Программа дисциплины





Скачать 199.51 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины
Дата публикации16.02.2015
Размер199.51 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Культура > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

«Социальная символика материальной культуры»


для направления 521200 – “Социология”

(3-я ступень высшего профессионального образования)
Автор: к.социол.н., доцент Н.К. Иконникова

e-mail: n.k.ikonnikova@yandex.ru


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2008 г.

Москва, 2009

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОР ПРОГРАММЫ


Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Иконникова Н.К.
АННОТАЦИЯ

Курс «Социальная символика материальной культуры» развивает положения общих базовых курсов («Общая социология» и др.), ориентируя студентов, во-первых, на освоение антропологического воображения как части профессиональной компетенции социолога (Э. Гидденс), понимание единства теоретических традиций в социологических, этнографических, социокультурных исследованиях, и во-вторых, на более глубокое знакомство с конкретными формами социальной жизни в их знаковом, вещном воплощении.

Курс является факультативным / курсом по выбору, рассчитан на студентов 1-2 курсов. Он может рассматриваться как подготовительный для курсов, посвященных социологии культуры и отдельным феноменам современной культуры, социологии хозяйства, социологии коммуникации.

Продолжительность курса составляет 28 аудиторных учебных часа, в том числе: 14 часов лекционных занятий, 12 часов семинарских занятий, 2 часа на контрольную работу. Рубежный контроль – контрольная работа и эссе.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

Курс рассчитан на студентов 1-2 курсов, освоивших базовый курс «Общая социология».
ЦЕЛЬ КУРСА:

Дать представление о социологических аспектах изучения явлений материальной культуры и хозяйства, через сопоставление функционального подхода в социальной теории (культурного и исторического материализма) и интерпретативных теорий (символический интеракционизм).
ЗАДАЧИ КУРСА:

В результате освоения данного курса студенты должны:

  • изучить тексты классических теоретических исследований по темам курса;

  • познакомиться с результатами эмпирических социологических исследований по темам курса;

  • иметь представление о концептуальных различиях и специфике содержания учебных пособий и справочников по социологии и смежным дисциплинам в части изучения материальной культуры и хозяйства;

  • уметь обсуждать актуальные социальные проблемы функционирования материальной культуры как системы и ее отдельных компонентов в обществе;

  • получить общие навыки выполнения практических заданий (наблюдение, анализ, подготовка презентаций).


СТРУКТУРА КУРСА

Курс включает семь основных тем:

  1. Материальная культура, концепты, источники и методы ее изучения.

  2. «Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции одежды, украшений.

  3. Система питания и стереотипы поведения. Утварь как медиа.

  4. Жилище и социальные аспекты его функционирования.

  5. Поселения, сельская и городская культура. Культурный ландшафт и «окружающая среда».

  6. «Средство есть сообщение»: транспорт, связь и коммуникации.

  7. «Система вещей» и техник в контексте культуры.

Тема 1 является вводной и дает общий обзор предметной области, основных понятий и концепций (включая отечественную концепцию культурно-хозяйственных типов, зарубежные типологии развития хозяйства, концепцию историко-этнографической области, понятие памятника материальной культуры). Одновременно в ней показывается соотношение основного, социологического, социокультурного ракурса анализа материальной культуры, и других дискурсов по поводу последней: социальной и культурной политики, идеологии, права, искусствознания и музееведения и др.

Темы 2-6 посвящены основным предметным блокам – элементам материальной культуры. Одновременно на соответствующем материале рассматриваются теоретико-методологические подходы (концепции М. Мосса, М. Вебера, структурализм К. Леви-Стросса и Э. Лича, социологов города, социальных экологов, Л. Мамфорда, М. Маклюэна, Ж. Бодрийара и др.).

Тема 7 возвращает студентов к концептуализации основных понятий – техника, технология, вещь – и показывает перспективы исследований данной предметной области в современной социологии.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

10% - Посещаемость лекций и семинаров.

30% - Самостоятельная работа студентов, оцениваемая по а) устным и письменным ответам на вопросы, вынесенные на семинарские занятия, б) подготовке докладов и презентаций, в) выполнению обязательных практических заданий по темам курса.

30% - Контрольная работа

30% - Эссе

Текущий контроль осуществляется посредством ведения учета посещаемости лекций и семинарских занятий, а также – оценки качества подготовки к семинарским занятиям (доклады, презентации, оппонирование, критические выступления).

При непосещении семинарских занятий ставится оценка «0». При пропуске контрольной работы ставится оценка «0».

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям: а) знание содержания основной и дополнительной литературы к данной теме занятия, б) участие в обсуждении и дискуссии, в) выполнение обязательных практических заданий по темам курса, г) подготовка докладов и презентаций.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЕ (ЭССЕ)

Объем эссе: 8-12 тыс. знаков (5-7 страниц печатного текста формата А4, 14 pt, 1,5 интервала, поля везде 2,5 см).

Оценивание: 8-10 баллов – отлично, 6-7 баллов – хорошо, 4-5 баллов – удовлетворительно, 0-3 балла – неудовлетворительно.

Требования к тексту: эссе является авторской работой, изложением собственных мыслей автора, его позиций и оценок, собственных аргументов к приводимым точкам зрения, собственных критических замечаний к делаемым другими авторами выводам и т.д.

Цитирование и пересказ источников могут занимать не более 1/4 объема работы.

Использованные в работе источники должны включать не только учебные пособия и словари, но и научные статьи и монографии. Желательно использование работ классиков социологии, материалов исследований.

В работе может быть использован иллюстративный материал (рисунки, фотографии; воспроизведенный и авторский).

Работа должна быть написана научным языком, с корректным использованием социологических терминов и понятий. Оценки, аргументы и примеры должны быть научно обоснованы, а не основываться только на обыденном здравом смысле и личном восприятии.

В тексте эссе обязательно соблюдать правила корректного использования источников, как текстовых, так и изобразительных. Сноски и ссылки на текстовые и электронные источники оформляются согласно ГОСТ 7.1-2003., воспроизведение любых иллюстраций также оформляется ссылками.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. занятия



Материальная культура, концепты, источники и методы ее изучения.

6

4

2

0



«Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции одежды, украшений.

3

1

2

0



Система питания и стереотипы поведения. Утварь как медиа.

3

1

2

0



Жилище и социальные аспекты его функционирования.

3

2

1

0



Поселения, сельская и городская культура. Культурный ландшафт и «окружающая среда».

4

2

2

0



«Средство есть сообщение»: транспорт, связь и коммуникации.

3

2

1

0



«Система вещей» и техник в контексте культуры.

4

2

2

0



Контрольная работа

2

-

2

0




Всего по курсу

28

14

14

0


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:




Тема 1. Материальная культура, концепты, источники и методы ее изучения

  • Понятие материальной культуры

  • Аспекты и тенденции динамики материальной культуры

  • Историография: концепции истории материальной культуры и хозяйства

  • Методы исследования материальной культуры

  • Основные проблемы, рассматриваемые при изучении объектов материальной культуры

  • Концепция культурно-хозяйственных типов

  • Понятие историко-этнографической области

  • Понятия памятника материальной культуры: юридические и политико-идеологические аспекты


Литература

Основная:

  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 95-118.

  2. Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 7-39.

  3. Гофман И. Закрепление форм деятельности // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 54-117.

  4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 27 – 33.

  5. Итс Р.Ф Введение в этнографию. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 55-57, 75-76.

  6. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // Советская этнография. 1955. № 4.

  7. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979. С. 11-24.

  8. Токарев С.А. К методике этнографического изучения культуры // Советская этнография. 1970. № 4.

  9. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 187-208.

Дополнительная:

  1. Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера: Избр. Статьи. СПб., 1995.

  2. Липс Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. Смоленск: Русич, 2001.

  3. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970.

  4. Материальная культура (Свод этнографических понятий и терминов) / Отв. ред. Арутюнов С.А. М.: Наука, 1989.

  5. Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Отв. ред. Мыльников С.А. Л., 1989.


Тема 2. «Тело в облачении одежд»: социально-знаковые функции одежды, украшений

  • «Тело в облачении одежд» в работах М. Мосса и его последователей

  • Классификации одежды. Социальная мифология разных типов одежды и элементов костюма

  • Функции костюма

  • Этнография костюма: общий обзор

  • Социальные нормы и политика одежды. Униформа. Демонстрация статуса

  • Украшения в комплексе костюма

  • Маска как феномен культуры


Литература

Основная:

  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004. С. 129-150.

  2. Богословская И.В. Национальный костюм – национальное самосознание: Проблемы науки о костюме // Этнографическая наука и этнокультурные процессы: Способы взаимодействия. СПб., 1993. С. 85–96.

  3. Гурова О. Нижнее белье в советской культуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 2. С. 99-114.

  4. Лич Э. Культура и коммуникация. М.: Наука, 2001. С. 67-73.

  5. Манкевич И.А. Костюмная коммуникация как игра смыслов // Игровое пространство культуры. СПб., 2002. С. 359–362.

  6. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 209-232.

Дополнительная:

  1. Липс Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. Смоленск: Русич, 2001. С. 43-76.

  2. Материальная культура (Свод этнографических понятий и терминов) / Отв. ред. Арутюнов С.А. М.: Наука, 1989.

Литература для рефератов и презентаций:

Костюм – вещь и образ в русской литературе XIXв. М., 1989.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995.

Пармон Ф.М. Русский народный костюм. М., 1995.

Русский костюм. По материалам сайта http://www.narodko.ru/

Русский костюм. По материалам сайта http://www.kaftan.ru/index.shtml
Тема 3. Система питания и стереотипы поведения. Утварь как медиа

  • Социокультурный подход к исследованию систем питания

  • Ритуальный аспект пищи

  • Понятие модели питания

  • Модели питания и системы хозяйства: типология и географическое распространение

  • Структуралистский анализ пищи и ритуала К. Леви-Стросом

  • Пища и другие «удовольствия, связанные со ртом» как способы невербальной коммуникации. Утварь как медиа


Литература

Основная:

  1. Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 10-17.

  2. Воронина Т.А. Традиции в пище русских на рубеже XX – XXI веков // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001. С. 41-72.

  3. Леви-Строс К. Мифологики. Том 2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000. С. 15-42, 47-61, 357-399.

  4. Лич Э. Культура и коммуникация. М.: Наука, 2001. С. 73-74.

  5. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. С. 191-216.

  6. Харре Р. Материальные объекты в социальных мирах // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 118-133.

  7. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1997. C. 182-186, 278-286.

  8. Шёнбург А. фон Искусство стильной бедности. М.: «Текст», 2008. С. 76-86.

Дополнительная:

  1. Бенвенист Э. Словарь индоевропейский социальных терминов. М., 1995.

  2. Леви-Строс К. Мифологики. Том. 1. Сырое и приготовленное. М.-СПб., 2000.

  3. Топорков А.Л. Структура и функции сельского застольного этикета у восточных славян // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. С. 190-203.

  4. Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М.: Наука, 2001.


Тема 4. Жилище и социальные аспекты его функционирования

  • Понятие, типология, эволюция жилища

  • Основные черты русского сельского и городского жилища к н. ХХ в.

  • Кросскультурный анализ жилища. Жилище как «зеркало» аккультурации

  • Современное российское жилище: от архитектурных решений к социологическому анализу

  • Гендерные исследования структуры и функций современного жилища. Поколения и семьи в современном жилище

  • «Бездомность» в современных обществах


Литература

Основная:

  1. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. С. 18-54.

  2. Бойцова О. Изображения в домашнем интерьере // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. Спецвыпуск. С. 87-95.

  3. Гутов Р., Никифоров А. Бездомность в России: взгляд на проблему // Народонаселение. 2001. №4. С. 117-121.

  4. Зиммель Г. Рама картины. Эстетический опыт // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: Издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 48-53.

  5. Искандер Ф. Дом и бездомье // http://www.krotov.info/library/i/loyola/iskand2.html

  6. Латур Б. Где недостающая масса? Социология одной двери // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006.

  7. де Серто М. Сотворение места // Cегодня. 1996. № 165.

  8. Чеснов Я.В. Историческая этнология. М., 1998. С. 177-182, 287-296.

  9. Шёнбург А. фон Искусство стильной бедности. М.: «Текст», 2008. С. 66-75.

Дополнительная:

  1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

  2. Белановский Л.В. Изба и хоромы. М., 2002.

  3. Булгаков М.А. Трактат о жилище // Булгаков М.А. Избр. произв. Киев, 1990.

  4. Гайдукова Н.И. Жилищная проблема: поиск выхода // Социологические исследования. 1991. № 4.

  5. Жилище в России: век XX. Архитектура и социальная история. М., 2001.

  6. Зиммель Г. Ручка. Эстетический опыт // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 43-47.

  7. Коваленко Е.А., Федорец А.В. Бездомность в России: проблематика и методология изучения. М.: Фонд "Институт экономики города", 2006.

  8. Липс Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. Смоленск: Русич, 2001. С. 3-42.

  9. Поморов С. Второе жилище горожан, или дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища. Новосибирск, 2004.

  10. Социологические исследования проблем города и жилища. Новосибирск, 1986.

  11. Утехин И. Очерки коммунального быта. М., 2001.

  12. Флоренский П.А. Органопроекция // Декоративное искусство. 1969. № 12.

  13. Хачатрянц К.К. Основы социальной типологии жилища. Минск, 1983.

  14. Черных А.И. Жилищный передел: политика 20-х годов в сфере жилья // Социологические исследования. 1995. № 10.


Тема 5. Поселения, сельская и городская культура. Культурный ландшафт и «окружающая среда»

  • Понятие культурного ландшафта

  • Поселение: определение и факторы формирования

  • Классификации поселений

  • Сельское поселение. Трансформация сельских поселений в советской и постсоветской культуре. «Дача» как социокультурный феномен

  • Городское поселение в социокультурных исследованиях

  • Концепт «окружающая среда» в современной культуре. Экологизм в социологических теориях


Литература

Основная:

  1. Баньковская С.П. Эрнст Берджесс // Современная американская социология. М., 1994. С. 20-32.

  2. Вебер М. Город // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 или http://www.glazychev.ru/bibliography/weber_gorod/weber_gorod_1.html или http://www.krotov.info/libr_min/v/veber/veb_07.html

  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 56-87.

  4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 184-238.

  5. Сапунов В.Б. Традиции природопользования как отражение древнейшей истории народа // Этнос, ландшафт, культура: Материалы конф. СПб., 1999. С. 138–141.

  6. Ло Дж. Объекты и пространства // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006.
    С. 223-243.

Дополнительная:

  1. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб., 2003.

  2. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

  3. Кобычев В.П. Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX – ХХ вв. М., 1982.

  4. Поморов С. Второе жилище горожан, или дом на природе. Урбоэкологические аспекты эволюции городского жилища. Новосибирск, 2004.

  5. Социологические исследования проблем города и жилища. Новосибирск, 1986.

  6. Яницкий О.Н. Урбанизация, город, человек. М., 1974.


Тема 6. «Средство есть сообщение»: транспорт, связь и коммуникации

  • Транспорт и связь в социологической и социально-антропологической интерпретации

  • Коммуникативно-транспортная типология цивилизаций

  • Транспорт и мобильность в современных обществах

  • Коммуникативные технологии и их влияние на культуру как целостность

  • Техники коммуникации – письменность, книгопечатание, электронные коммуникации – и их социальные эффекты

  • Индустрия коммуникации и личное общение: идеология versus культуры


Литература

Основная:

  1. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. С. 74-79.

  2. Бойцова О. Изображения в домашнем интерьере // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. Спецвыпуск. С. 87-95. 

  3. Гоулднер А. Идеология, аппарат культуры и новая индустрия сознания // Контексты современности – 1: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории / Хрестоматия. Казань, 2000. С. 150-152.

  4. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 56-58.

  5. Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 267-306.

  6. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 87-100, 339-388.

  7. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К., 2003. С. 58-79, 306-316.

  8. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 340-376.

Дополнительная:

  1. Данилевский В.В. Очерки истории техники XVIII—XIX вв. М. -Л., 1934.

  2. Липс Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. Смоленск: Русич, 2001. С. 215-234, 274-304.


Тема 7. «Система вещей» и техник в контексте культуры

  • Техника и технология

  • Влияние технических новаций на развитие социальных отношений и духовную культуру по работе

  • Технология как детерминанта развития культуры

  • Технологические революции – революции в культуре и социальной организации: третья волна

  • Вещь в традиционных и современных культурах


Литература

Основная:

  1. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001. С. 54-73, 120-146.

  2. Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 134-166.

  3. Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006. С. 169-198.

  4. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. С. 50-57.

  5. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001. С. 9-23, 307-355, 369-381.

  6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С. 298-340.

  7. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 439-464.

Дополнительная:

  1. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. М., 1979.

  2. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

  3. Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Отв. ред. Мыльников С.А. Л., 1989.


IV. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Обязательные учебные пособия:

  1. Арутюнов С.А., Рыжакова С.И. Культурная антропология. М. 2004.

  2. Материальная культура (Свод этнографических понятий и терминов) / Отв. ред. Арутюнов С.А. М.: Наука, 1989.

  3. Социология вещей. Сборник статей под редакцией Виктора Вахштайна. М.: издательский дом "Территория будущего", 2006.

  4. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1997.


Обязательные тексты классиков социологии:

  1. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001.

  2. Вебер М. Город // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990

  3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  4. Леви-Строс К. Мифологики. Том 2. От меда к пеплу. М.-СПб., 2000.

  5. Леви-Строс К. Мифологики. Том. 1. Сырое и приготовленное. М.-СПб., 2000.

  6. Лич Э. Культура и коммуникация. М.: Наука, 2001.

  7. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

  8. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К., 2003.

  9. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001.

  10. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997.



V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Понятие материальной культуры

  2. Аспекты и тенденции динамики материальной культуры

  3. Историография: концепции истории материальной культуры и хозяйства

  4. Методы исследования материальной культуры

  5. Основные проблемы, рассматриваемые при изучении объектов материальной культуры

  6. Концепция культурно-хозяйственных типов

  7. Техника и технология как категории социальной антропологии

  8. Вещь в культуре

  9. Знаковые и символические аспекты функционирования вещей в социуме

  10. Свойства вещей в современной культуре в интерпретации Ж. Бодрийара

  11. Современные коммуникативные технологии и их влияние на культуру как целостность (М. Маклюэн)

  12. Понятие и эволюция жилища

  13. Основные типологии жилищ в связи с их социальными функциональностью и символизмом

  14. Соотношение природно-климатических и социальных условий в формировании типа сельского жилища

  15. .

  16. Специфика городского жилища и тенденции его эволюции в XIX – XX вв. в контексте социальных изменений этого периода

  17. Кросскультурный анализ жилища: примеры этнографических и социологических исследований (социальный заказ, предмет, методы, выводы)

  18. Современное российское жилище

  19. .

  20. Понятие культурного ландшафта

  21. Поселение: определение и факторы формирования

  22. Классификации поселений: социальные основания

  23. Сельское поселение: определение, типы

  24. Городское поселение: определение, структура, функции

  25. М.Вебер о городе как явлении культуры

  26. Социологический и социально-антропологический (этнографический) подходы к пище и системе питания

  27. Ритуальный аспект пищи

  28. Понятие модели питания, ее социально-экономический и культурно-символический аспекты

  29. Модели питания и системы хозяйства: типология и географическое распространение
  30. Структуралистский анализ пищи и ритуала К. Леви-Стросом


  31. Транспорт и связь в социальной антропологии и культурологии

  32. Коммуникация в современных культурах: соотношение технологии и социальной структуры знания


VI. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ





  1. Есть ли различия в функционировании элементов материальной культуры в западном и незападном обществах?

  2. Предметы материальной культуры как выражение социальной принадлежности и демонстрация индивидуальности: соотношение этих аспектов для разных социальных групп.

  3. Формальные и неформальные нормы функционирования вещей в советской культуре.

  4. Как вещь может быть жестом, маркировать эмоциональное состояние человека/групы?

  5. Какие изменения в социальной структуре общества и его ценностях можно выявить на основе анализа динамики современной городской/сельской застройки?

  6. Символическое значение «природных» объектов в современных культурах.

  7. Какие изменения в социальной структуре общества и его ценностях можно выявить на основе анализа современной динамики жилищ разных типов?

  8. «Кухня» (предметная среда) как зеркало социальных отношений.

  9. Корпоративные нормы в материальной культуре (униформа, предметы, фиксирующие корпоративный стиль): социально-организующее и/или репрессивное воздействие?

  10. Какие изменения в социальных отношениях выражают «кросс-дрессинг», «предметы для третьего гендера»?

  11. Ценностное и нормативное содержание знаков молодежных субкультур.

  12. Меняются ли социальные и символические функции трапезы в современной российской культуре?

  13. «Радио в машине» как социокультурный феномен.

  14. «Метро»: зеркало ценностно-нормативной системы и трансформация норм и ценностей социальных взаимодействий.

  15. Мобильная связь: функциональные и символические аспекты функционирования.

  16. Виртуальные копии материальной культуры: символические и социальные аспекты идеализации.

  17. Высокотехнологичные вещи: соотношение ценностно-нормативных и утилитарных функций.

  18. Присвоение вещной среды и пространства социальными группами: символические стратегии и конфликты.



Автор программы: ­­­­­­­­­­___________________________ (Иконникова Н.К..)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины...
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры...
Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров)
В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля...
Программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право»
Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины: римское
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,...
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Программа дисциплины iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
Программа дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии...
Программа дисциплины iconТематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Программа дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск