Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела»





Скачать 207.04 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела»
Дата публикации03.03.2015
Размер207.04 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт изобразительных искусств и музейных технологий

Кафедра истории, искусствоведения и музейного дела

ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс для студентов,
обучающихся по специальности 031500 – Искусствоведение


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий по специальности «Искусствоведение». Она также может быть использована студентами и преподавателями исторических и культурологических специализаций.

Цель курса – дать студентам представление о науке археологии, ее объекте, предмете и методах исследования, познакомить с основными закономерностями исторического и социального развития древних обществ, их культурного наследия. В курсе уделено внимание природе археологических источников и методам археологического познания, возможностям реконструкции исторической действительности древних обществ по остаткам их жизнедеятельности. Задачи курса: 1) Показать значение археологии как фундаментальной науки в изучении общества; 2) Ознакомить студентов с основными теоретическими и методическими основами дисциплины; 3) Раскрыть основные этапы развития человеческого общества.

Курс «Археология» связан с такими дисциплинами, как «Отечественная история», «Культурология», «Музееведение», «Охрана памятников истории и культуры», «История материальной культуры и быта», «Этнология», «История культуры», «Социология», «Религиоведение» и др.

В соответствии с ГОС:

ОПД.

Ф. 03


Основы археологии:

Археология в системе исторических дисциплин; ее задачи и методы. Археология и антропогенез. Изучение памятников материальной культуры, методы их консервации. Археологические культуры на территории России. Археология Древней Руси.




На изучение курса «Археология» у студентов дневной формы обучения отведено 120 часов, из которых 52 часа аудиторных, в том числе 34 лекционных и 18 практических. На изучение дисциплины у студентов заочной формы обучения также отведено 120 часов, из которых 12 часов аудиторных, в том числе 8 лекционных и 4 практических. Студенты заочной формы обучения также выполняют контрольную работу. Студенты очной формы обучения пишут реферат, с которым выступают на последнем занятии сессии, что является допуском к экзамену. Формой итоговой аттестации, как для студентов дневной формы обучения, так и для заочной, является экзамен.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего часов

В том числе

Лекции

Сем. и

практ.

СРС

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

I. Археология как наука:

I.1. Определение археологии, теория и методы

14

4

4

6

I.2. История и историография археологии

8

2

-

6

II. Эпоха камня:

II.1. Палеолит

4

2




2

II.2. Происхождение человека

8

2

4

2

II.3. Происхождение искусства

8

2

4

2

II.4. Мезолит

4

2

-

2

II.5. Неолит

4

2

-

2

III. Эпоха раннего металла:

III.1. Энеолит

10

4

-

6

III.2. Бронзовый век

10

4

-

6

IV. Ранний железный век

16

4

2

10

V. Славяно-русская археология

V.1. Древние славяне

10

2

2

6

V.1. Археология древнерусского города

12

2

2

8

VI. Античная археология

12

2

-

10

ВСЕГО ДЛЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ:

120

34

18

68

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1. Археология как наука, теория археологии, методы полевых археологических исследований, история и историография археологии


2


2


-


28

2. Каменный век (палеолит, происхождение человека, происхождение искусства, мезолит, неолит)



4



2



2



26

3. Эпоха металла (энеолит, бронзовый век, ранний железный век)


4


2


2


26

4. Славяно-русская и античная археология

2

2

-

28

ВСЕГО ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ:

120

8

4

108


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Археология как наука
Тема I.1. Определение археологии, теория и методы

Определение археологии и ее место среди исторических наук. Объект и предмет науки. Соотношение объекта и предмета. Основные источники. Археологические памятники и их типы. Поселения, городища, погребения. Культурный слой. Методы полевых и кабинетных исследований. Археологическая разведка. Археологический комплекс. Археологическая типология вещей. Археологическая культура. Проблема абсолютной и относительной датировки в археологии. Естественнонаучные методы в археологии. Спектрография, металлография. Дендрохронология, радиокарбонный анализ. Авиаразведка археологических памятников. Структура археологической науки. Использование данных лингвистики, антропологии, этнографии и других наук в археологии. Законодательство об охране памятников и проведении археологических раскопок.
Тема I.2. История и историография археологии.

Антикваризм – увлечение сбором памятников античности в XVI-XVIII вв. Раскопки Помпеи. Винкельман. Открытие древностей Египта. Успехи ассирологии. Расшифровка египетских иероглифов и клинописи. Работы Шлимана, Эванса. Идея естественного происхождения человека. Классификация Карла Линнея. Открытия Буше де Перта в долине Соммы. Поиски «недостающего звена». Теория эволюции Чарльза Дарвина. Находки костей гоминидов в юго-восточной Азии и Африке. Понятие «археологический век» и его условность. Первые попытки периодизации древнейшей истории человечества. Античная наука. Фукидид. Лукреций Кар. Зарождение археологической систематизации в XVII-XIX вв. Христиан Томсен и его периодизация. Работы Мортилье. Периодизация Моргана. Современная периодизация истории первобытного общества. Современная археологическая периодизация.
Раздел II. Эпоха камня
Тема II.1. Палеолит.

Области антропогенеза. Ископаемые антропоиды. Древние приматы. Человекообразные обезьяны. Рамапитеки. Проблема выделения человека из мира животных. Гипотезы о причинах и ходе антропогенеза. Теория Ф.Энгельса о роли труда в происхождении человека. Нижний палеолит. Олдувайская эпоха. Австралопитеки. Галечные орудия труда. Хозяйство. Жилища. Древнеашельская эпоха. Техника двусторонней оббивки. Пластины и рубила. Хозяйство. Использование огня, его роль. Использование дерева. Древнейшие стоянки Закавказья. Яштух. Сатани-Дар. Ашельская эпоха. Связь археологических эпох с ледниковыми. Нуклеусы. Остроконечники и скребла. Азыхская стоянка. Пещера Цона. Лука Врублевицкая. Мустьерская эпоха. Неандертальский человек. Природная среда. Совершенствование техники обработки камня, приемы вторичной обработки. Отжимная ретушь. Многочисленность типов орудий. Наконечник копья как первое составное орудие. Искусственные жилища. Тешик-Таш. Киик-Коба. Волчий Грот. Роль охоты. Первые погребения. Зачатки искусства. Верхний палеолит. Совершенствование техники обработки камня. Скребки. Резцы. Составные орудия. Распространение костяных орудий. Развитие охоты. Начало рыболовства. Типы позднепалеолитических жилищ. Сунгирь. Палеолитическое искусство и его значение. Счет в палеолите. Развитие абстрактных представлений. Женские статуэтки. Пещерная живопись. Капова пещера. Палеолит Сибири, его связь с западноевропейским палеолитом. Вопрос о времени заселения Америки.
Тема II.2. Мезолит.

Климат и ландшафт. Поиски новых форм хозяйства. Зарождение производящего хозяйства. Распространение лука и стрел. Микролиты и их назначение. Индивидуализация охоты. Использования собаки. Возрастание роли рыболовства, изобретение рыболовного крючка. Мезолитические жилища. Русско-Луговская стоянка. Три культурные зоны Восточной Европы: южная, лесостепная, лесная. Мезолитические могильники. Мезолитическое искусство. Расширение границ обитаемых земель. Переход к современной фауне и флоре.
Тема II.3. Неолит.

Определение неолита. Земледельческие и скотоводческие культуры. Развитие оседлости. Новые приемы обработки камня. Появление глиняной посуды. Зачатки горного дела. Красносельские шахты. Появление топоров, долот, молотков. Производительность каменного топора и его значение. Джейтун. Джебел. Кельтеминарские стоянки Средней Азии. Неолитические стоянки Черноморского побережья Кавказа. Днепро-донецкая культура. Буго-днестровская культура. Льяловская культура. Расселение на север. Оленеостровский могильник. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Неолитические стоянки Урала, Западной Сибири, Прибайкалья. Затяжной характер лесного неолита. Неолитическое искусство.
Раздел III. Эпоха раннего металла
Тема III.1. Энеолит.

Открытие металла и возникновение металлургии. Этапы развития цветной металлургии. Древнейшие металлургические центры. Рабочие качества медных орудий и преобладающее использование каменных. Развитие обмена. Изобретение колеса. Распространение производящего хозяйства. Анау. Намазга. Хозяйство. Орудия, керамика, жилища. Появление мечей. Энеолитическая культура Закавказья. Связи с передней Азией. Ранняя Трипольская культура. Лука Врублевицкая. Хозяйство. Поселения. Керамика, жертвенники, статуэтки. Социальный строй. Каменные и металлические орудия труда.
Тема III.1. Бронзовый век.

Общественное разделение труда по Ф.Энгельсу. Выделение пастушеских племен. Отцовский род. Появление бронзы, ее преимущества перед медью. Техника добывания и обработки меди. Техника бронзового литья. Вытеснение каменных орудий. Развитие обмена. Роль земледелия в хозяйстве скотоводов. Бронзовый век Закавказья. Связь с древневосточными цивилизациями. Куро-аракская культура. Триалети. Дольмены. Кобанская культура. Земледельческая Колхидская культура Закавказья. Расцвет Трипольской культуры. Жилища и их модели. Коломийщина. Планировка поселков и домов. Расписная керамика. Появление укреплений. Усатовская и Городская культуры. Корбунский клад. Кенотафы. Древнеямная культурная общность. Курганы. Михайловское поселение. Катакомбная культура. Срубная культура и ее происхождение. Погребение бронзолитейщика в дер. Калиновка. Клад из Сосновой Мазы. Курган у с.Ягодного. Бородинский клад. Племена Шнуровой керамики. Среднеднепровская культура. Волосовская культура. Фатьяновские племена. Абашевская культура. Галичский клад. Сейминская культура. Турбинский могильник. Бронзолитейная мастерская на р.Самусь. Распространение вещей сейминско-турбинских типов. Бронзовый век Сибири. Афанасьевская культура. Андроновская культура. Алексеевское поселение. Карасукская культура. Глазковские племена. Древние медные, оловянные и золотые рудники Сибири.
Раздел IV. Ранний железный век.

Значение открытия железа. Причины позднего открытия железа. Первое упоминание железа и древнейшие железные изделия. Сыродутный процесс. Роль железного топора. Ускорение процесса общественного развития в связи с открытием железа. Киммерийцы и скифы. Вопрос о происхождении скифов. Развитие коневодства и кочевого скотоводства в степях. Пашенное земледелие. Поселения. Рабовладение. Металлургия. Каменское городище. Курганы. Скифская триада. Крымские скифы. Савроматы и сарматы. Пережитки материнского рода. Новочеркасский курган. Оружие. Аланы, их погребения, оружие, прикладное искусство. Перещепинский клад. Культуры лесной полосы России. Дьяковская культура. Городища Троицкое и Щербинка. Позднедьяковское городище Березники. Городецкая культура. Днепро-двинская культура. Ананьинская культура. Пьяноборская культура. Гляденовское костище. Камень Дыроватый. Культуры Алтая и южной Сибири. Позднее появление железа. Пазырыкские курганы. Тагарская культура. Боярские писаницы. Таштыкская культура. Происхождение хакасов. Античные государства северного Причерноморья. Ольвия. Боспор Киммерийский. Херсонес. Пояление римлян в Причерноморье. Харакс.
Раздел V. Славяно-русская археология
Тема V.1. Древние славяне.

Вопрос о древних славянах. Культура Корчак. Лука Райковецкая. Роменско-Борщевская культура. Городище Новотроицкое. Поля погребений. Зарубинецкая культура. Связи с финскими племенами. Длинные курганы. Сопки. Меря и славянское заселение Волго-Окского междуречья. Кочевники раннего средневековья в Восточной Европе. Появление стремян и сабли. Салтаво-Маяцкая культура. Сарке. Белая Вежа. Маяцкое городище. Хазарский каганат. Печенеги, их погребение и оружие. Половцы. Волжская Болгария. Генезис волжских болгар. Танкеевский могильник. Большетарханский могильник. Елабужское городище. Ремесла. Болгар. Сувар. Монголо-татары. Селитренное городище (Сарай). Царевское городище (Новый Сарай). Синкретический характер культуры. Возникновение ремесла. Формирование феодальной государственности.
Тема V.2. Археология древнерусского города.

Причины возникновения городов. Развитие торговли. Киев. Новгород. Смоленск. Ладога. Псков. Волжский и днепровский торговые пути. Волоки. Гнездовские, ярославские, черниговские курганы. Варяги. Подъем городов XI-XII вв. Возникновение Москвы. Ремесла. Старя Рязань. Новгород. Смоленск. Упадок русских городов в результате монголо-татарского нашествия. Новый подъем Руси. Возвышение Москвы. Раскопки в Кремле, Зарядье. Московский Кремль. Ремесло Новгорода, Москвы, Смоленска. Торговые связи. Монетная система. Москва – центр русских земель.
Раздел VI. Античная археология
Археологические открытия в Средиземноморье. Исследования античных памятников Северного Причерноморья. Античные памятники Восточного Причерноморья и Средней Азии. Археология Греции. Сельское хозяйство. Ремесло. Торговля. Военное дело. Градостроительство. Быт. Строительное дело и архитектура. Искусство. Археология Рима. Особенности римской культуры и основные этапы ее развития. Сельское хозяйство. Ремесло. Торговля. Военное дело. Градостроительство и городское хозяйство. Быт. Строительная техника и архитектура. Искусство. Античные государства Северного Причерноморья. Проблемы колонизации Северного Причерноморья. Северо-Западное Причерноморье. Херсонес и его сельская округа. Южное побережье Крыма. Боспорское государство. Античные поселения Восточного Причерноморья и Закавказья. Античные памятники Средней Азии.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие 1. Археология как наука

2 часа

План:

  1. Объект и предмет археологии.

  2. Методы археологического исследования.

  3. Датирование в археологии.

  4. Структура археологии и ее место в системе наук.


Семинарское занятие 2. Методы полевых археологических исследований.

4 часа

План:

1. Археологическая разведка памятников.

2. Методика раскопок древних поселений и городищ.

3. Методика раскопок грунтовых и курганных могильников.

4. Полевая фиксация и документация, камеральная обработка.
Семинарское занятие 3. Происхождение человека

4 часа

План:

1. Гипотезы происхождения человека и их критический анализ (божественная, инопланетная, дарвиновская). Вопрос о времени (Африканская Ева) и месте появления человека современного типа (1.Африка: в Европу проник человек нового типа через Переднюю Азию, Кавказ, Балканы, вытеснил из Европы неандертальцев, которые проиграли экономически; 2) он возник везде, где обитает сейчас).

2. Роль труда и прямохождения в антропогенезе. Галечные орудия и начало труда.

3. Мышление и речь первобытного человека.

4. Формирование человека по данным палеоантропологии.
Семинарское занятие 4. Происхождение искусства

2 часа

План:

1. Концепции происхождения искусства.

2. Виды палеолитического искусства. Основные памятники палеолитического искусства.

3. Основные сюжеты палеолитического искусства как отражение духовного мира древних людей.
Семинарское занятие 5. Скифская эпоха Алтая и Минусинской котловины

2 часа

План:

  1. Характеристика природных условий Алтая и Минусинской котловины.

  2. Характеристика понятий «скифская эпоха», «раннескифское время», «ранние кочевники», «ранний железный век».

  3. Погребальные комплексы пазырыкской и тагарской культур.

  4. Хозяйство населения Алтая и Минусинской котловины.

  5. Мировоззрение населения пазырыкской и тагарской культур.


Семинарское занятие 6. Древние славяне

2 часа

План:

  1. Теории происхождения славян.

  2. Протославянские культуры (II в. до н.э. – II в. н.э.).

  3. Праславянские культуры (III-V в.).

  4. Славянские культуры VI-XIII вв.


Семинарское занятие 7. Археология древнерусского города

2 часа

План:

1. Археологическое изучение Древней Руси: особенности, источники и методы.

2. Древнерусские поселения: неукрепленные посёлки и города. Новгород. Ладога. Киев.

3. Материальная культура и быт (архитектура и строительство, жилища и интерьер, домашняя утварь, костюм и украшения, хозяйство и ремесло, средства передвижения).

4. Духовная культура (религия и верования, письмо и чтение, музыкальные инструменты и игры)

5. Торговля и международные отношения.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

(для студентов дневного обучения)

1. Жизнь в древнем Египте

2. Смерть в древнем Египте

3. Возникновение городов по данным археологии

4. Города Месопотамии.

5. Древние цивилизации Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро).

6. Древние культуры земледельцев Китая.

7. Древние клады как исторические источники.

8. Пермский звериный стиль.

9. Великий Зимбабве.

10. Русские крепости.

11. Русское вооружение 10-15 вв.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного отделения)

1. Палеолитическое искусство.

2. Андроновская культура.

3. Киммерийцы и скифы.

4. Савроматы, сарматы.

5. Курганы кочевников Алтая.

6. Тагарская и таштыкская культуры.

7. Античные города Северного Причерноморья.

8. Происхождение славянских культур.

9. Салтаво-маяцкая культура.

10. Древнерусские города IX-XIII вв.

11. Волжская Болгария. Золотоордынские города.

12. Русские города XIV-XV вв.

13. Древний Новгород.
Требования к выполнению реферата и контрольной работы
Выполнение реферата или контрольной работы для студентов заочного и дневного отделения является обязательным и осуществляется студентом самостоятельно.

В работе должно быть представлено изложение основного содержания темы на основе изучения 3-4 источников, подобранных студентом самостоятельно.

Работа должна включать в себя: план из 3-4 вопросов; содержание с обязательным выделением заголовков в точном соответствии с планом; заключение, в котором в тезисной форме выделяется самое главное в изложенной теме; список литературы, оформленный в соответствии с общепринятыми требованиями.

Все ссылки на дополнительную литературу даются по ходу изложения содержания темы контрольной работы и являются обязательными с указанием автора источника, названия его работы, выходных данных и цитируемой страницы.

Общий объем не более 18-20 страниц, работа должна быть напечатана и не содержать орфографических ошибок.

Степень самостоятельности и содержательности выполненной работы учитывается при выставлении экзаменационной оценки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Археология как историческая дисциплина.

  2. Археологические источники (специфика, классификация, информативность).

  3. Теория археологического источниковедения.

  4. Система основных археологических понятий (признак-тип-культура).

  5. Методика археологических исследований и полевая документация.

  6. Естественнонаучные методы в археологии.

  7. Археологическая периодизация. Абсолютная и относительная хронология.

  8. Правовая основа археологических исследований.

  9. Начало археологии. Функции древностей в культуре.

  10. Археология в Европе в XVIII-XIX вв.

  11. Археология в России в XVIII-XIX вв.

  12. Основные направления в отечественной и зарубежной археологии ХХ в.

  13. Основные проблемы антропогенеза.

  14. Эпоха палеолита. Общая характеристика, периодизация.

  15. Олдувайская эпоха и первичное расселение человека.

  16. Ашельская эпоха.

  17. Мустьерская эпоха.

  18. Проблема заселения Русской равнины в каменном веке.

  19. Верхний палеолит. Появление Homo sapiens.

  20. Археологические культуры верхнего палеолита.

  21. Происхождение искусства.

  22. Мезолит как историческая эпоха.

  23. Мезолит Европейской части России.

  24. Мезолит Сибири и Дальнего Востока.

  25. Неолит. Неолитическая революция. Неолитизация.

  26. Неолит Восточно-европейской равнины.

  27. Неолит Приуралья и Зауралья.

  28. Неолит Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  29. Искусство мезолита – неолита.

  30. Значение металлургии в развитии человеческой культы и общества. Металлургические провинции.

  31. Трипольская культура.

  32. Энеолитические культуры степной Евразии (древнеямная, ботайская, среднестоговская, афанасьевская).

  33. Энеолит и бронзовый век севера Европейской части России.

  34. Степные культуры эпохи бронзы Восточной Европы (КМК, катакомбная, синташтинская, петровская, андроновская).

  35. Лесные культуры Восточной Европы в эпоху бронзы (среднеднепровская, фатьяновская, балановская, абашевская, поздняковская, чирковская, приказанская).

  36. Памятники сейминско-турбинского типа в Северной Евразии.

  37. Культуры лесной и лесостепной полосы Западной Сибири эпохи бронзы.

  38. Культуры Южной Сибири в эпоху бронзы.

  39. Восточная Сибирь и Дальний Восток в эпоху бронзы.

  40. Искусство бронзового века Евразии.

  41. Освоение железа и его историко-культурные последствия.

  42. Скифо-сибирский мир европейской части России (киммерийцы и скифы, савроматы и сарматы).

  43. Скифо-сибирский мир азиатской части России (пазырыкская, тагарская, уюкская, саргатская культуры).

  44. Культуры раннего железного века лесной полосы Восточно-европейской части России (днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская).

  45. Культуры раннего железного века лесной полосы Сибири и Дальнего Востока (кулайская, янковская, урильская, польцевская, кроуновская, ольгинская, охотская, берингоморская).

  46. Античные государства Северного Причерноморья.

  47. Искусство скифской и гунно-сарматской эпох.

  48. Великое переселение народов. Культуры хунно-сарматской эпохи евразийских степей.

  49. Происхождение славян по археологическим и письменным источникам.

  50. Культура восточных славян периода Древнерусского государства.

  51. Древнерусские города IX–XIII вв.

  52. Финно-угры в составе Древней Руси.

  53. Финно-угры Приуралья и угро-самодийцы Зауралья.

  54. Раннесредневековые государства Южной Сибири.

  55. Кочевники Восточной Европы.

  56. Волжская Болгария.

  57. Восточная Сибирь и Дальний Восток в эпоху раннего средневековья.

  58. Золотая Орда.

  59. Русь во второй половине XIII–XV вв.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мартынов, Анатолий Иванович. Археология : учеб. / А. И. Мартынов. - изд. 5-е, перераб. - М. : Высшая школа, 2005. - 446, [1] с.

Мартынов, Анатолий Иванович. Методы археологического исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Мартынов, Я. А. Шер ; Ред. О.Ю.Смирнова. - , 2-е изд., испр.и доп. - М. : Высшая школа, 2002. - 237, [3] с.

Щапова, Юлия Леонидовна. Археологическая эпоха: хронология, периодизация. теория. модель : моногр. / Ю. Л. Щапова. - М. : КомКнига, 2005. - 189 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / Байбурин А.К. – Л., 1983.

Брей, У. Археологический словарь / Брей У., Трамп Д. – М., 1970.

Керрам, К. Боги, гробницы, ученые / Керрам К. – М., 1986.

Колесов, В.В. Мир человека в слове древней Руси / Колесов В.В. – Л., 1986.

Столяр, А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д.Столяр. – М.: Искусство, 1985. – 299 с.

Марков, Г.Е. История хозяйства и материальной культуры / Мар­ков Г.Е. – М., 1979.

Медведь, А. Н. Музеефикация памятников археологии в России: прошлое и настоящее / А. Н. Медведь. - М. : ГНОМ, 2004. - 80 с.

Померанцева, Н.А. Первобытное искусство. От древнейших культур к ранним цивилизациям / Н.А. Померанцева. – М.: Белый город, 2006. – 47 с. (сер. Эпохи. Стили. Направления).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconСовременный офис учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс
Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconИнформационно-правовые системы учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина: археология
Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре истории и музееведения Тюменского государственного института искусств...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconПрограмма курса для специальности №020900 Искусствоведение
Курс «Искусство Византии» является общепрофессиональной (базовой) дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности №020900...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 031500 Искусствоведение пояснительная записка данная программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск