Скачать 250.04 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №33»
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности Принята на Совете школы протокол № 4 от « 24 » апреля 2012 г. 2012 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы 1.Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15. 01.96 Федеральным законом от 13.01.96 № 12-ФЗ с изменениями на 22.10.07). 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. (Утверждено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.97 № 212). 3. Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251 -03 (введенные 20июня 2003года постановлением Главного Санитарного врача РФ 3 апреля 2003г. № 27 Д). 4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16). 5. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей. Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006 №06-1844) 6.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 7. Конвенция о правах ребенка 8. Концепция модернизации российского образования 9. Устав МОУ «Средняя школа №33» Дополнительное образование - это система работы государственного образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дополнительного образования детей. Образовательный процесс в условиях школьного сообщества позволяет сформировать «развивающее» пространство учреждения, быстро и точно реагировать на «вызов времени» в интересах семьи, реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся в рамках интеграции основного и дополнительного образования. Интегрированный процесс позволяет наиболее полно объединять учебную и внеурочную сферы деятельности ребенка, корректировать образовательную траекторию обучающихся, влиять на функциональный комплекс образовательных и социокультурных процессов. Запрос общества на сегодняшний день требует переосмысления накопленного в дополнительном образовании опыта, сравнения запросов общества с теми результатами, которые дает современная школа. Таким образом, умелое прогнозирование, оптимальное удовлетворение социального запроса ребенка и его семьи, системность работы направлений дополнительного образования смогут обеспечить создание современных условий для творческого развития, духовно - нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды. Художественно-эстетическое направление является одним из важных направлений дополнительного образования. Здесь особое значение придаётся повышению уровня физического и психологического развития обучающихся, создания положительной мотивации к здоровому образу жизни. Актуальность разработки данной программы Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и т. д. Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Задача школы – направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия. Кроме этого, чтобы ребенок не потерялся в современной жизни, важно уже в школе помочь ему с самоопределением, показать, как можно правильно реализовать свои возможности. Досуговая и дополнительная образовательная деятельность организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в мероприятиях. Цель данной программы Создание условий для эффективного развития воспитания, дополнительного образования детей, подростков в образовательном социуме. Основные задачи программы - развитие школьной системы дополнительного образования; - формировать положительное отношение к здоровому образу жизни; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур; - определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития; - целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию. Ценностными приоритетами программы дополнительного образования детей являются:
Формы организации программы
Ожидаемые результаты реализации программы: Реализация программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности обучающихся призвана способствовать:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Увеличение охвата обучающихся, занимающихся дополнительным образованием, участием в разнообразных видах и формах состязательного и творческого характера на уровне образовательного учреждения, на окружном, на муниципальном, на республиканском уровнях. Дополнительная программа физкультурно-спортивной направленности представлена следующими программами:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 33» «Утверждаю» директор школы Николаева Ю.И.. « » ________ 2012г. Рабочая программа дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры» срок реализации 1 год Разработчик: Экман С.А., учитель физической культуры Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете методическом объединении Протокол № 11 Протокол № от « » 2012 г. от « » июня 2012г 2012 г. Пояснительная записка В секцию спортивных игр (волейбол, баскетбол) принимаются желающие заниматься волейболом и баскетболом и имеющие разрешение врача. Прием начинающих в секцию производится в начале учебного года, который обычно совпадает с началом подготовительного периода – в сентябре, октябре. Однако это не исключает возможности приема и комплектования учебных групп и команд на протяжении календарного года. Учебно-тренировочные занятия в секции проводятся в форме организованного урока по общепринятой схеме согласно расписанию. Задачи программы
Учебно-тренировочные занятия и соревнования должны проводиться при строгом соблюдении требований по врачебному контролю над занимающимися. Места для занятий должны отвечать существующим санитарно-гигиеническим требованиям. Особое внимание следует уделять воспитательной работе с занимающимися. Занятия и соревнования должны воспитывать у занимающихся спортивное трудолюбие, настойчивость, смелость, решительность, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свои действия перед коллективом, уважение к товарищам и другие качества. Подготовка общественных инструкторов и судей из числа занимающихся должна обеспечиваться путем освоения ими теоретического материала программы, прохождения инструкторской практики, практики судейства в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований. Учебно-тренировочные занятия в секции спортивных игр (волейбол, баскетбол) проводятся круглогодично согласно плану работы. Планирование учебно-тренировочных занятий строится на основе учебных материалов. В них предусматриваются теоретические и практические занятия, а также сдача контрольных нормативов. Задачи и содержание работы по периодам годичных тренировочных циклов. Основная задача подготовительного периода – подготовить команду к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. В ходе тренировочных занятий этого периода, помимо обеспечения всесторонней физической подготовленности и повышения спортивной работоспособности, проводится комплектование игроков в состав команды. Отрабатываются новые приемы техники и тактики, которые намечается применять в соревновательном периоде. Содержание и методика тренировки в осенне-зимнем и весенне-летнем подготовительных периодах имеют много общего. Изменения происходят только в содержании средств общей и специальной физической подготовки в связи с переходом осенью для занятий в зал. На первом этапе подготовительного периода основное внимание уделяется общей и специальной физической подготовке, на базе которых проводится дальнейшее совершенствование специальных физических качеств и технической подготовки. Основные средства подготовки на данном этапе: общеразвивающие гимнастические упражнения без предметов, с предметами и на снарядах, ходьба, бег, волейбол, футбол (по упрощенным правилам), упражнения по технике игры, акробатические упражнения. Основные формы занятий на этом этапе: специализированные и комплексные занятия по общей, специальной физической подготовке с постепенным увеличением объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени их интенсивности, с учетом возраста, пола и уровня спортивной квалификации занимающихся. Основные задачи этапа специальной подготовки: дальнейшее совершенствование специальных физических качеств – скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, ориентировки, быстроты реакции, элементов техники, наигрывание отдельных звеньев и команды в целом. Этап предсоревновательной подготовки ставит своей задачей приобретение спортивной формы и втягивание игроков в специфическую соревновательную работу. На этом этапе проходит дальнейшее совершенствование специальной физической и технической подготовки, овладение приемами тактики игры отдельных баскетболистов, звеньев и команды в целом, совершенствование моральной, волевой и психологической подготовки команды, налаживание согласованных тактических взаимодействий против различных систем нападения и защиты, определение основного и резервного состава команды. Основные средства тренировки: специальные комбинированные упражнения, приближенные к условиям соревнований, упражнения в овладении приемами игры в усложненной обстановке с преодолением активного сопротивления соперника; учебно-тренировочные двусторонние игры; товарищеские и контрольные игры с различными командами. Основные формы тренировки на данном этапе: комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке, тематические игровые тренировочные занятия и соревнования. Соревновательный период каждого цикла начинается с участия команд в официальных календарных соревнованиях на первенство коллектива, района и города. Учебно-тематическое планирование
Литература
Москва «Просвещение», 2007 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 33» «Утверждаю» директор школы Николаева Ю.И.. « » ________ 2012г. Рабочая программа дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры» срок реализации 1 год Разработчик: Черёмухин С.Л., учитель физической культуры Обсуждена и согласована на Принята на педагогическом совете методическом объединении Протокол № 11 Протокол № от « » 2012 г. от « » июня 2012г 2012 г. Пояснительная записка Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу. Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей рассматривают в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка. Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя Цель программы Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств Задачи программы
Направленность занятий Занятия различаются по направленности. Практические занятия можно разделить на однонаправленные, комбинированные, целостно- игровые, контрольные. В теоретических занятиях выделяют лекции, семинары, беседы, зачеты. Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки (технической, тактической, физической подготовке). Комбинированные включают материал двух – трех компонентов в различных сочетаниях. Целостно- игровые построены на взаимосвязи сторон подготовки баскетболистов с использованием метода сопряженных воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в баскетбол, игровых тренировок. Показателями результативности программы являются:
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся. Содержание программы Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований, техники безопасности, правила подбора одежды для занятий. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Должны уметь организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять ошибки. Учащиеся должны уметь определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Знать и применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Тематическое планирование Основы знаний (4 часа). Техника безопасности на занятиях баскетболом. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей. Общая и специальная физическая подготовка (14 часов). Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. ^ Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, смешанные висы и упоры, соскоки. ^ Упражнения на развитие силы: упражнения с набивными мячами 1-3 кг, упражнения с гимнастическими гантелями, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейке, от пола. Упражнения на развитие мышц брюшного пресса ( поднимание туловища, лежа на полу за время, на количество раз). Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении. ^ Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках. Бег. Специально беговые упражнения. Стартовые рывки с места из различных исходных положений (из упора лежа, присев, спиной и т.д.) на отрезках до 10-20м, с количеством повторений до 2-4 раз. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Бег с сопротивлением. Ускорение из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40,60,100м. Кросс 500-1000м. Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика. Серийные прыжки с доставанием предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Прыжки через гимнастическую скакалку, скамейку. ^ Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота», «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее». Техническая подготовка (26 часов). Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком. Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением. Ведение мяча со сменой рук. Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя – от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест, в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника. Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения в два шага. Бросок мяча после ловли мяча и ведения. Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. ^Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1х1. Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Тактическая подготовка (18 часов). Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без смены мест. Позиционное нападение (5:0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1:1). Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. Соревнования (5 часов). Знать правила игры в мини-баскетбол, баскетбол. Применять технические приемы и тактические действия в игре. Участвовать в спортивных соревнованиях, праздниках т.п. Тестирование (3 часа). В начале учебного года (вводный контроль), в середине (текущий контроль), итоговый контроль в конце учебного года. Тестовые испытания соответствуют возрасту учащихся. Контрольные испытания определяют уровень физической подготовленности и развития двигательных качеств: прыгучести, координации движений, скорости и выносливости. Нормативы технической подготовки определяют уровень владения навыками ведения мяча, бросков из различных положений, способов передвижения по площадке. Учебно-тематическое планирование
Методы и формы обучения Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. ю Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнений, наглядных пособий, видеофильмов. Практические методы: - метод упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Главным из них является метод круговой тренировки, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучюащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей обучающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Ожидаемые результаты В области воспитания: - адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация; - развитие коммуникативных качеств; - формирование морально-волевых качеств. В области физического воспитания: - потребность в здоровом и активном образе жизни; - стремление к физическому совершенствованию; - стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол. Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся. По окончании учебного года уровень знаний, умений и навыков обучающихся должен соответствовать требованиям контрольно-переводных нормативов. Литература Баскетбол. Справочник болельщика/Серия «Мастер игры». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-352 с. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2006.- 100 с. Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с. Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2002 Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11кл.; Метод. Пособие.-М.:Дрофа, 2003.-176 с. Кузин В. В., Полиевский С.А. Баскетбол. Начальный этап обучения.- Изд.2-е- М.: Физкультура и спорт, 2002.-136с. Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов с ссузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с. Полиевский С.А., Костикова Л.В., Давыдов А.М., Ерофеев С.Д. Специальная подготовленность баскетбольных арбитров. Оценка и совершенствование. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 168 с., ил. |
Городской детско-юношеский центр физической культуры и спорта как... Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей... | Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности Дополнительное образование, в отличие от основного (школьного), ориентировано на личность каждого обучающегося, своеобразно более... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является учебной программой по мини-футболу для сдюсшор.... | Красноярского края Методическая папка адресована инструкторам-методистам спортивных организаций и образовательных учреждений физкультурно-спортивной... | ||
Рабочая программа объединения по интересам «Компьютерная графика» Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика», научно-технической... | Программа разработана педагогом дополнительного образования Громовым... Дополнительная образовательная программа «Юный солдат» относится к военно-патриотической направленности. Реализуется программа на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Распределение средств основной гимнастики с учетом направленности и видов физкультурно-спортивной деятельности | Рабочая программа объединения по интересам «Клуб юных кинолюбителей» Дополнительная образовательная программа: модифицированная дополнительная образовательная программа «Клуб юных кинолюбителей», художественно-эстетической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомство с учреждением дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Обсуждение графика выполнения всех видов... | Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами Спорт, духовные ценности, культура. Вып восьмой. Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами:... | ||
Пояснительная записка Программа «Шахматная азбука» Программа «Шахматная азбука» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой общекультурного уровня освоения... | Реализуемые основные и дополнительные образовательные программы Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Фортепиано» (5 и 7 лет обучения) | ||
Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.... | Программа физкультурно спортивной направленности. В группу первого... Задачи: формирование знаний учащихся о развитии животных, учить рассуждать, делать выводы, умение работать с текстом | ||
Программа по хореографии Возраст: 7-11 лет Дополнительная образовательная программа по занятиям хореографией относится к художественной направленности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детско-юношеская спортивная школа городского округа Краснознаменск Московской области (мбоу дод дюсш) является муниципальным бюджетным... |