории человечества.



Занятие 2. Предмет системной культурологи. – 2ч

  1. Объект и предмет науки.

  2. Предмет культ урологии и его специфика.

  3. Культурология как наука и искусство

  4. Законы, категории, принципы, методы культурологического знания. Основной вопрос культурологии.

  5. Специфика культурологи как науки. Признаки научного знания. Объективность, системность , теоретичность, проективность. Наука как производительная сила.

  6. Интегративность, системность, гармоничность.

  7. Возникновение и становление культурологии как науки.


Занятие 3. Природа культуры и ее отражение в культурологии. – 2ч

  1. Современные определения культуры и их многообразие

  2. Школы и направления в культурологи.

  3. Многообразие культурологического знания и специфика его элементов.

  4. История культуры. Философия культуры, Социология культуры. Культурная антропология. Культурная экология. Социально-культурная деятельность. Прикладная культурология и др.

  5. Методы системной культурологии, их многообразие и специфика.


Занятие 4. История и культурология – 2ч

  1. Специфика истории культуры как науки

  2. Методы истории. Периодизация исторического процесса.

  3. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации культуры.


Занятие 5. История культурологи – 2ч

  1. Первые упоминания о культуре как общественном явлении и их специфика.

  2. Возникновение термина «культура» в трудах Пуффендорфа, Германия, 18 в. и его значение.

  3. Условия становления перовых культурологических школ, концепций, идей и их особенности в 18 веке.

  4. Просветительское направление в культурологии и его характерные черты.

  5. Эволюционизм и его представители.

  6. Антропологическая школа, ее характерные черты, авторы, идеи.

  7. Цивилизационное направление в каультурологии и его представители.

  8. Развитие научных представлений о культуре в 20 веке.

  9. Псиихологическая школа.

  10. Биологизаторское направление в культурологоии.

  11. Фрейдизм и неофрейдизм.

  12. Семиотические исследования культуры.

  13. Структурализм и постструктурализм и его представители.

  14. Современное состояние культурологического знания.


Занятие 6. Эмпирическая и теоретическая культурология – 2ч

  1. История становление науки, Признаки научного знания.

  2. Специфика эмпирического познания и его методов.

  3. Теория и ее характерные черты. Функции науки.

  4. Специфика культурологической теории.

  5. Связь науки с практикой.


Занятие 7. Философия культуры . – 2ч

  1. Философское сознание.

  2. Философия как наука и искусство.

  3. Характерные черты философии как науки.

  4. Предмет, методы, законы, категории философии. Основной вопрос философии. Философия о культуре. Философия культуры и ее место в культурологическом знании.

  5. Специфика культурологии как философской науки


Занятие 8. Социальная культурология. – 2ч

  1. Предмет социальной культурологии и его специфика.

  2. Методы социальной культурологии.

  3. Функции социальной антропологии.


Занятие 9 Прикладная культурология -2ч

  1. Футурология. Проективная культурология,

  2. Конкретно-социологические исследования и их место в культурологии.

  3. Формы конкретно-эмпирических исследований.

  4. Культурология и ее влияние на практику.


Занятие 10 Культурная антропология – 2ч

  1. Антропология как наука. Место культурной антропологии в системе знаний о человеке.

  2. Становление человека в культуре. Филогенез и онтогенез в культуре человека. Типы культур и их влияние на человека.


Занятие 11 Этнокультурная лингвистика – 2ч

  1. Этнос и культура.

  2. Этническое в культуре, культурное в жизни этноса.

  3. Многообразие этносов и культур. Язык и его место в культуре этноса.

  4. Многообразие знаков и символов в культуре этноса.


III. контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. Как сформировалась в философии культуры Ф.Ницше основная антиномия философии культуры? 

  1. Как складывалась концепция В.Дильтея о “науках о природе” и “науках о духе”? 

  2. Каковы основные концепты интуитивистской философии культуры А.Бергсона? 

  3. Каковы основные структурные элементы морфологии символических форм культуры в философии Э.Кассирера? 

  4. Как обосновывает кризис и трагедию современной культуры Г.Зиммель? 

  5. Как связаны идеи революционных событий 60-х с метафизическим конфликтом между “культурой” и “жизнью”? 

  6. Каковы основные моменты функционалистской модели социального взаимодействия Т.Парсонса? 

  7. Почему А.Тойнби продолжил развивать теорию локальных цивилизаций О.Шпенглера? 

  8. В чем достоинства и недостатки интеграционной модели культуры П.Сорокина? 

  9. Как выглядит культура в зеркале психоанализа? 

  10. Франкфкртский фрейдомарксизм и его модель философии культуры. 

  11. Философия языка и ее версии символических функций культуры. 

  12. Чем характеризуется новый, современный этап в философии культуры? Каковы его первоочередные задачи? 

  13. Какова новая культурная ситуация на переходе от ХХ к ХХI веку, рождающая новые методологические задачи в философии культуры?

IV.тематика И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И рефератов

Не предусмотрены учебным планом
V.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. Маркова, А.Н. Культурология: учебное пособие /А. Н. Маркова. – М.: Проспект, 2013. – 376 с.

  2. Багдасарьян, Н.Г. Культурология: учебник для бакалавров /Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 549 с.

  3. Кравченко, А.И. Культурология: учебное пособие для вузов /А. И. Кравченко; Московский государственный университет. – М.: Академический проект, 2010. – 495 с.

  4. Большаков, В.П. Культурология: учебник /В. П. Большаков. – М.: Проспект, 2013. – 527 с.

  5. http://znanium.com/bookread.php?book=125058 – Викторов, В.В. Культурология: Учебник / В.В. Викторов; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 400 с.:

  6. http://znanium.com/bookread.php?book=150593 Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 413 с.:

  7. http://znanium.com/bookread.php?book=127535 – Малюга,Ю.Я. Культурология: Учебное пособие / Ю.Я. Малюга; Московский государственный индустриальный университет. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 333 с

Дополнительная литература:

  1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М.Политиздат, 1991.

  2. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, Наука. 1983.

  3. Гончаренко Н.В. Диалектика прогресса культуры. Киев. Наукова думка. 1987

  4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М. Мысль, 1980.

  6. Культура, человек и картина мира. М. Наука, 1987

  7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. Мысль. 1983

  8. Раду Дж. Идея культурного прогресса в современном мире. М.Прогресс. 1984.

  9. Философия культуры. СПбГУ,1998

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск