Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 342.6 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
страница1/3
Дата публикации06.10.2013
Размер342.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОГСЭДВ.01 «Мировое литературное наследие»
Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности
070102 «Инструментальное исполнительство»

070104 «Вокальное искусство»

070106 «Хоровое дирижирование»

070113 «Теория музыки»

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

070102 «Хореографическое искусство»

070201 «Актерское мастерство

(среднее профессиональное образование)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………..3
Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………3
Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины………………………….7
Учебно-тематический план…………………………………………………………...7
Формы контроля……………………………………………………………………….8
Содержание учебной дисциплины……………………………………………………8
Контрольные задания…………………………………………………………………14
Библиографический список…………………………………………………………..20

Пояснительная записка



Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Мировая литература» предназначен для студентов колледжа искусств. Материалы данного учебно-методического комплекса разрабатывались в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (повышенный уровень), утвержденного Министерством образования РФ, с учётом рекомендаций, изложенных в программах по истории зарубежной литературы 20 века:

1. «История зарубежной литературы 20 века» (Составитель: профессор Л. Г. Андреев). - М., 1994.

2. Учебное пособие «Практические занятия по зарубежной литературе» (Под ред. проф. Н. П. Михальской и проф. Б. И. Пуришёва). - М., 1981.

3. «История зарубежной литературы 20 века» (Автор: Н. С. Гребенникова). - М., 1999.

4. Зарубежная литература 20 века: Практикум. Составление и редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. - М., 1999.

Структура учебно-методического комплекса складывается из следующих компонентов:

1. Тематический план курса по истории мировой (зарубежной) литературы 20 века. Материалы курса базируются на сочетании национально-хронологического принципа с теоретическим. В тематический план включены представители следующих национальных школ: Франции, Германии, Австрии, Великобритании, США, Латинской Америки. К каждому разделу приложен список основных учебников, учебных пособий и научно-критических работ. В рамках каждой национальной литературы, по возможности, выдержана следующая периодизация: литература 1910-1940гг., литература 1950-1990 гг. Фактологический материал выверен по данным «Большого энциклопедического словаря» (1998).

2. Семинарско - практические занятия.

Учитывая то, что студенты - старшекурсники владеют методикой целостного анализа произведения, темы предложенных семинарско - практических занятий строятся по принципу выборочного анализа и сосредоточены на наиболее важных компонентах текста и отдельных категориях поэтики Обоснование этого подхода развернуто в разделе «Содержание учебной дисциплины».

3. Планы коллоквиумов.

На коллоквиумы вынесены проблемы тех национальных литератур, которые, как правило, не входят в основной лекционный курс.

4. Задания для самостоятельной работы студентов.

Задания для самостоятельной работы составлены в соответствии с общим замыслом учебно-методического комплекса и направлены на отработку, углубление и конкретизацию отдельных теоретических понятий и категорий поэтики. Они могут быть использованы в качестве спецвопросов, тем сочинений и эссе, контрольных работ, для самоконтроля; могут служить опорной базой для формирования зачетных и экзаменационных заданий или тестов. Их выполнение предполагает большую степень самостоятельности и углубленных навыков анализа и интерпретации текста. Предложенные варианты контрольных работ, сочинений, эссе дают возможность их вариативного использования в зависимости от степени изученности программного материала.

Учебно - методический комплекс строится с учетом общих требований, предъявляемых к студенту гуманитарного колледжа. Создание настоящего учебно-методического комплекса предусматривает:

1. Изучение узловых проблем литературной жизни в общем контексте общественно - духовной ситуации эпохи.

2. Раскрытие закономерностей существования современных эстетических явлений в процессе углубленного анализа мировоззренческих основ творчества писателей.

3. Соединение культурологического, концептуального и стилистического подходов, то есть включённость в общую социологическую программу. Отсюда внелитературные факторы: философские, идеологические, социологические, психологические

4. Выявление особенностей национального менталитета, формирующего тип культурного сознания, в пределах отдельной национальной литературы.

5. Определение художественного сознания, особенностей мировидения, поэтики и в рамках творческой парадигмы отдельного автора, и в общем культурологическом подтексте национальной мировой традиции.

6. Восстановление ценностных критериев в оценке литературных явлений и создание относительно приближенной к оригиналу картины развития Мировой литературы XX века.

Автор осознаёт, что при всем стремлении к объективности в отборе имен, художественных идей и стилевых форм трудно избежать субъективности в системе самих критериев отбора и оценки художественных явлений. Но это только подчеркивает, что предложенный материал не претендует на абсолютность и законченность и представляет возможность сотворчества со стороны студентов: включения новых имен, идей, творческой полемики.

В соответствии с общим замыслом, учебно-методический комплекс предлагает оптимальный охват материала, ориентируясь на количество часов, отведённых на дисциплину «Мировая литература» по учебному плану. Материалы учебно-методического комплекса могут быть использованы студентами как фактологическая база для самостоятельной работы. Предлагаемый УМК не предусматривает буквального воспроизведения на практике, но видится автору как основа для возможных решений в зависимости от читательского опыта, филологического уровня и исследовательской компетентности студентов. Предлагаемый ареал тестов составлен с учетом публикаций на страницах журнала «Иностранная литература». УМК может быть реализован в двух вариантах: минимальном и оптимальном. Первый - рассчитан на элементарное усвоение программного материала, второй ориентирован на студентов, наиболее подготовленных в теоретическом и интеллектуальном отношении.

Более того, вариативность использования УМК зависит от оснащенности текстами, что является одной из основных проблем для колледжа, не имеющего в настоящий момент достаточно полного библиотечного фонда.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Мировая литература» составлен на основе Примерной программы учебной дисциплины «Литература» для средних специальных учебных заведений, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Научно-методическим центром среднего профессионального образования (М., 1997).

Цель литературного образования - приобщение студентов к богатствам художественной литературы, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и на этой основе формулирование эстетических вкусов и потребностей.

Цель УМК- научить читать, понимать, анализировать, говорить и писать о прочитанном. Поэтому анализ текста - это основная форма работы над произведением. Для достижения этой цели предполагаются следующие задачи:

-чтение и изучение произведений литературы;

-формирование той или иной филологической гипотезы; развитие эмоциональной культуры личности;

-умение взглянуть на текст «глазами» различных методов (описательного, исторического, структурного, поэтического, семантического);

-установление разницы между авторским замыслом, трактовкой и анализом;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью;

-установление разницы между чтением и расшифровкой, удовольствием от текста и изучением текста.

К концу обучения студенты должны овладеть:

1. Историко-литературными знаниями:

освоить основные характеристики и понятия по теории литературы; иметь представление об особенностях литературных направлений, освоить минимум сведений о жизни и творчестве писателей, извлекать моралите, т.е. соотносить литературное произведение с нравственными ценностями.

2.Теоретико-литературными знаниями, т. е. иметь представление:

о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы; о родах и жанрах литературы; о поэтике произведения.

К студентам предъявляются следующие требования:

- знать содержание изученных произведений; знать оценки их в критике;

- уметь формулировать свое отношение;

-писать рецензии на самостоятельно прочитанные произведения;

- писать сочинения или рефераты о творчестве писателей;

-составлять план, тезис, конспекты литературно-критической или публицистической статьи;

-писать письменные работы в различных жанрах (этюд, аннотация, комментарий, эссе, послесловие).
При освоении учебного материала студенты проходят этапы исследовательской творческой деятельности:

а) scriptor - добросовестный слушатель лекций, пересказчик текстов и переписчик готовых тезисов;

б) compilator - студент умеет пояснить смысл прочитанного, но ничего не добавляет от себя, не способен к аналитической деятельности;

в) auctor- излагает собственные мысли, опираясь на авторитеты;

г) commentator - проясняет смысл и создает собственные версии.

УМК сочетает в себе разные виды анализа художественного произведения; пообразный, «вслед за автором», - фрагментарный, жанровый, сопоставительный (2-3 автора, пишущие на одну тему), философический, стилистический и другие.

Читать, понимать и анализировать мало, - надо еще уметь говорить и писать о прочитанном, поэтому многие темы в разделах данного УМК п сформулированы проблемно. Кредо УМК: от репродуктивного восприятия - к творческому мышлению. Каждый раздел УМК - это переход на новую, творческую ступень.
Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса.

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся на базе 10-11 классов по специальностям:

-« Инструментальное исполнительство».

-« Вокальное искусство».

-« Хоровое дирижирование»

- «Музыкальное искусство эстрады».

- «Хореографическое искусство».

- «Актерское искусство»

повышенного уровня среднего профессионального образования, утвержденного Министерством

Образования РФ;

- рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов общеобразовательных дисциплин учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- примерной программы по учебной дисциплине «Мировое литературное наследие»;

- педагогического опыта составителя.

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины


Индекс дисциплины

Всего час. максим. уч. нагрузки студента

В т.ч. часов обязат. уч. занятий

ОГСЭДВ.01

48

36


Самостоятельная работа студентов по семестрам.


Всего часов

5 семестр

6 семестр

12

6

6


Общая трудоемкость дисциплины

III курс


Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам


Аудиторные

практические

занятия


48

5
18

6
18

Итоговый контроль




Контрольный урок

Контрольный урок


Учебно-тематический план




Наименование темы

Количество часов

лекции

семинары

всего

1

Введение. Эстетика и менталитет 20 века.

2




2

2

Франция.

Литература 1910-1940 годов.

4




4

3

Франция.

Литература 1950-1990-х годов. Исторические и художественные координаты нового периода.

4

2

6

4

Германия.

Литература 1910- 1940-х годов.

4




4

5

Германия. Литература 1950-1990-х годов

4




4

6

Великобритания.

Особенности национального менталитета и тип культурного сознания.

4

2

6

7

Великобритания.

Изменение социально-политической ситуации и её отражение в духовной сфере, новые тенденции.

4




4

8

Соединенные Штаты Америки.

Литература 1910-1940-х годов. Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала 20 века. Литература «потерянного поколения».

2

2

4

9

Швейцария. Герман Гессе. Формирование философских и эстетических взглядов. Влияние философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Юнга. Синтез западной и восточной философии в творчестве.


2




2




Итого:







36


Формы контроля
Основу курса составляет проблемная лекция. Отдельные вопросы обсуждаются дискуссиях, собеседованиях, индивидуальных творческих работах (сочинениях). В конце курса проводится контрольный урок.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Гидрогеология: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Гидрология». Тюмень: Издательство...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»). – Б.: Бфэк, кафедра кредитных...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по Юриспруденции
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика обучения эстрадному пению» составлен в соответствии
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconОрганизация секретарского обслуживания учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов багсу, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности iconСовременный офис учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск