Скачать 485.39 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Троицка образовательная программа дополнительного образования по хореографии «Сюрприз» составитель: Березина Елена Викторовна, педагог дополнительного образования 2012 год Пояснительная записка Искусство хореографии вносит определенный вклад в художественно- эстетическое воспитание детей. Занятия танцами учат красоте и выразительности движений, формируют правильную осанку, развивают музыкальность и чувство ритма. Хореография оказывает комплексное воспитательное влияние на физическую и духовную культура человека. Скромностью, вежливостью, чувством меры обладает не каждый взрослый человек. Танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека, особенно ребенка, обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения между людьми. Занятия танцем помогают воспитывать волевые качества и характер человека. Танец - это источник эстетического удовлетворения. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радует точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные движения и па. В танцевальном искусстве красота и совершенство форм неразрывно связано с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. С помощью классического танца, мы можем обеспечить такие условия для человеческой деятельности, которые помогают раскрыть ребенку его творческий потенциал и нравственные возможности личности. Образовательная программа по хореографии составлена на основе следующих авторских программ, нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
В разработке и реализации программы «Сюрприз» имеют место методические рекомендации профессора Нарской Т.Б и профессора, кандидата педагогических наук Ивлевой Л.Д. Челябинской государственной академии культуры и искусств. В своей программе «Воспитание творческой личности средствами хореографии в школе» они дают характеристику детей младшего школьного возраста и тем способностям, которыми они обладают в этом возрасте. Рекомендуют овладевать технически сложными формами движения, это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому времени стремительно возрастают возможности формирования абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего (условного) торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена. Следовательно, в процессе подбора движений необходимо обратить внимание на то, чтобы не было их большого разнообразия. Методика классического танца автора Певхенен Э.Н. с точностью теоретических позиций, четкостью изложения, продуманностью примеров и упражнений поможет мне качественно и грамотно не только научить, а привить любовь к классическому танцу. Из программы «Историко-бытовой и современный бальный танец» (составитель Бахто С.Е. преподаватель ДШИ №3 г. Москвы) мною взяты для разучивания с детьми танцы средневековья ( вальс, полька ) и современные бальные танцы ( блюз, рок-н-ролл ). Методика разучивания предлагаемых танцев доступна для разных возрастов обучаемых, от простых элементов к более сложным па. В методической разработке «Народно-сценический танец» для хореографических отделений ДШИ автор Борзов А.А., заслуженный артист РСФСР, профессор ГИТИСа им. Луначарского, дает обзор особенностям русской школы танцев, знакомит с историей, бытом, национальной культурой того или иного народа. Из данной методической разработки я взяла для разучивания с детьми следующие танцы: молдавский, украинский, испанский и русский. Из опыта работы известного балетмейстера, народного артиста СССР Захарова Р.В., опубликованного в книге «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта» мною был проанализирован теоретический материал и применен на практике в композиции и постановке танцев. «Главное, на что должно быть обращено внимание преподавателя, - это раскрытие индивидуальности каждого из своих учеников, а они всегда разные, самобытные, неповторимые» - эта фраза опытного педагога и хореографа помогает мне видеть в ребенке личность. Дети приходят в школу часто с ослабленным здоровьем. Длительное сидение за партой на уроке, дома при выполнении домашнего задания, перед телевизором или компьютером приносит вред растущему организму ребенка. Поэтому активное движение, значительная физическая нагрузка, соответствующая возрасту детей, соразмерно развивает фигуру, формирует правильную постановку корпуса, способствует устранению ряда физических недостатков (сколиоз, сутулость). Красивая осанка придает внешнему облику человека собранность, организованность, элегантность и грациозность. Программа «Сюрприз» будет способствовать решению проблемы гиподинамии детей, развивать у обучающихся ассоциативное мышление, пробуждать фантазию и творчество. Осваивая танцевальную лексику, познавая красоту движения, в процессе творчества, ребенок почувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в творчестве, и в жизни. Исполнение танца предполагает определенный уровень развития музыкальных способностей. Движения танцующих, должны совпадать с тактом и ритмом музыки. Это будет способствовать расширению музыкального кругозора и воспитанию музыкального вкуса у ребенка. Программа «Сюрприз» включает в себя основы классического танца, бальные танцы и танцы различных народов, которые развивались на основе народного творчества и вобрали в себя все богатство его содержания и хореографического языка. Обучение по программе играет роль компенсации, так как в учебном плане школы уроки хореографии не предусмотрены. Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели. Занятия проходят 2 раза в неделю у младших школьников по 1 часу ( 68 часов в год), средние и старшие учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа ( 136 часов в год) в соответствии с расписанием. Группы учащихся формируются по возрасту, по желанию родителей и детей. Состав групп постоянный. Возраст детей: 7-17 лет. Цель программы - создание условий для самовыражения, самореализации личности через исполнение классического, бального и народно - сценического танца. Задачи: 1. Воспитать культуру исполнения танца эмоционально – выразительно, технически – грамотно. 2. Обучить детей исполнению движений в паре, в ансамбле синхронно, соблюдая рисунок танца, композицию. 3. Развивать физические качества ребенка, правильную осанку; общую музыкальность, чувство ритма, умение согласовать движение с музыкой. Результаты планируется отслеживать через систему проверочных работ ( опрос, итоговые занятия, тесты, концерты, смотры и конкурсы). Учебно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Содержание программы курса 1 раздел. Адаптационный период. Теория: - организационный момент и правила посещения и поведения на занятиях, инструктаж по ТБ; - внешний вид, форма, обувь; - знакомство с различными танцевальными жанрами и стилями, прослушивание музыкальных произведений, просмотр фото, иллюстраций, видеозаписей. Практика: - упражнения на середине зала и на полу по формированию физических качеств детей – выворотность, шаг, гибкость, растяжка, прыжок; - работа над постановкой корпуса; - повторение ритмических рисунков параллельно с работой педагога. Наблюдение, взаимоопрос. 2 раздел. Элементы классического танца. Теория: Классический танец - основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний. В системе классического танца разработаны: позиции ног, рук, постановка корпуса и головы, комплекс упражнений – классический экзерсис (станок, середина), прыжки. Основные школы классического танца. Система А.Я.Вагановой. Мастера классического балета: Е.Максимова, А.Павлова. Практика: Позиции ног: 1, 2, 3 и 6 или подготовительная. Позиции рук: подготовительная, 1, 2, 3. Все французские термины преподаватель переводит на русский язык и систематически проверяет усвоение их учащимися. Время на упражнения у станка и на середине зала распределено равномерно: - 10-15 минут – упражнения у палки, - 10-15 минут – на середине зала. Экзерсис: Preparatsions – подготовка к упражнению. Разучивание и отработка комбинаций: 1. Demi and grand-plie. 2. Battements tendus. 3. Battements tendus jetes. 4. Ronds de jambe parterre. 5. Relere. 6. Port de bras. 7. Fondu 8. Grand battement Отработка прыжков, поджатый прыжок из свободной позиции, «разножка» из 3п, «перекидной» у станка. Вращение. 3 раздел. Элементы русского народного танца. Теория: Русский народный танец знакомство, просмотр иллюстраций, фото. Характер танца. Русский народный костюм для хоровода, кадрили, пляски. Стилизованный сценический танцевальный костюм. Практика: Позиции и положения рук: - подготовительное положение - обе руки свободно опустить вниз; руки поставить на пояс; - 1п - руки приподнять перед собой на уровне диафрагмы с пояса, руки сохраняют округлую форму; - 2п - раскрыть обе руки в стороны, ладонь открыта вверх; - 3п - поднять руки вверх над головой, ладони раскрыты. Разучивание движений: 1. Ходы и шаги. Музыкальный размер - 2/4 : - танцевальный; - переменный шаг с притопом; - переменный шаг с двойным притопом. 2. Дробная дорожка и дробные комбинации. 3. Основные движения русского народного танца: - «Гармошка»; - «Моталочка»; - «Припадание». - «Маятник». 4 раздел. Музыкальная грамота. Теория: Характер музыкального произведения. Музыкальные размеры: полька, марш - 2/4; вальс, мазурка - 3/4. Строение музыкального произведения. Классический балет: «Щелкунчик» П.И.Чайковский. Практика: Дети знакомятся с различными музыкальными инструментами: баян, бубен, ложки, балалайка, скрипка, пианино, гитара. Прослушивание музыкальных отрывков и определение характера мелодии, определение музыкального размера. Прослушивание музыки, определение вступления. Ритмический диктант. Движение в такт музыки, из-за такта. 5 раздел. Джазовый танец. Теория: Джазовых танцев. Музыкальный размер – 4/4. Рок-н-ролл, твист – активный и эмоциональный танец. Блюз – мелодичный и спокойный. Фокстрот – лиричный и игривый. Практика: Постановка корпуса партнеров и работа в паре. Разучивание основных движений блюза: основной шаг, приставные шаги в сторону, шаг на крест, раскрытие. Разучивание основных элементов и движений, работа в паре. 1. Основной ход. 2. Шаг-выпад в сторону. 3. Твистовая дорожка. 4. Переход до-за-до. |
Рабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии... | Образовательная программа дополнительного образования «Ритмика» Программа «Ритмика» 1-2 и 3-4 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ | ||
Рабочая программа по всеобщей истории Классы 10-11 Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и следующих... | Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... | ||
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на... | Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | ||
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | ||
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | ||
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | Рабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии... Мо РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л.... | ||
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа... Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. И. Н.... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для... Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н. В. Загладин «Программа курса и тематическое... | ||
Рабочая программа по учебному предмету учебного плана история Данная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ по отдельным... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторских программ А. А.... |