Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур





НазваниеН. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур
страница1/23
Дата публикации14.02.2015
Размер2.98 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
В.Г.Плющиков, В.В.Щербаков,

Н.З.Милащенко, О.В.Щербакова

Страхование посевов сельскохозяйственных культур.

Москва 2011

УДК Одобрено РИС

ББК аграрного факультета

П. РУДН.

Рецензенты, кандидат биологических наук, доцент Говоров Д.Н. (ФГУ Россельхозцентр Минсельхоза России),

Доцент Журавлев А.В. (ФГОУ, Российская инженерная академия менеджмента и агробизнеса)

Плющиков В.Г., Щербаков В.В., Милащенко Н.З., Щербакова О.В.

Страхование посевов сельскохозяйственных культур, 2011г.

(Учебное пособие для студентов высших учебных заведений)

Изложены общетеоретические, правовые, нормативные и организационные основы страхования посевов сельскохозяйственных культур. Описан зарубежный опыт страхования в сельском хозяйстве. Подробно рассматриваются вопросы сельскохозяйственного страхования на территории Российской Федерации. Представлена система экспертного сопровождения страхования урожая сельскохозяйственных культур обеспеченного государственной поддержкой и подходы к её организации. Подробно рассмотрены агротехнологические и погодные условия в системе страхования урожая сельскохозяйственных культур. Описан порядок контроля за технологичностью производства и учёта влияния агрометеорологических факторов на урожайность сельскохозяйственных культур.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по сельскохозяйственным направлениям и специальностям.

ISBN c Издательство РУДН 2011г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...4

  1. Зарубежный опыт страхования в сельском хозяйстве……………………...8

    1. Страхование сельскохозяйственных рисков в США……………………...9

    2. Страховая система Канады………………………………………………….15

    3. Европейский опыт сельскохозяйственного страхования…………………24

    4. Мировая практика взаимного страхование на селе……………………….33

  2. Сельскохозяйственное страхование на территории Российской Федерации……………………………………………………………………......40

    1. Исторические аспекты развития агрострахования и современное состояние отрасли……………………………………………………………….41

    2. Объекты страхования…………………………………………………….…49

    3. Современная практика страхования урожая в России……………….….51

    4. Основные проблемы развития сельскохозяйственного страхования и методы их решения……………………………………………………………...76

  3. Система экспертного сопровождения страхования урожая сельскохозяйственных культур обеспеченного государственной поддержкой и методические подходы к её организации…………………………………...83

    1. Агротехнологические и погодные условия в системе страхования урожая сельскохозяйственных культур…………………………………………….…..86

      1. Влияние агротехнологических факторов на продуктивность сельскохозяйственных культур и возможность их контроля при страховании урожая…………………………………………………………………………….86

      2. Влияние погодных условий на продуктивность сельскохозяйственных культур и возможность их учёта при страховании урожая…………………………………………………………………………...103

    2. Порядок экспертного сопровождения страхования урожая сельскохозяйственных культур обеспеченного государственной поддержкой……………………………………………………………………..125

      1. Контроль за технологичностью производства………………..............129

      2. Учёт влияния агрометеорологических факторов на урожайность…………………………………………………………………….137

Выводы и заключение………………………………………………………….157

Список использованной литературы………………………………………….164

Введение.
Ведение любой предпринимательской деятельности происходит в условиях риска и неопределенности. Агропромышленное производство отличается особой рисковой средой, так как среди множества рисков присутствует один, весьма опасный и максимально влияющий на конечные результаты производственно-финансовой деятельности, - природно- климатический риск.

Ежегодно сельхозпроизводство несет колоссальные убытки от стихийных бедствий: града, ураганных ветров, аномальных колебаний температуры, сильных дождей, весенних паводков и других чрезвычайных ситуаций. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся засухи. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но периодически превышает их. Вместе с тем, помощь из федерального бюджета до 2004 г. была несравнимо меньше экономического ущерба и имела, кроме того, постоянную тенденцию к сокращению. А, начиная с 2004г., компенсация ущербов сельскохозяйственным организациям вообще отменена.

Комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, финансовых, коммерческих), так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия выставлять в системе своих интересов и приоритетов на первое место стабильность и гарантированный результат.

Весь период реформ в сельском хозяйстве России отличался разными способами антикризисного управления, перечисленными рисками. Разрабатывались всевозможные схемы и варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий, реструктуризации их задолженности и бизнеса. Реализовывались на практике различные программы финансового оздоровления предприятий. Все эти меры можно рассматривать как механизмы или избегания, или удержания, или снижения сельскохозяйственных рисков, но не их передачи. Страхование как эффективный инструмент передачи рисков практически совсем не использовалось, хотя имеет важнейшее значение для повышения финансовой устойчивости и поддержания доходности сельскохозяйственных предприятий.

Более семидесяти лет страхование имущества предприятий АПК, в том числе сельскохозяйственных культур, осуществлялось в обязательной форме. Демонополизация в девяностых годах XX века страхового рынка не повлекла за собой кардинального изменения концептуальных основ страховой защиты на селе. Это и является основной причиной низкого уровня развития страхования в АПК. Тем не менее, в Основных направлениях агропромышленной политики Правительства РФ на 2001 -2012 годы, наряду с такими механизмами управления сельскохозяйственными рисками, как форвардные и срочные контракты (фьючерсы, опционы) на покупку продукции сельского хозяйства, позволяющими хеджировать риски колебания рыночных цен, особое значение придается страхованию урожая и доходов сельскохозяйственных предприятий. При этом основными задачами являются вхождение в единую систему страхования практически всех сельскохозяйственных предприятий и активная поддержка этого процесса со стороны государства.

Во многих развитых странах мира страхование сельскохозяйственных рисков является также объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства. Государственная поддержка страхования в сельском хозяйстве осуществляется из бюджетов различных уровней, созданы специализированные государственные учреждения, реализующие различные программы субсидированного страхования.

Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства - страхования, способствует тот факт, что его государственная поддержка не оказывает негативного воздействия на результативность международной торговли. Государственная поддержка страхования согласно правилам ВТО включена в группу «зеленая корзина» и, следовательно, сокращена от обязательств по сокращению.

Несмотря на всю актуальность темы страхования сельскохозяйственных рисков, в частности, страхования сельскохозяйственных культур, и необходимость его государственной поддержки, существует немало проблем, которые тормозят, а зачастую просто искажают истинный смысл этой экономической категории.

До сих пор не определены ясные цели и стратегия развития страхования в системе регулирования агропромышленного производства. Другими словами, отсутствует нормативно-правовой документ, который регулировал бы формы проведения страхования сельскохозяйственных рисков, способы участия государства в нем, виды страхования, поддерживаемые государством, вопросы перестрахования, налогообложения, создания централизованных страховых резервов и многое другое.

Несмотря на то, что методологические и организационные основы страхования сельскохозяйственных рисков имеют глубокие исторические корни, длительную идеологическую «привязанность» к государственной монополии на страхование в АПК, тем не менее, проблемы организации государственной поддержки страхования в научном отношении, применительно к современным условиям развития АПК, изучены недостаточно.

В настоящее время существует острая потребность в разработке на общегосударственном уровне концепции государственной поддержки страхования в системе регулирования агропромышленного производства, новых теоретических и методических приемов формирования тарифов по страхованию сельскохозяйственных культур, методики определения емкости рынка страхования сельскохозяйственных культур и, соответственно, размеров бюджетной помощи, а также потребность в организации государственного мониторинга по страхованию в АПК и создании комплексных программ страхования сельскохозяйственных предприятий.

1 января 2012 года вступит в действие Федеральный закон от 25 июля 2011г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Сейчас идёт процесс подготовки и согласования нормативно-правовых актов, направленных на реализацию закона. От того, как нормы, заложенные в законе, будут реализованы в подзаконных нормативных актах, насколько точно и тщательно будет проработан и описан механизм работы системы и, прежде всего, её центрального звена – агроэкспертизы, зависит, насколько эффективно сможет работать новая модель агрострахования с государственной поддержкой в России.

В настоящее время сформирован и начал работать Ситуационный центр, основными задачами которого являются оказание широкой информационной и консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям в урегулировании убытков при осуществлении страхования с государственной поддержкой, оказание помощи в проведении агроэкспертизы и получении статистических сведений.

После принятия закона также будут утверждать комиссию для проведения аттестации экспертов по проведению экспертизы при наступлении событий, имеющих признаки страхового случая, по договорам страхования урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, и сроках проведения аттестации экспертов.


  1. Зарубежный опыт страхования в сельском хозяйстве.

Международный опыт страхования сельскохозяйственных рисков многогранен, имеет длительную историю, свидетельствует о весьма значительном внимании государства к этому инструменту защиты имущественных интересов сельхозтоваропроизводителей. Он демонстрирует новый этап развития взаимоотношений государства и страховых компаний, которые выражаются в создании современных структур и систем, направленных на решение объективно необходимых и социально значимых государственных задач.

Практически во всех странах мира создаются специальные фонды катастроф или осуществляется перестрахование рисков с участием государства. Характерными чертами системы страхования сельскохозяйственных культур являются:

  1. Активная поддержка государства;

  2. Разные варианты участия государства: субсидирование страховых взносов или возмещение части ущерба;

  3. Системный подход в осуществлении страхования, что предполагает:

- наличие четкой нормативно-правовой базы, учитывающей интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства и страховых компаний;

- осуществление координирующей роли государственной структурой (Министерством сельского хозяйства, специальным агентством или специальной организацией);

- объединение финансовых ресурсов посредством создания специального фонда или проведение перестраховочных операций с гарантиями государства;

4. Четкие критерии программ, в которых участвует государство;

5. Покрытие страховой защитой с участием государства только определенной части урожая, то есть обеспечение необходимого минимума поддержки для сельскохозяйственного товаропроизводителя.

1.1. Страхование сельскохозяйственных рисков в США.

В 2005 г. Министерством сельского хозяйства США утверждено 18 компаний, заключивших Стандартное соглашение о перестраховании.

Страховые компании несут ответственность за все аспекты обслуживания страхователя и гарантируют выплату премии Федеральной Корпорации. В свою очередь Федеральная Корпорация перестраховывает сельскохозяйственные риски и выплачивает компенсацию по административным и операционным расходам, связанным с предоставлением страховых услуг.

Согласно Федеральному акту о реформировании и совершенствовании сельского хозяйства в 1996 г. была произведена реорганизация системы страхования и основано Агентство по Управлению Рисками (АУР). Оно является независимым подразделением Министерства сельского хозяйства и входит в состав Службы Фермерского и Иностранного Сельского хозяйства (СФИСХ).

Федеральная Корпорация наделена полномочиями по управлению программой страхования урожаев. Тем не менее, Агентство осуществляет контроль за ее деятельностью, имеет 10 региональных представительств и около 600 сотрудников, участвующих в распространении существующих программ и реализующих новые страховые продукты.

В дополнение к традиционному страхованию урожаев и доходов Агентство разрабатывает и совершенствует другие инструменты по управлению рисками. Примером подобных инструментов является Экспериментальная Программа опционов молочной продукции, проводимая в целях определения возможности фьючерсных и опционных контрактов обеспечить снижение рыночного риска для производителей молочной продукции.

Агентство предлагает широкий перечень образовательных программ, оказывающих помощь в определении, классификации и управлении рисками. Фермерам предоставляется справочная информация о форвардных и опционных контрактах, товарных фьючерсах, управлении сберегательными счетами, сельскохозяйственном страховании и иных альтернативах по управлению рисками. Другими словами, оно не замыкается только на страховании, а предлагает широкий перечень не менее эффективных механизмов управления рисков в сельском хозяйстве, что должно быть принято на вооружении в российской практике.

На образовательные программы в 2005 г. Федеральной Корпорацией и Агентством было предусмотрено значительное выделение средств - в размере 4,0 млн. долл. Информационно-разъяснительная деятельность является приоритетным направлением в их работе. Агентство содействует участию в страховых программах также мелких и нерентабельных фермерских хозяйств.

Ежегодно оно проводит проверку контроля качества услуг страховых компаний и официально утверждает ее результаты. Результаты проверок, включая масштаб и значимость допущенных ошибок, фиксируются в информационной базе. Страховые компании, имеющие уровень ошибок ниже нормативного значения, получают вознаграждение, а имеющие высокий уровень нарушений - подвергаются санкциям.

Миссия Федеральной Корпорации по страхованию урожаев состоит в максимизации страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей через имеющих соответствующую лицензию частных агентов и брокеров. Поскольку в программу страхования урожаев вовлечены и государственный, и частный секторы, отношения между субъектами страхового рынка регулируются в виде договоров между страхователем (фермерской организацией) и обслуживающим его страховщиком, а также соглашением о перестраховании между Федеральной корпорацией и частным страховщиком.

Договор страхования представляет собой соглашение между фермером (страхователем) и страховщиком, принимающим обязательства по возмещению убытков за определенное вознаграждение. Каждая из сторон имеет право к прекращению или приостановлению договора в конце каждого сельскохозяйственного года. В случае если действие договора не было прекращено, следует его автоматическая пролонгация на следующий год.

Порядок заключения договоров страхования сельскохозяйственных культур, разработанный Федеральной корпорацией, публикуется в Своде законов Федерального Регулирования. Условия, разработанные в частном секторе, не могут быть опубликованы в качестве инструкций. В тоже время в Своде опубликовывается уведомление об их пригодности к применению. Ставки страховых премий также утверждаются Федеральной корпорацией.

Фермерам предоставляется возможность выбора различных видов страхового покрытия. Можно выделить несколько основных программ страховой защиты:

- страхование производства продукции;

- страхование доходов;

- страхование катастрофических убытков.

Страхование производства продукции - это страхование сельскохозяйственных культур от многочисленных рисков (MPCI). MPCI - всеобъемлющее название для широкого перечня страховых продуктов, при приобретении которых могут предоставляться государственные субсидии. Распространение этих продуктов осуществляется через частные страховые компании. Страховое покрытие распространяется более чем на 76 сельскохозяйственных культур.

Страхование сельскохозяйственных культур от многочисленных рисков обеспечивает всестороннюю защиту от убытков, вызванных неблагоприятными погодными условиями, а также покрывает убытки, возникшие в результате воздействия вредителей растений и различных болезней. MPCI обеспечивает также защиту в случае плохого качества произведенной продукции из-за нарушения сроков посевных работ, компенсирует, кроме того, затраты на пересев культур. Размер страхового покрытия варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей сельскохозяйственных культур.

В определении страхового покрытия используются данные о производительности фермера за последние 4 - 10 лет. Для фермера, производящего урожай менее 4-х лет, используется особая корректировочная переменная. Производитель выбирает размер покрытия в пределах 80-85 % от среднего урожая сельскохозяйственной культуры, а также определенный процент от предполагаемой цены (от 55 до 100 %), ежегодно утверждаемой Агентством по управлению рисками. Если урожай окажется менее застрахованной величины, фермер получит возмещение, рассчитанное как произведение разницы в урожае и выбранного процента от утвержденной цены.

Существует также программа (GRP созданная для страхования от обширного перечня рисков на основании предположения о том, что в случае снижения урожайности сельскохозяйственной культуры в определенном округе, большинство его хозяйств получат низкие урожаи. Эта программа существенно отличается от традиционных подходов, имея упрощенную процедуру страхования и, как правило, меньшую стоимость, чем страхование сельскохозяйственных культур от множества рисков (MPCI). Единственной информацией, необходимой для обеспечения производителя страховой защитой, является количество засеянных площадей. С него не требуется предоставление статистических данных о производстве продукции или доказательств убытка, т.к. страховые выплаты производятся на основании данных, базированных в целом на урожае округа.

Производитель выбирает один из пяти уровней страхового покрытия - 70, 75, 80, 85 или 90 процентов от ожидаемого урожая округа. При этом может быть выбран только один уровень покрытия для комбинации «сельскохозяйственная культура - территория страхования». Планируемый уровень урожая определенного округа рассчитывается Национальным Сельскохозяйственным Статистическим Сервисом на основании общих тенденций урожайности культур. Выплата возмещения производится в том случае, если урожай округа окажется ниже определенного критического уровня. Возмещение убытков осуществляется через шесть месяцев после окончательного сбора урожая сельскохозяйственной культуры.

Программа страхования (GRP) имеет ряд некоторых ограничений: невозможно одновременно приобрести покрытие (GRP) и (MPCI) для одной и той же сельскохозяйственной культуры. Кроме того, производитель может иметь низкие урожаи на обрабатываемых площадях и, тем не менее, не получить страховых выплат.

Последняя разновидность программы страхования производства - это страхование от уменьшения стоимости в результате краткосрочного падения урожая (DP). Согласно этой программе страховая сумма базируется на стоимости растущей культуры. Убытки возникают, если годовая стоимость культуры оказывается меньше заявленной страховой суммы. Каждый договор имеет установленную максимальную страховую сумму, выраженную в долларах, и Страхователь может выбрать определенный процент от этой суммы.

Программа страхование доходов представлена различными страховыми продуктами, обеспечивающими защиту производителю как в случае снижения цен, так и в случае падения урожая.

AGR - новая страховая программа, обеспечивающая защиту от потери доходов в результате неизбежных природных бедствий и колебаний конъюнктуры рынка. Она обеспечивает страховым покрытием многочисленные сельскохозяйственные товары: страхованию подлежат совокупные доходы от производства различных видов сельскохозяйственной продукции. Страховой взнос рассчитывается умножением согласованного размера валового дохода на выбранный производителем уровень страхового покрытия (65, 75, 80 %) и процентную ставку платежа. Уровни страхового покрытия и ставки платежей могут изменяться в зависимости от количества производимых культур и выбираются производителем в соответствии со страховой документацией округа. Возмещение убытков производится в случае, если фактический доход оказывается ниже точки убыточности, рассчитываемой путем умножения согласованного размера валового дохода на выбранный уровень страхового покрытия. В случае падения дохода страхователю осуществляется выплата в размере 75% или 90% от каждого потерянного доллара.

IP - программа, защищающая производителей от падения валового дохода, в случае если цена культуры оказывается ниже ожидаемой в начале сезона.

GRIP - программа, выбирая которую, фермер получит страховые выплаты только в случае, если средний доход округа на застрахованный урожай упадет ниже критического уровня.

RA - обеспечивает выраженное в долларах страховое покрытие. Основывается на выборе производителем суммы дохода в размере 65-75% от его ожидаемой величины.

Программой защиты от катастрофических рисков (CAT) покрываются потери урожая, превышающие 50 %, по цене, составляющей 55 % от ожидаемой рыночной стоимости урожая. На оплату страховой премии по покрытию катастрофических рисков выделяются средства из федерального бюджета. Тем не менее, производители обязаны оплатить 100 долларов административного сбора за каждую страхуемую культуру в каждой местности. Ограниченные финансовыми средствами фермеры могут быть освобождены от этой платы.

Таким образом, страхование в США отличается исключительным вниманием государства к данному механизму управления сельскохозяйственными рисками. Эффективное законодательное и информационное обеспечение, многовариантный подход к страхованию, надлежащий контроль и значительная государственная финансовая поддержка объясняют столь высокий уровень его развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур icon2 анализ инвестиционной политики и её особенностей в Республике Беларусь 14
К основным видам страхования можно от­нести: общее страхование торговли, страхование валютных рисков; страхо­вание экспортных ценных...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconГосударственное научное учреждение
«Перспективные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в адаптивно-ландшафтном земледелии Юга России», которая состоится...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСтрахование рисков сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки
Работа выполнена в фгбоу впо «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСтрахование «Автокаско»
«Страхование каско» предполагает возмещение ущерба от повреждения или гибели только самого перевозочного средства. Страхование пассажиров,...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур icon«Вредители и болезни сельскохозяйственных культур»
Диаграмма процентных показателей применения химических препаратов и народных средств на Хлорофитуме 24
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью дисциплины «Страхование вэд»
Бабурина Н. А. Страхование вэд. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСамостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)...
Структура и содержание учебной дисциплины пм. 02 «Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных» мдк....
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconЩербакова ю. Л. — Пешковой е. П
Щербакова юлия Львовна, родилась в 1861. До революции проживала в Санкт-Петербурге, давала частные уроки итальянского языка. С 1920-х...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconРефератов по дисциплине «страхование»
Страхование ответственности: организация и осуществление в страховых компаниях России
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconЭффективность технологий возделывания сельскохозяйственных культур...
Ведущая организация – фгбоу впо «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия»
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconЗадания к рабочей программе по дисциплине «Ландшафтное земледелие»...
Закон соответствия растительного сообщества своему местообитанию и необходимости соблюдения правильного чередования сельскохозяйственных...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур icon«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю» На заседании эмс
Механизация процессов по выращиванию сельскохозяйственных культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур icon«Страхование»
Рабочая программа по дисциплине «Страхование» для студентов экономического факультета по специальности 080109. 65 «Бухгалтерский...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСтрахование является неотъемлемым элементом системы социально-экономических...
К. Маркс и А. Маршалл уже относили страхование к необходимым условиям воспроизводства
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСтрахование
В этих и во множестве других случаев возникает необходимость заранее обезопасить себя от их вредоносных последствий либо свести их...
Н. З. Милащенко, О. В. Щербакова Страхование посевов сельскохозяйственных культур iconСамостоятельная работа студентов групп "Страхование"
Правилами формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденному Приказом министерства финансов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск