Эксперимента





НазваниеЭксперимента
страница1/9
Дата публикации17.02.2015
Размер1.37 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Инновационный образовательный проект, основанный на принципах «погружения в этническую среду»



Инновационный образовательный проект,

основанный на принципах «погружения в этническую среду»


Содержание
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

    • Разработчики программы.

    • Название эксперимента.

    • Основные направления эксперимента.

    • Сроки эксперимента.

    • Научный руководитель.

    • Основная идея.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

    • Предпосылки эксперимента.

    • Обоснование необходимости педагогического эксперимента.

    • Аналитическая справка о состоянии школы на начало эксперимента.

    • Цели, гипотеза и задачи эксперимента.

    • Субъекты педагогического эксперимента.

    • Структурная схема эксперимента.

III. ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

3.1. Программы и учебные планы, включающие изучение родной культуры для учащихся очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, индивидуальной и экстернатной форм обучения детей КМНС.

3.2. Индивидуальные траектории развития ребёнка КМНС с учётом времени семейных практических работ по сбору дикоросов, других традиционных видов деятельности.

3.3. Модернизация системы дополнительного образования, реализующего погружение в этническую среду.

3.4. Клуб выходного дня «Тропой легендарного Тоньи» для погружения в обско - угорскую культуру.

IV.Список литературы.

V. Приложения.

Приложение 1. «Пояснительная записка к учебному плану начальной школы».

Приложение 2. «Пояснительная записка к учебному плану 5-11 классов».

Приложение 3. Таблицы.

Приложение 4. Схема.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
Разработчики программы: администрация и педагогический коллектив МБУОШ-И «Угутская СОШ-И»
Название эксперимента:

Инновационный образовательный проект, основанный на принципах «погружения в этническую среду».
Основные направления эксперимента:

1. Разработка программ, изменение учебных планов, включающих изучение родной культуры для учащихся вех форм обучения детей КМНС.

2. Разработка индивидуальной траектории развития ребёнка КМНС с учётом времени семейных практических работ по сбору дикоросов. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родословных, истории юрт, поселения, топонимии, родного края.

3. Модернизация системы дополнительного образования, реализующего погружение в этническую среду.

4. Создание клуба выходного дня «Тропой легендарного Тоньи» для погружения в обско-угорскую культуру.

Сроки эксперимента: 01.09.11 – 1.09.15
Научный руководитель: кандидат культурологии Величко Наталья Ивановна
Основная идея:

Для детей КМНС нужны новые, социально востребованные образовательные программы, особенно в части подготовки детей к жизни в современном обществе с полноценным освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях; нужно использовать различные, наиболее приемлемые формы обучения для детей КМНС, проживающих вместе с родителями в местах традиционного природопользования; необходимо провести проверку в ходе обучения эффективности образовательных технологий, связанных с особенностями этнопсихологии детей КМНС; погружение в этническую среду, созданную в школе, будет способствовать успешному обучению.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Предпосылки эксперимента

Ситуация в современном школьном образовании такова, что у учителей, учащихся КМНС и их родителей имеется ряд проблем, без решения которых невозможно вести речь о качестве образовательных услуг, предоставляемых школой:

• Низкая мотивация детей к обучению в связи с приоритетом в семье традиционного уклада жизни. Нежелание покидать родной дом для обучения в школе-интернате.

• Недостаточный учет личностных и национальных особенностей школьника. Учащихся практически не спрашивают о смысле и целях их обучения. Ребёнок, находящийся 8 месяцев в году в школе-интернате, утрачивает уникальную традиционную культуру народа ханты, способствующую сохранению навыков выживания в тайге и не приобретает достаточных знаний для получения среднего специального или высшего образования.

• Жизнедеятельность школы-интерната мало направлена на дальнейшую социализацию воспитанника. Ребёнок, находящийся вне семьи, крайне восприимчив к негативным влияниям цивилизации (доступность алкоголя, сигарет).

• Разобщённость школы, ученика, его родителей в выстраивании условий образования. Необходимы адекватные современному миру способы интеграции родителей в учебный процесс.

• Учителя, которые имеют мировоззренческую установку на личностно-ориентированное обучение, лишены возможности для её воплощения на уроках. Налицо противоречие между необходимостью раскрытия потенциала ученика и ограниченностью возможностей для его реализации.

• Ориентация на тестово-знаниевый уровень. Гипертрофированно усиленное внимание к ЕГЭ лишает учителей и учеников возможностей творческой самореализации.

• В школах недостаточно методик индивидуально-личностного обучения предметам. Актуально создание системы подготовки учителя, способного организовать индивидуальный подход в обучении, обучать всех по-разному, с использованием креативных и продуктивных методов обучения.

• Лишение школы статуса «национальной» привело к невозможности организовать обучение по программам для детей с неродным русским языком обучения, проблемам, связанным с организацией «поточного» принципа обучения.

Перечислены лишь некоторые проблемы, для решения которых требуется отбор, разработка программного обеспечения, методических средств и их экспериментальная проверка на практике, в частности, в практике очно-заочного обучения, когда очные уроки интегрируются с курсами самостоятельного изучения предметов, консультациями, исследовательскими работами, семейными практикумами и проектами.
Обоснование необходимости педагогического эксперимента

Основная цель нашего образовательного проекта - проектирование и реализация этносберегающего типа образования.
Эта цель выражается в трёх главных исследовательских задачах:
1. Выявить потенциал детей КМНС, который может быть реализован с помощью образования. (Собеседования с первоклассниками и пятиклассниками, анкетирование родителей). Определить наиболее приемлемые формы и способы получения образования детей КМНС в этносберегающей школе.

2. Определить особенности жизни КМНС в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования. (Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию).

3. Апробировать методики погружения в этническую среду.
Под этносберегающим образованием мы понимаем ориентацию на эти три перечисленные задачи. В ходе решения этих задач требуется:

а) получить новые знания – о свойствах и характеристиках этносберегающего образования;

б) внести изменения в существующую – старую систему образования, которая далеко не во всём соответствует принципам этносообразности.

Чтобы получить новые знания об этносообразном образовании, необходимы исследования, предполагающие диагностику педагогической реальности, выявление проблем, постановку целей, формулирование гипотез и др. Именно в этой части уместным является педагогический эксперимент.
Аналитическая справка о состоянии школы на начало эксперимента.

Эксперимент по этноэкологии ведётся в нашей школе с 2006 года. Угутская национальная школа-интернат – старейшая школа Сургутского района. Школа основана в 1929 году. На сегодняшний день в школе обучается 344 ученика, из них 153 ребенка-ханты. В школе-интернате работает стабильный творческий коллектив: 45 учителей, 28 воспитателей.

Эффективной работе школы способствуют:

-32 оборудованных учебных кабинета, в том числе кабинет родного хантыйского языка и кабинет Культуры народов Севера;

- 1 компьютерный класс;

- 3 мобильных компьютерных класса;

- свободный доступ к Интернету, локальная сеть, лицензионные компьютерные программы;

- 18 интерактивных досок, 2 ранцевых лаборатории для анализа почвы, 3 цифровых лаборатории по биологии, физике, химии;

- 2 спортивных зала;

- зал корригирующей гимнастики, тренажёры;

- хоккейный корт, лыжная база;

- стадион

-оборудование для занятий рыболовством и охотоведением, снегоход «Буран», моторная лодка и обласа для практических занятий;

- 2 актовых зала;

- школьный музей

- 4 мастерских;

- 2 столовых (74 и 96 посадочных места);

- 2 медицинских кабинета;

- логопедический кабинет;

- 3 кабинета социально-психологической службы.

Динамика развития школы:

- 2004 год - организовано Научное общество учащихся;

- 2005 год – составлена Программа развития школы «Школа – центр социокультурного комплекса по созданию образовательного пространства для формирования этноэкологического мировоззрения школьников» на период с 2006 – 2011 учебный год;

- 2006 год - в школе вводится профессиональная подготовка учащихся по специальностям: швея, слесарь по ремонту автомобилей, оператор ЭВМ.

- 2006 год – школа переходит на предпрофильное обучение;

- Май, 2007 г. – школе присуждается Грант Президента за Программу развития;

- 2007 год - районный и окружной грант в конкурсе вариативных программ летнего отдыха детей;

- осень, 2007 г. – Угутской СОШ-И присуждается грант Губернатора ХМАО-Югра,

как лучшему образовательному учреждению, реализующему программу культурного

наследия народа ханты.

- август 2007 г. – школа - районная экспериментальная площадка. Тема эксперимента:

«Школа – центр социокультурного комплекса по созданию образовательного пространства для формирования этноэкологического мировоззрения учащихся».

- июль 2009 г. – Грант в конкурсе молодежных проектов, стимулирующих гражданскую активность обучающегося в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

В Угутской школе-интернате формируются единые подходы к развитию содержания образования, его развивающего начала, которые заключаются

- в этноэкологических, культурных элементах, включаемых в учебные дисциплины;

- в использовании на практике новейших достижений педагогической науки (средства, технологии, методы и формы обучения), которые учитывают особенности этнопсихологии школьников и напрямую связаны с содержанием образования.

Для повышения качества образования в учебном пространстве школы-интерната реализуются авторские программы: «Культура народов Севера», «Музыка в национальной школе» (1-4), прорецензированные Ханты-Мансийским институтом развития образования в 2007 году, а так же программы дополнительного образования «Декоративная лепка», «Волшебная кисточка», «Юный художник».

В системе предпрофильного обучения в части ориентационных спецкурсов для 9, 10, 11 классов составлены следующие программы: «Лес и лесные сообщества», «Экология и охрана окружающей среды», факультативный курс для 10 класса «Основы синтаксиса сложного предложения в родном (хантыйском) языке». «Традиционное природопользование Юганского междуречья», «Изучение охотничьих животных округа», «Охотоведение и проблема гуманного отлова животных», «Экологический туризм», «Заповедники России», «Популяционная экология», «Живой уголок», «Экологическая тропа», «Экологический дизайн школы», «Содружество северных муз», «Заповедники Югры».

Согласно Программе развития школы составлены и успешно работают школьные программы: «Управление качеством образования», «Информатизация начального образования в национальной школе», «Учебная работа с детьми с особыми запросами», «Экологическая тропа», «Моя усадьба».

За период работ педагогического коллектива по достижению цели Программы развития: создание условий для обучения и развития всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся коррекции, инновационной деятельности школы проведено 12 районных мастер – классов:- «Изготовление юганской куклы-пакы»;

- «Традиционное бисероплетение ханты. Ящерица»;

- «Мотивы национальных орнаментов в детских аппликациях в стиле оригами»;

- «Изготовление иглы для вязания сетей»;

- «Технология обработки и выделки щучьей кожи. Изготовление чехла для телефона»;

- «Изготовление самолова – плашки для отлова белки»;

- «Изготовление сумочки из рыбьей кожи»;

- «Украшение игольницы бисером и подшейным оленьим волосом»;

- «Элементы традиционного бисероплетения. Ежик»;

- «Изготовление охотничьего самолова – плашки для отлова белки»;

- «Музыкальное искусство народа ханты. Путешествие по реке на обласке»;

- «Крылатые вестники весны. Изготовление весеннего обрядового печенья». Воспитанники школы-интерната – активно участвуют в фестивалях и конкурсах различного уровня.

Количественные показатели участников фестивалей и конкурсов



Параметры

2007-2008г

2008-2009г

2009-2010г.

1.

Общее количество участников

36

22

315

2

Из них дети-ханты

4

10

75

В школе-интернате традиционно проводятся стилизованные национальные «Медвежьи игрища», «Вороний день», «Хантыйская свадьба». Школьная этностудия «Ай-Мых» планомерно работает над сохранением народных традиций, исторической культуры юганских хантов. Музыкальные спектакли «Откуда северное сияние пошло?» по мотивам сказки Н. Коньковой, «Ворона с бусами в ушах», «Девушка-огонь», «Легенда о Ягун-ики»- важнейшие этнические признаки жизни и деятельности школы-интерната.

В инновационной деятельности школы-интерната преподаванию родного языка уделяется особое внимание. Пользуясь знаниями, полученными на курсах повышения квалификации, организованных Ханты-Мансийским институтом развития регионального образования, учителем родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера составлена азбука юганских хантов. Обязательным для наших учеников становится участие в районных и окружных олимпиадах по родному языку.

В 2007 году Ачимова Наташа заняла 2 место, в 2008 году Кондакова Катя -1 место. В 2010- 2011 году 2 место на окружной олимпиаде у Лянтиной Ю. В 2008 году впервые участвовали в окружной олимпиаде в г. Ханты-Мансийске, получили 4 призовое место. Кроме того, Арантеева Люба получила в 2007 году Грант губернатора ХМАО, в номинации «Ученице, изучающей языки обских угров».

В 2008-2009 г. Кондакова Екатерина, ученица школы, стала победителем грантовой поддержки учащихся и студентов в изучении языков обских угров. Одна выпускница успешно заканчивает Ханты-Мансийский колледж искусств, 1 – учится в Югорском университете на филологическом факультете. Две выпускницы школы-интерната поступили в педагогическое училище г.Ханты-Мансийска на отделение «Учитель родного языка» в 2009 учебном году. Ученики – ханты и их родители – активно участвуют в окружных литературных конкурах «Сохраним язык в семье», «История моей семьи», организованных окружной газетой.

Ежегодно, начиная с 2007 года, в школе проходят научные конференции школьников «Шаг в будущее», которые открывают новые имена талантливых учеников и служат стартовой площадкой для их дальнейших побед. На базе школы состоялись 3 районные научно-практические эколого-краеведческие конференции школьников "Мы – дети природы". Наши ученики выступают и побеждают на Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им.В.И. Вернадского в г. Москве, «Юность. Наука. Культура» в Обнинске.

В 2006 году школьное научное общество «Юный исследователь» было признано победителем в районном конкурсе «Лучший коллектив учащихся», 6 учеников получили Грант главы района в номинации «Лучший учащийся Сургутского района». В 2007-2008 учебном году Арантеева Л., Нюгломкина А., стали победителями в конкурсе «Лучший ученик Сургутского района». В декабре 2007 года Гудилова Маша получила Грант губернатора в номинации «Молодой исследователь».

В апреле 2010 г. во Всероссийских ХVII юношеских чтений им. В.И.Вернадского (г. Москва) Мултанова Алёна привезла Диплом призера и Грант Президента РФ в размере 30000 рублей.

Результаты научно-исследовательской деятельности школьников за 2010-2011учебный год:

  • Районный конкурс исследовательских работ младших школьников «Юниор» в рамках Всероссийской научно-социальной программы «Шаг в будущее», г. Лянтор - Диплом победителя.

  • Районная научно-практическая эколого-краеведческая конференция школьников "Мы – дети природы" с.Угут – 2 диплома 1 степени, 4 Диплома 3 степени.

  • Районная научно-практическая экологическая конференция "Молодежь исследует окружающую среду" д. Сайгатина – 2 Диплома 2степени.

  • Региональные «Бахлыковские чтения – 2011» - Дипломы участников.

  • XVIII Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского - Диплом лауреата, грамоты «За блестящую коллекцию и опыт её систематизации», в номинации «Лучшая коллекция», «За внесение обоснованных сомнений в проблему глобального потепления», «Лучшая работа, представленная сельской школой», в номинации «Лучшие архивные материалы», в номинации «Особо охраняемые природные территории; памятные Дипломы в номинации «Лучшая работа, выполненная на особо охраняемых природных территориях».

76 учеников в 2010-2011учебном году участвовали во Всероссийских дистанционных олимпиадах и чемпионатах; 13 учеников - в Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в проекте «Выставка-конкурс детского творчества «Красная книга глазами детей».

- «Лучший учитель Сургутского района» - 1 Диплом 1 степени.

- окружной конкурс «Эколог Югры», «Экология и мы»;

– окружной конкурс кабинетов родного языка;

- конкурс лучших учителей РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», 2009 год.

- Заочная II Международная научно-практическая конференция «Народное искусство и современность».

Во время школьных этнографических экспедиции по Большому Югану, состоявшихся осенью 2008-2009 гг., 2011-2012 гг., собран фольклорный и этнографический материал юганских хантов, практически не изученный в литературе. За 5 лет обрел свое лицо школьный краеведческий музей, в котором заново оборудована экспозиция «Русская изба» и этнографические экспозиции, основа последних - предметы быта юганских хантов юрт Каюковых, Ярсомовых, Чигаевых. Опыт учителя музыки «Звучат ли песни над Юганом?» опубликован в газете «Слово народов Севера»; в этом же году опыт работы 8 педагогов школы по формированию этноэкологического мировоззрения школьников (районная экспериментальная работа коллектива) опубликован в журнале «Экология в школе».

В 2010-2011 гг. 5 учителей представляли свой опыт на юбилейной научно-практической конференции «X Знаменские чтения», состоявшейся на базе Сургутского государственного педагогического университета.

Многие экспериментальные материалы ещё нуждаются в обработке. Требуется исследовательская позиция, чтобы осознать эти влияния.

В результате эксперимента предполагается:

• выявить полученные результаты, проблемы, успехи;

• скорректировать применяемые новшества;

• реализовать в более широком и массовом виде те новшества, которые оказались эффективны.

Таким образом, можно утверждать, что школа сделала определённые шаги по формированию этнического пространства и готова к следующему этапу экспериментальной деятельности.
Цели, гипотеза и задачи эксперимента
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эксперимента iconСтруктура отчета о ходе и результатах эксперимента
Отчет о результатах эксперимента – это документ, который содержит систематизированные данные о проведении эксперимента
Эксперимента iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование проблемного эксперимента –это форма применения химического эксперимента в обучении, дающая возможность организовать...
Эксперимента iconТехнология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)....
Технология оценивания (ТО) образовательных достижений учащихся была разработана в рамках эксперимента Российской академии образования...
Эксперимента iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Программы развития школы «Общеобразовательная школа – социокультурный центр», на реализацию Проекта образовательного эксперимента...
Эксперимента iconПрограмма эксперимента Управление качеством образования на этапе...
Проекта перспективного развития на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направлена на реализацию Проекта...
Эксперимента iconРеферат кварк-глюонная плазма, кварк-глюонные струны, флуктуации,...
Программу физических исследований эксперимента alice по ядро-ядерным столкновениям на Большом Адроном Коллайдере alice ppr physics...
Эксперимента iconПрограмма разработана в соответствии с: Рабочим учебным планом университета...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 11....
Эксперимента iconЭксперимента
Ступень – 5-8 классы – расширенное изучение языка в рамках предпрофильной подготовки
Эксперимента iconУрок биологии в 8 классе
Научить учащихся в ходе эксперимента делать выводы о строении и физиологии глаза
Эксперимента iconТематический план основные темы
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Эксперимента iconУрок Дата проведения
Развитие коммуникативных качеств личности и навыков совместной работы при проведении лабораторного эксперимента
Эксперимента iconСправочник М., 2011 Научные рецензенты
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Эксперимента iconТематика курсовых и диплом
...
Эксперимента iconПрограмма учебной дисциплины иностранный язык
Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978
Эксперимента iconОтчёт оу за 2012-2013 учебный год Тема эксперимента
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города тркутска средняя общеобразовательная школа №26
Эксперимента icon«Как подготовить детей к вступлению в самостоятельную жизнь?»
Педагогический совет «Ораторское мастерство учителя (защита идеи, эксперимента, опыта, технологии)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск